Решение №6083 РЕШЕНИЕ по делу № 056/06/64-490/2019 от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Стройпартнер» на действия ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБПОУ «ООККиИ», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская/пер. Ивановский д. 25/32 (номер извещения  № 0853500000319005678),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.06.2019 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройпартнер» (далее – Заявитель) на действия ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБПОУ «ООККиИ», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская/пер. Ивановский д. 25/32 (номер извещения  №  0853500000319005678) (далее – закупка).

В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

Из жалобы следует, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, материалам, используемым при выполнении работ, а также к материалам, которые являются расходными (каболка, электроды), полагает, что Заказчиком установлены показатели, не соответствующие ГОСТ.

Представитель Заказчика с доводами жалобы согласился, указал, что при составлении документации были допущены технические ошибки.

  В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:

31.05.2019 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБПОУ «ООККиИ», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская/пер. Ивановский д. 25/32 (номер извещения  №  0853500000319005678).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 56 342 390,00 рублей.

Аукционная документация утверждена Заказчиком.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться  следующим: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Заказчиком в п. 27 Информационной карты документации закупки установлена следующая Инструкция по заполнению заявок:

«…Символ «<» и слова «менее», «ниже» - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения. Символ «>» и слова «более», «свыше», «выше» - означают что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения. Символ «≥», слова «не менее», «не ниже», «не темнее» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. Слова «не более», «не выше», «не ранее», «не позднее», символ «≤» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему. В случае символа «тире», установленного между значениями следует читать как необходимость указания конкретного показателя из диапазона, включая крайние значения (за исключением показателей фракции). В случае, если значения параметра указаны с использованием символа «запятая», союза «и», - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя, указанных через данные символ, союз. В случае, если значения параметра указаны с использованием союза «или» или символа «;», «/» - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений, указанных через данный символ. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «от», то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя, равное или превышающее значение, установленного настоящей документацией для которого установлено минимальное значение. В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: «до», то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя, меньшее установленного настоящей документацией для которого установлено максимальное значение (за исключением показателей со значением «включительно»). В случае, если значения представлены со словами «диапазон», «предел», «в диапазоне», «в пределах» то участнику закупки необходимо указать весь диапазон значений, включая крайние значения. В случае, если значения параметра указаны после знака двоеточие «:» с перечислением через запятую «,», то участнику необходимо предоставить одно из указанных значений.  В случае, если значения представлены в виде «максимального» показателя, то участнику закупки необходимо указать конкретное значение менее указанного показателя или равное ему. В случае, если значения представлены в виде «минимального» показателя, то участнику закупки необходимо указать конкретное значение более указанного показателя или равное ему. В случае символа «*» участнику следует читать как необходимость указания установленного диапазонного значения, либо диапазонного значения, входящего в указанные пределы, крайние значения входят в установленный диапазон. Знаком «-X…+Y» (где X и Y числовые значения)  отмечены диапазонные показатели, участник закупки должен указать установленное диапазонное значение, либо диапазонное значение, входящее в указанные пределы, крайние значения входят в установленный диапазон. При указании в первой части заявки диапазонного значения показателя не допускается ухудшение диапазонного значения относительно требований аукционной документации (Описания объекта закупки), ГОСТ, СНиП и иных стандартов предусмотренных законодательством РФ. Символ «\», соответствует смысловому значению предлога «и». Символ «\», разделяющий требуемые параметры, а также разделяющий требуемые значения следует читать как «и», он означает, что в заявке на участие в аукционе должны быть предложены одновременно все перечисленные через «\», требуемые значения по всем перечисленным через «\», требуемым параметрам.

Если в сведениях о товаре значение показателя установлено как конкретное значение с погрешностью, наименование которого указывается как «__ ± __», то участником закупки должен быть предложен товар со значением показателя, соответствующим заявленным требованиям, то есть точно таким же.

В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов «точка с запятой», «запятая», в любом сочетании - необходимо указать одно значение до символа «,» и одно после символа «,» , при этом сделав выбор между значениями, непосредственно разделенными символом «точка с запятой». Символ «,» в таком случае имеет приоритет перед символом «;».

В случае если в требуемых параметрах и/или требуемых значениях представлено несколько вариантов сортов, типов и видов, то необходимо указать характеристики к каждому из них, которые соответствуют техническому заданию. В случае, когда требуемый параметр не подходит к выбранному участником товару, участник должен либо не предоставлять данный показатель, либо поставить прочерк, либо писать «не нормируется». Первая часть заявки не должна содержать слов «или эквивалент», «должен быть», «должен иметь», «может быть», «не должен быть», «должен соответствовать», «предпочтительно», «допускается», «допускаются», «рекомендуется», «требуется», «возможно», «необходимо», «желательно», «следует» и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. При использовании слова «допускается», «возможно» подразумевается как наличие показателя, так и его отсутствие. Участнику следует указать на наличие или отсутствие показателя. Требование «и/или» - означает, что участник может предоставить как одно значение на выбор, так и оба значения.

В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, или в случае если данная характеристика отсутствует у выбранного материала (товара), то по данным параметрам следует ставить прочерк «-», либо указывать «не нормируется», либо указать «отсутствует», либо иным способ указать на отсутствие характеристики материала (товара). Указание конкретного значения будет расцениваться как предоставление недостоверных сведений о товаре.

При несоблюдении указанных требований аукционная комиссия отказывает участнику аукциона в допуске участия в аукционе и (или) принимает решение о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным настоящей документацией об аукционе.».

В Техническом задании аукционной документации Заказчиком среди прочих установлены следующие требования:

По поз. 2:

Краски масляные земляные

Массовая доля пленкообразующего вещества должна быть не менее 12,4*%. Массовая доля летучих веществ должна быть не более 7,0*%. Укрывистость невысушенной пленки краски должна быть не более 65*г/м2. Степень перетира должна быть не более 45*мкм. Время высыхания при температуре (20±2) °С до степени 3 должно быть не более 24*ч. Твердость пленки по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы, должна быть не менее 0,05*. Марка должна быть МА-015 сурик железный, МА-015 мумия. Густотертые масляные краски перед применением должны быть разведены олифами в количестве 30-40*% от массы густотертой краски. Краски должны быть разведены олифами натуральными или комбинированными. Плотность краски должна быть 1,6-3,1*г/см3. Марка олифы комбинированной рекомендуется К-3/К-5. Должны соответствовать действующему ГОСТ 8292-85.

 

Заказчик указал две марки красок: Марка должна быть МА-015 сурик железный, МА-015 мумия.

В таблице 2 ГОСТ 8292-85 Краски масляные цветные густотертые. Технические условия установлено:

 

 

 

В соответствии с ГОСТ 8292-85 «Краски масляные цветные густотертые. Технические условия»  значения показателей для каждой марки различны: для марки МА-015 сурик железный – массовая доля пленкообразующего вещества не менее 12,4%, для марки МА-015 мумия – не менее 13,0%. Массовая доля летучих веществ для марки МА-015 сурик железный  – не более 6,5% и для марки МА-015 мумия – не более 7,0%.

Таким образом, Заказчик позволяет участникам закупки указать значения показателей, которые будут соответствовать требованиям Технического задания, но противоречить ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение. На основании изложенного, Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, методы определения указанных показателей установлены в ГОСТ 17537-72 «Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ», т.е. требуют проведения испытаний.

По поз. 18 Заказчиком установлено:

Листы гипсокартонные.

По виду должны быть ГКЛ. Группа должна быть А или Б. По форме продольные кромки листов должны быть ПК / УК / ПЛК / ЗК. Толщина должна быть 12,5-18,0мм. Ширина должна быть 600-1200мм. Длина должна быть не менее 2000мм. Предельные отклонения по толщине должны быть -0,9…+0,9мм. Предельные отклонения по длине должны быть -8,0…+8,0мм. Число повреждений углов должно быть не более 2*шт. Число повреждений продольных кромок должно быть не более 2*шт. Глубина повреждений продольных кромок должна быть не более 5*мм. Длина повреждений продольных кромок должна быть не более 20*ммРазрушающая нагрузка при изгибе при постоянном пролете (L=350мм) в продольном направлении, Н(кгс), должна быть не менее 322(32,2)*. Разрушающая нагрузка при изгибе при постоянном пролете (L=350мм) в поперечном направлении, Н(кгс), должна быть не менее 105(10,5)*. Группа горючести должна быть Г1. Группа воспламеняемости должна быть В3. Группа дымообразующей способности должна быть Д1. Группа токсичности должна быть Т1. Листы должны иметь прямоугольную форму в плане. Отклонение от прямоугольности не должно быть более 8* мм. Допускаются повреждения углов и продольных кромок. Должны соответствовать действующему ГОСТ 6266-97.

 

Согласно ГОСТ 6266-97 «Листы гипсокартонные. Технические условия» для листов группы А не допускаются повреждения углов и продольных кромок.

Для листов группы Б не допускаются повреждения углов и продольных кромок (малозначительные дефекты), размеры и количество которых превышают значения, приведенные в таблице 3.

Таблица 3 

   

Наименование показателя

Значение для одного листа, не более

Повреждение углов:

 

- длина наибольшего катета, мм

20

- число, шт.

2

Повреждение продольных кромок:

 

- длина, мм

20

- глубина, мм

5

- число, шт.

2

 

             Таким образом, Заказчик позволяет участникам закупки указать значения показателей, которые будут соответствовать требованиям Технического задания, но противоречить ГОСТ, что вводит участников закупки в заблуждение. Кроме того, установленные Заказчиком требования (Разрушающая нагрузка при изгибе при постоянном пролете в продольном направлении, Отклонение от прямоугольности и т.п.) которые могут стать известными лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний. На основании изложенного, Заказчиком нарушены положения ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

            Также Заказчиком среди прочих установлены следующие требования:

«Доски обрезные хвойных пород…Предельные отклонения по толщине должны быть -2,0…+2,0мм. Предельные отклонения по ширине должны быть -3,0…+3,0мм. Ширина пласти с непараллельными кромками в узком конце должна быть не менее 50*мм.  Трещины пластевые и кромочные, в том числе выходящие на торец глубокие и/или неглубокие допускаются длиной в долях длины пиломатериалов, не более 1/2*. Прорость допускается односторонняя шириной в долях соответствующей стороны пиломатериала, не более 1/4*. Грибные ядровые пятна (полосы) допускаются общей площадью в % от площади пиломатериала, не более 20*. Обзол тупой допускается на отдельных участках кромок размером в долях ширины кромки, не более 2/3*. Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость допускается стрела прогиба в долях длины пиломатериала в %, не более 0,4*. Покоробленность поперечная допускается стрела прогиба в долях ширины пиломатериала в %, не более 2*»,

«Фанера общего назначения из шпона лиственных пород…Разнотолщинность должна быть не более 1,5мм. Предельное отклонение по толщине, мм, должно быть -0,9…+1,3… Предел прочности при статическом изгибе вдоль волокон наружных слоев должна быть не менее 25*МПа. Модуль упругости при статическом изгибе вдоль волокон должен быть не менее 7000*МПа. Ударная вязкость при изгибе должна быть 34КДж/м. Предельное отклонение по ширине, мм, должно быть -5,0…+5,0. Предельное отклонение по длине, мм, должно быть -5,0…+5,0…»,

«Гамогенное покрытие ПВХ покрытие…Истираемость, должна быть не более 110 мкм*. Группа истираемости должна быть T или P. Абсолютная остаточная деформация должна быть ≤0,1мм*. Удельное объемное электрическое сопротивление должно быть ≤5×1015 Ом×м*»,

«Пластина…Условная прочность при растяжении, МПа, должна быть (не менее 6,5)* или (не менее 5,0)* или (не менее 4,0)* или (не менее 4,5)* или (не менее 7,0)* или (не менее 6,0)* или (не менее 7,5)* или (не менее 8,0)* или (не менее 8,5)*. Относительное удлинение при разрыве, %, должно быть (не менее 150)* или (не менее 200)* или (не менее 250)* или (не менее 300)*. Коэффициент морозостойкости по эластическому восстановлению после сжатия должен быть не менее 0,2*. Относительная остаточная деформация при сжатии на (20 + 5) % в воздухе при 70 °С в течение 24 ч должна быть (не более 80)* или (не более 60)* или (не более 50)*. Предельные отклонения по ширине должны быть ±15,0 %; ±10,0 %; ±5,0 %.  Предельные отклонения по длине должны быть ±10,0 %; ±5,0 %...»,

«Бруски обрезные хвойных пород… Предельные отклонения по толщине должны быть ±3,0мм или ±2,0мм. Предельные отклонения по ширине должны быть ±3,0мм или ±2,0мм….»,

«Наличники…Предельные отклонения по ширине должны быть не более ±1,0*мм. Предельные отклонения по толщине должны быть не более ±1,0*мм.  Отклонение от прямолинейности любой кромки детали по длине на 1 м длины не должно быть более 6*мм…»,

«Гипсовые вяжущие…Предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч при сжатии, МПа (кгс/см2), должен быть (не менее 6(60))* или (не менее 5(50))* или (не менее 4(40))* или (не менее 3(30))*. Предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 ч при изгибе, МПа (кгс/см2), должен быть (не менее 1,8(18))* или (не менее 2,0(20))*  или  (не менее 2,5(25))* или (не менее 3,0(30))*. Максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм, %, должен быть (не более 2)* или (не более 14)* или (не более 23)*…».

Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что требования заказчика к характеристикам товаров (материалов), указанные в техническом задании аукционной документации, являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, испытания товара, и (или) показателями, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу, что подробное изложение в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе, показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров, является неправомерным, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, в момент подачи заявки.

Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.

Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.

Вместе с тем, с учетом Инструкции по заполнению заявок, которая позволяет

участнику закупки указать диапазонные значения вышеуказанных показателей, а также учитывая тот факт, что доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования предоставили одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, Заявителем, вопреки требованиям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным признать данный довод Заявителя необоснованным.

Вместе с тем, по поз. 97 Плитка тротуарная BESSER «БРУСЧАТКА», или эквивалент Заказчиком установлены требования к размерам: размер 199x99x80 мм, при этом не указано, какая из данных величин будет являться шириной, длиной или высотой. Аналогичное нарушение содержится в поз. 46 Двери противопожарные: «Размеры- 800 х 2100 мм , 900 х 2100 мм, 1000 x2100 мм».

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару без указания на то, какая из величин является длиной, шириной или высотой, не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, нарушают  ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя обоснован.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройпартнер» на действия ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания ГБПОУ «ООККиИ», расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Ленинская/пер. Ивановский д. 25/32 (номер извещения  № 0853500000319005678) частично обоснованной.

2. Признать в действиях ГБПОУ «Оренбургский областной колледж культуры и искусств» нарушение ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении законодательства о контрактной системе по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

                                      .                                              

Члены комиссии               

 

                                                  .                                       

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны