Решение б/н Решение по делу №272-15/02АЗ от 13 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №272-15/02АЗ

  г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2015

Решение в полном объеме изготовлено 31.12.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 272-15/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии - <….>,

члены Комиссии:    <….>

рассмотрев дело возбужденное в отношении ООО «Водсервис Орловский» (ИНН 5720017078, ОГРН 1095741001344, юридический адрес: 302520, Орловская область, Орловский район, пгт Знаменка, ул. Ленина, д. 14; почтовый адрес: 302520, Орловская область, Орловский район, пгт Знаменка, пер. Зеленый, д. 10; далее - Общество) и АО «Единый центр процессинга и биллинга Орловской области» (АО ЕЦПиБ») (ИНН 5753200537; ОГРН 1135749002124; 302030, г. Орел, ул. 2-я Курская, д. 34 (в настоящее время - АО «РИЦ Орловской области», далее - АО «РИЦ», Акционерное общество) по признакам нарушения пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей Ответчиков по доверенности – от ООО «Водсервис Орловский» <….>; от АО «ЕЦПиБ» - <….>,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Дело № 272-15/02 АЗ было возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 16.07.2015 № 129 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Водсервис Орловский» и АО «ЕЦПиБ» пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции по результатам полученных в ходе рассмотрения поступивших в Орловское УФАС России обращений граждан с приложением документов и информации. В указанных обращениях граждане описывали неправомерные, по их мнению, действия управляющих организаций, выразившиеся, в том числе в передаче полномочий на печатание единых квитанций на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья, передаче лицевых счетов многоквартирных домов в АО «ЕЦПиБ», а также в необходимости оплаты помимо коммунальных услуг, оказываемых ими, «комиссии банка».

В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, Орловское УФАС России приступило к рассмотрению поступивших обращений и для полного и объективного их рассмотрения направило запрос в управляющие организации и в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области - орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, правоприменительные функции и функции по контролю в области государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги), лицензирования, функции по лицензированию отдельных видов деятельности на территории Орловской области.

Ответ из Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области далее – Управление по тарифам) поступил в Управление 30.04.2015 по электронной почте. В своем ответе Управление по тарифам сообщило, что в соответствии с Положением об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408, к полномочиям Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области не относится осуществление контроля платы за коммунальные услуги.

Из ответов управляющих организаций следовало, что в целях обеспечения операции по начислению и сбору платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги управляющими организациями были заключены агентские договоры с АО «Единый центр процессинга и биллинга Орловской области» (как уже было указано выше, в настоящее время – Акционерное общество «Региональный информационный центр Орловской области», АО «РИЦ»).

Управлением был направлен соответствующий запрос в АО «ЕЦПиБ». Ответ от акционерного общества поступил в Управление 25.06.2015.

В ходе анализа представленных документов и информации было установлено, что между АО «ЕЦПиБ» и рядом управляющих, ресурсоснабжающих и других организаций заключены агентские договоры, в том числе с ООО «Водсервис Орловский» заключен Агентский договор № 5/РСО/ОР от 20.11.2014 (далее – Агентский договор). Копия Агентского договора, заключенного Обществом с АО «РИЦ» была представлена в адрес Управления.

Согласно пункту 1.1. представленного Агентского договора «Агент» (АО «РИЦ») принимает на себя обязательства совершать от своего имени, но за счет Принципала (ООО «Водсервис Орловский») следующие юридические и фактические действия, в том числе: начисление платежей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, ведение ранее открытых лицевых счетов и открытие новых лицевых счетов Потребителей (собственников и нанимателей помещений в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, указанных в приложении № 1 к Агентскому договору) «за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению», ведение базы данных Потребителей, жилых помещений (объектов потребления услуг); формирование и печать платежных документов – на оплату Потребителями услуг Принципала (ООО «Водсервис Орловский») и пр.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Агентского договора АО «РИЦ» обязуется «осуществлять сбор платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других юридических лиц и предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов), на условиях аккумулирования собранных платежей Потребителей за Услуги на счетах Агента и не противоречащих настоящему Договору».

Пунктом 2.2.5 Агентского договора предусмотрена обязанность Принципала своевременно оплачивать Агенту вознаграждение за услуги, указанные в пункте 1.1 раздела 1 «Предмет договора» Агентского договора.

Пунктом 5.1 Агентского договора установлена «стоимость ежемесячного вознаграждения Агента за услуги, оказываемые Принципалу, которая ежедневно удерживается Агентом из сумм, подлежащих перечислению на счет Принципала».

ООО «Водсервис Орловский» в соответствии с пунктом 2.2.7. Агентского договора «в период действия настоящего договора обязуется не заключать с третьими лицами договоров на прием платежей по платежным документам, изготавливаемым Агентом, без согласования с Агентом».

Пунктом 2.2.8. Агентского договора ООО «Водсервис Орловский» (Принципал) обязуется в целях обеспечения взаимодействия в рамках единой с Агентом информационной системы, в месячный срок с момента начала фактического исполнения агентского договора направить Банкам и агентам извещения о расторжении ранее заключенных договоров на примем платежей.

Срок действия Агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР в силу пункта 7.1:  «Настоящий договор вступает в силу с 01 января 2015 года и будет действовать до 31 декабря 2015г. Срок действия Договора считается автоматически пролонгированным на один год, если ни одна из сторон не уведомит другую об отказе от Договора за 30 дней до даты прекращения его действия».

Как следует из представленной АО «РИЦ» договорной практики аналогичные условия присутствуют и в договорах, заключенных с рядом управляющих и ресурсоснабжающих организаций, организаций, оказывающих иные виды коммунальных услуг.

Как следовало из представленных гражданами платежных документов на оплату коммунальных услуг, денежные средства поступали на расчетный банковский счет АО «РИЦ» № 40702810747000001792.

Статьей 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлен порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

Частью 9 статьи 155 ЖК РФ определено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Исполнителем коммунальных услуг (водоснабжение и водоотведение) для граждан являлось не АО «РИЦ», а ресурсоснабжающая организация - ООО «Водсервис Орловский».

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 Закона о защите конкуренции, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в том числе, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка).

В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается, в том числе договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Пунктом 19 статьи 4 Закона о защите конкуренции регламентировано, что агентский договор «вертикальным» соглашением не является.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исполнение отдельных пунктов Агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР, заключенного между ООО «Водсервис Орловский» и АО «РИЦ», может привести (привело) к ограничению конкуренции в части создания препятствия другим хозяйствующим субъектам доступа на рынок оказания коммунальных услуг по начислению платы за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, ведению ранее открытых лицевых счетов и открытию новых лицевых счетов Потребителей «за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению», ведению базы данных Потребителей, жилых помещений; формированию и печати платежных документов на оплату указанных услуг, организации сбора и учету оплаченных денежных средств и др., поскольку иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие аналогичную деятельность, поставлены в неравные условия по сравнению с АО «РИЦ», а также о навязывании потребителям коммунальных услуг условий договора, невыгодных для них, в части платы за жилищно-коммунальные услуги не управляющей компании, ресурсоснабжающей организации, а лицу (АО «РИЦ»), не являющемуся для жильцов стороной договора ресурсоснабжения. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под признаками ограничения конкуренции понимается, в частности, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Учитывая изложенное, в действиях ООО «Водсервис Орловский» и АО «РИЦ» в рамках заключенного агентского договора № 5/РСО/ОР от 20.11.2014 усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части навязывания неопределенному кругу лиц условий договора, невыгодных для них, и пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части установления запрета ООО «Водсервис Орловский» на заключение аналогичных договоров.

На основании вышеизложенного Орловским УФАС России в отношении ООО «Водсервис Орловский» и АО «РИЦ» было возбуждено дело № 272-15/02 АЗ по признакам нарушения пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно Определению от 16.07.2015 дело к рассмотрению было назначено на 20.08.2015.

Ответчикам по делу в срок до 10.08.2015 было необходимо представить в Орловское УФАС России надлежащим образом оформленные копии документов и информацию:

ООО «Водсервис Орловский»:

1. Указать, кто является разработчиком Агентского договора.

2. Мотивированные пояснения по включению в Агентский договор условий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (п. 2.2.7)

3. Копии действующих договоров управления многоквартирными жилыми домами, находящимися в управлении ООО «Водсервис Орловский».

4. Правоустанавливающие документы (Устав, Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо органа статистики о присвоении кодов, лицензии на осуществление видов деятельности и т.д.).

5. Сведения о принадлежности к группе лиц по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

6. Сообщите, обращалось ли Общество к иным хозяйствующим субъектам с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги. В случае если обращались, представить соответствующую переписку.

7. Сообщите, обращались ли в Общество иные хозяйствующие субъекты с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги. В случае если обращались, представить соответствующую переписку.

АО «РИЦ»:

1. Мотивированные пояснения по включению в Агентский договор условий содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (2.2.7 и п. 2.2.8)

2. Правоустанавливающие документы (Устав, Свидетельство о государственной регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет, информационное письмо органа статистики о присвоении кодов, лицензии на осуществление видов деятельности и т.д.)

3. Сведения о структурных подразделениях, действующих на территории Орловской области, с указанием адреса местонахождения и обслуживающих районов.

4. Сведения о принадлежности к группе лиц по основаниям, указанным в статье 9 Закона о защите конкуренции с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

10.08.2015 в Орловское УФАС России поступило письмо АО «РИЦ» от 07.08.2015 № 330, из которого следовало, в том числе:

1. разработчиком Агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР является АО «РИЦ».

2. подпункты 2.2.7 и 2.2.8 Агентского договора относятся только к периоду действия договора, включены с целью организационно-технического порядка для обеспечения возможности Агенту надлежащим образом исполнять свои обязательства перед Принципалом; в настоящий момент данные подпункты исключены из Агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР.

3. на территории Орловской области успешно функционируют три обособленных подразделения; кроме того, всем банкам и платёжным агентам, осуществляющим прием платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, расположенным на территории Орловской области, были сделаны коммерческие предложения о заключении договоров на прием платежей потребителей жилищно-коммунальных услуг. На сегодняшний день договоры заключены с семью банками и платежными агентами.

4. АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» не являются взаимозависимыми лицами и не подходят под группы лиц, указанных в части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

К указанному письму АО «РИЦ» были приложены копии устава АО «РИЦ», свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, информационного письма органа статистики о присвоении кодов, дополнительного соглашения № 1 к Агентскому договору от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР.

10.08.2015 в Орловское УФАС России поступило письмо ООО «Водсервис Орловский» от 07.08.2015 № 163а, из которого следовало, в том числе:

1. Разработчиком Агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР является АО «РИЦ».

2. ООО «Водсервис Орловский» не является управляющей организацией по техническому обслуживанию многоквартирных домов, а является ресурсоснабжающей организацией.

3. ООО «Водсервис Орловский» к иным хозяйствующим субъектам с целью заключения договора по оказанию услуг начисления и сбора платежей за содержание и ремонт общего имущества в жилых помещениях, коммунальные услуги не обращалось, кроме того, в адрес ООО «Водсервис Орловский» также не обращались данные субъекты с указанной целью.

4. В настоящий момент пункты 2.2.7 и 2.2.8 исключены из Агентского договора.

К указанному письму ООО «Водсервис Орловский» приложило копии правоустанавливающих документов и дополнительного соглашения № 1 к Агентскому договору.

20.08.2015 на заседании Комиссии по рассмотрению дела № 272-15/02АЗ АО «РИЦ»  в адрес Орловского УФАС России было представлено письмо от 19.08.2015 № 343 с информацией о лицах, входящих в группу лиц с АО «РИЦ» в соответствии со статьей 9 Закона о защите конкуренции. По ходатайствам представителей ответчиков дело о нарушении антимонопольного законодательства № 272-15/02АЗ было рассмотрено 20.08.2015 в одном заседании совместно с делом № 273-15/02АЗ, имеющим аналогичный предмет рассмотрения.

Также 20.08.2015 представителями ООО «Водсервис Орловский» и АО «РИЦ» были заявлены устные ходатайства о прекращении производства по делу № 272-15/02АЗ (мотивы изложены в их письмах (соответственно): от 07.08.2015 № 163а и от 07.08.2015 № 330, в том числе, в связи с добровольным устранением нарушения и отсутствием негативных последствий (ущерба). Указанные ходатайства были рассмотрены в установленном порядке и отклонены ввиду наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства Ответчиками при заключении договорной практики.

Определением от 20.08.2015 рассмотрение дела № 272-15/02 АЗ было отложено и назначено к рассмотрению на 20.10.2015. Указанным определением у Ответчиков были запрошены соответствующие копии документов и информация.

Кроме того, в рамках рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ Орловским УФАС России был направлен запрос информации в Управление государственной жилищной инспекции Орловской области (далее – Жилищная инспекция).

Запрошенная информация от Ответчиков и Жилищной инспекции поступила в Управление в установленный срок.

18.09.2015 ООО «Водсервис Орловский» во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 272-15/02АЗ  письмом № 174 от 18.09.2015 сообщило, в том числе, что в настоящее время не осуществляет функции по начислению платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, однако, жители имеют право перечислять плату за водоснабжение и водоотведение на расчетный счет ООО «Водсервис Орловский», что и осуществляют некоторые собственники помещений.

29.09.2015 АО «РИЦ» письмом №416 от 29.09.2015 во исполнение определения об отложении рассмотрения дела № 272-15/02АЗ сообщило, в том числе, что АО «РИЦ» предприняты все меры для соблюдения Закона о защите конкуренции в части привлечения хозяйствующих субъектов для оказания населению услуг по приему платежей за оказание жилищно-коммунальных услуг. а также для предоставления плательщикам мест для внесения платы за жилищно-коммунальные услуги.

15.10.2015 в адрес Орловского УФАС России поступило ходатайство АО «РИЦ» (письмо от 14.10.2015 № 490) о прекращении рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ ввиду того, что рассмотрение вопросов по возбужденному делу выходит за рамки полномочий Орловского УФАС России, т.к. функции по контролю за соблюдением жилищного законодательства не входят в компетенцию антимонопольных органов. Данный вывод был сделан АО «РИЦ» на основании, полученного письма от Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 01.10.2015 № АД/53102/15. Как сообщили представители АО «РИЦ», ФАС России рекомендовала акционерному обществу обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой РФ) по вопросам, изложенным в обращении от 02.09.2015 № 363.

Ранее АО «РИЦ» также было заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ (письмо от 29.09.2015 № 416).

Заявленные АО «РИЦ» ходатайства были рассмотрены Комиссией в установленном порядке и отклонены в виду того, что рассматриваемое дело № 272-15/02АЗ было возбуждено Орловским УФАС России по усмотренным признакам нарушения антимонопольного законодательства (пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции). Возбуждение и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства входит в компетенцию антимонопольных органов (статья 23 Закона о защите конкуренции) и антимонопольному органу необходимо установить наличие (отсутствие) нарушения антимонопольного законодательства со стороны Ответчиков, при заключении агентского договора.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается Комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению; в случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Трехмесячный срок рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ истекал 16.10.2015.

Определением от 16.10.2015 срок рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ был продлен на период получения всех необходимых для принятия решения документов и информации, но не более чем на шесть месяцев, т.е. до 16.04.2016.

Определением от 20.10.2015 рассмотрение дела № 272-15/02 АЗ было приостановлено до получения ответов на запросы Орловского УФАС России по существу вопросов, рассматриваемых в деле № 272-15/02 АЗ, из ФАС России и Минстроя РФ. Кроме того, указанным определением была запрошена соответствующая информация у АО «РИЦ», поступившая в Орловское УФАС России в установленный срок.

Ответ Минстроем РФ был получен Управлением посредством электронной почты 21.12.2015 (письмо Минстроя РФ от 17.12.2015 № 41229-ЕС/04). Как следовало из данного письма Минстроя РФ, наниматели жилых помещений, собственники жилых помещений, управляющие и ресурсоснабжающие организации при осуществлении деятельности должны действовать в соответствии с жилищным законодательством.

Изучив, имеющиеся в материалах дела документы и материалы, а также полученный ответ Минстроя РФ, Комиссия по рассмотрению дела № 272-15/02 АЗ пришла к выводу о том, что полученных материалов достаточно для дальнейшего рассмотрения дела № 272-15/02 АЗ и принятия решения по нему.

Определением от 22.12.2015 рассмотрение дела № 272-15/02 АЗ было возобновлено и назначено к рассмотрению на 29.12.2015. Указанным определением у Ответчиков были запрошены копии документов и информация, поступившие в Орловское УФАС России в полном объеме и в установленный срок.

Из письма АО «РИЦ» от 28.12.2015 № 665 следовало, что за период действия агентского договора от 20.11.2014 № 5/РСО/ОР в безналичном порядке в АО «РИЦ» поступили денежные средства от граждан (физических лиц) в размере 1538419,23 рублей, а наличными (через кассу) – 1973935,03 рублей. Кроме того, по запросу Управления АО «РИЦ» были представлены копии квитанций, предъявленных АО «РИЦ» в период действия Агентского договора к оплате за предоставленные ООО «Водсервис Орловский» коммунальные услуги абонентам – физическим лицам, у которых нет управляющих компаний или не определен способ управления (не менее 5 шт. за каждый месяц). С помощью системы «Сбербанк Онлайн» членами Комиссии по рассмотрению дела №272-15/02 АЗ было установлено, что при оплате квитанций (оплата по платежному коду), денежные средства поступают не на специальный счет АО «РИЦ», а на расчетный, что позже было подтверждено представителями АО «РИЦ» в ходе рассмотрения дела №272-15/02 АЗ 29.12.2015.

Как следует из договора специального банковского счета платежного агента № 40821810647000000017 от 06.05.2014, заключенного АО «РИЦ» с ОАО «Сбербанк России» (далее - Банк), в Банке АО «РИЦ» открыт специальный счет № 40821810647000000017 для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон о платежных агентах), нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), Перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам Банка и его филиалами, а также другими условиями указанного выше договора.

Однако, в системе «Сбербанк Онлайн» при указании указанного специального счета АО «РИЦ» не было найдено ни одного получателя в регионе оплаты, соответствующего условиям поиска (запроса).

Письмом от 25.12.2015 № 223 ООО «Водсервис Орловский» сообщило, что в период действия Агентского договора абоненты не вносили наличными плату в адрес ООО «Водсервис Орловский». При этом в письме было указано, что за период действия агентского договора №5/РСО/ОР от 20.11.2014 сумма внесенная абонентами ООО «Водсервис Орловский» на расчетный счет ООО «Водсервис Орловский»  составила 26095,08 рублей. Сумма начисленных денежных средств (плата за предоставленные ООО «Водсервис Орловский» коммунальные услуги абонентам – физическим лицам, у которых нет управляющих компаний или не определен способ управления) составляла 17439700,00 рублей, в то время как АО «РИЦ» указало сумму денежных средства, поступивших от физических лиц в размере 3512354,26 рублей.

Так же ООО «Водсервис Орловский» были представлены копии договоров ресурсоснабжения, заключенных ООО «Водсервис Орловский» с абонентами – физическими лицами без участия управляющих компаний. В соответствии с пунктом 4.2 представленных договоров «Абонент рассчитывается за предоставленные услуги через кассу Предприятия или через отделение Сбербанка, расположенного в пгт Знаменка и г. Орле, не позднее 10го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела 272-15/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводят к навязыванию собственникам жилых домов, для которых ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ресурсоснабжающей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «РИЦ», а равно участию в них, нарушают пункт 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, и которые приводят к установлению запрета ООО «Водсервис Орловский» на заключение аналогичных агентских договоров, нарушают пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции в силу следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу частей 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен в статье 155 ЖК РФ.

Частью 9 статьи 155 ЖК РФ определено, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан, в том числе:

– предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами № 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

– производить в установленном Правилами № 354 порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

– производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Согласно пункту 32 Правил № 354 исполнитель имеет право, в том числе:

– требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней);

– приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами № 354, подачу потребителю коммунальных ресурсов;

– привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета; для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил № 354).

В соответствии с пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Пунктом 69 Правил № 354 установлено требование к оформлению платежного документа, и перечислена информация, которая подлежит указанию в платежных документах, в том числе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.

Из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации следует, что собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

При этом частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрена возможность участия платежных агентов и банковских платежных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых домов, при осуществлении расчетов и при взимании платы за жилой дом и коммунальные услуги.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Закон о платежных агентов), платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются.

Таким образом, денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг - ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.

Одновременно Комиссией Управления учитывается, что упоминание в пункте 15 статьи 155 ЖК РФ представителя ресурсоснабжающей организации не означает включение его в расчеты за оказанные коммунальные услуги как самостоятельного (действующего от своего имени) субъекта со своим расчетным счетом, так как в силу статьи 182 ГК РФ не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией для 4319 абонентов – физических лиц, которым ООО «Водсервис Орловский» в период действия агентского договора №5/РСО/ОР от 20.11.2014 предоставляло коммунальные услуги; количество абонентов физических лиц, которым ООО «Водсервис Орловский» в период действия агентского договора №5/РСО/ОР от 20.11.2014 предоставляло коммунальные услуги без участия управляющей компании ООО «Орловская» составляет 2419 абонентов.

ООО «Водсервис Орловский» в материалы дела № 272-15/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства предоставлены типовые договоры ресурсоснабжения, заключенные с собственниками жилых помещений, для которых ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с пунктом 4.2 представленных договоров «Абонент рассчитывается за предоставленные услуги через кассу Предприятия или через отделение Сбербанка, расположенного в пгт Знаменка и г. Орле, не позднее 10го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Таким образом, учитывая условия указанных договоров, заключенных с собственниками жилых помещений ООО «Водсервис Орловский», а также положения действующего жилищного законодательства (в том числе частей 9 и 15 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил № 354), ООО «Водсервис Орловский» обязано принимать от собственников жилых домов, для которых Общество является ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальной услуги) плату за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно либо через третьих лиц, являющихся платежными агентами или банковскими платежными агентами.

20.11.2014 между ООО «Водсервис Орловский» и АО «РИЦ» заключен агентский договор № 5/РСО/ОР на оказание услуг по абонентскому обслуживанию, начислению платы и учету денежных средств, оплаченных за коммунальные услуги (далее – Агентский договор № 5), в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО «Водсервис Орловский» (Принципал) поручает, а АО «РИЦ» (Агент) принимает на себя обязательства по начислению платежей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (далее – Услуги) собственникам и нанимателям помещений (далее-Потребителям) в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, указанных в Приложении № 1 к Агентскому договору; ведение базы данных Потребителей; обязательства по формированию (печати) Платежных документов на оплату Потребителями услуг Принципала, а также по передаче всех платежных документов Потребителю.

В соответствии с пунктом 2.1. Агент (АО «РИЦ») обязуется:

«2.1.1. Приступить к исполнению обязанностей по настоящему договору в срок до 15 календарных дней с момент а предоставления принципалом всех данных, необходимых Агенту для выполнения работ (Приложения 1, 4, 5).

2.1.2. Организовать выполнение работ в соответствии с Приложением № 2 к настоящему Договору и в соответствии с действующим законодательством, соблюдая интересы Потребителей, Принципала.

2.1.3. Ежемесячно не позднее 6 (шестого) рабочего дня месяца, следующего за расчетным месяцем (расчетным месяцем считается календарный месяц, представить Принципалу документы о начисленных платежах и оплаченных Потребителями услуг согласно Приложению № 3 к настоящему Договору.

2.1.4. Осуществлять сбор платежей Потребителей за оказанные Услуги от финансово-кредитных организаций (банков) и других юридических лиц, предпринимателей, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов) на условиях аккумулирования собранных платежей Потребителей за услуги на счетах Агента.

2.1.5. Осуществлять перечисление Принципалу собранных платежей Потребителей за услуги по мере поступления платежей.

2.1.6. Осуществлять обработку  реестров платежей Потребителей за оказанные услуги от финансово - кредитных организаций (банков) и других лиц, имеющих право на осуществление деятельности по приему платежей (платежных агентов).

2.1.7. Ежемесячно, не позднее 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, представлять отчет Агента (с расшифровкой по сельским поселениям), счет, акт выполненных работ, счет-фактуру на исчисленное агентское вознаграждение по настоящему Договору.

2.1.8. Ежеквартально проводить сверку взаимных расчетов по исчисленному и оплаченному агентскому вознаграждению.

2.1.9. Обеспечить зависящие от Агента условия для сохранения сбора коммунальных платежей от населения на уровне, соответствующем среднемесячному сбору за последние 9 месяцев до заключения настоящего договора, за оказанные Принципалом услуги Потребителям. В случае снижения указанного уровня сбора, Стороны проводят служебное расследование для выяснения причины такого снижения.

2.1.10. Предоставить Принципалу заверенные печатью и подписью руководителя Агента копии документов, дающие право на осуществление деятельности, связанной с агентским договором, в соответствии с Приложением № 7.

2.1.11. Агент в трехдневный срок с момента начала фактического оказания услуг (формирование и печать платежных документов)обязуется предоставить Принципалу адрес, логин и пароль для доступа к Информационной системе Агента посредством браузера по сети «Интернет».

2.1.12. Агент вправе заключать субагентские договора только после соответствующего согласования с Принципалом.

2.1.13. Предоставлять Принципалу в течение пяти дней со дня получения запроса всю интересующую  информацию, связанную с исполнением данного договора.

В соответствии с Приложением № 2 к Агентскому договору № 5/РСО/ОР от 20.11.2014, перечень работ и услуг, выполняемых Агентом, содержит:

«1. Начисление платежей за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (далее – Услуги) собственникам и нанимателям помещений (далее – Потребителям) в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, указанных в Приложении № 1 к настоящему Агентскому договору.

2. Ведение ранее открытых лицевых счетов и открытие новых лицевых счетов Потребителей «за коммунальные услуги по холодному водоснабжению  и водоотведению».

3. Ведение базы данных Потребителей; жилых помещений (объектов потребления услуг).

4. Формирование и печать платежных документов – на оплату Потребителями Услуг Принципала.

5. Передача Принципалу, до 10-го числа текущего месяца, платежных документов (конвертируемых счетов-квитанций) на оплату Потребителями, расположенными в пгт Знаменка Орловского района Орловской области, услуг Принципала.

6. Доставлять до 10-го числа текущего месяца платежные документы на оплату Потребителями, расположенными в Станово-колодезьском, Сабуровском, Большекуливском, Лавровском, Образцовском, Голохвастовском сельских поселениях Орловского района, услуг Принципала до Потребителей.

7. Организацию информационного взаимодействия с кредитными организациями по сбору платежей Потребителей за поставленные Услуги.

8. Сбор платежей Потребителей за поставленные Услуги.

9. Перечисление собранных платежей Потребителей за поставленные услуги Принципалу.

10. обработку информации и ведение баз данных о начисленных и оплаченных платежах Потребителей.

11. Составление ежемесячных отчетов о начисленных и оплаченных Потребителями платежах за поставку услуг, о перечисленных Принципалу денежных средствах.

12.  Работу с Потребителями по вопросам начислений, перерасчетов (в сроки согласно действующего законодательства РФ), при обращении Потребителей в Центр обслуживания населения Агента – разъяснение вопросов и прием от Потребителей показаний индивидуальных приборов учета.

Материалами дела № 272-15/02 АЗ установлено, что при оплате плательщиком ПД по его платежному коду через систему «Сбербанк Онлайн» денежные средства поступают на расчетный счет АО «РИЦ» (р/с 40702810747000001792 в отделение №8595 Сбербанка России г. Орла), а не на открытый специальный банковский счет (подтверждающие документы, полученные через систему «Сбербанк Онлайн», имеются в материалах настоящего дела).

Следовательно, АО «РИЦ» не может являться платежным агентом по приему платежей физических лиц, осуществляющих плату за коммунальные услуги через систему «Сбербанк Онлайн», в силу требований статей 4 и 8 Закона о платежных агентах.

Частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах предусмотрено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах «прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются».

Таким образом, АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский», заключив Агентский договор № 5/РСО/ОР, пришли к соглашению о том, что собираемые денежные средства за оказанные ООО «Водсервис Орловский» жилищно-коммунальные услуги, поступают не на расчетные счета ООО «Водсервис Орловский», а на расчетный счет АО «РИЦ». При этом при осуществлении сбора указанных денежных средств на свой расчетный счет АО «РИЦ» выступает от своего имени.

В результате указанных действий АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» собственникам жилых домов искусственно были созданы обязательства перед АО «РИЦ», которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем ресурсоснабжающих организаций, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.

Более того, указанным Агентским договором АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» произвольно установили иной порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, противоречащий условиям заключенных между ООО «Водсервис Орловский» и его абонентами договоров ресурсоснабжения и установленному ЖК РФ, тем самым в одностороннем порядке определив общие условия обращения товара на рынке услуг по предоставлению коммунальных услуг, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является признаком ограничения конкуренции.

ООО «Водсервис Орловский» фактически отказались от осуществления своих функций (самостоятельных действий) по приему платежей за оказанные ими жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет и допустили к выполнению названных функций посторонних (с точки зрения ответственности перед собственниками жилых домов) лиц, что также привело к изменению общих условий обращения товара на указанном товарном рынке и также является признаком, ограничивающим конкуренцию (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Заключение указанного соглашения фактически привело к навязыванию собственникам жилых домов, для которых ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ООО «Водсервис Орловский» жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «РИЦ», так как порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, как существенное условие договоров ресурсоснабжения, был изменен без воли собственников жилых домов. Более того, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, установленный Агентским договором противоречит условиям договоров ресурсонабжения и действующему жилищному законодательству.

Из представленных ООО «Водсервис Орловский» материалов следует, что ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжаюущей организацией по снабжению водой и оказанию услуг водоотведения. Действия, связанные с предоставлением квитанций и сбором финансовых средств за предоставленные услуги, фактически совершаются на рынке услуг водоснабжения. Соответственно, действия ООО «Водсервис Орловский», связанные с предоставлением квитанций и сбором финансовых средств за предоставленные услуги, осуществляются на локальном рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием систем централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, ООО «Водсервис Орловский», как организация, оказывающая услуги по водоснабжению и водоотведению, осуществляет естественно-монопольный вид деятельности, т.е. является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Таким образом ООО «Водсервис Орловский» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению (в качестве ресурсоснабжающей организации) в локальных границах оказания данных услуг Орловской области и имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг на товарном рынке по предоставлению квитанций и сбору финансовых средств за предоставленные услуги.

На основании изложенного следует, что действия ресурсоснабжающей организации – ООО «Водсервис Орловский», как исполнителя коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению, - по передаче своих обязанностей по предоставлению квитанций и сбором финансовых средств за предоставленные услуги с нарушением условий договоров ресурсоснабжения и действующего законодательства РФ, ведут к ущемлению интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, поскольку ставят перед ними необоснованные условия реализации своих прав на оплату коммунальных услуг по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством РФ и заключенными договорами ресурсоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Закона о защите конкуренции, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2-4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, ответчики не предоставили. Комиссией Управления таких обстоятельств также не установлено.

АО «РИЦ» также не является представителем ООО «Водсервис Орловский»  и, соответственно не вправе в силу части 15 статьи 155 ЖК РФ, осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов и банковских платежных агентов.

В соответствии с частью 1 статьи 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Частями 2 и 3 указанной нормы установлено, что не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично, а также в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела при осуществлении сбора денежных средств за оказанные ООО «Водсервис Орловский» жилищно-коммунальные услуги на свой расчетный счет АО «РИЦ» выступает от своего имени, что подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО «РИЦ» к оплате потребителям жилищно-коммунальных услуг. При этом, в указанных платежных документах отсутствуют сведения о том, что АО «РИЦ» принимает платежи за жилищно-коммунальные услуги от имени конкретной ресурсоснабжающей организации, оказывающей эти услуги, и является ее представителем.

Таким образом, в силу части 2 статьи 182 ГК РФ АО «РИЦ» не является представителем ООО «Водсервис Орловский».

При таких обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит к навязыванию собственникам жилых домов, для которых ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ресурсоснабжающей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «РИЦ», а равно участию в них, нарушают пункт 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Также Комиссия считает, что условия, содержавшиеся в пунктах 2.2.7. и 2.2.8 Агентского договора № 5/РСО/ОР, направлены на ограничение конкуренции и могут привести к ограничению конкуренции на рынке оказания коммунальных услуг в части создания препятствий к доступу других компаний на указанный рынок - установления запрета ООО «Водсервис Орловский» на заключение аналогичных агентских договоров, нарушают пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Факт заключения ограничивающего конкуренцию соглашения подтверждается содержанием данного Агентского договора, заключенным между АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» и платежными документами, направляемыми АО «РИЦ» потребителям для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 22 Закона о защите конкуренции, одними из основных функций антимонопольного органа являются принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.

Частью 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, установлено, что антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, обязательные для исполнения предписания, в том числе предписания о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт «а» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции), о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства (подпункт «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

В целях пресечения и предупреждения монополистической деятельности АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский», Комиссия Управления приходит к выводу о наличии оснований (подпункты «а» и «д» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний за нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции: о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

В виду того обстоятельства, что в ходе рассмотрения настоящего дела  пункты 2.2.7. и 2.2.8. из Агентского договора  Ответчиками добровольно были исключены, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи указанным хозяйствующим субъектам предписаний о прекращении нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, и руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 272-15/02 АЗ

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения АО «РИЦ» и ООО «Водсервис Орловский» пунктов 1 и 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений, которые приводят к навязыванию собственникам жилых домов, для которых ООО «Водсервис Орловский» является ресурсоснабжающей организацией, необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные ресурсоснабжающей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО «РИЦ», а равно участию в них, и которые приводят к установлению запрета ООО «Водсервис Орловский» на заключение аналогичных агентских договоров с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные виды услуг.

2. За нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выдать АО «РИЦ» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с ООО «Водсервис Орловский».

3. За нарушение пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции выдать ООО «Водсервис Орловский» предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции по факту заключения и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО «РИЦ».

4. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 4 статьи 11 закона о защите конкуренции, за нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции предписание Ответчикам по настоящему делу не выдавать.

5. Вопрос об административной ответственности рассмотреть в установленном порядке.

 

Председатель Комиссии                                                                                        <….>

Члены Комиссии                                                                                                    <….>

                                                                                                                                 <….>

                                                                                                                                  <….>

                                                                                                                                 <….>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Орловской области.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны