Решение б/н Решение по делу № 057-14/04 РЗ от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

Руководителю

КПК «Народный капитал»

302028, г. Орел, ул.Октябрьская, 47Б-3

302004, г.Орел, ул. 3-я Курская, 25

 

Руководителю

ООО «Афиша»

302030, г. Орел, ул.Покровская, 10-301

 

Руководителю

ООО «Активные коммуникации»

302016, г. Орел, ул.Комсомольская, 120-23

 

Руководителю

ООО «Сити Принт»

                                                                                302028, г. Орел, ул.Полесская, 9

 

ИП <…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу  № 057-14/04 РЗ

                                                                                                       

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено  03 июня 2014г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии                   – Титова М.В., специалист-эксперт                                         

                                                - Акимкина Е.А., специалист -экперт

                                              

рассмотрев дело №057-14/04 РЗ,  возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28   Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») по факту распространения  рекламы финансовых  услуг «Народный капитал»

 

в присутствии:  

-заявителя-гр. <…>.;

-генерального директора ООО «Активные коммуникации» <…>;

-председателя правления КПК «Народный капитал» <…>;

-доверенного представителя  КПК «Народный капитал» <…> (доверенность <…> от 21.04.2014г.);

-генерального директора ООО «СитиПринт» <…>;

-ИП <…>

 

в отсутствие: - надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела законного и/или доверенного представителя ООО «Афиша»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

         11.02.2014г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) поступило заявление физического лица- гр. <…> (вх.№49 от 11.02.2014г.), в котором сообщалось о признаках нарушения законодательства РФ  о  рекламе при распространении ООО «Афиша» наружной рекламы «Народный капитал» на рекламной конструкции, расположенной по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1.

        К заявлению были приложены фотоматериалы, а именно: одна фотография рекламной конструкции с рекламой КПК «Народный капитал».

         По мнению заявителя, указанная рекламная информация содержала признаки нарушений  Закона «О рекламе», так как часть существенной информации на данной рекламной конструкции представлена мелким шрифтом.

          Анализ представленных заявителем фотоматериалов позволил выявить следующее:

           На фотографии рекламной конструкции с рекламой КПК «Народный капитал», датированной 30 января 2014 года, был изображен рекламный щит, месторасположение которого по заявлению гр. <…>   <…>).

          Графическая и тестовая составляющие  рекламы:

           Красно- коричневое  рекламное полотно разделено визуально на три части по горизонтали в верхней части, занимающей приблизительно 40% площади рекламной конструкции, расположен следующий текст:  26% годовых. *Программа «Пенсионная 26» принимаем личные сбережения. (очень большой шрифт ).

          В средней части рекламы, занимающей приблизительно 30% площади рекламной конструкции расположен следующий текст:  член СРО КПК «СОЮЗМИКРОФИНАНС». Кредитный потребительский кооператив. (маленький шрифт) Народный капитал. Наш сайт:www.nk-kpk.ru. тел.(8-4862) 63-09-73. г.Орел, ул.3-я Курская, д.25.(большой шрифт).

         В нижней части рекламной конструкции, занимающей приблизительно 30% площади, расположен следующий текст: * Ставка действует для программы сбережений «Пенсионная 26». Минимальная сумма личных сбережений 1000 руб, максимальная 500 000 руб. В период действия договора на сумму личных сбережений начисляется 26% годовых. Начисление процентов производится со следующего дня после заключения договорных обязательств. Начисленные проценты пайщик может получить по истечению срока действия настоящего договора. Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» удерживает налог на доходы физических лиц с начисленных процентов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В случае расторжения договора по инициативе пайщика проценты изменяются  на 2/3 ставки рефинансирования и исчисляются пропорционально количеству календарных дней за использование личных сбережений. Выплата происходит в течении 10 рабочих дней с момента расторжения договора КПК «Народный капитал». В этом случае проценты не начисляются после расторжения личных сбережений на основании ФЗ-190 от 18.07.2009г. ОГРН 1135749001233. (мелкий шрифт).

К правой нижней части указанной рекламной конструкции прикреплена табличка: АФИША. 73-44-43. Купирекламу.рф.

(далее- реклама «Народный капитал»).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама- это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:

1.1.   распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: информация «Народный капитал», по информации заявителя,  распространяется на рекламной конструкции, расположенной по  адресу: г.Орел, ул.Наугорское шоссе, 1.

1.2.   адресуется неопределенному кругу лиц

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Информация «Народный капитал» распространяется для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение интереса потребителя к рекламируемому товару – финансовой услуге  по приему личных сбережений граждан под 26% годовых по программе «Пенсионная 26».

1.3.   направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

 

В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);

 Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Данная информация обращает внимание и поддерживает интерес потребителей к финансовой услуге –приему личных сбережений  граждан под 26% годовых и лицу, данную услугу оказывающему –КПК «Народный капитал».

Таким образом, информация о  финансовой услуге  по приему личных сбережений граждан под 26% годовых по программе «Пенсионная 26», предоставляемой КПК «Народный капитал»,  отвечала всем квалифицирующим признакам рекламы, т.е. являлась  рекламой.

 

            26.02.2014г. специалистом-экспертом Орловского УФАС России Титовой М.В. и  специалистом –экспертом Управления Акимкиной Е.А., с целью проверки фактов, указанных в заявлении гр. <…>, а также с целью фиксации указанной  наружной рекламы, был совершен выезд по  адресу:  г.Орел, Наугорское шоссе, 1,  в результате которого было установлено следующее:

          

           По адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1, рядом с проезжей частью располагается рекламная конструкция, представляющая собой двусторонний рекламный щит,  закрепленный и стоящий на опоре. 

           На  момент  проведения осмотра и фиксации наружной рекламы с помощью фотосъемки 26.02.2014г. реклама «Народный капитал» на рекламной конструкции  по указанному адресу не распространялась.

(распространялась  реклама «Электромонтажные работы» с  одной стороны и реклама «Чери Центр Орел»  с другой стороны).

           Однако, у Управления отсутствовали  основания для того, чтобы не доверять заявителю в части предоставления недостоверной информации о времени и месте распространения рекламы «Народный капитал», а именно: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 (30.01.2014г.).

 

Указанная рекламная конструкция с информацией расположена в непосредственной близости от проезжей части с интенсивным дорожным движением. Неопределенным кругом лиц, на который воздействовала  данная реклама,  являлись не только  пешеходы, но и  водители,  и пассажиры автотранспортных средств.

 В  рекламе «Народный капитал» содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и  информация, напечатанная мелким шрифтом белого цвета на темном фоне. Она располагалась в нижней части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние (как следует из объяснений заявителя) .

 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе «Народный капитал» сообщалось  о приеме личных сбережений граждан под 26% годовых по программе «Пенсионная 26», что представляет собой финансовую услугу привлечению личных сбережений граждан.

При этом в указанной рекламе в качестве наименования лица, оказывающего данные  услуги  была представлена надпись НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ, выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом (судя по представленному фотоматериалу заявителя).

В соответствии с ч.1 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Надпись НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ, на рекламном щите, выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом, не является фирменным наименованием юридического лица, так как не содержит указание на его организационно-правовую форму.

Согласно Выписки из государственного реестра юридических лиц, полученной из  Федеральной налоговой службы  (согласно данным электронной базы  Центра обработки данных Федеральной налоговой службы по состоянию на 06.02.2014г.) наименование юридического лица –Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал».

Данная информация присутствовала в рекламе, но была выполнена более мелким  шрифтом, особенно по сравнению с надписью НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ.

 

Несмотря на то, что в рекламе «Народный капитал» формально присутствовали  сведения о  наименовании юридического лица, а именно: Кредитный потребительский кооператив данные сведения следовало считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламной надписи.

Таким образом,  наличие на рекламном баннере информации НАРОДНЫЙ КАПИТАЛ, напечатанной крупным шрифтом и Кредитный потребительский кооператив, напечатанной меньшим шрифтом,  возможно считать отсутствием информации о  наименовании юридического лица.

 

В соответствии с пунктом 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Несмотря на то, что в рекламе «Народный капитал» формально присутствуют   условия приема личных сбережений граждан под 26% годовых КПК «Народный капитал»,  данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением  рекламы и размером  шрифта на ней.

 

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и  условия приема личных сбережений граждан под 26% годовых, не позволяют потребителю воспринимать указанную рекламную информацию  должным образом и в полном объеме (что подтверждается фактом обращения гр. <…>. в Орловское УФАС России).

 

Любой шрифт  в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

 

Таким образом,  в рекламе  «Народной капитал» содержались признаки нарушений  части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации,   размер и форма шрифта, которым указаны условия  приема личных сбережений КПК «Народный капитал» и полное наименования юридического лица, оказывающего данную  услугу, лишала возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести  в заблуждение потребителей относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.

 

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

-          ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

-          ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

07.03.2014 года Управлением было возбуждено дело №057-14/04РЗ в отношении КПК «Народный капитал» (302028, г. Орел, ул.Октябрьская, 47Б-3; ИНН 5753200329) и ООО «Афиша» (302030, г. Орел, ул.Покровская, 10-301; ИНН 5751052516) по признакам нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28  Закона «О рекламе».

Определением о возбуждении производства по делу №057-14/04РЗ  (исх. №448/04 от 07.03.2014) у КПК «Народный капитал» и ООО «Афиша» была запрошена необходимая информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела.

Рассмотрение дела №057-14/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на  28.03.2014г.

24.03.2014г. в адрес Управления поступили запрашиваемые копии документов и сведения от ООО «Афиша» (вх.№1606 от 24.03.2014г.), а также письменные пояснения, в которых указывалось, что ООО «Афиша» не является ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем и не имеет ни каких либо договоров с Кредитным потребительским кооперативом «Народный капитал».

28.03.2014 г. для участия в рассмотрении дела №057-14/04РЗ   прибыли: заявитель - <…> (<…>) и генеральный директор ООО «Афиша» <…>  (приказ №2 от 01.07.2013г.).

Законный и/или доверенный представитель КПК «Народный капитал» в Управление не прибыли, информацию, запрашиваемую  Определением о возбуждении производства по делу №057-14/04РЗ  (исх. №448/04 от 07.03.2014) не представили.

По состоянию на 28.03.2014г. в Управлении отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении КПК «Народный капитал» (302028, г. Орел, ул.Октябрьская, 47Б-3; ИНН 5753200329) о времени и месте рассмотрения дела №057-14/04РЗ.  

28.03.2014 г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела,  отложила рассмотрение дела №057-14/04 РЗ, в связи с необходимостью получения запрашиваемой информации от КПК «Народный капитал», а также   дополнительной информации по делу.

Рассмотрение дела №057-14/04РЗ было назначено  на 15.04.2014 год.

          Определением об отложении рассмотрения  дела №057-14/04РЗ  (исх. №1212/04 от 01.04.2014г.) у КПК «Народный капитал» и <…> была запрошена дополнительная информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела.

03.04.2014г. Управлением был направлен запрос в Управление муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла (исх.№1246/04 от 03.04.2014г.) по вопросу установления лица, которому выдано разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1.

09.04.2014г. в адрес Управления из УМИЗ Администрации г.Орла  поступил ответ  на запрос (вх.№1978 от 09.04.2014г.), согласно которому разрешение на установку отдельно стоящей рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 выдано ООО «Активные коммуникации».

15.04.2013г. в адрес Управления поступило ходатайство ген.директора ООО «Афиша» <…>, в котором он просил рассмотреть дело №057-14/04 РЗ без его участия.

15.04.2014 г. для участия в рассмотрении дела №057-14/04РЗ   заявитель - <…> ,  законный и/или доверенный представитель ООО «Афиша», законный и/или доверенный представитель КПК «Народный капитал» в Управление не прибыли, информацию, запрашиваемую  Определением о возбуждении производства по делу №057-14/04РЗ  (исх. №448/04 от 07.03.2014), Определением об отложении рассмотрении дела №057-14/04РЗ (исх.№1212/04 от 01.04.2014г.) КПК «Народный капитал» и заявитель не представили.

По состоянию на 15.04.2014г. в Управлении отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении КПК «Народный капитал» (302028, г. Орел, ул.Октябрьская, 47Б-3; 302004, г.Орел, ул. 3-я Курская, 25; ИНН 5753200329)  и заявителя <…> (<…>) о времени и месте рассмотрения дела №057-14/04РЗ.  

15.04.2014 г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела №057-14/04 РЗ, в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела  в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Активные коммуникации» (рекламораспространителя) и получения необходимой  информации от указанного Общества; получения запрашиваемой информации от КПК «Народный капитал», а также надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле №057-14/04РЗ, о времени и месте его рассмотрения.

Рассмотрение дела №057-14/04РЗ было  назначено  на 13.05.2014 год.

          Определением об отложении рассмотрения  дела №057-14/04РЗ  (исх. №1212/04 от 01.04.2014г.) у КПК «Народный капитал» и ООО «Активные коммуникации» была запрошена дополнительная информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела.

05.05.2014г. в адрес Управления поступило заявление <…> (вх.№148 от 05.05.2014г.), в котором указывалось, что  ООО «Афиша» на своих рекламных конструкциях по ул. Комсомольская 142 и 196 продолжает размещать рекламу КПК «Народный Капитал» с аналогичными нарушениями, о чем также свидетельствуют прилагаемые фотографии и просила отказать в ходатайстве генерального директора ООО «Афиша» <…> о рассмотрении дела №057-14/0 РЗ без его участия.

 08.05.2014г. в адрес Управления поступили запрашиваемые копии документов и сведения от КПК «Народный капитал»  (вх.№2850 от 08.05.2014г.), а также письменные пояснения, в которых было указано, что рекламопроизводителем рекламы «Народный капитал» согласно Договора оказания рекламных услуг № 9 от 20 ноября 2013 года является ООО "Сити-Принт".

По мнению КПК «Народный капитал», в указанной рекламе не содержалось нарушений требований Закона «О рекламе», так как шрифт, которым были представлены надписи на рекламе,  был доступен для восприятия потребителями.

По состоянию на 13.05.2013г. ООО «Активные коммуникации» не представило в адрес Управления запрашиваемые документы и сведения.

 13.05.2014 г. для участия в рассмотрении дела №057-14/04РЗ в Управление   прибыли: заявитель <…>, председатель правления КПК «Народный капитал» <…>,  доверенный представитель КПК «Народный капитал» <…> (доверенность б/н от  21.04.2014г.); генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…>

Генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…> ходатайствовал о возможности продления срока предоставления запрашиваемых документов и сведений, в связи с нахождением его в командировке и невозможностью вовремя подготовить пакет документов для представления в Орловское УФАС России.

Данное ходатайство было удовлетворено, генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…> был устно предупрежден о недопустимости непредставления в антимонопольный орган информации и документов, необходимых для осуществления его законной деятельности, что влечет административную ответственность  в соответствии с частью 6 статьи 19.8. КоАП РФ.

Заявитель-<…> в ходе заседания Комиссии поддержала свои требования, изложенные в заявлениях от 11.02.2014г. и 05.05.2014г., пояснив, что считает рекламу «Народный капитал» ненадлежащей, так как мелкий шрифт, представленный в рекламе финансовых услуг,  вводит в заблуждение потребителей рекламы.

В ходе заседания Комиссии генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…> пояснил, что  ООО «Активные коммуникации» не является рекламораспространителем рекламы «Народный капитал» и не имеет договорных отношений с рекламодателем –КПК «Народный капитал», так как указанное Общество на момент распространения рекламы «Народный капитал» сдавало в аренду рекламную конструкцию по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 ИП <…> Однако документально эти факты подтверждены в рамках заседания не были.

Также <…> пояснил, что табличка «Афиша. Рекламное агентство.  73-44-44», прикрепленная к рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 принадлежит ООО  «Активные коммуникации»,  как и телефон, указанный на табличке, а  наименование «Афиша. Рекламное агентство» является брендовым названием ООО «Активные коммуникации».

Доверенный представитель КПК «Народный капитал» <…> поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях Кооператива, представленных в адрес Управления ранее, а именно, что рекламопроизводителем рекламы «Народный капитал» является ООО «Сити-Принт», документы, подтверждающие этот факт представлены в материалы дела. Вместе с тем,  КПК «Народный капитал» не согласен, что указанная реклама в части формы и содержания противоречит требованиям законодательства РФ о рекламе.   

13.05.2014 г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела №057-14/04 РЗ, в связи с необходимостью привлечения к рассмотрению дела  в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ООО «Сити Принт» ( рекламопроизводителя), привлечения в качестве заинтересованного лица по делу ИП <…>,  и получения необходимой  информации от указанных лиц.

Дело №057-14/04 РЗ рассмотрением было отложено и назначено к рассмотрению на  22.05.2014г.

Определением об отложении рассмотрения  дела №057-14/04РЗ  (исх. №1840/04 от 14.05.2014г.) у  ООО «Активные коммуникации»,  КПК «Народный капитал», ООО «Сити-Принт» и ИП <…>  была запрошена дополнительная информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела.

14.05.2104г.  и 21.05.2014г. ООО «Активные коммуникации» представило в адрес Управления запрашиваемые документы и сведения (вх.№2981 от 14.05.2014г. и вх.№3181 от 21.05.2014г. соответственно), а также письменные пояснения, в которых было указано, что ООО «Активные коммуникации» не имеет договорных отношений с ООО «Сити-Принт» в части распространения и производства рекламы КПК «Народный капитал». Действительно ООО «Активные коммуникации» является собственником рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, д.1, однако указанная конструкция с декабря 2013 года предоставлена в аренду ИП <…>

ИП <…> в своих письменных пояснениях, представленных в адрес Управления (вх.№3179 от 21.05.2014г.) подтвердил, что является рекламораспространителем рекламы «Народный капитал», так как он арендует у ООО «Активные коммуникации» рекламную конструкцию  по адресу: г.Орел , Наугорское шоссе, 1 на основании договора аренды от 20.12.2013г. Договор на размещение рекламы «Народный капитал» был заключен между ООО «Сити-Принт» и ИП <…>

ООО «Сити-Принт» в своих письменных пояснениях, представленных в адрес Управления (вх.№3169 от 21.05.2014г.), указало, что Общество является только рекламопроизводителем рекламы «Народный капитал», так как ООО «Сити-Принт» изготовило указанную рекламу с готовых макетов, предоставленных рекламодателем –КПК «Народный капитал». Рекламораспространителем рекламы является ИП <…>, так именно с ним ООО «Сити-Принт» имело договорные отношения на распространение указанной рекламы.

КПК «Народный капитал» представил в Управление  рекламный баннер «Народный капитал» в натуральную величину (3×6), распространявшийся по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1, а также письменные пояснения по размерам шрифтов на указанной рекламе (вх.№3168 от 21.05.2014г.).

22.05.2014 г. для участия в рассмотрении дела №057-14/04РЗ в Управление   прибыли: заявитель <…>, председатель правления КПК «Народный капитал» <…>,  доверенный представитель КПК «Народный капитал» <…> (доверенность б/н от  21.04.2014г.); генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…>, ИП <…>, генеральный директор ООО «Сити-Принт» <…> Заявитель-<…> в ходе заседания Комиссии поддержала свои требования, представленные в заявлении и озвученные ранее, а именно: реклама «Народный капитал» является ненадлежащей, так как мелкий шрифт, представленный в рекламе финансовых услуг,  вводит в заблуждение потребителей рекламы.

Генеральный директор ООО «Активные коммуникации» <…> пояснил, что  ООО «Активные коммуникации» не является рекламораспространителем рекламы «Народный капитал», так как с декабря 2013 года и на момент распространения рекламы «Народный капитал»,   на основании договора, имеющегося в материалах дела, сдавало в аренду рекламную конструкцию по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 ИП <…>

ИП <…> данный факт в рамках  заседания Комиссии подтвердил и пояснил, что именно он является рекламораспространителеим рекламы «Народный капитал».

Доверенный представитель КПК «Народный капитал» <…> поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях Кооператива, представленных в адрес Управления ранее, а именно, что рекламодателем указанной рекламы является КПК «Народный капитал» , а  рекламопроизводителем рекламы «Народный капитал» является ООО «Сити-Принт», что подтверждается документами, имеющимися в материалах дела.

Данные доводы были поддержаны генеральным директором ООО «Сити-Принт» <…>, представленных в устных и письменных пояснениях Общества.

Кроме того, в рамках заседания Комиссии, был рассмотрен и проанализирован оригинал рекламы «Народный капитал» в натуральную величину (рекламное полотно 3×6), распространявшейся на рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1.

Комиссия,  рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела №057-14/04РЗ, заслушав доводы сторон по делу,  пришла к следующим выводам:

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Факт распространения рекламы «Народный капитал» на рекламной конструкции  по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1 сторонами по делу не  оспаривается.

           2. В ходе рассмотрения заявления гр. <…>, а также оригинала рекламы «Народный капитал» в натуральную величину (рекламное полотно 3×6), распространявшейся на рекламной конструкции по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1. Комиссией  установлено, что по адресу: г.Орел, Наугорское шоссе, 1, рядом с проезжей частью располагалась  рекламная конструкция, представляющая собой двусторонний рекламный щит,  закрепленный и стоящий на опоре, на которой распространялась реклама «Народный капитал». 

       Графическая и тестовая составляющие  рекламы:

           Красно- коричневое  рекламное полотно разделено визуально на три части по горизонтали в верхней части, занимающей приблизительно 40% площади рекламной конструкции, расположен следующий текст:

 26% (шрифт: высота 67, 5, ширина 35 см)

годовых (шрифт: высота 24 см,  ширина 15 см)

*Программа «Пенсионная 26» (шрифт: высота 12 см, ширина 11,5 см) принимаем (шрифт: высота 30, 8 см, ширина 24,3 см)

  личные сбережения (шрифт: высота 16 см, ширина 14,2 см).

          В средней части рекламы, занимающей приблизительно 30% площади рекламной конструкции расположен следующий текст: 

член СРО КПК «СОЮЗМИКРОФИНАНС». (шрифт: высота 6,5см, ширина 5 см)

Кредитный потребительский кооператив. (шрифт: высота 4,5 см, ширина 3,5 см),   

Народный капитал. (шрифт: высота 13см,  ширина 11,5 см)

Наш сайт:www.nk-kpk.ru. тел.(8-4862) 63-09-73. г.Орел, ул.3-я Курская, д.25. (шрифт: высота  слов -12 см,  ширина слов-11,2 см, высота цифр 17 см, ширина 13,5 см).

         В нижней части рекламной конструкции, занимающей приблизительно 30% площади, расположен следующий текст:

* Ставка действует для программы сбережений «Пенсионная 26». Минимальная сумма личных сбережений 1000 руб, максимальная 500 000 руб. В период действия договора на сумму личных сбережений начисляется 26% годовых. Начисление процентов производится со следующего дня после заключения договорных обязательств. Начисленные проценты пайщик может получить по истечению срока действия настоящего договора. Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал» удерживает налог на доходы физических лиц с начисленных процентов в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В случае расторжения договора по инициативе пайщика проценты изменяются  на 2/3 ставки рефинансирования и исчисляются пропорционально количеству календарных дней за использование личных сбережений. Выплата происходит в течении 10 рабочих дней с момента расторжения договора КПК «Народный капитал». В этом случае проценты не начисляются после расторжения личных сбережений на основании ФЗ-190 от 18.07.2009г. ОГРН 1135749001233 (шрифт: высота 3, 2 см, ширина 2,5 см).

  

Реклама формирует интерес к товару или услуге и направлена на формирование у потребителей желания приобрести товар или воспользоваться услугой. Следовательно, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации о товаре, условиях его приобретения или использования приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе «Народный капитал» сообщалось  о приеме личных сбережений граждан под 26% годовых по программе «Пенсионная 26», что представляет собой финансовую услугу привлечению личных сбережений граждан.

        При этом в указанной рекламе в качестве наименования лица, оказывающего данные  услуги,   была представлена надпись:

          Кредитный потребительский кооператив. (шрифт: высота 4,5 см, ширина 3,5 см),   

          Народный капитал (шрифт: высота 13см,  ширина 11,5 см)  

В соответствии с ч.1 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Надпись Народный капитал  на рекламном щите, выполненная крупным, хорошо читаемым шрифтом (шрифт: высота 13см,  ширина 11,5 см), не является фирменным наименованием юридического лица, так как не содержит указание на его организационно-правовую форму.

Согласно Выписки из государственного реестра юридических лиц, полученной из  Федеральной налоговой службы  (согласно данным электронной базы  Центра обработки данных Федеральной налоговой службы ) наименование юридического лица – Кредитный потребительский кооператив «Народный капитал».

Данная информация присутствовала в рекламе, но была выполнена иным  шрифтом (шрифт: высота 4,5 см, ширина 3,5 см),    по сравнению с надписью Народный капитал.

Однако, в ходе анализа рекламного материала в натуральную величину Комиссия пришла к выводу, что в данном случае отсутствуют основания считать, что  сведения о  наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги,  а именно: Кредитный потребительский кооператив  являются фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламной надписи, так как размер шрифта и местоположение самой надписи в центре рекламы не затрудняют ее прочтение и понимание потребителями рекламы. 

Таким образом, в рекламе «Народный капитал» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 28 Закона «О рекламе», так как в указанной рекламе присутствует информация о наименовании юридического лица, оказывающего финансовые услуги.  

 

В соответствии с пунктом 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В ходе анализа рекламного материала в натуральную величину Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе «Народный капитал»  формально присутствуют   условия приема личных сбережений граждан под 26% годовых КПК «Народный капитал»,

Однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением  рекламы и размером  шрифта на ней (шрифт: высота 3,2 см, ширина 2,5 см).

 

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Формальное присутствие в рекламе условия приема личных сбережений граждан под 26% годовых, не позволяют потребителю воспринимать указанную рекламную информацию  должным образом и в полном объеме.

 

Любой шрифт  в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

Таким образом, совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги; размер и форма шрифта, которым указаны условия приема личных сбережений граждан под 26% годовых КПК «Народный капитал»,  а также особенности их расположения на рекламном щите, лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «26% (шрифт: высота 67, 5, ширина 35 см)

годовых (шрифт: высота 24 см,  ширина 15 см)

*Программа «Пенсионная 26» (шрифт: высота 12 см, ширина 11,5 см) принимаем (шрифт: высота 30, 8 см, ширина 24,3 см)

  личные сбережения (шрифт: высота 16 см, ширина 14,2 см).

член СРО КПК «СОЮЗМИКРОФИНАНС». (шрифт: высота 6,5см, ширина 5 см)

Кредитный потребительский кооператив. (шрифт: высота 4,5 см, ширина 3,5 см),   

Народный капитал. (шрифт: высота 13см,  ширина 11,5 см)

Наш сайт:www.nk-kpk.ru. тел.(8-4862) 63-09-73. г.Орел, ул.3-я Курская, д.25. (шрифт: высота  слов -12 см,  ширина слов-11,2 см, высота цифр 17 см, ширина 13,5 см)»

Поскольку информация об условиях приема личных сбережений граждан под 26% годовых, напечатана самым мелким шрифтом, по сравнению с иным шрифтом на рекламе,  трудным для восприятия, формальное присутствие в рекламе вышеуказанных сведений не может позволить потребителю воспринимать данные сведения, следовательно, не может быть расценено как их наличие.

 

Таким образом, реклама «Народный капитал»  противоречит положениям части 7 статьи 5, пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, как не содержащая  существенной информации о рекламируемой услуге, что не позволяет получить полную информацию обо всех  условиях приема личных сбережений граждан под 26% годовых,  имеет искаженный смысл и вводит потребителей в заблуждение.

Данная позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», согласно которому:

 «Рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом «О рекламе» к рекламе, в частности, о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе)».

 

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В  рекламе «Народный капитал» отсутствует информация обо всех условиях приема личных сбережений граждан под 26% годовых.

Ввиду того,  что указанная рекламная  конструкция  расположена около проезжей части с интенсивным дорожным движением, то неопределенным кругом лиц, на которое воздействовала данная реклама, в большей степени являлись водители и пассажиры автотранспортных средств, которыми так же не мог быть воспринят мелкий шрифт, указанный в рекламе.

Формальное присутствие в рекламе условий приема личных сбережений граждан под 26% годовых, т.е оказания предлагаемой финансовой услуги, не позволяющих потребителю воспринимать их ввиду того, что они выполнены мелким  плохо читаемым шрифтом, не может рассматриваться как наличие этих условий.

 

Реклама финансовых услуг, предоставляемых КПК «Народный капитал» противоречит требованиям части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», то есть является  ненадлежащей.

 

4.В статье 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем рекламы «Народный капитал»  является КПК «Народный капитал»,  так как именно КПК «Народный капитал»  определило объект рекламирования и  содержание рекламы «Народный капитал». Рекламопроизводителем указанной рекламы является ООО «Сити-Принт», так как указанное Общество изготовило рекламное полотно «Народный капитал», распечатав его с предоставленных КПК «Народный капитал» макетов рекламы, что подтверждается устными и письменными пояснениями сторон по делу и имеющимися в материалах дела документами.

Рекламораспространителем рекламы «Народный капитал» является ИП <…> , осуществлявший распространение рекламы «Народный капитал» на рекламной конструкции по адресу:г.Орел, Наугорское шоссе, 1.

 

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

-     ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2  статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

 

В действиях ООО «Сити-Принт», как  рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе  отсутствуют, так как оригинал- макет рекламы «Народный капитал»  был  предоставлен заказчиком (КПК «Народный капитал»), а ООО «Сити-Принт» изготовило  указанную рекламу в натуральную величину с сохранением размера шрифтов (маштабированием) без внесения (или удаления) в нее какой-либо информации, не предусмотренной заказчиком – КПК «Народный капитал».

 

6. Таким образом, КПК «Народный капитал», как рекламодатель,   несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28  Закона «О рекламе».

7 .В ходе рассмотрения дела КПК «Народный капитал» не отрицало тот факт, что реклама «Народный капитал» продолжает распространяться на рекламных щитах на территории г.Орла.

8.  В действиях иных лиц: ООО «Афиша», ООО «Активные коммуникации», ИП <…> признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как они не являются ни рекламодателями, ни рекламопроизводителями указанной  рекламы.

8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу  финансовых услуг «Народный капитал», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 , пункта 2 части 2 статьи 28  Закона «О рекламе».

2. Выдать КПК «Народный капитал»  предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5  Закона «О рекламе».

3.Выдать КПК «Народный капитал»  предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 2 статьи 28  Закона «О рекламе».

4. Прекратить производство по делу № 057-14/04 РЗ в отношении ООО «Афиша», ООО «Активные коммуникации», ООО «Сити-Принт», ИП <…>, в связи с отсутствием в действиях указанных лиц  признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПК «Народный капитал».

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                            А.Н. Кирьянов

Члены Комиссии                                                                          М.В. Титова

                                                                                         Е.А. Акимкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны