Решение б/н Решение по делу №135-10/04АЗ от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

 

по делу №135-10/04АЗ

24 февраля 2011 года                                                                                

 

г. Орел

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена   24 февраля 2011 года.

 

 Решение в полном объеме изготовлено   25  февраля  2011 года.

 

Комиссия   Орловского   УФАС   России   по   рассмотрению   дела   о   нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии: Солдатенковой И.В., заместителя руководителя управления,

 

Членов Комиссии:   Кирьянова А.Н., заместителя руководителя управления,

 

Дубининой Г.М., главного государственного инспектора отдела естественных монополий и рекламы управления,

 

Гришуновой    Е.Н.,    ведущего    специалиста-эксперта    отдела    естественных монополий и рекламы управления,

 

Тульской Л.И., ведущего специалиста - эксперта отдела естественных монополий и рекламы управления,

 

 рассмотрев   дело   №135-10/04A3 по   признакам   нарушения   Администрацией Урицкого района (Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Ленина, 104), Урицким районным Советом народных депутатов (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 104), ООО «Родничок» (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 107), ИП Сомовым С.Н. (Орловская область, Урицкий район, п.Нарышкино, ул.Ленина, 107)  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -Закон «О защите конкуренции»)

 

                    УСТАНОВИЛА:

 

         В ходе  рассмотрения дела №135-10/04АЗ установлены следующие обстоятельства.

 

            В 2009 году Орловским УФАС России на основании поручений ФАС России от 20.12.2008 №ИА/33111, от 20.02.2009 №АК/4443 были проведены плановые документарные проверки актов и иных документов касающихся функционирования товарного рынка похоронных (ритуальных) услуг в географических границах муниципальных образований Орловской области.

 

По результатам проверок администрации Урицкого района Орловской области Управлением были выданы рекомендации (исх.№3731/04 от 25.12.2009г.) об устранении имеющихся нарушений в организации похоронного дела на территории сельских поселений и приведении вопросов организации похоронного дела и содержания мест захоронения в соответствие с требованиями Закона «О защите конкуренции», статьи 25 Федерального Закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьи 14 Федерального Закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другого действующего законодательства. О результатах рассмотрения рекомендаций необходимо  было проинформировать Управление в срок до 01.04. 2010.

 

В целях контроля за выполнением рекомендаций, выданных органам местного самоуправления Урицкого района, на основании приказов Орловского УФАС России от 04.05.2010  №№202,203,204,205 с 04.05.2010 по 03.06.2010 были проведены внеплановые документарные проверки Администрации Урицкого района, Урицкого районного Совета народных депутатов, Архангельского сельского поселения Урицкого района, ООО «Родничок», ИП Сомова С.Н. по соблюдению требований антимонопольного законодательства при организации и оказании похоронных (ритуальных) услуг на территории Урицкого района Орловской области.

 

В ходе проведения проверок и рассмотрения возбужденного 08.09.2010 дела №135-10/04АЗ по признакам нарушения указанными лицами статьи 16 Закона «О защите конкуренции» было установлено следующее.

 

 Главой администрации Урицкого района Л.В.Кретовым издано Постановление от 11.01.2005 №01 «Об устройстве кладбища в д.Лукъянчиково», которым «принято предложение директора ООО «Родничок» С.Д.Сомовой по выполнению ритуальных услуг на кладбище: отведение мест под захоронение».

 

29.03.2007 Урицкий районный Совет народных депутатов принял решение  №64/8-ЗРС «Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению», которым определялось принять   расценки   по   оказанию   услуг   гражданам   по   захоронению, выполняемых ООО «Родничок» на муниципальном кладбище в д.Лукъянчиково, направить принятое решение главе администрации Урицкого района для подписания и обнародования, контроль возложить на комиссию по организации работы Совета и вопросам местного самоуправления.

 

На основании упомянутого решения Урицкий районный Совет народных депутатов утвердил расценки по оказанию услуг гражданам по захоронению, выполняемых ООО «Родничок» на муниципальном кладбище в д.Лукъянчиково (решение от 31.03.2007г. №6-ГР) в следующих размерах: отведение одного места под захоронение размером (2,5мх2м) - 250руб., отведение одного места под захоронение размером (2,5мхЗм) - 300руб., отведение одного места под захоронение размером (2,5мх4м) - 350руб.

 

ООО «Родничок» во исполнение указанных актов в период 2007-2008г.г. осуществляло функции по выделению земельных участков под захоронение, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронение, регистрацию захоронений на территории общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково муниципального образования Архангельского с/п Урицкого района.

 

За выделение земельных участков под захоронение Обществом     взималась плата, в том числе в периоды: 2007год -  23 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 5х250руб.= 1250руб. 14х350руб.=4900руб. Зх450руб.=1350руб. 1х400руб.=400руб. На общую сумму 7900руб.;

 

 

 

 

 2008г. - 45 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 1х300руб.= 300руб. 6х350руб.=2100руб. 9х400руб.=3600руб. 29х450руб.=13050руб.

 

На общую сумму 19050руб.

 

Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималась плата в 2007году за «отведение места под захоронение: квитанции №4 от 30.01.2007, №8 от03.02.2007, №14 от 28.02.2007 Без № от 21.03.2007, №23 от 09.04.2007, №27 от 12.04.2007, №32 от 09.05.2007, №42 от 06.06.2007, №49 от 30.07.2007, №51 от 06.08.2007, №60 от 13.08.2007, №63 от 19.08.2007, №64 от 19.08.2007, №71 от 31.08.2007, №74 от 03.09.2007, №82 от 07.10.2007, №98 от 24.10.2007, №87 от 10.10.2007, №85 от 09.10.2007, №109 от 01.11.2007, №115 от 26.11.2007, №121 от 10.12.2007, №129 от 25.12.2007.

 

Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималась плата в 2008 году за «отведение места под захоронение», «оплата за землю под захоронение»: квитанции №6 от 06.01.2008, №9 от 16.01.2008, №44 от 18.02.2008, №58 от 17.01.2008, №67 от 15.02.2008, №66 без даты, товарный чек без № от 11.03.2008, товарный чек без № от 13.03.2008, квитанции №73 от 17.03.2008, №без № от 14.03.2008, №92 от 21.03.2008, №103 от 24.03.2008, №126 от 04.04.2008, №155 от 18.04.2008, №179 от 02.05.2008, №184 от 08.05.2008, №220 от 16.05.2008, товарный чек от 29.05.2008 без №, товарный чек от 29.05.2008 без №, товарный чек от 03.06.2008 без №, квитанции №262 от 11.06.2008, №263 от 12.06.2008, №286 от 30.06.2008, №296 от 08.07.2008, товарный чек без № от 18.07.2008, квитанции №315 от 19.07.2008, товарные чеки без № от 19.07.2008, от 04.08.2008, от 06.08.2008, от 17.08.2008, квитанции №353 от 21.08.2008, товарный  чек без № от 24.08.2008, квитанции №372 от 15.09.2008, №379 от 2008, №384 от 14.09.2008, №413 от 29.09.2008, №426 от 06.10.2008, №447 от 24.10.2008, товарный чек без № от 23.10.2008, квитанции №453 от 01.11.2008, №463 от 10.11.2008, №469 от 14.11.2008, №435 от 01.12.2008, №503 от 2008, товарный чек без № от 27.12.2008.

 

Директор ООО «Родничок» Сомова С.Д. пояснила, что взимание платы за выделение земельных участков под захоронение осуществлялось согласно постановлению Главы администрации Урицкого района от 11.01.2005г. №01 «Об устройстве кладбища в д.Лукъянчиково», решений Урицкого районного Совета народных депутатов 29.03.2007г. №64/8-ЗРС «Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению», от 31.03.2007г. №6-ГР .«Об утверждении расценок за оказание услуг по захоронению». Завышенные по сравнению с названными Постановлением и Решениями расценки взимались Обществом в том случае, если отводилось место под захоронение размером больше, чем определено указанными нормативными актами и по просьбе граждан, которым оказывалась услуга. И  что все средства, полученные от выделения мест под захоронение, использованы на благоустройство кладбища.

 

Согласно договору по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения (социальный заказ) от 31.12.2004 б/№, заключенному с Администрацией Урицкого района, Общество выполняло также работы по обслуживанию и содержанию кладбища, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, д.Лукъянчиково. Договором была предусмотрена стоимость оплаты оказываемых услуг в размере 50000 рублей за календарный год, согласно договору заказчик в лице обязан осуществляет платежи ежемесячно в соответствии с поквартальной разбивкой.

 

Исходя из представленной в Орловское УФАС ИП Сомовым С.Н. информации, предприниматель осуществлял функции по выделению земельных участков под захоронения, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронения, регистрацию захоронений на территории общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково муниципального образования Архангельского с/п Урицкого района с января 2009года.

 

За выделение земельных участков под захоронение предпринимателем взималась плата.

 

ИП Сомов С.Н. с 01.01.2009 по 30.04.2010 на территории муниципального общественного кладбища, территориально расположенного в д.Лукьянчиково Урицкого района осуществлял функции по выделению земельных участков под захоронение, оформление и выдачу документов на земельный участок под захоронение, регистрацию захоронений

 

За выделение земельных участков под захоронение Предпринимателем     взималась плата, в том числе в периоды:  2009г. - 41 физическому лицу выделены земельные участки за плату, в том числе: 1х350руб.=350руб., 40х450руб.=18000руб.

 

На общую сумму 18350руб.

 

январь-апрель 2010года. - 9 физическим лицам выделены земельные участки за плату, в том числе: 9х450руб=4050руб.

 

На общую сумму 4050руб.

 

Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималось плата в 2008году за «отведение места под захоронение», «оплата за землю под захоронение», «выделение места под захоронение» по цене 450руб. согласно квитанциям №16 от 19.01.2009, №18 от 19.01.2009, №30 от 29.01.2009, № 37 от 10.02.2009, №39 от 10.02.2009,   №44   от   16.02.2009,      №60   от   2009,   №112   от   06.03.2009,   №127   от 14.04.2009, №169 от 18.05.2009, №180 от 25.05.2009, №190 от 03.06.2009, №194 от 05.06.2009, №198 от 08.06.2009, №200 от 09.06.2009, №211 от 15.06.2009, №225 от 22.06.2009, №538 от 03.09.2009, №544 от 04.08.2009, №560 от 07.08.2009, №562 от 18.08.2009, №573 от 25.08.2009, №591 от 12.09.2009, №602 от 24.09.2009, №617 от 09.10.2009, №647 от 06.11.2009, товарные чеки без № от 21.08.2009, от 04.03.2009, от 29.03.2009, от 27.06.2009, от 02.07.2009, от 02.07.2009, от 21.08.2009, от 03.09.2009, от 28.09.2009, от 28.09.2009, от 29.10.2009., от 29.10.2009, от 27.10.2009, от 01.11.2009,

 

по цене 350руб.- товарный чек без № от 27.10.2009.

 

Данные сведения подтверждены квитанциями, согласно которым взималось плата в январе- апреле 2010г. за «отведение места под захоронение», «выделение места под захоронение» по цене 450рублей согласно товарным чекам без № от 25.01.2010, от 12.03.2010, от 21.03.2010, от 04.04.2010, от 03.04.2010, от 05.04.2010, от 06.04.2010, от 21.04.2010, от27.04.2010.

 

Представитель ИП Сомова С.Н. пояснила, что все средства, полученные от выделения мест под захоронение, использованы на благоустройство кладбища. С мая 2010 плата за выделение мест под захоронение не взимается

 

ИП Сомовым С.Н. с Администрацией Урицкого района заключены «Договоры по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения» от 24.12.2008г. б/№ на 2009год и от 29.12.2009г. б/№, предметом которого является выполнение Предпринимателем работ по обслуживанию и содержанию кладбища, расположенного по адресу: Орловская область, Урицкий район, д. Лукъянчиково со стоимостью услуг 100 000 рублей.

 

Условиями указанных договоров  предусмотрена стоимость услуг в размере 100 000 рублей за календарный год, заказчик осуществляет платежи ежемесячно в соответствии с поквартальной разбивкой бюджета.

 

Предпринимателю финансовым  управлением Администрации Урицкого района Орловской области во исполнение указанных договоров перечислены денежные средства на «возмещение затрат на оказание ритуальных услуг и благоустройство кладбища согласно решениям Урицкого районного Совета народных депутатов от 23.12.2008 №83-ГР и от 15.12.2009 №135-ГР» в размере:

 

 

- в 200968500 рублей по платежным поручениям: от 04.02.2009 №246, от 06.03.2009 №526, от 31.03.2009 №539, от 03.04.2009 №890, от 10.04.2009 №263, от 05.06.2009 №27, от 19.08.2009 №762, от 05.10.2009 №109, от 23.11.2009 №714.

 

 

- в 2010100000 рублей по платежным поручениям: от 16.03.2010 №629, от 13.04.2010 №112, от 22.04.2010 №552, от 11.08.2010 №252, от 23.08.2010 №884, от 12.11.2010 №122, от 26.11.2010 №906, от 15.12.2010 №445, от 23.12.2010 №282.

 

 

В соответствии с актами приема выполненных работ, составленных ИП Сомовым С.Н. и Администрацией Урицкого района, предпринимателем выполнены работы по благоустройству кладбища в 2009 и по расчистке кладбища от снега в 2010, в том числе:

 

         - в 2009 на сумму 87300 рублей – акты приема выполненных работ от 30.03.2009 от 04.06.2009, от 20.08.2009, от 20.11.2009,

 

         - в 2010 на сумму 104500рублей – акты приема выполненных работ от 14.03.2010, 20.04.2010, 20.08.2010, 10.12.2010.

 

         Согласно квартальных расчетов фактических затрат ИП Сомова С.Н. фактические затраты  составили:

 

         - в 2009 – в размере 873000рублей, в том числе 68500 рублей-  финансирование из средств бюджета Администрации Урицкого района и 18800рублей – доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников,

 

         - в 2010 – в размере 104500рублей, в том числе 100000 рублей-  финансирование из средств бюджета Администрации Урицкого района и 4050рублей – доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников.

 

         Представитель ИП Сомова С.Н. – Сомова С.Д. – директор ООО «Родничок» пояснила, что в представленных в материалы дела квартальных расчетах фактических затрат на благоустройство кладбища  в графе «Доходы» указаны доходы, полученные предпринимателем от взимания платы за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников.

 

При этом,  во исполнение договоров по обслуживанию и содержанию территории мест захоронения фактические затраты, исходя из квартальных расчетов фактических затрат ИП Сомова С.Н.,  сложились из затрат на расчистку территории кладбища от снега, вырубку кустарника, вырубку и обрезку деревьев, распиловку старых деревьев и их вывоз с территории кладбища,  очистку и вывоз мусора, грейдирование дорог на территории кладбища, привоз песка, уборку брошенных захоронений, подвоз земли к провалившимся могилам, выкашивание травы на территории кладбища, обволовку территории кладбища, посадку кустарника сирени, привоз кирпичных отходов для засыпки выбоин к подъезду кладбища.

 

Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

 

В силу ст. 7,18, 25 Федерального Закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно  участка   земли для   погребения   тела   (останков)    или   праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Таким образом, передача полномочий по организации похоронных услуг и общественных кладбищ в ведение какого- либо хозяйствующего субъекта действующим законодательством не предусмотрена и действия главы администрации Урицкого района Орловской области были квалифицированы Комиссией Орловского УФАС России при рассмотрении дела №074-10/04АЗ как нарушение части 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», т.к. создавали преимущественные условия для указанных хозяйствующих субъектов (ООО «Родничок», ИП Сомов) на рынке оказания похоронных (ритуальных) услуг, могли и/или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке похоронных (ритуальных) услуг путем создания неравных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Кроме того, Комиссией Управления были рассмотрены дела №133-10/04АЗ и №134-10/04АЗ о нарушении статьи 10 Закона «О защите конкуренции», а именно нарушение  порядка ценообразования при  взимании ИП Сомовым С.Н.и ООО «Родничок» платы  за выделение земельных участков под захоронение с лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших родственников, рассмотрены Комиссией Орловского УФАС России отдельными производствами.

 

Согласно статьи 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, либо осуществление этими органами  и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Комиссия в перечисленных выше соглашениях и согласованных действиях ООО «Родничок», ИП Сомова С.Н., Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов  не усматривает наличие  доказательства наступления (возможности наступления) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции вследствие указанных соглашений и согласованных действий, т.е. отвечающих признакам нарушения антимонопольного законодательства и считает необходимым прекратить рассмотрение дела №135-10/04АЗ в связи с отсутствием нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов, ООО «Родничок», ИП Сомова С.Н.

 

При этом Комиссия отмечает, что в действиях органов местного самоуправления по предоставлению ИП Сомову С.Н. муниципальных преференций в форме субсидий: в 2009 – 68500 рублей,  в 2010 – 100000 рублей,  не отвечающим целям, поименованным в части 1 статьи  19 Закона «О защите конкуренции» без получения письменного согласия  антимонопольного органа на совершение указанного действия, содержатся признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

 

 

Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» понимается предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности путем передачи  муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо путем предоставления имущественных льгот.

 

 

 В пункте 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие ограничивающих конкуренцию актов и действия (бездействие) органов местного самоуправления по предоставлению государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Закона «О защите конкуренции», согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в части 1 статьи 19 Закона «О защите конкуренции», с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 19) с соблюдением процедуры, регламентированной статьей 20 Закона «О защите конкуренции».

 

 

 

На основании указанного Комиссия считает возможным выделить  в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона  «О защите конкуренции»  Урицким районным Советом народных депутатов.

 

Управление действовало в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона «О защите конкуренции», и с целью выполнения функций, возложенных на антимонопольные органы статьей 22 указанного закона.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 47.1, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела №135-10/04АЗ в связи с отсутствием нарушения статьи 16 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых комиссией действиях Администрации Урицкого района Орловской области, Урицкого районного Совета народных депутатов, ООО «Родничок», ИП Сомова С.Н.

2. Выделить  в отдельное производство дело по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Связанные организации

Связанные организации не указаны