Решение №б/н Жалоба признана от 1 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее-Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России № 16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – (…………………..)

членов Комиссии:

(…………………..);

(…………………..);

при участии представителя ГАУЗ «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер» (далее - ГАУЗ «ООКОД») на основании доверенности (…………………..);

в отсутствии представителей ГКУ «Центр организации закупок», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения;

в отсутствии представителей ООО «НеваРостМед», извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения;

рассмотрев жалобу (вх. № 3441-ЭП/23 от 18.07.2023) ООО «НеваРостМед» на действия заказчика ГАУЗ «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий для операционного блока (Извещение № 32312572265),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба (вх. № 3441-ЭП/23 от 18.07.2023) ООО «НеваРостМед» на действия заказчика ГАУЗ «Оренбургский областной клинический онкологический диспансер» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий для операционного блока (Извещение № 32312572265).

Жалоба подана в соответствии со ст. 18.1 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч. 6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции были направлены уведомления о принятии жалобы к рассмотрению заявителю от 21.07.2023 исх. № ЛП/2209/23, организатору и заказчику закупки от 21.07.2023 исх. № ЛП/2207/23.

Рассмотрение жалобы было назначено на 25.07.2023 в 14 ч. 00 мин., при рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 27.07.2023 г. 15 ч. 30 мин.

Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком приобретаются товары с установленными характеристиками таким образом, что поставка товара ограничена единственным производителем, а это приводит к нарушению 223-ФЗ и ограничивает конкуренцию количества участников закупки. Объединение продукции разных производителей в один единый лот несет за собой ограничение круга потенциальных участников закупки, так как представленные виды медицинских изделий являются представителями различных функционирующих рынков сбыта, а также неизбежно ведет к отказу от участия в закупке участников, заинтересованных в поставке определенных товаров и ограничивает конкуренцию участников закупки. В соответствии с инструкцией, участник закупки не имеет возможность указать верное значение п. 33, так как скобы могут быть совместимы с линейными сшивающими аппаратами Panther, серии: FLSLF 30 3,5 мм; FLSLF 30 4,8 мм, а не с кассетами, поэтому Заказчику необходимо внести изменения и исключить разночтения. Также в соответствии с инструкцией, участник закупки не имеет возможность указать верное значение «Держатель инструментов» п. 39, так как внутренний диаметр разъема держателя может быть или 4,0 мм, или 2,4 мм., поэтому Заказчику необходимо внести изменения и исключить разночтения.

В Комиссию от заказчика представлены пояснения и документы, запрашиваемые Оренбургским УФАС России. ГАУЗ «ООКОД» в своих пояснениях не согласилось с доводами жалобы.

Согласно представленным пояснениям, при описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленными Законом о закупках.

В рамках данной закупки заказчик реализовывает потребность лечебного учреждения в медицинских изделиях для проведения хирургических процедур.

Таким образом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отразиться на качестве медицинской помощи. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокоэффективной помощи населению.

По позиции № 33, в техническом описании указаны требования к совместимости с имеющимися у заказчика инструментами Panther, серии FLSLH 30 3,5 мм., FLSLH 30 4,8 мм. Наименование имеющихся инструментов, а именно Panther, серии FLSLH 30 3,5 мм и Panther, серии FLSLH 30 4,8 мм указаны верно, таким образом у участников закупки не может возникнуть разночтений по поводу требований документации.

Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

УФАС России по Оренбургской области в своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

11.07.2023 г. ГАУЗ «ООКОД» на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru разместило извещение № 32312572265 о проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий для операционного блока.

Дата начала срока подачи заявок 11.07.2023 г.

Дата окончания срока подачи заявок 24.07.2023 г. в 10:00 (по местному времени заказчика).

Дата подведения итогов 28.07.2023 г.

ООО «НеваРостМед» не являлось участником данной закупки, однако жалоба подана до окончания срока подачи заявок (18.07.2023 г.).

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «ООКОД» (далее - Положение), утверждено и размещено в ЕИС.  

Документация аукциона в электронной форме, на поставку медицинских изделий для операционного блока (далее – Документация) размещена в ЕИС 19.07.2023 г. (в действующей редакции).

В соответствии с техническим заданием Документации, к поставке требуются: степлер (многозарядный сшивающий аппарат линейного анастомоза для применения у одного пациента), степлер (линейный сшивающий аппарат без ножа для прошивания плотных тканей), скобы хирургические, инструмент биполярный со сменными электродами, держатель инструментов.

По результатам анализа техничного задания Документации, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком приобретаются медицинские изделия, используемые для проведения хирургических процедур, исходя их своих потребностей. Противоречий законодательству, в действиях по объединению в один предмет закупки указанных медицинских изделий, не установлено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

            Согласно пп. 1 п. 6.5 Положения, в документации о закупке указываются следующие сведения: описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В соответствии с позициями 33 и 39 технического задания Документации, к поставке требуются:

33

Скоба хирургическая

Кассеты сменные одноразовые длинною не менее 30 мм не более 35 мм к линейному сшивающему аппарату с цветовым индикатором для прошивания тканей нормальной толщины. Кассета заряжена не менее чем 11 не более чем 14 скобками из титана, расположенными в два ряда в шахматном порядке. Диаметр скобочной проволоки не мене 0,25 мм не более 0,28 мм, с длиной ножки открытой скобки не менее 3,2 мм  не более 3,5 мм, высота закрытой скобки не менее 1,5 мм  не более 1,8 мм.

Материал скобок - МРТ-совместимый нетоксичный титан.

Поставляются заряженными, стерильными, в предохранительном футляре. В упаковке не менее 3 штук.

Полная совместимость с линейными кассетами Panther, серии FLSLH 30 3,5 мм., FLSLH 30 4,8 мм, имеющимися у Заказчика.

Штука

6

39

Держатель инструментов

Тип: Кабель для подключения биполярных инструментов

Рабочая длина не менее 3,0м

Усиленная изоляция

Внутренний диаметр разъема держателя для подключения биполярных инструментов 4,2мм

Коаксиальный разъем кабеля для подключения к ЭХВЧ, диаметр 12,5мм

Возможность химической дезинфекции

Штука

3

 

Согласно представленным сведениям и документам от заказчика, характеристики скоб хирургических по позиции № 33 указаны в том числе, в связи необходимостью совместимости их с имеющимися у заказчика сшивающими аппаратами, а соответственно и с аналогичными кассетами, на основании служебной записки заведующего отделения операционного блока от 29.05.2023 г. о приобретении сшивающих аппаратов и кассет к ним для бесперебойной работы операционного блока.

Наличие на рынке и возможность поставки «Держателя инструментов» с характеристиками, указанными в позиции 39 технического задания Документации, подтверждается письмом ООО «ЭСТЭН» от 26.07.2023 г. № 150-23, в котором общество подтвердило наличие держателя инструментов с рассматриваемыми характеристиками.  

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1)информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4)отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В контексте данной нормы Закона о закупках принцип равноправия означает, что настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами всем участникам закупки обеспечиваются равные, одинаковые права и юридические возможности на всех стадиях данного процесса. Избирательный подход к тем или иным участникам закупки недопустим.

В свою очередь, Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчик самостоятельно определяет необходимость приобретения конкретного товара, а также качественные характеристики такого товара, позволяющие максимально удовлетворить имеющиеся у него потребности и достигнуть стоящие перед ним задачи.

Комиссией отмечается, что данная закупка проводится не только среди производителей товара, ее участниками могут быть любые лица, имеющие возможность поставки товара, с характеристиками, указанными в Документации закупки. 

Согласно протоколу № 32312572265/2 рассмотрения первых частей заявок для участия в данных торгах подано и допущено 2 заявки, что также свидетельствует возможности формирования предложения и подачи заявок, в соответствии с установленными в Документации характеристиками товара.  

Сведений и доказательств, подтверждающих, что требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара указанные в техническом задании Документации не позволяют формировать предложение и подавать заявку не представлены.

Заявитель в заседании Комиссии не участвовал, уточняющие вопросы не могли быть заданы.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать (вх. № 3441-ЭП/23 от 18.07.2023) ООО «НеваРостМед» на действия заказчика ГАУЗ «ООКОД» при проведении аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий для операционного блока (Извещение № 32312572265), необоснованной.

2.Снять ограничения, наложенные на закупку (Извещение № 32312572265) уведомлением Оренбургского УФАС России от 21.07.2023 исх. № ЛП/2207/23.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны