Решение б/н Решение по делу 094-11/03 АЗ от 04.05.2011 в отношении Управ... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

  г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «21» июля 2011 года

 

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, И.В. Солдатенковой, членов Комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Е.А.Гориной; специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, М.И.Посохиной; специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, С.В. Горлова (далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 094-11/03 АЗ от 04.05.2011 по признакам нарушения Управлением Министерства внутренних дел по Орловской области (ранее – Управление внутренних дел по Орловской области) (далее - ответчик по делу) (302000, г.Орел, ул. Тургенева, 15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей:

ответчика по делу – Управление Министерства внутренних дел по Орловской области (далее – УМВД по Орловской области): заместитель начальника отдела надзора Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Орловской области (далее – УГИБДД, Госавтоинспекция, Заказчик): Бочаров Г.Е.;

заявителя – ООО «Автотест»: Прошкин А.В.;

заинтересованных лиц – ООО «Семинарское», ООО ОП «Эталон», ИП Савина И.М., ИП Царева Г.Б., ООО «Эксперт-гарант»: Прошкин А.В.; ФГУ «Орловский ЦСМ»: юрисконсульт 1 категории, Бармина С.В., начальник контрольно-испытательной лаборатории транспортных средств на соответствие технического состояния требованиям безопасности дорожного движения, Гранкин Е.Е.; ООО «Автостандарт»: заместитель директора Деев Д.Н.;

в отсутствие представителей заинтересованных лиц – Департамента строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области (далее – Департамент), ООО «Диагност», ООО «Орловский ТЦ БДД», ООО «Ветераны боевых действий»,

УСТАНОВИЛА:

Дело № 094-11/03 АЗ от 04.05.2011 (далее также – дело) возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России (далее – Управление) от 04.05.2011 № 240, на основании заявления ООО «Автотест» на действия УГИБДД (структурное подразделение УМВД по Орловской области) при совершении действий в форме заключения договора с измененными условиями, не предусмотренными при проведении открытого конкурса на право предоставления услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Орловской области (далее – Конкурс), которые приводят или могут привести к: введению ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установлению запретов или введению ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами; установлению запретов или введению ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.

В связи с наличием материалов, указывающих на признаки нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в отношении УМВД по Орловской области было возбуждено дело.

08.06.2011 в Управление от хозяйствующих субъектов: ООО «Автотест», ФГУ «Орловский ЦСМ», ООО «Семинарское», ООО ОП «Эталон», ООО «Диагност», ИП Савина И.М., ИП Царева Г.Б., ООО «Автостандарт», ООО «Эксперт-гарант», ООО «Орловский ТЦ БДД», ООО «Ветераны боевых действий» поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства (вх. № 4214 от 08.06.2011).

Определением Комиссии от 09.06.2011 в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в рассмотрении дела ФГУ «Орловский ЦСМ», ООО «Семинарское», ООО ОП «Эталон», ООО «Диагност», ИП Савина И.М., ИП Царева Г.Б., ООО «Автостандарт», ООО «Эксперт-Гарант», ООО «Орловский ТЦ БДД», ООО «Ветераны боевых действий» (далее – Заинтересованные лица, Исполнители).

В обоснование своих доводов заявитель и Заинтересованные лица приводят следующее.

19 ноября 2010 года в газете «Орловская правда» № 170(25321) был объявлен открытый конкурс среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств  с использованием средств технического диагностирования на стационарных пунктах технического осмотра (далее – ПТО) при проведении государственного технического осмотра  (далее – ГТО) в 2011 году.

Выданная Заказчиком конкурсная документация состояла из: общих сведений о Конкурсе; инструкции участникам конкурса по подготовке Заявок на участие в конкурсе; информационной карты; Проекта договора; заказа на предоставление услуг; образцов форм заполнения.

Согласно пункту 2.1.6 Проекта договора Исполнитель (победитель Конкурса) обязан в течение всего срока договора согласовывать с Госавтоинспекцией график работ по проверке на каждые три месяца действия договора; в соответствие с пунктом 2.2.3 Проекта договора Госавтоинспекция обязана обеспечить силами своих сотрудников выполнение у Исполнителя функций, закрепленных за Госавтоинспекцией в соответствии с «Положением о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».

Однако, по окончанию проведения Конкурса и определения победителей, Инспекция представила для подписания иной Проект договора (далее – Договор), согласно которому: «Исполнитель обязан обеспечивать проведение проверки технического состояния транспортных средств в соответствии с графиком работы сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД, утвержденным начальником УГИБДД УМВД по Орловской области. А в соответствии с пунктом 2.2.3, Заказчик оставляет за собой право изменять график работы сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД по проведению проверки в соответствии со служебной необходимостью».

Заявитель и Заинтересованные лица указали, что «представленные конкурсантами протоколы разногласий к Договору, УГИБДД по Орловской области принимать отказалось, подписало Договор с самостоятельно внесенными изменениями, с 1 апреля 2011 года установило график работы ПТО по три дня в неделю, объясняя это решение реформой МВД и нехваткой штатной численности сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД».

Заявитель и Заинтересованные лица отмечают, что «в соответствии с пунктом 3.1 Договора с Заказчиком - стоимость работ по проверке устанавливается в соответствии с порядком установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2001 года № 708/61 н/126. В соответствии с пунктом 4 «Порядка установления размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств», размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего порядка. В соответствии с пунктом 10 Порядка в указанную стоимость включаются все затраты за проведение проверки технического состояния транспортных средств, в том числе заработная плата контролеров технического состояния, накладные расходы, амортизационные отчисления, арендная плата, обязательные налоги и платежи в бюджет.

УГИБДД, на основании действующих нормативов, установлена для Исполнителей ежедневная предельная численность транспортных средств, проверяемых на конкретном пункте технического осмотра, т.е. Исполнителю, как и Заказчику известны осуществляемые затраты и предполагаемый доход организации для сохранения рентабельности. Но изменений в ценовой политике ранее установленной Управлением по тарифам стоимости услуг по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре не последовало».

Заявитель полагает, что УГИБДД вопреки положениям конкурсной документации относительно графика работы, уменьшило объем выполняемых работ по договору, что влечет за собой серьезные убытки для лиц, выигравших Конкурс и затративших значительные денежные средства на строительство и организацию ПТО. Более того, со всем наемным персоналом ПТО уже заключены трудовые договоры, в которых, определен график работы - 40-часовая рабочая неделя с двумя выходными днями и установлены соответствующие должностные оклады. УГИБДД, нарушая законодательство, создает для себя возможности регулирования доходов ПТО и опосредованного распределения объемов их работ. Таким образом, у должностных лиц Заказчика появляются законные основания для злоупотреблений в области регулирования рынка оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре в Орловской области.

Кроме того, в соответствии с разделом 2 «Сроки предоставления услуг» Заказа на предоставление услуг конкурсной документации: «проверка технического состояния транспортных средств осуществляется в течение года, начиная с даты заключения договора». В соответствии с пунктом 5.1 Проекта договора: «Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания и действует до 31 декабря 2011 года». В Договоре с УГИБДД пункт 5.1 изложен в следующей редакции: «Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания и действует до проведения очередного конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре». Договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подписаны в середине марта 2011 года. Следовательно, исходя из логики конкурсной документации и времени проведения конкурса - срок договора должен быть до середины марта 2012 года. Действующая формулировка позволяет УГИБДД провести очередной конкурс в любое удобное время.

Таким образом, Заявитель и Заинтересованные лица считают, что УГИБДД:

«1) Самостоятельно изменило текст заключаемого Договора в нарушение «Положения открытого конкурса на определение Исполнителей для предоставления услуг по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре в Орловской области»;

2) Тем самым ограничило конкуренцию, создав законные условия для регулирования доходов пунктов технического осмотра и основания для злоупотреблений в области регулирования рынка оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре в Орловской области;

3) Изменило график работы сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД по проверке транспортных средств при существующих нормативах проверки транспортных средств и установленного размера оплаты за его проведение, что влечет за собой серьезные убытки для Исполнителей, затративших значительные денежные средства на строительство и организацию пунктов технического осмотра по условиям Конкурса и выигравших объявленный конкурс;

            4) Ограничило в получении прибыли юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как самостоятельных хозяйствующих субъектов в виде 20% рентабельности исполнителя услуг, право на которое установлено п. 12 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации от 3 августа 2001 года №708/61н/126, и вытекающих из этого ограничений предпринимательской деятельности, направленных на исполнение данного вида услуг, повышение квалификации персонала, обновление оборудования и технологий, повышение качества работ;

            5)        Нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической и иной не запрещённой законом деятельности (п.1 ст.8, ст.34 Конституции РФ).»

В связи с изложенным Заявитель и Заинтересованные лица просят: выдать УМВД по Орловской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, а именно:

- обязать УМВД по Орловской области заключить договор со всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при ГТО, на условиях, предусмотренных конкурсной документацией;

- обязать УМВД по Орловской области прекратить вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре в Орловской области, в виде административного распределения объемов оказываемых услуг между данными субъектами.

 

В соответствии с письменными пояснениями (вх. № 3672, 3749, 4008, 6061 от 17.05.2011, 19.05.2011, 31.05.2011, 06.07.2011), УМВД по Орловской области совершение действий в форме заключения договора с измененными условиями, не предусмотренными Конкурсной документацией, объяснило следующим:

При подписании Договора пункт 2.2.3 был изложен в иной редакции. При этом новая редакция не изменяет условий договора, так как она фактически соответствует пункту 2.1.6 Договора. Заявитель и заинтересованные лица протоколы разногласий к Договору не представляли и с условиями были согласны, подписав Договор. Порядок исполнения условий пункта 2.2.3 Договора документально не определен.         

Численность сотрудников УГИБДД, осуществляющих контрольные функции в рамках проведения ГТО автомототранспортных средств, в период с 01.01.2010 по 01.03.2011 составляет 9 государственных инспекторов отделения №1 МОТОТРЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области (далее – отделение № 1МОТОТРЭР), из которых 1 госинспектор привлекается для осуществления функций по линии ГТО, из числа сотрудников отделения регистрации автомототранспортных средств МОТОТРЭР.

С 01.03.2011 года до настоящего времени, количество ПТО увеличилось с 10 до 11 пунктов. При этом численность госинспекторов отделения № 1 МОТОТРЭР, выделяемых для проведения ГТО составила 11 сотрудников, из которых 3 госинспектора привлекаются из числа сотрудников отделения регистрации автомототранспортных средств МОТОТРЭР.

Количество пунктов технического обслуживания (далее – ПТО) в 2010 году, и в первом квартале 2011 года с момента заключения договоров по г.Орлу и Орловскому району обслуживаемые сотрудниками отделения №1 МОТОТРЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области выглядит следующим образом:

- с 01.01.2010 г. до 12.02.2010 г. - 7 ПТО (г.Орел и Орловский район);

- с 12.02.2010 г. до 06.07.2010 г. - 8 ПТО (г.Орел и Орловский район);

- с 06.07.2010 г. до 16.03.2011 г. - 10 ПТО (г.Орел и Орловский район - 9, Свердловский район - 1 ПТО, в связи с реорганизацией МРЭП по Свердловскому району обслуживание производит отделения №1 МОТОТРЭР);

- с 16.03.2011 г. до настоящего времени - 11 ПТО.

Госинспектора отделения №1 МОТОТРЭР, осуществляют контрольные функции в рамках проведения ГТО автомототранспортных средств на ПТО г.Орла и Орловского района в соответствии с должностными инструкциями. График работы госинспекторов соответствует графику работы отделения №1 МОТОТРЭР. Режим работы: вторник - пятница с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, суббота - с 08 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, выходной день - воскресенье, понедельник.

Обоснованием установления трех-дневного графика работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении ГТО на ПТО сотрудниками отделения №1 МОТОТРЭР на 2 квартал 2011 года является:

- увеличение количества ПТО, с 8 до 11. При этом штатная численность сотрудников отделения №1 МОТОТРЭР на 01.01.2011 года, сократилась на 2 единицы (с 34 сотрудников до 32).

- увеличение на 3078 произведенных регистрационных действий во втором квартале 2011 года (снятие с регистрационного учета, постановка на регистрационный учет, перерегистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним). За 1 квартал 2011 года осуществлено – 12 744 регистрационных действий, за 2 квартал 2011 года осуществлено -15 822 регистрационных действий.

На территории г.Орла и Орловского района по состоянию на 01.04.2010 было зарегистрировано 93 712 автомототранспортных средств; на 01.04.2011 - 99 679, т.е. на 6,4% больше. За 1-й квартал 2010 года при проведении ГТО было осмотрено 19 662 автомототранспортных средства, а за 1-й квартал 2011 года – 24 458, т.е. на 24 % больше. В период с 01.04.2010 по 15.05.2010 было проверено 19 090 автомототранспортных средства, а за тот же период 2011 года – 19 913, что на 4 % больше.

В соответствии с требованиями Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001, установлен временной промежуток, который не должен превышать 3-х часов для проведения регистрационных действий (от подачи заявления до получения регистрационных знаков).

Согласно Должностной инструкции госинспектора отделения № 1 МОТОТРЭР в должностные обязанности госинспектор входит регистрация транспортных средств, выдача: свидетельств о регистрации транспортных средств, регистрационных знаков, паспортов транспортных средств, актов технического осмотра транспортных средств и др.; осмотр номерных узлов и агрегатов автомототранспортных средств на предмет их соответствия данным регистрационных документов,  и документов на право собственности; работа по проведению государственного технического осмотра ТС и выдачу талонов ГТО и другое.,

На основании вышеизложенного, выделение дополнительных сотрудников (госинспекторов) из отделения по регистрации автомототранспортных средств для осуществления контрольных функций по проведению ГТО не представляется возможным, вследствие чего руководством УГИБДД было принято решение об изменении графика работы сотрудников отделения №1 МОТОТРЭР по проведению ГТО на ПТО, с 5-ти дневной рабочей недели на 3-х дневную рабочую неделю.

Кроме того, поясняет УМВД по Орловской области, в соответствии с конкурсной документацией Конкурса, УГИБДД, являясь заказчиком на предоставление услуг по проверке технического состояния транспортных средств запланировало, с учетом необходимой потребности, привлечь Исполнителей по проверке технического состояния транспортных средств на территории г.Орла и Орловского района, в количестве 9 ПТО. Заявок на участие в конкурсе было подано 11 претендентами, которые прошли конкурс и были допущены к проведению проверки технического состояния транспортных средств зарегистрированных на территории г.Орла и Орловского района.

Ответчик по делу считает, что УМВД по Орловской области и УГИБДД не могут отвечать за рентабельность и доход хозяйствующего субъекта - это вопрос внутренней организации. Совместный приказ МВД России № 708 от 03.08.2001, определяет, что уровень рентабельности работ не может превышать 20%, нижний же уровень рентабельности не определен. Если хозяйствующий субъект не в состоянии обеспечить свою рентабельность и выполнение указанных работ невыгодно, то они могли не участвовать в Конкурсе или впоследствии расторгнуть Договор. Кроме того, увеличение количества дней проведения технического осмотра не может никаким образом повысить рентабельность так как общее количество машин в области и в г.Орле, подлежащих техническому осмотру, от этого не увеличится, а доход хозяйствующих субъектов зависит только от этого. Существующий в настоящее время график позволяет в полном объеме с учетом пропускной способности обеспечить граждан условиями по прохождению ГТО; увеличение количества дней работы, наоборот, приведет к простою ПТО.

Несмотря, на то, что пункт 5.1 Договора изложен в иной редакции, это не противоречит Проекту договора, так как все условия конкурсной документации свидетельствуют о том, что договор действует до 31.12.2011, а проведение следующего конкурса будет предусматривать оказание услуг, начиная с 01.01.2011.

 

Департаментом 06.06.2011 (вх.№ 4139) были представлены письменные пояснения из которых следует, что ни организатором конкурса, ни постоянно действующей конкурсной комиссией по предоставлению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права на осуществление проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования (далее — Конкурсная комиссия) не рассматривались проекты иных договоров, отличных от типового проекта договора, являющегося приложением к конкурсной документации. Проект договора, внесенный в конкурсную документацию, основан на форме типового договора, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации 20 января 1999 года. Обращений в адрес организатора конкурса, Конкурсной комиссии от хозяйствующих субъектов по вопросам заключения договора по итогам конкурса, текст которого отличается от утвержденного проекта договора, не поступало.

17.03.2011  ООО «Автотест», ИП Савина И.М., ИП Царева Г.Б. обратились в УМВД по Орловской области о том, что планируемое недифференцированное сокращение работы всех ПТО г.Орла (без учета пропускной способности) до трех дней в неделю ставит ряд из них в неравное положение и высказали просьбу об обеспечении универсальных ПТО инспекторами ГИБДД в объеме пятидневной рабочей недели. Из ответа УМВД по Орловской области  (исх.№ 12/9-У от 31.03.2011)  следует, что Заказчик действует в  соответствии с пунктом 2.2.3 Договора, т.к. происходят штатные изменения в структуре полиции, сокращается часть личного состава МОТОТРЭР; обеспечение в объеме пятидневной рабочей недели не будет соответствовать разработанному графику сотрудников МОТОТРЭР и не будет обеспечивать равные условия для остальных собственников ПТО; график работы сотрудников МОТОТРЭР будет пересмотрен в соответствии со служебной необходимостью исходя из штатной численности сотрудников МОТОТРЭР.

29.04.2011 в УМВД по Орловской области обратился ФГУ «Орловский ЦСМ» (исх.№ 03-06/294) с просьбой о пересмотре и согласовании графика работы по проверке с обеспечение пятидневной недели, так как УМВД по Орловской области в одностороннем порядке был представлен утвержденный график проведения ПТО только во вторник, четверг и субботу, что привело к неудобствам для клиентов, скоплению автомобильных очередей, ухудшению материального положения сотрудников и убыткам ФГУ «Орловский ЦСМ». 25.05.2011 в УМВД по Орловской области обратились Заявитель и некоторые Заинтересованные лица с просьбой заключить договоры в соответствии с Типовым договором. Из ответа УМВД по Орловской области  (исх.№ 12/1776 от 14.06.2011) следует, что УГИБДД вопрос о целесообразности изменений условий Договора будет рассмотрен по результатам рассмотрения дела № 094-11/03 АЗ.

 

Комиссия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

I. Извещением от 19.11.2010, опубликованном в газете «Орловская правда», Конкурсной комиссией был объявлен Конкурс.

Согласно конкурсной документации Конкурс был проведен в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880  «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре» (далее соответственно – Постановление № 880, Положение о ГТО, Положение о конкурсе), разработанном в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ  «О безопасности дорожного движения».

03.11.2010  руководителем Департамента утверждена конкурсная документация Конкурса. В соответствии с заказом на предоставление услуг по проверке технического состояния транспортных средств Орловской области Заказчик планировал привлечь исполнителей, имеющих в г.Орле и Орловском районе ПТО; всего 9 ПТО.

В разделе «Общие сведения о конкурсе» конкурсной документации Конкурса установлено: «Проект договора на предоставление услуг, который будет заключен по результатам конкурса, находится в разделе «Проект договора» настоящей конкурсной документации».

На основании подпункта «е» пункта 7 Положения о конкурсе, пункта 16 раздела «Перечень документов, подаваемых в составе заявки» для участия в Конкурсе представляется проект договора, заверенный подписью и печатью претендента.

Заявителем и Заинтересованными лицами было подтверждено право на осуществление работ по ПТО, т.е. указанные хозяйствующие субъекты  подписали Проект договора и согласились участвовать в Конкурсе, зная, что условия с которыми они согласились будут исполняться УГИБДД.

Согласно протоколу № 1 заседания Конкурсной комиссии от 25.02.2011 (далее – Протокол № 1), по состоянию на 10.02.2011 штатная численность сотрудников МОТОТРЭР, осуществляющих проведение ГТО, составляет 19 сотрудников; в настоящее время на территории области проверку технического состояния транспортных средств, с применением средств диагностирования проводит 21 ПТО; в случае предоставления права всем 24 претендентам возрастет нагрузка на сотрудников МОТОТРЭР, что, учитывая возможное сокращение численного состава сотрудников МВД, может ограничить графики работы ПТО (на заседании присутствовали представители Заявителя и Заинтересованных лиц).

В пункте 2 Протокола № 1 было рекомендовано УГИБДД разработать оптимальный график работы сотрудников МОТОТРЭР, обеспечив равные условия деятельности для всех собственников ПТО.

На указанном заседании Конкурсной комиссии присутствовали представители заявителя и Заинтересованных лиц.

16.03.2011 между УМВД по Орловской области, в лице начальника  УГИБДД и ООО «Автотест», ФГУ «Орловский ЦСМ», ООО «Семинарское», ООО ОП «Эталон», ООО «Диагност» (Орловская область), ИП Савина И.М., ИП Царева Г.Б., ООО «Автостандарт», ООО «Эксперт-Гарант», ООО «Орловский ТЦ БДД» были заключены Договоры, без протоколов разногласий к ним.

Заявитель и Заинтересованные лица, утверждают, что обращались к Заказчику с просьбой рассмотреть протокол разногласий по пунктам 2.1.6 и 2.2.3 Договора, однако доказательства о надлежащем направлении в УМВД по Орловской области (УГИБДД) протоколов разногласий к Договорам не представлены.

II. Анализ Проекта договора и Договора показал следующее.

В соответствии с пунктом 6 Положения о Конкурсе Проекты договоров подготавливаются по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

20 января 1999 года Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации был утвержден согласованный с Заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации Типовой договор органа государственной инспекции безопасности дорожного движения субъекта Российской Федерации с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), привлекаемым к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре (далее – Типовой договор).

а) Пунктом 2.1.6 Типового договора установлено, что Исполнитель обязан: «Согласовать с Государственной инспекцией график  работ по проверке».

Пунктом 2.1.6 Проекта договора установлено, что Исполнитель (Заявитель, Заинтересованные лица) обязан в течение всего срока действия договора: «Согласовать с Госавтоинспекцией график  работ по проверке на каждые 3 месяца действия договора».

Пунктом 2.1.6 Договора установлено, что Исполнитель (Заявитель, Заинтересованные лица) обязан в течение всего срока действия договора: «Согласовать с «Заказчиком» график  работы по проведению проверки».

Следовательно, пункт 2.1.6 Договора не соответствует пункту 2.1.6 Проекта договора, но не противоречит пункту 2.1.6 Типового договора.

Порядок разработки и согласования графика работ по проверке отсутствует. Заявитель и Заинтересованные лица (Исполнители) не обращались в Госавтоинспекцию для согласования графика  работы по проведению проверки, разработанного ими; график работы по проведению проверки (График проведения ГТО на ПТО отделением № 1 МОТОТРЭР на 2 квартал 2001 года) был разработан и утвержден УГИБДД 19.03.2011, т.е. через 3 дня после подписания Договоров.

Порядок направления УГИБДД графика работ по проверке хозяйствующим субъектам отсутствует.

Согласно Графику проведения ГТО на ПТО отделением № 1 МОТОТРЭР на 2 квартал 2001 года от 19.03.2001 (далее – График): с 9.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00) из 11 ПТО во вторник работают 5 ПТО, в среду 6 ПТО, в четверг 10 ПТО, в пятницу 6 ПТО, т.е. по 7 часов ежедневно, в субботу с 9.00 до 14.00 без перерыва - 6 ПТО, т.е. 5 часов. Все хозяйствующие субъекты работают по 3 календарных дня.

Следовательно, хозяйствующие субъекты, не проводящие ГТО в субботу, работают 21 час в неделю, а работающие в субботу - 19 часов в неделю.

Согласно нормам пропускной способности транспортных средств на ПТО, утвержденным УГИБДД 08.07.2010 количество проверяемого транспортного средства (ед./раб.день) составляет от 30 (ООО «Семинарское») до 90 (ООО «Автотест»), при этом в соответствии с Графиком количество рабочих дней у таких  хозяйствующих субъектов одинаковое.

Представители ООО «Автотест», ФГУ «Орловский ЦСМ», ООО «Автостандарт» на заседании комиссии пояснили, что в настоящее время в среднем ежедневно для проведения проверки обращаются всего 10-12 транспортных средств.

б) Пунктом 2.2.3 Типового договора установлено, что Государственная инспекция обязана: «Обеспечить силами своих сотрудников выполнение у Исполнителя функций, закрепленных за Государственной инспекцией в соответствии с «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Пунктом 2.2.3 Проекта договора установлено, что Госавтоинспекция обязана «Обеспечить силами своих сотрудников выполнение у Исполнителя функций,  закрепленных за Госавтоинспекцией в соответствии с «Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Пунктом 2.2.3 Договора установлено, что Заказчик обязан: «В соответствии с графиком работы сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД обеспечивать выделение сотрудников по выполнению у «Исполнителя» функций, закрепленных за «Заказчиком» в соответствии с «Положением о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации». «Заказчик» оставляет за собой право изменять график работы сотрудников МОТОТРЭР ГИБДД по проведению проверки в соответствии со служебной необходимостью».

Следовательно, пункт 2.2.3 Договора не соответствует пункту 2.2.3 Проекта договора и пункту 2.2.3 Типового договора.

в) Пунктом 4.1 Типового договора установлено: «Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания и действует до «__»_____ ___г.».

Пунктом 5.1 Проекта договора установлено: «Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания и действует до «31» декабря 2011г.».

Пунктом 5.1 Договора установлено: «Настоящий договор вступает в действие с момента его подписания и действует до проведения очередного конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при Государственном техническом осмотре»

Следовательно, пункт 5.1 Договора не соответствует пункту 5.1 Проекта договора и пункту 4.1 Типового договора.

В разделе 2 «Сроки предоставления услуг» Заказа по предоставление услуг по проверке технического состояния транспортных средств Орловской области, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации установлено: «Проверка технического состояния транспортных средств осуществляется в течение года, начиная с даты заключения договора».

При этом участники конкурса, представляя в составе заявки проект договора, согласились с тем, что  договор вступает в действие с момента его подписания и действует до 31 декабря 2011 года.

Таким образом, условие Договора, определяющее возможность в одностороннем порядке УГИБДД изменять график работы хозяйствующих субъектов не соответствует условиям Проекта договора и действующему законодательству, что приводит или может привести к препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами и как следствие, к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

III. В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В пункте 2 части 1 статья 15 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и(или) осуществления таких действий (бездействия) в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

По смыслу статьи 15 Закона «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения определено, что Конкурс должен проводиться в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации. Постановлением правительства Российской Федерации от 31.07.1998 № 880 определено, что проекты договоров подготавливаются по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации; такой типовой договор был подготовлен 20 января 1999 года.

В федеральных законах и иных актах не выявлено положений, определяющих возможность заключать по результатам Конкурса договоры, не соответствующие проекту договора, установленному в конкурсной документации, а также возможность в одностороннем порядке совершать действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, УМВД по Орловской области, в лице УГИБДД, заключив Договор, содержащий условия, не соответствующие условиям Проекта договора являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, совершило действия, которые привели или могут привести к ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление Министерства внутренних дел по Орловской области нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», в части заключения договоров с измененными условиями, не предусмотренными при проведении открытого конкурса на право предоставления услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Орловской области.

2. Выдать Управлению Министерства внутренних дел по Орловской области предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно: подписать договор с Исполнителями, предусмотренный Конкурсной документацией конкурса на право предоставления услуг по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре в Орловской области, предусматривающий порядок согласования Графика.

3. Вопрос о наличии (отсутствии) административного правонарушения Управления Министерства внутренних дел по Орловской области рассмотреть в установленном порядке.

 

Председатель Комиссии      И.В. Солдатенкова

Члены Комиссии                    Е.А. Горина

                                               М.И. Посохина

                                               С.В. Горлов

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны