Решение №ЛП/5980/23 Решение по делу №056/07/3-1293/2023 от 25 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение принято 20 декабря 2023 г.                                                                                                                                                                В полном объеме решение изготовлено 25 декабря 2023 г.                                           г. Оренбург

 

Решение по делу №056/07/3-1293/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб, предусмотренных ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (приказ Оренбургского УФАС России №16 от 15.02.2019 г.), в составе:

Председателя Комиссии – руководителя Оренбургского УФАС России «…», членов Комиссии:

«…» – заместителя начальника отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей;

«…» – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей,

в присутствии представителей ООО «ОП «Инком-Гарант 2» - «…» (доверенность от 23.11.2023г.), «…» (доверенность от 23.11.2023г.);

в присутствии представителей ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» - «…» (доверенность от 18.12.2023г.), «…» (доверенность от 18.12.2023г.);

рассмотрев жалобу ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на действия ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» при проведении закупки малого объема с использованием электронного магазина на оказание услуг по физической охране здания ГАУК «Музей ИЗО», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Зиминская, д.25 (закупка №6963641),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «ОП «Инком-Гарант 2» (вх.№9086-ЭП/23 от 11.12.2023г.) на действия ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» при проведении закупки малого объема с использованием электронного магазина на оказание услуг по физической охране здания ГАУК «Музей ИЗО», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Зиминская, д.25 (закупка №6963641).

Жалоба подана в соответствии со ст.18.1 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) и с соблюдением требований, предусмотренных ч.6 указанной статьи.

В связи с поступившей жалобой на основании ч.11 ст.18.1 Закона о защите конкуренции сторонам было направлено уведомление (исх.№ИБ/5696/23 от 14.12.2023г.) о принятии жалобы к рассмотрению. В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 20.12.2023г. 12 час. 00 мин., запрашивались дополнительные сведения и документы (уведомление №ИБ/5802/23 от 18.12.2023г., запрос информации от 18.12.2023г. №ИБ/5799/23).

В жалобе заявитель указывает, что предложение ООО «ОП «Инком-Гарант 2» было отклонено заказчиком по причине «непредоставление участником закупки сведений (копии документов), указанных в техническом задании заказчика», однако, в размещенном на электронной торговой площадке техническом задании заказчика не содержится требований о предоставлении каких-либо документов. По мнению ООО «ОП «Инком-Гарант 2» необоснованно отклонив заявку Общества заказчик нарушил принципы Федерального закона от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Также заявитель указывает, что некоторые требования технического задания содержат ограничение конкуренции, в частности: «наличие лицензии МВД, которая не выдается, наличие РХИ при том, что пост не вооруженный, наличие 30 охранников, хотя пост 1 в составе 1 охранника, соответствие какому-то пункту 3.9 квалификационных требований, которого нет в документах закупки».

ООО «ОП «Инком-Гарант 2» просит проверить правомерность проведения закупки малого объема.

Представители ООО «ОП «Инком-Гарант 2» на заседании Комиссии доводы жалобы поддержали.

Представители ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» не согласились с доводами, изложенными в жалобе, предоставили письменные возражения и документы, запрошенные уведомлениями Оренбургского УФАС России.

Согласно возражениям директора Учреждения «…» заказчик при проведении неконкурентной закупки (с использованием электронного магазина закупок) указал конкретные требования к участникам закупки, которые применяются в равной мере ко всем участникам:

-положительная деловая репутация выполнения работ или оказания услуг (подтверждается положительными отзывами о своей деятельности не менее чем от трех руководителей аналогичных объектов);

-соответствие участников закупок требованиям установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (подтверждается предоставлением участником закупки лицензии на осуществление уставной деятельности, выданной Федеральной службой войск национальной гвардии РФ. Лицензия должна действовать на протяжении всего срока договора);

-наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов) необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора (уставной капитал в размере не менее 250 тыс. рублей и действующие договоры (полисы) страхования гражданской ответственности и от несчастных случаев (в случае гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием охранных услуг в порядке, установленном законодательством РФ);

-наличие опыта выполнения работ или оказания услуг (наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на оказание услуг, выполнения работ аналогичных объекту закупки).

Директор Учреждения письменно пояснил, что ООО «ОП «Инком-Гарант 2» при подаче заявки не представило полный пакет документов

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон Комиссия Оренбургского УФАС России установила следующее.

Оренбургское УФАС России в своей деятельности руководствуется положениями Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках предусмотрено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии ч.2 ст.2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

1. Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» утверждено Министром культуры Оренбургской области «…» 15.03.2023г. (далее – Положение о закупке) размещено в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 15.03.2023г.

Разделом 21 Положения о закупках определен порядок осуществления неконкурентных закупок.

Согласно п.21.1 Положения о закупках неконкурентные закупки осуществляются путем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящим разделом.

В соответствии с п.21.2 Положения о закупках заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения процедуры закупки малого объема с использованием электронного магазина в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Закупки малого объема с использованием электронного магазина проводятся в порядке, предусмотренным правовым актом Оренбургской области, регламентом (инструкцией) электронного магазина и Положением о закупке (п.21.3 Положения о закупках).

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) извещение и (или) документация о закупке могут не разрабатываться и не утверждаться (п.21.4 Положения о закупках).

Приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года №191 (далее – приказ Минэка №191) утвержден порядок осуществления закупок малого объема и определены информационные системы, предназначенные для осуществления закупок малого объема.

Согласно названному приказу электронный магазин закупок малого объема электронной площадки РТС-тендер, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://orb-zmo.rts-tender.ru/ в числе прочих определен как информационная система для осуществления закупок малого объема.

В соответствии с п.7.1. приказа Минэка №191 сведения о закупке должны содержать следующие информацию и документы:

-описание объекта закупки;

-начальная (максимальная) цена контракта (договора) и информация о количестве закупаемого товара, объеме подлежащей выполнению работы, оказанию услуги. В случае если количество закупаемого товара, объем подлежащей выполнению работы, оказания услуги невозможно определить, сведения о закупке должны содержать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (договора);

-проект контракта (договора).

Заказчик вправе включить в сведения о закупке иные сведения, информацию и документы.

Пунктом 8. приказа Минэка №191 определено, что, в целях осуществления закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик формирует сведения о закупке с использованием государственной информационной системы «Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области» (далее - ГИС РИС) и направляет их в информационную систему.

Согласно п.10. приказа Минэка №191 в случае выявления заказчиком несоответствия участника закупки малого объема, подавшего предложение на участие, требованиям к участникам закупки, предусмотренным Федеральным законом №223-ФЗ и (или) Типовым Положением (при осуществлении закупки малого объема в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ), контракт (договор) с таким участником не заключается.

Пунктом 11. приказа Минэка №191 предусмотрено, что требовать от участника закупки малого объема предоставления документов и информации, не предусмотренных сведениями о закупке, не допускается.

Комиссией установлено, что заказчиком в электронном магазине Оренбургской области https://orb-zmo.rts-tender.ru/ 04.12.2023г. размещена закупка №6963641 на оказание услуг по физической охране здания ГАУК «Музей ИЗО», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Зиминская, д.25 с начальной максимальной ценой контракта 1 440 576, 00 руб. Дата окончания подачи предложений - 08.12.2023г. 07:30 (по московскому времени), плановая дата заключения контракта – 10.12.2023г.

Также установлено, что заказчиком загружены следующие файлы по данной закупке: «НМЦ Зиминская, 25.docx», «ПРОЕКТ Договора.doc», «ТЗ.pdf».

Техническое задание по данной закупке утверждено директором Учреждения 30.11.2023г., в нем содержатся требования к участнику закупки (контрагенту), исполнителю услуги.

Проанализировав указанный документ, Комиссия приходит к выводу, что он не содержит указание на необходимость предоставления в составе заявки каких-либо документов.

В дополнениях к возражениям на жалобу заказчик пояснил, что изначально размещение закупки малого объема осуществляется в Региональной информационной системе в сфере закупок Оренбургской области (ГИС РИС), в последующем информация интегрируется в ЕИС, а также электронную торговую площадку. Сведения, которые доступны для ознакомления участникам закупки заказчику увидеть не представляется возможным.

Согласно представленным ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» скрин-шотам экрана, где отражена информация с личного кабинета заказчика на указанной площадке, с помощью функционала сайта ГИС РИС к участникам закупки установлены 4 требования, которые необходимо подтвердить документально:

-положительная деловая репутация выполнения работ или оказания услуг (подтверждается положительными отзывами о своей деятельности не менее чем от трех руководителей аналогичных объектов);

-соответствие участников закупок требованиям установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;

-наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов) необходимых для обеспечения надлежащего и качественного исполнения договора;

-наличие опыта выполнения работ или оказания услуг.

Также заказчиком представлены скрин-шоты экрана, где отражена информация с электронного магазина Оренбургской области https://orb-zmo.rts-tender.ru/, из которых видно, что указанные выше сведения к участникам закупки отсутствуют.

Аналогичная информация содержится в документах (скрин-шотах экрана), представленных в материалы дела ООО «ОП «Инком-Гарант 2», участник закупки при подаче заявки по данной закупки имел возможность ознакомиться только с тремя документами, прикрепленными заказчиком: «НМЦ Зиминская, 25.docx», «ПРОЕКТ Договора.doc», «ТЗ.pdf».

Антимонопольным органом направлен запрос (исх. №ИБ/5799/23 от 18.12.2023г.) на электронную торговую площадку ООО «РТС-тендер».

19.12.2023г. ООО «РТС-тендер» сообщает, что требования к участникам закупки, а также требования о предоставлении определенного перечня документов, устанавливаются заказчиком в документах извещения, посредством функционала сайта электронной торговой площадки не формируются. Заказчик при создании извещения имеет возможность приложить к электронной форме извещения любые файлы, в том числе файлы, содержащие требования к участникам закупки.

ООО «РТС-тендер» в Оренбургской УФАС России были направлены все документы, составленные в ходе проведения закупки №6963641. Проанализировав представленную информацию Комиссия приходит к выводу, что требований к участникам закупки о приложении в составе заявки конкретного перечня документов, документы, размещенные заказчиком на электронной торговой площадке, не содержат.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.12.2023г. на участие в указанной закупке подано 4 заявки, 2 из которых соответствуют требованиям документации о закупке, и 2, в том числе заявка ООО «ОП «Инком-Гарант 2» не соответствуют ввиду непредоставления участником закупки сведений (копии документов) указанных в техническом задании заказчика

Исследовав представленные в материалы дела документы и сведения, в том числе информацию, представленную электронной торговой площадкой ООО «РТС-тендер» о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, Комиссия считает, что отклонению заявка ООО «ОП «Инком-Гарант 2» не подлежала.

Установлено, что по итогам данной закупки с лицом, признанным победителем – ООО ЧОП «ТКС-Щит» 14.12.2023г. заключен договор.                       

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО «ОП «Инком-Гарант 2» является обоснованным, вместе с тем, учитывая, что договор по итогам проведения неконкурентной процедуры №6963641 заключен, предписание заказчику не может быть выдано.

2. Относительно довода заявителя о несоответствии действующему законодательству отдельных положений технического задания Комиссия сообщает следующее.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, лица, не являющиеся участниками закупки, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений. Подавая заявку, участник соглашается с положениями документации и, в случае несогласия с ее положениями, должен своевременно определиться с необходимостью оспаривания документации.

Жалоба ООО «ОП «Инком-Гарант 2» подана в Оренбургское УФАС России 11.12.2023г., дата и время окончания подачи предложений - 08.12.2023г. 07:30 (по московскому времени).

Таким образом, в связи с тем, что жалоба ООО «ОП «Инком-Гарант 2» (вх.№9086-ЭП/23 от 11.12.2023г.) подана после даты окончания подачи заявок, Комиссией не могут быть исследованы доводы заявителя, касающиеся установленных требований Документацией. В связи с чем, данный довод оставляется без рассмотрения.

Руководствуясь ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135 – ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «ОП «Инком-Гарант 2» (вх.№9086-ЭП/23 от 11.12.2023г.) на действия ГАУК «Оренбургский областной музей изобразительных искусств» при проведении закупки малого объема с использованием электронного магазина на оказание услуг по физической охране здания ГАУК «Музей ИЗО», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Зиминская, д.25 (закупка №6963641) обоснованной.

2. Предписание заказчику не выдавать.

3. Снять ограничения, наложенные на закупку уведомлением (исх.№ИБ/5696/23 от 14.12.2023г.) Оренбургского УФАС России.

 

         Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны