Решение №7245/02 Решение по делу № 057/01/17-478/2021 от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса

и энергосбережения Орловской области

302021, г. Орёл,

ул. Максима Горького, д. 45, офис 12

djkh@adm.orel.ru

Заявитель: ООО Исследовательский центр

«Единое мнение»

123154, г. Москва,

ул. Маршала Тухачевского, д.37/21, кв. 219

edmnenie@gmail.com

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/17-478/2021

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2021

В полном объеме решение изготовлено 24.12.2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 057/01/17-478/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 057/01/17-478/2021, возбужденное по признакам нарушения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (ИНН 5753075692, ОГРН 1215700002451; юридический адрес: 302040, Орловская область, г. Орел, ул. Максима Горького, д. 45; далее – Департамент, Ответчик) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с участием на заседании посредством использования видеоконференцсвязи представителя Ответчика: <…> (доверенность от 26.07.2021 № 5-5/6д); в отсутствии заявителя (представителя заявителя),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 057/01/17-478/2021 было возбуждено на основании приказа Управления от 22.06.2021 № 76 в отношении Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении в документации об аукционе на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (извещение № 0154200000721000189) требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Копия приказа о возбуждении дела № 057/01/17-478/2021 направлена в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области и ООО Исследовательский центр «Единое мнение» письмом Управления от 22.06.2021 № 3320/02.

Определением от 05.07.2021 (исх.№ 3591/02) дело № 057/01/17-478/2021 было назначено к рассмотрению на 27.07.2021.

Определением от 05.07.2021 к участию в деле были привлечены: в качестве заявителя: ООО Исследовательский центр «Единое мнение» (ИНН 7724398290, ОГРН 1177746054694; юридический адрес: 123154 г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 37/21, кв. 219; далее - Заявитель), в качестве ответчика: Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ИНН 5753049903, ОГРН 1095753001695; юридический адрес: 302021 Орловская область, г. Орел, площадь Ленина, д. 1). Данным Определением у лиц, привлеченных к рассмотрению дела, была запрошена необходимая информация и установлен срок ее представления. Информация от Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области была представлена в установленный срок. Запрошенная информация от Заявителя не поступала.

Из информации, представленной Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области следует, что в соответствии с пунктом 2 указа Губернатора Орловской области от 10.02.2021 № 54 «Об оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Орловской области и внесении изменений в указ Губернатора Орловской области от 28.09.2018 № 610 «О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области» создан орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области – Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области. В соответствии с пунктом 3 данного указа, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области является правопреемником Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в сферах жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики и энергосбережения, обращения с отходами.

27.07.2021 на заседании по рассмотрению дела №057/01/17-478/2021, рассмотрев представленную информацию и документы, Комиссия определила прекратить участие в рассмотрении дела № 057/01/17-478/2021 Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в качестве ответчика и привлечь к участию в рассмотрении дела № 057/01/17-478/2021 в качестве ответчика Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (ИНН 5753075692, ОГРН 1215700002451; юридический адрес: 302040, Орловская область, г. Орел, ул. Максима Горького, д. 45; далее – Департамент, Ответчик), как правопреемника Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в сфере обращения с отходами.

Рассмотрение дела №057/01/17-478/2021 Определением от 27.07.2021 (исх. № 4145/02), в связи с заменой Ответчика, было отложено и назначено к рассмотрению на 10.08.2021.

10.08.2021 в ходе рассмотрения дела, заслушав позицию Ответчика, а также рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, Комиссия пришла к выводу о том, что в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела необходимо получение дополнительных доказательств.

Рассмотрение дела №057/01/17-478/2021 Определением от 10.08.2021 (исх. № 4393/02), в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, было отложено и назначено к рассмотрению на 23.09.2021. Данным Определением у Ответчика была запрошена необходимая информация и установлен срок представления информации. Информация была представлена в установленный срок.

23.09.2021 на заседании Комиссии, заслушав представителя Ответчика, было приято решение об отложении рассмотрения дела №057/01/17-478/2021, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Рассмотрение дела №057/01/17-478/2021 Определением от 23.09.2021 (исх. № 5266/02), в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, было отложено и назначено к рассмотрению на 09.11.2021.

09.11.2021 на заседании Комиссии по рассмотрению дела №057/01/17-478/2021, было приято решение об отложении рассмотрения дела №057/01/17-478/2021 в связи с поступлением от представителя ответчика – Департамента по доверенности – <…> (доверенность от 26.07.2021, № 5-5/6д) ходатайства об отложении рассмотрения дела №057/01/17-478/2021 в связи с невозможностью представителя ответчика принять участие в рассмотрении дела №057/01/17-478/2021. Ходатайство было рассмотрено в установленном порядке.

Рассмотрение дела №057/01/17-478/2021 Определением от 09.11.2021 (исх. № 5979/02), в связи с невозможностью представителя ответчика принять участие в рассмотрении дела №057/01/17-478/2021, было отложено и назначено к рассмотрению на 30.11.2021.

В процессе рассмотрения дела Комиссия усмотрела в действиях Департамента признаки нарушения антимонопольного законодательства при проведении об аукционе в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (извещение № 0154200000721000189), в части установления требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Указанные действия Департамента, по мнению Комиссии, приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях Ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (часть 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия, учитывая данное обстоятельство, рассмотрев материалы дела и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела №057/01/17-478/2021 в связи с принятием Заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении дела №057/01/17-478/2021 от 30.11.2021 (исх. № 6518/02 от 01.12.2021) новое рассмотрение дела было назначено на 15.12.2021 в 09 час. 30 мин.

Копия Заключения об обстоятельствах дела была направлена в адреса Заявителя и Ответчика письмом от 03.12.2021 № 6574/02, и получена Департаментом 08.12.2021 (карточка почтового отправления № 800813679963).

13.12.2021 в адрес Управления, в ответ на Заключение об обстоятельствах дела Департамент указал, что поддерживает позицию, ранее изложенную в пояснениях, дополнительных доводов не представил (вх. от 13.12.2021 № 8413/эл).

15.12.2021 Комиссия, рассмотрев дело №057/01/17-478/2021, пришла к следующим выводам.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), Департаментом в 2021 году была осуществлена закупка в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на услуги по выполнению научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (закупка № 0154200000721000189) (далее - Аукцион). В документации об электронном аукционе на определение исполнителя для осуществления закупки на выполнение научно- исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (далее – ДЭА) устанавливалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Раздел III Технического задания ДЭА определяет основные задачи при выполнении научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области»:

- проведение натурных измерений на объектах из категории объектов, указанных в Приложении 1 к Техническому заданию с целью получения данных о фактическом объеме и массе накапливаемых твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами «Домовладения» (МКД и ИЖД) в населенных пунктах Орловской области;

- определение качественного состава (морфологический состав) накапливаемых ТКО, полученного в результате исследований;

- обработка полученных по итогам измерений данных;

- определение нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами «Домовладения» (МКД и ИЖД).

Как следует из пункта 2.1 части 2 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА – одним из требований к участникам аукциона является: «наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 года № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Пунктом 5.2.2 части 5 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным Законом о контрактной системе и пунктом 2.1 части 2 раздела II ДЭА, является, в том числе, копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Как следует из пункта 2.4.4.2 раздела 2.4.4 Технического задания ДЭА: При проведении натурных измерений для исполнителя обязательно иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе № 0154200000721000189, размещенному на сайте ЕИС 25.03.2021, на момент окончания срока подачи заявок не было подано ни одной заявки. В связи с чем, на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

Как следует из пояснений Ответчика, установление в требованиях ДЭА наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности обусловлено тем, что в соответствии с техническим заданием одной из задач при выполнении работ является определение качественного состава (морфологический состав) накапливаемых ТКО, что предполагает разделение накопленных ТКО на отдельные фракции. Так как сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается, требуется их перемещение от мест накопления. (Нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», далее - Нормы СанПиН 2.1.3684-21) Согласно пункту 5.28 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» под транспортированием отходов понимается деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения. В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) деятельность по транспортированию отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Довод о том, что нормы СанПиН 2.1.3684-21 запрещают сортировку отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках, поэтому требуется их перемещение от мест накопления, является необоснованным. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) устанавливает определение «обработка отходов», которое включает в себя предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации, включая, в том числе, их сортировку, разборку, очистку. Таким образом, работы необходимые для изучения морфологического состава накапливаемых ТКО не относятся к сортировке, следовательно, не попадают под требования норм СанПиН 2.1.3684-21, так как целью научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» не является предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013г. № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на товары, являющиеся предметом закупки, так как данный метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Заказчиком был осуществлен поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. В соответствии с пунктом 3.19. вышеуказанного нормативного акта, Заказчик использовал цены, предлагаемые различными исполнителями.

Анализ электронных аукционов с идентичным предметом закупки, на основании которых Заказчик сформировал начальную (максимальную) цену контракта, показал, что при аналогичных закупках требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при выполнении научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов» отсутствует (извещение № 0124200000617008233, извещение № 0119200000119000110, извещение № 0116200007917001256).

Пунктом 2.1 III Технического задания устанавливаются основания для выполнения работ:

- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.16 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;

- приказ Минстроя Российской Федерации от 28.07.16 № 524/пр
«Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным
с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Данные нормативные акты не содержат требований к исполнителю о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также не указывают на то, что ТКО необходимо транспортировать с мест накопления при проведении научно-исследовательской работы по определению морфологического состава накапливаемых ТКО.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.16 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления ТКО, которыми также не предусмотрено наличие лицензии для проведения работ по определению морфологического состава накапливаемых ТКО.

Более того, в соответствии с Приказом Минстроя Российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (далее – Методические рекомендации), исполнитель имеет право установить дополнительные специальные емкости (коробки, мешки) на контейнерных площадках с целью более точного учета отходов, в том числе для необходимых категорий отходов, что исключит сортировку и разделение ТКО, а следовательно, исключит транспортировку ТКО с мест накопления.

Кроме того, в пункте 2.4.4. (Требования к проведению натурных измерений) Технического задания не указывается, что ТКО необходимо перевозить с мест накопления, что позволяет сделать вывод о том, что натурные измерения могут проводиться непосредственно на выбранных объектах.

Анализ отчетов по выполнению научно-исследовательских работ по определению нормативов накопления ТКО на территории других регионов Российской Федерации, находящихся в свободном доступе в сети Интернет показал, что процедура изучения морфологического состава ТКО выглядит следующим образом: фотофиксация контейнерной площадки; определение объема отходов в контейнере (с помощью мерной линейки), занесение данных в протокол; взвешивание наполненного контейнера на весах при помощи крана - манипулятора, занесение данных в протокол; выгрузка содержимого контейнера на пленку; взвешивание пустого контейнера на весах при помощи крана - манипулятора, занесение данных в протокол; определение морфологического состава содержимого контейнера (бумага, стекло, пластик, пищевые отходы, металл), запись процентного соотношения в протокол. Фотофиксация отчетов позволяет сделать вывод о том, что при изучении морфологического состава ТКО их транспортировка не осуществляется, после взвешивания наполненного контейнера его содержимое выгружается на пленку, проводятся последующие необходимые замеры и содержимое возвращается обратно в контейнер.

Данная информация подтверждается письмом ООО «Строительная Компания «Гидрокор» (Вх. № 7297/эл от 26.10.2021, имеется в материалах дела), которая выполняла работы по определению нормативов накопления ТКО по аукционам с аналогичным предметом закупки (извещение № 2860103079816000080, извещение № 2745313577815000059, извещение № 2519013626015000021). Являясь победителем аналогичных аукционов, ООО «Строительная Компания «Гидрокор» пояснила, что согласно Постановлению Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов включает в себя процедуру сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений. Определение морфологического состава коммунальных отходов определяется на мусоросборочных площадках. Для объективности проводимых исследований контейнеры на мусоросборочных площадках выбираются случайно, и сортировке подвергается лишь один из ряда других. Работы по сортировке ТКО производятся работниками исполняющей организации или работниками субподрядных фирм. Они же занимаются взвешиванием отсортированных компонентов отходов и фотографированием процесса.

Анализ аукционов, участником которых являлась ООО «Строительная Компания «Гидрокор» показал отсутствие в аукционной документации аналогичных аукционов требования о наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Письмом научно-технической ассоциации «Академия коммунального хозяйства» им. К.Д. Памфилова (Вх. № 5922/эл от 25.08.2021, имеется в материалах дела), являющейся непосредственным разработчиком первых Рекомендаций по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР указано, что требование о наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов при выполнении научно-исследовательских работ по определению нормативов накопления ТКО является неправомерным и противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, перемещение ТКО с мест накопления, при изучении морфологического состава накапливаемых ТКО, не требуется, замеры производят на месте, требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является излишним, ограничивает доступ потенциальных участников на рынок услуг научно-исследовательских работ «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов», так как наличие данной лицензии не соответствует работам, которые необходимо провести исполнителю, тем самым ограничивает конкуренцию.

Ответчик также считает, что выполнить научно-исследовательскую работу «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» может любой хозяйствующий субъект, имеющий требуемую в ДЭА лицензию.

Согласно пункту 14 норм СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование ТКО с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.

В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления:

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Часть 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления гласит, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В части 1 статьи 16 Закона об отходах производства и потребления указано, что транспортирование отходов должно осуществляться при условиях наличия паспорта отходов, наличия специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

Обобщая вышесказанное, следует вывод, что транспортировку ТКО с контейнерных площадок в целях сортировки может производить оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющий специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортных средств, а также, иметь в штате сотрудников, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, а не организация, выполняющая научно-исследовательскую работу.

При этом, как следует из пункта 6.1.3. раздела VI. Проекта контракта ДЭА, привлекать других лиц (соисполнителей) к исполнению обязательств возможно только с согласия Заказчика, что не является гарантией возможности потенциального исполнителя заключить договор с организацией, имеющей необходимую лицензию, и выполнить все необходимые работы.

В случае, если накапливаемые ТКО для изучения морфологического состава будут транспортироваться с мест накопления, выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов» станет невозможным, так как специализированный транспорт для транспортировки ТКО перевозит общую массу ТКО не в контейнерах, а посредством их опорожнения. Таким образом, определение морфологического состава ТКО на выбранных объектах будет невозможно.

Кроме того, пункт 11 Методических рекомендаций гласит, что замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов. Транспортировка ТКО с мест накопления в течение такого промежутка времени усложняет проведение данных работ и является нецелесообразным.

Стоит отметить, что Законом о лицензировании отдельных видов деятельности предусматривается лицензирование деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса, а не работ по определению качественного состава (морфологический состав) накапливаемых ТКО.

Согласно письму Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (Вх. № 6926/эл от 07.10.2021, имеется в материалах дела), основным нормативно-правовым актом обосновывающим отнесение отдельных видов отходов к перечню ТКО является Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. В соответствии с ФККО к твердым коммунальным отходам относятся отходы как IV, так и V классов.

Согласно ГОСТ З53691-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорта отхода I-IV класса опасности. Основные требования», требования ГОСТ не относятся к отходам V класса, лицензия на их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение не требуется.

В целях выявления потенциальных участников Аукциона, имеющих возможность выполнить необходимые работы, Управлением были направлены запросы различным организациям и исследовательским институтам. Проанализировав полученные ответы, Управление пришло к выводу, что большинство запрашиваемых организаций могло бы участвовать в Аукционе и выполнить необходимые работы как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций при отсутствии в требованиях ДЭА наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Действия Департамента по установлению требования о наличии у потенциальных участников аукциона лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности привели (или могли привести) к ограничению конкуренции на рынке выполнения научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области».

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов преимущественных условий.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рос или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

То есть, при проведении конкурентных процедур Департамент не должен был игнорировать цели и принципы Закона о защите конкуренции.

Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции анализ состояния включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

По итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет/обзор).

В ходе рассмотрения дела №057/01/17-478/2021 Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по выполнению научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области».

Результаты проведенного анализа показали:

а) Временной интервал исследования определен с 16 марта 2021 (дата размещения извещения № 0154200000721000189) по 25 марта 2021 (дата размещения протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 0154200000721000189);

б) Предметом рассмотренного конкурсного отбора проведение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области»;

в) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в конкурсном отборе, включает в себя лиц, подавших заявки на участие в указанном электронном аукционе, а также любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора и осуществляющие деятельность в данной сфере.

Конкуренция на рассматриваемом конкурсном отборе отсутствовала, поскольку действия Департамента по установлению требования о наличии у потенциальных участников аукциона лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности привели к ограничению количества потенциальных участников и на участие в данном аукционе не было подано ни одной заявки.

Комиссия, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, считает, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области нарушил пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (извещение № 0154200000721000189), в части установления требования о наличии у потенциальных участников аукциона лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Руководствуясь статьёй 17, статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении аукциона в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (извещение № 0154200000721000189), выразившийся установлении требования о наличии у потенциальных участников аукциона лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
  2. В связи с тем, что контракт заключен не был, так как электронный аукцион был признан несостоявшимся, предписание не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган Федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5753075692, ОГРН 1215700002451
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЕДИНОЕ МНЕНИЕ"
ИНН 7724398290, ОГРН 1177746054694