Решение №СБ/677/24 РЕШЕНИЕ по делу № 057/01/17.1-636/2023 от 27 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Контрольно-счетная палата города Ливны Орловской области

303850, Орловская область, город Ливны, улица Ленина, дом 7

E-mail: krkliv@mail.ru

 

муниципальное унитарное коммунального предприятие «Ливенское»

303850, Орловская область, город Ливны, улица К. Маркса, дом 145

E-mail: mukpliv@liv.orel.ru;

 mukplivenskoe@mail.ru

 

Управление муниципального имущества администрации города Ливны

303850, Орловская область, город Ливны, улица Ленина, дом 18

 E-mail: livny@adm.orel.ru

 

Фомичев Андрей Витальевич

<...>

 

индивидуальный предприниматель Шалатонов Евгений Григорьевич

<...>

 

индивидуальный предприниматель Барыбин Евгений Николаевич

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 057/01/17.1-636/2023

 

                                                                                                                                                г. Орёл

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.02.2024

В полном объеме решение изготовлено 27.02.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,

при участии представителей:

заявителя –  Контрольно-счетной палаты города Ливны Орловской области (далее – КСП г. Ливны): <...>,

ответчика по делу –  муниципального унитарного коммунального предприятия «Ливенское» (далее – МУКП «Ливенское»): <...>,

в отсутствие представителей заинтересованных лиц – Управления муниципального имущества администрации города Ливны, Фомичева Андрея Витальевича (далее – Фомичев А.В.), индивидуального предпринимателя Шалатонова Евгения Григорьевича (далее – ИП Шалатонов Е.Г.), индивидуального предпринимателя Барыбина Евгения Николаевича (далее – ИП Барыбин Е.Н.), надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 057/01/17.1-636/2023 по признакам нарушения МУКП «Ливенское» (ИНН 5702000240; 303850 Орловская область, город Ливны, улица К. Маркса, дом 145) пункта 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в передаче муниципального имущества в аренду без проведения конкурентных процедур,

У С Т А Н О В И Л А:

Орловским УФАС России в результате рассмотрения акта КСП г. Ливны по результатам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного коммунального предприятия «Ливенское» за 2022 год и прошедший период 2023 года было установлено, что МУКП «Ливенское» без проведения конкурентных процедур были заключены следующие договоры:

1) договор аренды нежилого помещения № 84 от 08.07.2022 с Фомичевым А.В. (предмет договора – нежилое помещение общей площадью 41,8 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Ленина (танцзал);

2) договор аренды имущества № 53 от 17.04.2022 с ИП Шалатоновым Е.Г. (предмет договора – гараж, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. К. Маркса, 145, гараж № 2, общей площадью 48 кв.м.);

3) договор аренды имущества № 124 от 17.10.2022 с ИП Шалатоновым Е.Г. (предмет договора – гараж, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. К. Маркса, 145, гараж № 2, общей площадью 48 кв.м.);

4) договор аренды имущества № 23 от 17.04.2023 с ИП Шалатоновым Е.Г. (предмет договора – гараж, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. К. Маркса, 145, гараж № 2, общей площадью 48 кв.м.);

5) договор аренды имущества № 40 от 01.04.2022 с ИП Барыбиным Е.Н. (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала);

6) договор аренды имущества № 73 от 01.07.2022 с ИП Барыбиным Е.Н. (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала);

7) договор аренды имущества № 126 от 30.09.2022 с ИП Барыбиным Е.Н. (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала);

8) договор аренды имущества № 143 от 19.12.2022 с ИП Барыбиным Е.Н. (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала);

9) договор аренды имущества № 15 от 31.03.2023 с ИП Барыбиным Е.Н. (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала);

10) договор аренды имущества № 35 от 30.06.2023 с ИП Барыбиным Е.Н (предмет договора – торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала).

Правовые основания заключения вышеуказанных договоров без проведения конкурентных процедур, а также доказательства соблюдения требований статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» при распоряжении муниципальным имуществом МУКП «Ливенское» представлены не были.

Таким образом, в действиях МУКП «Ливенское», выразившихся в передаче муниципального имущества в аренду без проведения конкурентных процедур, были усмотрены признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В связи с указанными обстоятельствами был издан приказ Управления от 06.12.2023 № 88/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУКП «Ливенское» (ИНН 5702000240) пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Рассмотрение дела откладывалось и было назначено на 30.01.2024.

30.01.2024 Комиссия, заслушав пояснения представителей КСП г. Ливны и МУКП «Ливенское»,  изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к выводу о наличии в действиях МУКП «Ливенское» нарушения пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Частью 4 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что дело подлежит отложению, в целях составления и направления лицам, участвующим в деле заключения об обстоятельствах дела.

01.02.2024 было изготовлено определение об отложении рассмотрения дела, в соответствии с которым рассмотрение дела было отложено до 22.02.2024 в целях составления и направления лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключения об обстоятельствах дела.

02.02.2024 было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено в адреса лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Пояснения и возражения в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, от лиц, участвующих в деле, в Орловское УФАС России не поступали.

Комиссия, заслушав пояснения представителей КСП г. Ливны и МУКП «Ливенское», изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам.

1. Между МУКП «Ливенское» и Фомичевым А.В. 08.07.2022 был заключен договор аренды нежилого помещения № 84.

Из пункта 1.1 указанного договора следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) нежилое помещение общей площадью 41,8 кв.м., расположенное по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Ленина (танцзал).

Из пояснений МУКП «Ливенское» (исх. № 35 от 19.01.2024) следует, что данное помещение входит в состав недвижимого имущества – здания, площадью 186,5 кв.м., расположенного по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Ленина, Городской парк культуры и отдыха.

Постановлением администрации города Ливны № 467 от 20.08.2020 указанное здание закреплено на праве хозяйственного ведения за МУКП «Ливенское» (акт приема-передачи муниципального имущества от 20.08.2020).

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентирует статья 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной частью.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Таким образом, по смыслу статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями, осуществляется по результатам торгов, за исключением установленных данной статьей случаев.

Вместе с тем в соответствии со статьей 3 Закона «О защите конкуренции» действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, передача государственного (муниципального) имущества во временное владение и (или) пользование физическим лицам, не являющимся хозяйствующими субъектами в понимании Закона «О защите конкуренции», без целей использования указанного имущества в предпринимательской деятельности на товарном рынке, не подпадает под действие статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 19.12.2023 № ГМ/107436/23.

Комиссией установлено, что Фомичев А.В. не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Доказательства использования переданного Фомичеву А.В. имущества в предпринимательской деятельности в материалах дела отсутствуют, в связи с чем сделать вывод о том, что целью использования муниципального имущества являлось получение дохода не представляется возможным.

Таким образом, Фомичев А.В. не является хозяйствующим субъектом в понимании Закона «О защите конкуренции», следовательно, предоставление в безвозмездное пользование муниципального имущества в рамках договора № 84 от 08.07.2022  не подпадает под действие статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

2. Между МУКП «Ливенское» и ИП Барыбиным Е.Н. были заключены следующие договоры:

1) договор аренды имущества № 40 от 01.04.2022;

2) договор аренды имущества № 73 от 01.07.2022;

3) договор аренды имущества № 126 от 30.09.2022;

4) договор аренды имущества № 143 от 19.12.2022;

5) договор аренды имущества № 15 от 31.03.2023;

6) договор аренды имущества № 35 от 30.06.2023.

В рамках вышеуказанных договоров МУКП «Ливенское» передавало во временное владение и пользование (аренду) торговый павильон, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. Кирова (площадь Железнодорожного вокзала).

Из пояснений МУКП «Ливенское» следует, что торговый павильон используется в качестве диспетчерской.

В соответствии с выпиской из реестра объектов муниципального имущества № 1 от 18.01.2024 и инвентарной карточкой учета объекта основных средств № 139 от 15.04.2009 торговый павильон закреплен на праве хозяйственного ведения за МУКП «Ливенское» и является движимым имуществом.

При указанных обстоятельствах в действиях МУКП «Ливенское» по предоставлению указанного имущества отсутствует нарушение пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

3. Между МУКП «Ливенское» и ИП Шалатоновым Е.Г. были заключены следующие договоры:

1) договор аренды имущества № 53 от 17.04.2022;

2) договор аренды имущества № 124 от 17.10.2022

3) договор аренды имущества № 23 от 17.04.2023.

В рамках вышеуказанных договоров МУКП «Ливенское» передавало в возмездное и срочное пользование гараж, расположенный по адресу: Орловская область, г. Ливны, ул. К. Маркса, 145, гараж № 2, общей площадью 48 кв.м.

Из пояснений МУКП «Ливенское» (исх. № 35 от 19.01.2024) следует, что данный гараж входит в состав нежилого помещения, площадью 621,7 кв.м. (кадастровый номер 57:26:0010204:251), которое закреплено за МУКП «Ливенское» на праве хозяйственного ведения, что следует из постановления администрации города Ливны № 152 от 11.03.2021 и акта приема-передачи муниципального имущества от 11.03.2021, а также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно письменной позиции МУКП «Ливенское» (исх. № 35 от 19.01.2024) указанные договоры были заключены в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», согласно которому договор аренды может быть заключен без проведения конкурентных процедур в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

При этом из буквального толкования пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» следует, что для заключения договора аренды на основании данного пункта необходимо одновременное соблюдение двух условий: 1) общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров; 2) общая площадь передаваемого имущества не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.

Ввиду того, что площадь переданного в аренду гаража составляет 48 квадратных метров (то есть превышает двадцать квадратных метров), то заключение договора аренды было возможно только по результатам конкурентных процедур.

Таким образом, МУКП «Ливенское» были неправомерно заключены договоры аренды имущества № 53 от 17.04.2022, № 124 от 17.10.2022, № 23 от 17.04.2023 без проведения конкурентных процедур.

4. В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 17.04.2022 по 16.10.2023.

Предметом договоров № 53 от 17.04.2022, № 124 от 17.10.2022, № 23 от 17.04.2023 является предоставление в возмездное и срочное пользование муниципального имущества.

Несоблюдение МУКП «Ливенское» процедуры предоставления недвижимого имущества, предусмотренной частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», создало преимущества для ИП Шалатонова Е.Г., и ограничило доступ к получению такого права иным хозяйствующим субъектам, которые также могут (могли) иметь намерение приобрести права в отношении муниципального имущества.

МУКП «Ливенское» информация о возможности получения соответствующего помещения в аренду не доведена до максимально возможного количества заинтересованных лиц - потенциальных участников торгов и не обеспечена их состязательность при заключении соответствующих договоров.

Следовательно, МУКП «Ливенское» допущено нарушение пункта 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В связи с истечением срока действия договоров № 53 от 17.04.2022, № 124 от 17.10.2022, № 23 от 17.04.2023 необходимость выдачи предписания отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1.         Признать муниципальное унитарное коммунальное предприятие «Ливенское» (ИНН 5702000240; 303850 Орловская область, город Ливны, улица К. Маркса, дом 145) нарушившим пункт 1 части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                 <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                 <...>

 

                                                                       <...>

 

 

 

 

            На основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подсудны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.                  

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны