Решение б/н Решение по делу №244-15/04 РЗ от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

                                                                                                                                                                                                                      Руководителю

ООО «Пивнофф»

  302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122,

                                                                                                                   лит.  А, пом. 142

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу  №244-15/04 РЗ

                                                                                                       

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября  2015 г.

Решение в полном объеме изготовлено  12 октября 2015 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии                   -Губчевская М.В., ведущий специалист-эксперт;                                         

                                            - Силаев А.В.,  специалист 1 разряда,

                                              

рассмотрев дело №244-15/04РЗ, возбужденное в отношении  ООО «Пивнофф» (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 лит. А, 142)  по признакам нарушений пункта 5  части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

 

в присутствии:  

 -доверенного представителя ООО «Пивнофф» <…>(доверенность б/н от 01.01.2015г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          02.06.2015г. в адрес Управления из УМВД России по Орловской области поступила  жалоба гр. <…> (вх.№182 от 02.06.2015г.) на действия ООО «Пивнофф», в которой заявитель  просил проверить законность размещения рекламных баннеров на фасаде дома №9 по ул.Герцена в г. Орле.

         08.06.2015г. в адрес Управления из Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области поступила аналогичная жалоба гр. Т. для рассмотрения в пределах компетенции антимонопольного органа и проверки рекламы ООО «Пивнофф» на соответствие требованиям Закона «О рекламе» (вх.№188 от 08.06.2015г.).

  11.06.2015г.  сотрудниками  Орловского УФАС России был совершен выезд по указанному в заявлении адресу- г.Орел, ул. Герцена, 9 в результате которого   было установлено следующее:

           По адресу: г.Орел, ул. Герцена, 9 расположен жилой дом, к которому в виде пристройки примыкает одноэтажное торговое помещение на фасаде которого с двух сторон расположены рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:

      Текстовая составляющая рекламы:

       Центральный фасад (вход в торговое помещение)

     «ПИВНОФФ-ПАБ». Сеть городских заведений» (рекламный щит над входом в торговое помещение).

 

«Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И всё под напитки тут же» (рекламный щит слева от окна).

 

«Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества». (рекламный щит справа  от окна).

 

«Немецкое. Белорусское. Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь» (рекламный щит справа  от двери).

 

       Боковой  фасад

 «ПИВНОФФ-ПАБ». Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью».

 

      Графическая  составляющая рекламы:

В оформлении рекламной конструкции использованы белый, желтый, коричневый и черный цвета, в верхней части изображены колосья, присутствуют изображения  пивных кружек,  с характерной пивной «шапкой» (белой пеной)

(далее- реклама «Пивнофф).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе»  - реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:

1.1.     распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: информация  «Пивнофф» распространялась посредством размещения на щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу:г.Орел, ул.Герцена, 9.

1.2.     адресуется неопределенному кругу лиц

Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была  представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.

1.3.     направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес потребителей к  продавцу товара  и  товару, а именно – магазину «Пивнофф-паб» и реализуемой в нем алкогольной продукции –пиву.

 Информация, размещенная на щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9 содержала квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара  и  товару, а именно –магазину «Пивнофф-паб» и реализуемой в нем, в том числе,  алкогольной продукции -пиву. 

Рекламодатель – ООО «Пивнофф» (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142)

Рекламораспространитель - ООО «Пивнофф» (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142).

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Вышеуказанная реклама, в том числе, алкогольной продукции «Пивнофф» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  щитов на фасаде  одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение пункта  5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

30.06.2015 года Управлением было возбуждено дело №244-15/04РЗ в отношении ООО «Пивнофф» (ИНН 5751052629, ОГРН 1125740002068, 302040, г.Орел, ул.Октябрьская, 122 А, 142) по признакам нарушений пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».

 

Рассмотрение дела №244-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на  16.07.2015г.

16.07.2015 г.  рассмотрение дела №244-15/04 РЗ было отложено, в связи с необходимостью надлежащего уведомления ООО «Пивнофф» о времени и месте рассмотрения дела №244-15/04РЗ и получения запрашиваемой информации от ООО «Пивнофф».

 Рассмотрение дела №244-15/04 РЗ было назначено на 27.08.2015г.

24.08.2015г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ООО «Пивнофф» (вх.№7878 от 24.08.215г.).

Кроме того, в материалы дела ООО «Пивнофф» было представлено заключение специалиста  АНО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» Боргояковой Э.В. №162/15 от 17 августа 2015г. по результатам проведенного лингвистического экспертного исследования текста  на  фотографиях фасадов магазина ООО «Пивнофф»-«Пивнофф-паб», расположенного в одноэтажном торговом помещении, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9, на предмет наличия/отсутствия сведений рекламного характера – рекламы алкогольной продукции на надписях, размещенных на щитах на фасаде торгового помещения  по указанному адресу.

27.08.2015г.  для участия в рассмотрении дела №244-15/04РЗ законный  и/или  доверенный представитель ООО «Пивнофф», уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,   в Управление не прибыли.

          Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, а также заключение специалиста  АНО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» Боргояковой Э.В. №162/15 от 17 августа 2015г., пришла к выводу, что представленных материалов недостаточно для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела,  в связи с чем,  необходимо провести опрос респондентов на предмет наличия/отсутствия ассоциации рекламной информации,  размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9,  с  рекламой алкогольной продукции (пива).

27.08.15г.  Комиссия приостановила производство по делу №244-15/04РЗ для проведения ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» опроса респондентов и получения его результатов в материалы дела №244-15/04РЗ.

31.08.15г. Управлением в адрес ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» был направлен запрос о необходимости проведения  опроса респондентов на предмет наличия/отсутствия ассоциации рекламной информации,  размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, д.9,  с  рекламой алкогольной продукции (пива), на основании представленной анкеты (исх.№3189/04 от 31.08.2015г).

14.09.15г. в адрес Управления поступил ответ ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли» с результатами проведенного опроса респондентов (вх.№8232 от 14.09.2015г.).

Таким образом, причины, препятствующие рассмотрению дела, были устранены.

           15.09.2015г. производство по делу №244-15/04РЗ было возобновлено.

            Рассмотрение дела №244-15/04 РЗ было назначено на 29.09.2015г.

 

29.09.2015г. для участия в рассмотрении дела №244-15/04РЗ в Управление   прибыла доверенный представитель ООО «Пивнофф» <…>(доверенность б/н от 01.01.2015г.).

В ходе заседания Комиссии доверенный представитель ООО «Пивнофф»  заявила ходатайство о повтором проведении опроса респондентов в связи с тем, что, по ее мнению, указанный опрос проведен ненадлежащим образом,  имеющиеся в материалах дела анкеты  опроса респондентов ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли»  не имеют юридической силы, так как  указанные анкеты анонимны, в них  отсутствуют персональные данные каждого участника опроса.

В удовлетворении данного ходатайства ООО «Пивнофф»  было отказано по следующим основаниям:

Основной  целью проведенного опроса респондентов в виде анкетирования было выявить мнение потребителей рассматриваемой рекламы относительно объекта рекламирования и ассоциативных связей, возникающих при ее восприятии.

Особенностью метода анкетирования  является его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Особенность опроса респондентов  в   виде анкетирования  потребителей той или иной рекламы состоит в том, что источником информации по рассматриваемой проблеме  выступают рядовые участники изучаемого вопроса, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта, независимо от возраста, рода занятий, пола, расовой принадлежности, вероисповедания и т.д., которые отвечали на вопросы  заранее подготовленной  анкеты,  а именно:

 

  1. Что является   объектом рекламирования в указанной рекламе:

а) сеть городских заведений  «Пивнофф-паб»

б) пиво

 в)  безалкогольные напитки

г) рыба, чипсы, закуски

д) все вышеперечисленное

е) затрудняюсь ответить

 

  1. Ассоциируется ли информация,  представленная на фотографиях,  с рекламой  пива?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

В опросе приняли участие 94 респондента (анкеты имеются в материалах дела).

Из 94 респондентов 54,26% (51 человек) посчитали,  что объектом рекламирования в указанной рекламе является сеть городских заведений «Пивнофф-паб».  27,66%  (26 человек) выбрали вариант «все вышеперечисленное».

Информация, представленная на фотографиях, ассоциировалась  с рекламой пива у 80,85% респондентов (76 человек). Остальные 18 человек так не считают, или затрудняются ответить.

В том числе, учитывая  мнение респондентов, выявленное при проведении опроса специалистами кафедры «История, философия, реклама и связи с общественностью» ГОУ ВПО «Орловский государственный институт экономики и торговли», Комиссией  был сделан вывод  о наличии у потребителей  рекламы  ассоциации рекламной информации, размещенной на щитах на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9, с рекламой алкогольной продукции (пива).

 

В ходе заседания Комиссии доверенный представитель ООО «Пивнофф»  утверждала, что распространяемая на фасаде торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 информация не является рекламой алкоголя, а представленные щиты с информацией представляют собой вывеску и не имеют сведений рекламного характера.

 

Комиссия,  рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела №244-15/04РЗ, заслушав доводы стороны по делу,  пришла к следующим выводам:

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона РФ «О защите потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (далее – Закон «О защите прав потребителей») изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Таким образом, статьей 9 Закона «О защите прав потребителей» определено, какая информация должна размещаться на вывеске, а именно: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Таким образом, вывеска должна содержать только следующую информацию: фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, и не содержать сведений рекламного характера.

Помимо фирменного наименования к обязательным сведениям, размещаемым на вывеске, относятся место нахождения (адрес) и режим работы организации, реализующей товары или выполняющей работы (оказывающей услуги) потребителям (п. 1 ст. 9 Закон «О защите прав потребителей»).

Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица обязательно должно быть указано в его учредительных документах.

Помимо этого на вывеске допускается также размещение зарегистрированных в установленном порядке товарных знаков, знаков обслуживания и различных декоративных элементов.

Тексты, содержащиеся на вывесках, должны выполняться на русском языке, включая зарегистрированные товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания. Недопустимо использование в текстах иностранных слов, выполненных русскими буквами, а при обозначении профиля организации - сокращений и аббревиатур.

Оформленная данным образом вывеска не будет признаваться рекламной, хотя она может быть размещена на любых средствах наружной рекламы (щитах, наземных и настенных панно, панель-кронштейнах, маркизах и т.д.).

В ходе рассмотрения дела установлено, что в оформлении фасада  торгового помещения «Пивнофф-паб» отсутствовала информация, отвечающая вышеперечисленным требованиям Закона «О защите прав потребителей», предъявляемых к вывеске, а именно: отсутствовало фирменное наименование (наименование) организации (ООО «Пивнофф-Паб»), место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Однако, на фасаде торгового помещения  с двух сторон расположены рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:

      Текстовая составляющая рекламы:

       Центральный фасад (вход в торговое помещение)

     «ПИВНОФФ-ПАБ». Сеть городских заведений» (рекламный щит над входом в торговое помещение).

 

«Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И всё под напитки тут же» (рекламный щит слева от окна).

 

«Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества». (рекламный щит справа  от окна).

 

«Немецкое. Белорусское. Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь» (рекламный щит справа  от двери).

 

       Боковой  фасад

 «ПИВНОФФ-ПАБ». Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И всё под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая.100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью».

 

Указанная информация отвечала квалифицирующим признакам рекламной информации, т.е. являлась рекламой.

 

         Факт распространения рекламы ООО «Пивнофф» также  подтверждается и имеющимся в материалах дела  заключением специалиста  АНО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» Боргояковой Э.В. №162/15 от 17 августа 2015г.

        

       Однако, в данном лингвистическом экспертном исследовании был сделан вывод об отсутствии сведений рекламного характера именно алкогольной продукции,  при распространении рекламы «Пивнофф»  на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.

          В указанном заключение специалиста  содержатся следующие  утверждения:

 

    1) В вышеуказанных фразах: «Пивнофф-паб». Сеть городских заведений», «Пивнофф. Сеть городских заведений. 100% качества. И все под напитки тут же», «Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское. Немецкое. И все под напитки тут же. Рыба. Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба вкусная вяленая копченая. 100% качества», «Немецкое. Белорусское, Бельгийское. Российское. Чешское. Рязанское. 100% качества. Все напитки здесь», «Пивнофф- паб.». Сеть городских заведений. Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское, Немецкое. И все под напитки тут же. Рыба, Чипсы. Напитки разливные свежие холодные живые. Рыба всякая вкусная вяленая копченая. 100% качества. Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью» адресантом является заведение «Пивнофф-паб», которое объявляет о наличии товара, а именно: напитки, рыба, чипсы, и расхваливает его, указывая, что все товары 100% качества, напитки свежие, большой ассортимент рыбы.

 

Таким образом, следует, что в вышеуказанных фразах наличествует реклама следующих товаров: напитки (без указания определенного вида и без названия), рыба, чипсы.

 

 2) В представленных на исследование изображениях присутствует иллюстрация кружки с пеной сверху, которая может обозначать любой газированный напиток, на что также указывают иллюстрации «пузырей» на баннерах.

 

3)  структура представленных на исследование рекламных текстов следующая: аргументы и позиционирование рекламного товара-          свежий, холодный, 100% качества, разнообразный ассортимент; товар - напитки, рыба, чипсы, участники события: рекламодатель - «Пивнофф-паб» и широкая аудитория потребителей.

 

       По мнению специалиста  АНО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» Боргояковой Э.В.  надписи, размещенные на щитах, расположенных на центральном и боковом фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г. Орел, ул. Герцена, д. 9 не содержат сведений рекламного характера алкогольной продукции.

 

      Комиссия полагает, что  в указанном  лингвистическом экспертном исследовании (далее- Исследование) относительно рекламной информации «Пивнофф» отсутствует полный, всесторонний и объективный анализ информации, размещенной на рекламных конструкциях,  а именно: 

        а) в Исследовании указывается, что в вышеуказанных фразах наличествует реклама следующих товаров: напитки (без указания определенного вида и без названия), рыба, чипсы.  

          Однако, в рекламной информации  содержится указание на то, что ООО «Пивнофф» реализует «Чешское. Бельгийское. Немецкое. Напитки разливные свежие холодные живые», что также выступает объектом рекламирования в указанной рекламе.

       б)  в Исследовании никаким образом не анализируется  фраза «чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью».  

       в) вывод специалиста  АНО «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» Боргояковой Э.В. о том, что распространяемая информация не содержит сведений рекламного характера алкогольной продукции ошибочен и не соответствует  нормам действующего законодательства РФ о рекламе  по следующим основаниям:

 

Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 № 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Согласно Словарю иностранных слов (под. ред. Комлева Н.Г., 2006.) ПАБ-

 (англ. pub, сокр. < public house < public - народный, общественный + house - дом, помещение) - пивная, бар (гл. обр. в Англии), где продаются преимущественно пиво, безалкогольные напитки и закуски.

          Синонимический ряд к слову паб -пивная, пивнушка, пивнуха, пивбар, пивной бар (Словарь русских синонимов).

Информация «Пивнофф» обращает внимание и поддерживает интерес к торговому объекту  «Пивнофф-паб» и  реализуемому в нем товару, в том числе,  алкогольной продукции-пиву, так как  изображение   кружек  с характерной пивной «шапкой», может  ассоциироваться у потребителей с определенным напитком – пивом, а не любым газированным напитком, ввиду того, что эффект отождествления усиливается и самим названием торгового объекта «Пивнофф-паб»,  рядом с которым и  изображена пивная кружка с характерной пеной,  которая у большинства потребителей может вызвать прямую ассоциацию с пивом.

Наличие в рекламе  надписи  «чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью» также указывает на то, что информация, перечисляемая в рекламе  «Все напитки здесь. Чешское. Бельгийское, Немецкое. Напитки разливные свежие холодные живые» имеет отношение именно к алкогольной продукции, реализуемой ООО «Пивнофф».

 Согласно  Устава ООО «Пивнофф» основными видами деятельности Общества являются, в том числе: розничная торговля алкогольными и другими напитками, розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.

 Кроме того, в самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок и стран (городов) производителей  алкогольных напитков (пива) «немецкое, белорусское, бельгийской, российское, чешское, рязанское».

Указанный факт подтверждается имеющимся в  материалах дела ассортиментным перечнем товаров ООО «Пивнофф», согласно которому Общество из 359 наименований реализуемой продукции, реализует 183 наименований  того или иного пива, пивных напитков,  в том числе,  пиво «Чешское оригинальное», пиво Чешское барное» и т.д. В данном перечне также указано, что Обществом реализуется пиво следующих стран (городов):  белорусское, рязанское, импортное (Чехия, Германия).

 Таким образом, по мнению Комиссии, информация,  размещенная на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9 содержит сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).

 

         

           2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

           Реклама алкогольной продукции «Пивнофф» размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  щитов на фасаде  одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.

 

3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

 

Реклама «Пивнофф» противоречит требованиям пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе», то есть является  ненадлежащей.

 

4.В статье 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

По утверждению доверенного представителя ООО «Пивнофф»-заместителя генерального директора ООО «Пивнофф» <…>, она, как должностное лицо ООО «Пивнофф»,  является рекламопроизводителем рекламы «Пивнофф», так как именно ею был разработан макет рассматриваемой рекламы для ее последующего распространения.

Однако, в материалах дела отсутствовали документы и информация, подтверждающие, что  заместитель генерального директора ООО «Пивнофф» <…>, являясь должностным лицом ООО «Пивнофф», самостоятельно определила объект рекламирования и содержание рекламы и  осуществила полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

 

Рекламодатель - это, по сути, заказчик рекламы, т.е. то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган и т.д.

Из преамбулы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» следует, что  изготовителем являются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям, а продавцом - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.    

Таким образом, Управление полагает, что ООО «Пивнофф» является рекламодателем,  рекламораспространителем и рекламопроизводителем  рекламы «Пивнофф».

 

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

-     ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель  и рекламопроизводитель.

 

6. Таким образом, ООО «Пивнофф», как рекламораспространитель и рекламопроизводитель,   несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21    Закона «О рекламе».

 

7. В ходе рассмотрения дела №244-15/04 РЗ было установлено, что  реклама «Пивнофф»  продолжает распространяться на рекламных щитах на фасаде одноэтажного торгового помещения, примыкающего к жилому дому по адресу: г.Орел, ул.Герцена, 9.

 

 8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу  «Пивнофф», поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе».

2. Выдать ООО  «Пивнофф»  предписание о прекращении нарушения  пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Пивнофф».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                            А.Н. Кирьянов

Члены Комиссии                                                                          М.В. Губчевская

                                                                                         А.В.Силаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны