Решение №225/04 Решение по делу №447-15/04 РЗ от 26 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

 

Руководителю

ООО «БАР 24»

 

 

ИП <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу  № 447-15/04 РЗ

                                                                               

Резолютивная часть решения оглашена 18 января   2016г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 января  2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии      -Губчевская М.В., ведущий специалист – эксперт;

                                     -Силаев А.В.,  специалист 1 разряда,                                              

рассмотрев дело №447-15/04РЗ, возбужденное в отношении ООО «БАР 24» <…> по признакам нарушений пункта 6 части 1, пункта 5, части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), в присутствии:

-  доверенного представителя ООО «БАР 24» и ИП <…> -  <…> (доверенность №<…> от <…>, доверенность № <…> от <…>).,

 

 

УСТАНОВИЛА:

           

12.11.2015г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) поступило заявление гр. А. (вх. №345 от 12.11.15) о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), а именно: об использования рекламных конструкций для рекламы алкоголя без предупреждении о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, а также с использованием образа людей и животных, что противоречит пунктам 2, 3, 6, статьи 21 Закона «О рекламе». В заявлении  было указано, что данные рекламные конструкции располагаются  по адресу: г. Орел ул. Рощинская, д. 41 (Бар 24 часа).

          13.11.2015г.  специалистами Орловского УФАС России был совершен выезд по указанному в заявлении гр. А. адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д. 41,   в результате которого было установлено следующее:

            По  адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д. 41 расположен жилой дом, на первом этаже которого находится торговое помещение на фасаде которого расположены рекламные конструкции в виде перетяжек с информацией следующего содержания:

 

Текстовая составляющая рекламы:

 

Рекламная конструкция над входом в торговое помещения

     «Холодные НАПИТКИ. 100% качество. БАР 24 ЧАСА. Живое Разливное ПИВО и Все к пиву»

 

Рекламная конструкция слева от входа в торговое помещение

«Фисташки Рыба Чипсы»

 

Рекламная конструкция справа от входа в торговое помещение

«Сухарики Рыба Холодные НАПИТКИ Чипсы 100% качество».

 

 

Графическая  составляющая рекламы:

В оформлении рекламной конструкции использованы белый, желтый, оранжевый, зеленый, красный, синий и голубой цвета. На левой конструкции изображены фисташки, разделанные морепродукты, колосья и 2  бокала,  с характерной пивной «шапкой» (белой пеной). На правой конструкции в качестве рекламы использован кадр из художественного фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» с изображением  актеров (Юрия Никулина, Георгия Вицина, Евгения Моргунова) держащих в руках наполненные пивные кружки с белой пеной.

            (далее – реклама «Бар 24»)

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе»  - реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:

1.1.     распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: реклама «Бар 24» распространялась посредством размещения на рекламных конструкциях на фасаде торгового помещения расположенного на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д. 41.

1.2.     адресуется неопределенному кругу лиц

Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следует, что информация представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.

1.3.     направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Данная информация обращала внимание и поддерживла интерес к заведению  «Бар 24 часа» и  реализуемым в нем товарам – фисташкам, рыбе, чипсам и алкогольной продукции-пиву,  так как  изображение  пивных кружек  с характерной пивной «шапкой», может  ассоциироваться у потребителей с определенным напитком – пивом. Эффект отождествления усиливается и самим названием заведения «Бар 24 часа», которое у большинства потребителей может вызвать  ассоциацию с алкогольной продукцией. Также надписи «Живое, Разливное ПИВО» формируют и поддерживают интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару – пиву. Кроме того информация размещенная на рекламной конструкции обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителей и подтолкнуть к выбору соответствующего товара именно в указанном месте.  

Таким образом,  информация, размещенная на рекламных конструкциях на фасаде торгового помещения, расположенного на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д.41 содержала сведения рекламного характера, то есть являлась рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара  и  товару, а именно – заведению «Бар 24 часа» и реализуемым в нем товарам – пиву, фисташкам, рыбе, чипсам. 

 

            В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна:

            - использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

 

В соответствии с частью 3 статьи 21  Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 

Таким образом, реклама «Бар 24» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  конструкций на фасаде  торгового помещения расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д.41, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и с использованием образов людей, что противоречит пункту 6 части 1, пункту 5 части 2, части 3 Закона «О рекламе».

 

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение пункта  6 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

- ответственность за нарушение пункта  5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

- ответственность за нарушение части 3 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

Рекламодатель – ООО «БАР 24» <…>;

Рекламораспространитель - ООО «БАР 24» <…>.

 

18.11.2015 года Управлением было возбуждено дело №447-15/04 РЗ по признакам нарушений пункта 6 части 1, пункта 5, части 2, части 3 статьи 21  Закона «О рекламе».

Определение о возбуждении производства по делу №447-15/04 РЗ было направлено (исх. №4390/04 от 18.11.2015) в адрес ООО «БАР 24» <…>  заказной корреспонденцией с уведомлением о вручении почтового отправления.

 

Согласно Определения о возбуждении производства по делу №447-15/04 РЗ ООО «БАР 24» надлежало в срок до 11.12.2015 года представить необходимую для рассмотрения дела по существу информацию.

Определением о возбуждении производства по делу №447-15/04 РЗ по признакам нарушения законодательства РФ, рассмотрение дела было назначено на 15.12.2015 г.

14.12.2015г. в адрес Управления поступили документы и письменные пояснения от ООО «БАР 24» (вх. №6710 от 14.12.2015г.). В своих пояснениях ООО «БАР 24» указало, что помещение по адресу: г.Орел, ул.Рощинская, д.41, пом.1 арендуется Обществом у ИП <…> по договору аренды. Согласно договору субаренды нежилого помещения ООО «БАР 24» сдало в субаренду помещение, находящееся по адресу: г.Орел, ул.Рощинская, д.41, пом.1 для использования под размещение магазина/предприятия общепита и служб субарендатора ИП <…>.

15.12.2015 г. для участия в рассмотрении дела №447-15/04 РЗ руководитель ООО «БАР 24»  и/или его доверенный представитель, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №447-15/04 РЗ (согласно уведомления о вручении почтового отправления) в Управление  не прибыли.

Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, пришла к  выводу о необходимости  привлечения к рассмотрению дела №447-15/04 РЗ ИП <…>, в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, получения дополнительной информации по делу, а также присутствия руководителя ООО «БАР 24» и/или его доверенного представителя при рассмотрении дела, в связи с чем, дело  №447-15/04 РЗ было отложено и назначено рассмотрением на 18.01.2016г.

18.01.2016 г.  для участия в рассмотрении дела №447-15/04 РЗ прибыл доверенный представитель ООО «БАР 24» и ИП <…> -  <…> (доверенность №<…> от <…>, доверенность № <…> от <…>).

Доверенный представитель ООО «БАР 24» и ИП <…> -  <…>,   в рамках рассмотрения дела  №447-15/04 РЗ, факт нарушения законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 6 части 1, пункта 5, части 2, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе»,  не отрицал.

<…> пояснил, что нарушение требований законодательства РФ о рекламе произошло из-за неверного трактования  требований Закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции.

По вопросу,  кто является рекламопроизводителем указанной рекламы,  <…> пояснил, что рекламные конструкции были разработаны, изготовлены, произведены и монтированы на уже имеющиеся конструкции для рекламы у арендатора, ИП <…> лично, договора на изготовление рекламы не заключались.

В настоящее время реклама «Бар 24» продолжает распространяться.

 

Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела №447-15/04 РЗ, заслушав пояснения лица, участвующего в деле,  пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама «Бар 24»,  размещенная на конструкциях  на фасаде торгового помещения «БАР  24 ЧАСА» расположенного на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д. 41,   имела целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара  и  товару, а именно – магазину «БАР  24 ЧАСА» и  реализуемой в нем, в том числе,  алкогольной продукции – пиву, так как  изображение  пивных кружек  с характерной пивной «шапкой», может  ассоциироваться у потребителей с определенным напитком – пивом. Эффект отождествления усиливается и самим названием заведения «Бар 24 часа», которое у большинства потребителей может вызвать  ассоциацию с алкогольной продукцией. Также надписи «Живое, Разливное ПИВО» формируют и поддерживают интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару – пиву. Кроме того информация размещенная на рекламной конструкции обладает оценочным, ассоциативным эффектом, способным воздействовать на сознание потребителей и подтолкнуть к выбору соответствующего товара именно в указанном месте. 

   Таким образом, по мнению Комиссии, информация,  размещенная на рекламных щитах на фасаде  торгового помещения «БАР  24 ЧАСА»,  по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50 содержит сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).

Факт распространения рекламы алкогольной продукции - пива  ИП <…> не оспаривался, что подтверждается письменными пояснениями, имеющимися  в материалах дела, а также  устными пояснениями стороны по делу,  в рамках заседания Комиссии.

 

2.         В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21  Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна:

            - использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

 

В соответствии с частью 3 статьи 21  Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 

Реклама «Бар 24» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  конструкций на фасаде  торгового помещения расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д.41, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и с использованием образов людей, что противоречит пункту 6 части 1, пункту 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

 

 

3. Статьей 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем   указанной рекламы является ИП <…>

 

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Реклама алкогольной продукции «Бар 24» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  конструкций на фасаде  торгового помещения расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Рощинская, д.41, без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и с использованием образов людей.

 

 

Указанная реклама  противоречила требованиям пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.

 

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение пункта  6 части 1 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

- ответственность за нарушение пункта  5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

- ответственность за нарушение части 3 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

6. Таким образом, ИП <…>, как рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Закона «О рекламе».

 

7. В ходе заседания Комиссии установлено, что в настоящее время реклама «Бар 24»  продолжает распространяться.

 

8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции «Бар 24», распространяемую  ИП <…>,  поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21Закона «О рекламе».

 

2. Выдать ИП <…>  предписания  о прекращении  нарушения:

2.1. пункта 6 части 1 статьи 21Закона «О рекламе»;

2.2. пункта 5 части 2 статьи 21Закона «О рекламе»;

2.3. части 3 статьи 21Закона «О рекламе».

 

3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «БАР 24» <…>, поскольку в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ «О рекламе».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении  ИП <…>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                            А.Н. Кирьянов

 

Члены Комиссии                                                                        М.В. Губчевская                                     

                                                                                            

                                                                                        А.В.Силаев           

Связанные организации

Связанные организации не указаны