Заключение №3649/03 ЗАКЛЮЧЕНИЕ об обстоятельствах дела № 057/01/15-768/2020 от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление городского хозяйства и транспорта

 администрации города Орла

302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1

E-mail: info@orel-adm.ru

 

Прокуратура Советского района г. Орла

302028 г. Орел, ул. Октябрьская, 25

E-mail: sovet@prokuratura-orel.ru

 

ИП Прасолов И.А.

<...>

 

Работникам транспортной отрасли города Орла

 в лице <...>

(для объявления другим заявителям)

<...>

 

Контрольно-счетная палата города Орла

302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1

E-mail: Ksp-orel@yandex.ru

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 057/01/15-768/2020

 

19.07.2021                                                                                                             г. Орёл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,

при участии представителя заявителя по делу – контрольно-счетной палаты города Орла: <...>,

в отсутствие представителей:

ответчика по делу – Управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

заявителя по делу – прокуратуры Советского района г. Орла, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

заявителя по делу – ИП Прасолова И.А., надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

заявителя по делу – работников транспортной отрасли города Орла в лице <...>, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 057/01/15-768/2020, возбужденное по признакам нарушения администрацией города Орла (302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1) и управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

У С Т А Н О В И Л А:

В результате рассмотрения заявления работников транспортной отрасли города Орла, заявлений ИП Прасолова И.А., материалов прокуратуры Советского района г. Орла и контрольно-счетной палаты города Орла Орловским УФАС России в бездействии администрации города Орла, а также в действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившиеся в непроведении конкурентных процедур на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам (отсутствии контроля за порядком привлечения хозяйствующих субъектов к выполнению указанных работ), и в заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам без проведения конкурентных процедур (торгов) соответственно.

В связи с указанными обстоятельствами Орловское УФАС России в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» 16.10.2020 (исх. № 4679/03) направило в адрес управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и администрации города Орла предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждения).

В связи с тем, что Предупреждения в установленный срок не были выполнены, а признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» не были устранены 27.11.2020 в соответствии с приказом Управления № 104 в отношении администрации города Орла по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 057/01/15-768/2020.

27.11.2020 в соответствии с приказом Управления № 105 в отношении управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено дело № 057/01/15-769/2020.

Определением от 16.02.2021 дела № 057/01/15-768/2020 и № 057/01/15-769/2020 были объединены в одно производство (дело № 057/01/15-768/2020).

Рассмотрение объединенного дела № 057/01/15-768/2020 откладывалось и было назначено на 19.07.2021.

19.07.2021 Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции», в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Частью 4 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что дело подлежит отложению, в целях составления и направления лицам, участвующим в деле заключения об обстоятельствах дела.

20.07.2021 было изготовлено определение об отложении рассмотрения дела, в соответствии с которым рассмотрение дела было отложено на 05.05.2021 в целях составления и направления лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключения об обстоятельствах дела.

Кроме того, Комиссия не выявила фактов, свидетельствующих о наличии в действиях администрации города Орла признаков нарушения антимонопольного законодательства. В связи с чем Комиссия определила прекратить участие в рассмотрении дела № 057/01/15-768/2020 администрации города Орла.

Комиссия Управления, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам:

1. В результате рассмотрения заявления работников транспортной отрасли города Орла, заявлений ИП Прасолова И.А., материалов прокуратуры Советского района г. Орла и контрольно-счетной палаты города Орла Орловским УФАС России в бездействии администрации города Орла, а также в действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившиеся в непроведении конкурентных процедур на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам (отсутствии контроля за порядком привлечения хозяйствующих субъектов к выполнению указанных работ), и в заключении муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам без проведения конкурентных процедур (торгов) соответственно.

В связи с указанными обстоятельствами Орловское УФАС России в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» 16.10.2020 (исх. № 4679/03) направило в адрес управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла предупреждено о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», и о необходимости принятия мер по устранению последствий такого нарушения путем осуществления действий (в рамках имеющейся компетенции и полномочий) по прекращению действия карт маршрутов, выданных МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по маршрутам № 8 и № 5А, и действий, направленных на расторжение муниципального контракта № 36 от 01.06.2020, заключенного с МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», а также контракта, заключенного с ИП Терешиным С.Н. на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 16, и осуществления дальнейшего заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в соответствии с требованиями действующего законодательства посредством проведения конкурентных процедур. Срок выполнения предупреждения был установлен до 16.11.2020.

Также Орловское УФАС России в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» 16.10.2020 (исх. № 4680/03) направило в адрес администрации города Орла предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым администрация города Орла была предупреждена о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», и о необходимости принятия мер по устранению последствий такого нарушения путем выполнения обязанности, установленной частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок посредством проведения конкурентных процедур на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам 5А, 6, 8, 16, 29, 37, 20М. Срок выполнения предупреждения был установлен до 16.11.2020.

25.11.2020 в Орловское УФАС России поступило письмо администрации города Орла, подписанное заместителем главы администрации города Орла – начальником территориального управления по Советскому району, в котором сообщалось, что в целях устранения признаков нарушения Закона «О защите конкуренции» и принятия мер по устранению последствий такого нарушения управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла подготовлен проект постановления администрации города Орла «О внесении изменений в постановление администрации города Орла от 23.04.2012 № 1239 «Об утверждении Реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла». В новой редакции Реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети исключены регулярные автобусные маршруты № 6, № 20М, № 29, № 37, № 39, № 47М, № 48М, № 60К, а также изменена схема движения троллейбусов по маршруту № 5А и количество транспортных средств на трамвайных и троллейбусных маршрутах.

Принятие данного постановления планировалось в срок до 07.12.2020.

Кроме того, администрации города Орла сообщила, что в настоящее время ведется подготовка к проведению конкурентных процедур на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршрутам регулярных перевозок города Орла. Внесение изменений в План-график закупок планировалось осуществить до 28.11.2020.

В отношении маршрута № 16, администрация города Орла сообщила, что соответствующие муниципальные контракты являются предметом судебного разбирательства (дело № А48-14305/2019).

Учитывая изложенное, администрация города Орла просила о продлении срока выполнения Предупреждений (исх. № 2/18736 от 16.11.2020 и исх. № 2/18736 от 16.11.2020).

Вместе с тем, оснований для продления срока выполнения Предупреждений не имелось ввиду следующего.

В соответствии с Предупреждениями администрации города Орла необходимо было принять меры по устранению последствий нарушения путем выполнения обязанности, установленной частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок посредством проведения конкурентных процедур на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам 5А, 6, 8, 16, 29, 37, 20М, а управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла необходимо было принять меры по устранению последствий нарушения путем осуществления действий по прекращению действия карт маршрутов, выданных МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по маршрутам № 8 и № 5А, и действий, направленных на расторжение муниципального контракта № 36 от 01.06.2020, заключенного с МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», а также контракта, заключенного с ИП Терешиным С.Н. на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 16, и осуществления дальнейшего заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, в соответствии с требованиями действующего законодательства посредством проведения конкурентных процедур.

В новой редакции (проекте) Реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети исключены регулярные автобусные маршруты 6, 20М, 29, 37, 39, 47М, 48М, 60К.

При этом маршруты 5А, 8 и 16 в данном реестре остаются. Информация о прекращении действия карт маршрутов, выданных МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» по маршрутам № 8 и № 5А, и о расторжении муниципального контракта № 36 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 8 и № 5А, заключенного с МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» без проведения конкурентных процедур, а также контракта, заключенного с ИП Терешиным С.Н. на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 16 без проведения конкурентных процедур, в Управление не поступала. Срок для исполнения Предупреждений был разумным и достаточным, однако действия по выполнению обязанности, установленной частью 2 статьи 14 Закона об организации регулярных перевозок посредством проведения конкурентных процедур на право выполнения работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам не были совершены, так как по состоянию на 27.11.2020 изменений в План-график закупок в целях проведения конкурентных процедур не внесено.

2. В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании пункта 7 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.

Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 14 Закон № 220-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 14 Закон № 220-ФЗ предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) установлен принцип обеспечения конкуренции, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В настоящем случае под конкуренцией следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов (осуществляющих перевозки) за право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения.

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурентных процедур.

Целями и задачами конкурентного отбора являются удовлетворение потребностей населения в услугах по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом, повышение безопасности дорожного движения при перевозке, укрепление транспортной дисциплины перевозчиков.

Отбор перевозчика на конкурентной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок. Услуги по перевозке пассажиров образуют отдельный, локальный товарный рынок; доступ на этот рынок ограничен и возможен только через участие в процедуре торгов, целью которых является обеспечение равных конкурентных условий для всех потенциальных участников, желающих участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Таким образом, заключение муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам без проведения предусмотренных Законом № 220-ФЗ и Законом № 44-ФЗ конкурентных процедур может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

3. В ходе рассмотрения дела Управлением были проанализированы муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по всем муниципальным маршрутам, указанным в Реестре маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети начиная с ноября 2019 года.

Без проведения конкурентных процедур за указанный период были заключены муниципальные контракты по следующим автобусным маршрутам: 2, 5, 6, 15, 16, 22, 27, 29, 47М, 48М, 1Т, 3Т, 4Т.

Орловским УФАС России были проанализированы обстоятельства заключения муниципальных контрактов по каждому из вышеуказанных маршрутов, в результате чего было установлено следующее.

3.1. Постановлением  администрации  города  Орла  от  25.10.2019  №  4532  введено временное прекращение движения транспортных средств по мосту «Дружба» через реку Ока в черте города Орла начиная 27.10.2019.

Постановлением  администрации города Орла от 29.11.2019 № 5077 управлению городского хозяйства и транспорта администрации города предписано  организовать маршрут № 29, а также внести автобусный маршрут № 29 «Школа № 35 – Станция Лужки» в реестр маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла.

28.11.2019 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и Орловской региональной общественной организацией пассажирских перевозок «Логос» был заключен муниципальный контракт № 98 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 29 без проведения конкурентных процедур. Срок выполнения работ по контракту был установлен с 01.12.2019 по 02.12.2020.

09.04.2020  между  сторонами  указанного контракта было заключено соглашение о расторжении муниципального контракта от 28.11.2019 № 98.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 по делу № А48-530/2020 муниципальный контракт № 98, заключенный 28.11.2019  между  управлением  городского  хозяйства  и  транспорта  администрации города  Орла  и  Орловской  региональной  общественной  организации  пассажирских перевозчиков «Логос» был признан недействительным.

Из указанного решения следует, что управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были нарушены требования Закона № 220-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, а именно нарушена процедура заключения муниципального контракта, что привело к существенному ограничению круга участников торгов и  со  всей  очевидностью  не  обеспечило  возможности  участия  других  потенциальных перевозчиков. Кроме того, маршрут  №  29  не  был  включен  в  реестр  маршрутов регулярных перевозок города Орла, а также не был опубликован в соответствии со статьей 26 Закона № 220-ФЗ, в связи с чем у перевозчиков отсутствовала возможность в получении информации о возможном получении дохода путем заключения контракта на данный вид маршрута. Поскольку  в  городе  Орле  имеется  конкурентный  рынок  в  области  пассажирских перевозок,  то  осуществление  закупки  у единственного  поставщика  приводит  к  недопущению,  ограничению  или  устранению конкуренции на указанном рынке.

Таким образом, факт ограничения конкуренции при заключении муниципального контракта № 98 от 28.11.2019 был установлен вступившим в силу решением Арбитражного суда Орловской области от 09.07.2020 по делу № А48-530/2020.

3.2. 03.12.2019 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Верижниковым О.М. был заключен муниципальный контракт № 99 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 6 без проведения конкурентных процедур (график № 1). Срок выполнения работ по контракту – с 05.12.2019 по 29.02.2020.

03.12.2019 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Подорожним А.А. был заключен муниципальный контракт № 100 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 6 без проведения конкурентных процедур (графики №№ 2-8). Срок выполнения работ по контракту – с 05.12.2019 по 29.02.2020.

22.01.2020 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Карнюхиной И.И. был заключен муниципальный контракт № 103 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 6 без проведения конкурентных процедур (графики №№ 2,3,4,5). Срок выполнения работ по контракту – с 22.01.2020 по 29.02.2020.

22.01.2020 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Брагиной С.В. был заключен муниципальный контракт № 104 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 6 без проведения конкурентных процедур (графики №№ 6,7,8). Срок выполнения работ по контракту – с 22.01.2020 по 29.02.2020.

Из письменных пояснений администрации города Орла (исх. № 1/1-2945 от 18.03.2021 и исх. № 1/1-11633 от 02.07.2021) следует, что указанные выше контракты были заключены без проведения конкурентных процедур в связи с переводом маршрута № 6 из категории нерегулируемых в категорию регулируемых с 01.08.2019. 27.01.2020 в единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru было размещено извещение № 0154300014620000006 о проведении открытого конкурса  в электронной форме на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту № 6, графики №№ 1-8. По итогам указанного конкурса 13.03.2020 был заключен муниципальный контракт с ИП Москаленко Я.С.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, постановлением администрации города Орла от 30.08.2017 № 3823 был утвержден документ планирования регулярных перевозок в городе Орле на 2018-2019 годы. В пункте 3 документа планирования регулярных перевозок в городе Орле на 2018-2019 годы указаны мероприятия по развитию регулярных перевозок транспортом общего пользования на территории города Орла, в том числе изменение вида регулярных перевозок маршрута регулярных перевозок города Орла № 6 «Ул. Алроса - ул. Силикатная» с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф с 01.08.2019.

 При этом в соответствии с пунктом 3 постановления администрации города Орла от 30.08.2017 № 3823 контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города Орла - начальника управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла Н.А. Ванифатова.

Таким образом, управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла заблаговременно было известно о предстоящем изменении вида регулярных перевозок маршрута № 6. Временной период с 30.08.2017 по 01.08.2019 являлся достаточным для проведения конкурентных процедур на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршруту № 6. Вместе с тем, конкурентная процедура была проведена только в 2021 году, то есть спустя более трех лет с момента когда управлению городского хозяйства и транспорта администрации города Орла стало известно о предстоящем изменении вида регулярных перевозок маршрута № 6.

Непроведение конкурентных процедур на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения соответствующего контракта, наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских перевозок. В свою очередь заключение муниципальных контрактов без проведения конкурентных процедур с ИП Верижниковым О.М., ИП Подорожним А.А., ИП Карнюхиной И.И., ИП Брагиной С.В. создало им необоснованные преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

3.3. 31.12.2019 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Терешиным С.Н. был заключен муниципальный контракт № 102 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 16 (графики №№ 8-14) без проведения конкурентных процедур.

В дальнейшем по указанным маршрутам без проведения конкурентных процедур с ИП Терешиным С.Н. были заключены следующие контракты:

- от 31.12.2019 № 102 срок выполнения работ с 01.01.2020 до 31.01.2020;

- от 31.01.2020 № 106, срок выполнения работ с 01.02.2020 по 29.02.2020;

- от 03.03.2020 № 108, срок выполнения работ с 03.03.2020 по 31.03.2020;

- от 01.04.2020 № 110, срок выполнения работ с 01.04.2020 по 30.04.2020;

- от 30.04.2020 № 28, срок выполнения работ с 01.05.2020 по 31.05.2020;

- от 01.06.2020 № 34, срок выполнения работ с 01.06.2020 по 30.06.2020;

- от 30.06.2020 № 38, срок выполнения работ с 01.07.2020 по 31.07.2020;

- от 31.07.2020 № 48, срок выполнения работ с 01.08.2020 по 31.08.2020;

- от 01.09.2020 № 53, срок выполнения работ с 01.09.2020 по 30.09.2020;

- от 05.10.2020 № 58, срок выполнения работ с 01.10.2020 по 30.10.2020;

- от 05.11.2020 № 60, срок выполнения работ с 01.11.2020 по 31.11.2020.

Кроме того,  по маршруту № 16 (графики №№ 8-14) без проведения конкурентных процедур  01.12.2020  с МУП «ТТП» был заключен муниципальный контракт № 62, срок выполнения работ с 01.12.2020 по 31.12.2020.

31.12.2019 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Терешиным С.Н. был заключен муниципальный контракт № 101 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам № 2 (графики № 3 и №4) и № 16 (графики №№ 1-7) без проведения конкурентных процедур.

В дальнейшем по указанным маршрутам без проведения конкурентных процедур с ИП Терешиным С.Н. были заключены следующие контракты:

- от 31.12.2019 № 101, срок выполнения работ с 01.01.2020 до 31.01.2020;

- от 31.01.2020 № 105, срок выполнения работ с 01.02.2020 по 29.02.2020;

- от 03.03.2020 № 107, срок выполнения работ с 03.03.2020 по 31.03.2020;

- от 01.04.2020 № 109, срок выполнения работ с 01.04.2020 по 30.04.2020;

- от 30.04.2020 № 29, срок выполнения работ с 01.05.2020 по 31.05.2020;

- от 01.06.2020 № 33, срок выполнения работ с 01.06.2020 по 30.06.2020;

- от 30.06.2020 № 37, срок выполнения работ с 01.07.2020 по 31.07.2020;

- от 31.07.2020 № 47, срок выполнения работ с 01.08.2020 по 31.08.2020;

- от 01.09.2020 № 52, срок выполнения работ с 01.09.2020 по 30.09.2020;

- от 05.10.2020 № 57, срок выполнения работ с 01.10.2020 по 30.10.2020;

- от 05.11.2020 № 59, срок выполнения работ с 01.11.2020 по 31.11.2020.

Кроме того,  по маршрутам № 2 (графики № 3 и №4) и № 16 (графики №№ 1-7) без проведения конкурентных процедур 01.12.2020  с МУП «ТТП» был заключен муниципальный контракт № 61, срок выполнения работ с 01.12.2020 по 31.12.2020.

Администрация города Орла в письменных пояснениях (исх. № 1/1-2945 от 18.03.2021) сообщила, что вышеуказанные муниципальные контракты были заключены в результате крайней необходимости для оперативного решения вопроса местного значения «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального городского округа», поскольку ИП Прасолову И.А., с которым были заключены муниципальные контракты № 9 и № 15 от 19.12.2019 на выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 16 и № 2 (графики № 3 и № 4) не были выданы карты маршрута. Таким образом, выбор иного способа заключения муниципальных контрактов на обслуживание вышеуказанных маршрутов отсутствовал. Контракты были заключены с ИП Терешиным С.Н. в связи с тем, что при проведении открытых конкурсов по вышеуказанным маршрутам его заявкам были присвоены вторые номера (извещения 0154300014619000760 и 0154300014619000757).

Вместе с тем, решением Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-1549/2020 муниципальный контракт № 102 от 31.12.2019 был признан недействительным. Решением Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-464/2020 муниципальный контракт № 101 от 31.12.2019 также был признан недействительным.

Арбитражным судом Орловской области было установлено, что управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были нарушены требования Закона № 220-ФЗ и Закона № 44-ФЗ, а именно нарушена процедура заключения муниципального контракта с ИП Терешиным С.Н., что привело к существенному ограничению круга участников торгов и  со  всей  очевидностью  не  обеспечило  возможности  участия  других  потенциальных перевозчиков. Поскольку  в  городе  Орле  имеется  конкурентный  рынок  в  области  пассажирских перевозок,  то  осуществление  закупки  у единственного  поставщика  приводит  к  недопущению,  ограничению  или  устранению конкуренции на указанном рынке.

Таким образом, факт ограничения конкуренции при заключении муниципальных контрактов № 101 и № 102 от 31.12.2019 был установлен вступившими в силу решениями Арбитражного суда Орловской области по делам  № А48-1549/2020 и № А48-464/2020.

Указанные действия управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла создали ИП Терешину С.Н. необоснованные преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности.

3.4. 01.06.2020 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» был заключен муниципальный контракт № 35 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 47М и № 48М без проведения конкурентных процедур. Срок действия указанного контракта был установлен до 30.09.2020.

21.07.2020 в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru были размещены извещения о проведении электронных аукционов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршрутам № 47М (извещение № 0154300014620000444) и № 48М (извещение № 0154300014620000445).

Для участия в аукционах была подана одна заявка от МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие», с которым были заключены соответствующие контракты.

Из письменных пояснений администрации города Орла (исх. № 1/1-2945 от 18.03.2021) следует, что муниципальный контракт от 01.06.2020 № 35 был заключен без проведения конкурентных процедур в связи с необходимостью обеспечения транспортной доступности для маломобильных групп населения (в том числе инвалидов – колясочников), обеспечения возможности соблюдения социальной дистанции при пользовании общественным транспортом в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также учитывая поступление в город Орел автобусов большой вместимости ЛиАЗ-5292.

При этом обоснование необходимости введения новых маршрутов для автобусов большой вместимости на конкретных направлениях движения (маршруты № 47М и № 48М), а также причины отсутствия такой необходимости на других маршрутах (в том числе для возможности соблюдения социальной дистанции) ответчиком не представлено,  соответствующие экономический расчет/обоснование не приведены.

В ходе рассмотрения дела установлено, что автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292, которые использовались на маршрутах № 47М и № 48М, поступили в город орел в период с марта по май 2020. Окончательно приняты в муниципальную собственность постановлением администрации города Орла от 18.09.2020 № 3563 (в количестве 50 штук).

Учитывая, изложенное, а также то, что ответчиком не приведено обоснование срочности заключения муниципального контракта от 01.06.2020 № 35, Комиссия приходит к выводу, что у управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла  отсутствовали основания для заключения указанного контракта без проведения конкурентных процедур. Кроме того, уже в конце 2020 года маршруты № 47М и № 48М были исключены из реестра маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети города Орла.

Таким образом, действия управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла создали МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» необоснованные преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, поскольку иные хозяйствующие субъекты были лишены возможности участвовать в конкурентной борьбе за право осуществления перевозок по маршрутам № 47М и № 48М.

3.5. 29.01.2021 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» были заключены муниципальные контракты № 22, № 23, № 24 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 1Т, № 3Т, № 4Т соответственно.

Автобусные маршруты № 1Т, № 3Т, № 4Т организованы взамен трамвайных маршрутов № 1, № 3, № 4, транспортное обслуживание населения по которым стало невозможно в связи с закрытием с 01.02.2021 движения транспорта по Красному мосту на основании постановления администрации города Орла от 14.01.2021 № 32.

Администрации города Орла сообщила (исх. № 1/1-11633 от 02.07.2021), что муниципальные контракты № 22, № 23, № 24 были заключены без проведения конкурентных процедур в связи с ограниченностью срока от момента принятия постановления администрации города Орла от 14.01.2021 № 32 до даты прекращения движения по Красному мосту.

В ходе рассмотрения дела установлено, управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были проведены открытые конкурсы на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршрутам № 1Т, № 3Т, № 4Т (извещения №№ 0154300014621000198, 0154300014621000397, 0154300014621000197, 0154300014621000421).

При указанных обстоятельствах Комиссия не усматривает в данных действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла нарушения антимонопольного законодательства.

3.6. 10.02.2021 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и ИП Прасоловым И.А. был заключен муниципальный контракт № 26 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 2, № 22, № 27 без проведения конкурентных процедур.

Данный контракт был заключен в связи с расторжением муниципального  контракта  № 7 от  29.12.2020, заключенного с ИП Гришиным С.А., ввиду ненадлежащего исполнения последним условий контракта.

ИП Гришин С.А. обратился в Арбитражный суд Орловской области с  иском  к  управлению городского  хозяйства  и  транспорта  Администрации  города  Орла   о  признании  недействительным  решения  от  22.01.2021  об одностороннем  отказе  от  исполнения  муниципального  контракта  № 7  от 29.12.2020  и обязании исполнять обязательства по контракту.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.05.2021 по делу А48-465/2021 ИП Гришину  С.А. в удовлетворении искового заявления отказано.

В ходе рассмотрения дела установлено, управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были проведены открытые конкурсы на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемому тарифу по маршрутам № 2, № 22, № 27 (извещения №№ 0154300014621000189, 0154300014621000192, 0154300014621000177, 0154300014621000191).

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что заключение муниципального контракта № 26 с ИП Прасоловым И.А. без проведения конкурентных процедур было вызвано крайней необходимостью в целях недопущения прекращения транспортного обслуживания населения по маршрутам № 2, № 22, № 27, в связи с чем в данных действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла не усматривает нарушения антимонопольного законодательства.

3.7. Управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла без проведения конкурентных процедур были заключены муниципальные контракты по маршруту № 15 с ИП Карнюхюной И.И. (№ 33 от 31.03.2021) и с ИП Брагиной С.В. (№ 34 от 31.03.2021),  а также по маршруту № 5 с ИП Прасоловым И.А. (№ 32 от 31.03.2021), ИП Лущик Д.В. (№ 35 от 31.03.2021), ИП Ставцевой В.Д. (№ 36 от 31.03.2021).

Контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 5 и № 15 по результатам конкурентных процедур (извещения 0154300014620000687 и 0154300014620000686) были заключены с МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» (№ 14 от 29.12.2020 и № 14 от 29.12.2020).

Администрация города Орла сообщила (исх. № Г/з-95 от 29.04.2021; исх. № 1/1-11633 от 02.07.2021) сообщила, что от граждан поступало большое количество жалоб, связанных с транспортным облуживанием по маршрутам № 5 и № 15, в связи с чем в адрес МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» направлялись соответствующие претензии, однако действенных мер по улучшению ситуации предприятием принято не было. В целях исключения бездействия органа местного самоуправления, оперативного решения вопроса местного значения по организации транспортного обслуживания населения управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были заключены муниципальные контракты без проведения конкурентных процедур. Указанные действия привели к улучшению транспортного обслуживания населения. В обоснование своей позиции ответчиком были представлены многочисленные жалобы граждан, а также претензионная переписка с МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие».

Кроме того, управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла в апреле и июне 2021 года были опубликованы извещения о проведении конкурентных процедур для определения исполнителя работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 5 и № 15 (извещения 0154300014621000198, 0154300014621000397, 0154300014621000189).

При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что действия управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла были вызваны крайней необходимостью ввиду ненадлежащего исполнения МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» условий муниципальных контрактов и были направлены на обеспечение транспортного обслуживания населения и снятие социальной напряженности, в связи с чем в данных действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла не усматривает нарушения антимонопольного законодательства.

3.8. 01.06.2020 между управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла и МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» был заключен муниципальный контракт № 36 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 8 и № 5А без проведения конкурентных процедур (срок действия контракта до 31.01.2021).

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что управлением городского хозяйства и транспорта администрации города Орла в декабре 2020 года, в апреле и июне 2021 года были опубликованы извещения о проведении конкурентных процедур для определения исполнителя работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусами по регулируемым тарифам по маршрутам № 8 и № 5А (извещения 0154300014620000690, 0154300014620000691, 0154300014621000206, 0154300014621000207, 0154300014621000396, 0154300014621000394).

Кроме того, рынок услуг регулярных троллейбусных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории города Орла не является конкурентным.

При указанных обстоятельствах Комиссия не усматривает в  данных действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла нарушения антимонопольного законодательства.

4. В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ рынка регулярных автобусных пассажирских перевозок проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В результате указанного анализа установлено следующее:

а) временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 28.11.2019 (дата заключения  с Орловской региональной общественной организацией пассажирских перевозок «Логос» муниципального контракта № 98 на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршруту № 29 без проведения конкурентных процедур) по 31.03.2021 (дата заключения муниципальных контрактов без проведения конкурентных процедур по маршруту № 15 с ИП Карнюхюной И.И. (№ 33 от 31.03.2021) и с ИП Брагиной С.В. (№ 34 от 31.03.2021),  а также по маршруту № 5 с ИП Прасоловым И.А. (№ 32 от 31.03.2021), ИП Лущик Д.В. (№ 35 от 31.03.2021), ИП Ставцевой В.Д. (№ 36 от 31.03.2021);

б) продуктовые границы товарного рынка – услуги регулярных автобусных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам;

в) географические границы товарного рынка – город Орел и Орловский район Орловской области;

г) рынок регулярных автобусных пассажирских перевозок является конкурентным. На указанном рынке осуществляет (осуществляли) деятельность ряд хозяйствующих субъектов: ИП Прасолов И.А., ИП Москаленко Я.С., ИП Яссер Г.Э, ООО «Ассоциация коммерческих перевозчиков», ИП Малышков В.В., ИП Плотников А.Г., ИП Гришин С.А., ИП Поляков Е.Е., ИП Дегтеренко А.Н. и другие; неопределенный круг хозяйствующих субъектов может начать осуществление деятельности на данном рынке; кроме того, в силу свободы экономического пространства на территории Российской Федерации неопределенный круг хозяйствующих субъектов, осуществляющий такую деятельность в других районах Орловской области и/или регионах Российской Федерации, может начать осуществлять деятельность на территории города Орла.

Неправомерное заключение муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских автобусных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам с единственным исполнителем (то есть без проведения конкурентных процедур) создает препятствие развитию конкуренции, поскольку создает для определенного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в заключении контракта на выполнение работ (услуг), при наличии на данном рынке конкуренции (дискриминационные условия).

Таким образом, указанные в пунктах 3.1-3.4 мотивировочной части настоящего заключения действия (бездействие) управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла препятствовали развитию добросовестной конкуренции, поскольку лишали потенциальных участников конкурентных процедур, занимающихся аналогичным видом деятельности, возможности на заключение муниципальных контрактов путем участия в конкурентной борьбе.

5. Согласно пунктам 1.1 и 1.4 положения об управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (далее – Положение) управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (является структурным подразделением администрации города Орла и обладает правами юридического лица.

В соответствии с пунктами 2.14 и 2.15 Положения к задачам управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла относятся организация транспортного обслуживания населения и осуществление контроля за выполнением пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Орле, утвержденном постановлением администрации города Орла от 05.12.2011 № 3864 (далее – Положение № 3864), уполномоченным органом, деятельность которого направлена на реализацию единой транспортной политики на территории города Орла, является управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла.

Согласно пунктам 3.3.1 и 3.3.6 Положения № 3864 уполномоченный орган осуществляет организацию проведения публичной процедуры среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок города Орла, а также осуществляет выбор способа определения подрядчика работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

Муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам с перевозчиками заключало управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла.

Заказчиком при проведении конкурентных процедур выступало управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла.

Кроме того, в соответствии с документами планирования регулярных перевозок в городе Орле на 2018-2021 годы, которые утверждаются постановлениями администрации города Орла, контроль за исполнением таких документов планирования возложен на заместителя главы администрации города Орла – начальника управления городского хозяйства и транспорта.

Согласно писем администрации города Орла (исх. № 1/1-2945 от 18.03.2021, исх. № 1/1-5152; 1/1-5152-2  от 15.04.2021, исх. № 1/1-7363 от 30.04.2021 и исх. № 1/1-11633 от 02.07.2021) лицом, ответственным за принятие решения о проведении конкурентных процедур на право заключения контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных автобусных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам, за заключение соответствующих муниципальных контрактов является управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла, в том числе и в период до внесения изменений в Положение № 3864.

Учитывая изложенное Комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях (бездействии) администрации города Орла признаков нарушения антимонопольного законодательства.

6. Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Непроведение конкурентных процедур на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных автобусных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам и, как следствие этого, отсутствие возможности заключить договор в установленном законом порядке, ограничивает хозяйствующим субъектам доступ на соответствующий рынок пассажирских перевозок, создает для неопределенного круга перевозчиков необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, так как хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность в сфере пассажирских перевозок, не имеют возможности принять участие в отборе перевозчиков для заключения указанного контракта наличие которого является необходимым условием для выхода на рынок регулярных пассажирских межмуниципальных перевозок.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурентных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении о проведении таких процедур могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права деятельности на нем.

Следует отметить, что рынок регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам является конкурентным, в связи с чем выбор способа определения подрядчика путем осуществления закупки у единственного подрядчика в данном случае является неправомерным и нецелесообразным ввиду того, что препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для определенных хозяйствующих субъектов преимущественные условия в заключении контрактов на выполнение вышеназванных работ, при наличии на данном рынке конкуренции.

Таким образом, действия управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла по заключению муниципальных контрактов с единственным исполнителем (то есть без проведения конкурентных процедур) по маршрутам №№ 29, 6, 2, 16, 47М, 48М привели  к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, в том числе созданию дискриминационных условий для неограниченного круга хозяйствующих субъектов, которые могли бы иметь намерения принять участие в соответствующих конкурентных процедурах, по отношению к хозяйствующим субъектам с которыми были заключены прямые контракты.

Факт того, что указанные действия (бездействие) управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла привели к ограничению конкуренции также подтверждается имеющимися в материалах дела заявлениями ИП Прасолова И.А. и работников транспортной отрасли города Орла, которые являются профессиональными участниками рынка регулярных автобусных пассажирских перевозок, в которых данные хозяйствующие субъекты указывают, что рассматриваемые действия (бездействие) управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла привели к ограничению конкуренции, лишили их права участия в конкурентных процедурах и создали преимущественные условия осуществления деятельности иным хозяйствующим субъектам.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях управления городского хозяйства и транспорта администрации города Орла нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

 

Председатель Комиссии:                                                              <...>

 

Члены Комиссии:                                                                          <...>

                                                       

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны