Решение б/н Решение по делу №275-15/04 РЗ от 24 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

Руководителю

Муниципального автономного учреждения

«Мценская телерадиокомпания»

303030, Орловская область,

 г. Мценск, ул.пл.Ленина, 1

 

            Руководителю

ООО «Дочернее Хозяйственное Общество

 Мценское строительно-монтажное

 управление ОАО «Орелстрой»

303031, Орловская область,

г. Мценск, ул. Гагарина, д.69

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу №275-15/04 РЗ

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа  2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 13 августа  2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии      - Гришунова Е.Н., главный государственный инспектор

                                      - Силаев А.В., специалист 1 разряда                                             

рассмотрев дело №275-15/04 РЗ,  возбужденное в отношении Муниципального автономного учреждения «Мценская телерадиокомпания» (303030, Орловская область, г. Мценск, ул.пл.Ленина, 1; ОГРН 1025700526455; ИНН 5703008852) (далее - МАУ «МТРК»), Открытого акционерного общества «Дочернее Хозяйственное Общество Мценское строительно-монтажное управление ОАО «Орелстрой» (303031, Орловская область, г.Мценск, ул. Гагарина, д.69; ОГРН 1025700525795; ИНН 5703000645) (далее - ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»)  по признакам нарушения части 7  статьи 5, части 1, части 7 статьи 28 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

 в присутствии:

- руководителя МАУ «МТРК»

- доверенного представителя ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

                 Управлением,  в рамках проводимой  плановой проверки по соблюдению требований  Закона «О рекламе» МАУ «МТРК» (303030, Орловская область, г. Мценск, ул.пл.Ленина, 1; ОГРН 1025700526455; ИНН 5703008852)  было установлено следующее:

       - Рекламный видеоролик рекламы с наименованием «28,34, 36 Орелстрой долевое строительство», распространяемый в марте, апреле 2015 года на телеканале «НТВ» в г.Мценскесодержит следующее голосовое  озвучание:

«ОАО Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» предлагает принять участие в долевом строительстве  многоквартирного дома,  по строительному адресу: ул.Машиностроителей, д.19/1. Срок сдачи-1-е полугодие 2015 года. Договор участия в долевом строительстве жилья, отделка «под ключ», деревянные стеклопакеты, приборы учета, остекленение лоджий, рассрочка платежа, материнский капитал,  кредиты через банки-партнеры. Дополнительную информацию можно получить по адресу : г.Мценск, ул.Гагарина, 69,телефон 2-25-12».

 Видеоряд:

На экране изображена статическая картинка и имеется следующая надпись: «ОАО МСМУ ОАО «Орелстрой» предлагает принять участие в долевом строительстве 10-этажного, 4-х подъездного жилого многоквартирного дома, с крышной котельной, по строительному адресу: г.Мценск, ул.Машиностроителей, д.19/1. Срок сдачи-1-е полугодие 2015 года. Договор участия в долевом строительстве жилья, отделка «под ключ», деревянные стеклопакеты, приборы учета, остекление лоджий, рассрочка платежа, материнский капитал, ФЦП «Жилище», кредит через банки-партнеры. Застройщик- ОАО МСМУ ОАО «Орелстрой». Дополнительная информация по адресу: г.Мценск, ул.Гагарина, 69,с 8.00 до 17.00. Телефон 8(48646)2-25-12. Юристконсульт».

 Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, предлагающая принять участие в долевом строительстве многоквартирного дома, а так же возможность кредитования через банки-партнеры, распространялась в виде  рекламного видеоролика в марте, апреле 2015 года  на телеканале «НТВ» в г.Мценске Орловской области.

Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной информации следует, что информация представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация обращает внимание и поддерживает интерес потребителей к возможности участия в долевом строительстве многоквартирного дома и получения кредита через банки-партнеры.

 Таким образом,  указанная информация,   является рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования-услуг – участия в долевом строительстве многоквартирного дома и кредитования через банки-партнеры.

 

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с ч.1 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью  7 статьи 28 Закона о рекламе реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

В рекламе «Орелстрой. Долевое строительство» предлагается принять участие в долевом строительстве  многоквартирного дома в г.Мценске, в том числе, сообщается о  возможности получения финансовой услуги-кредитов через банки-партнеры. Вместе с тем, в указанной рекламе отсутствуют сведения о наименовании лиц (банков), предоставляющих данные услуги, а именно: указание на их наименование и  организационно-правовую форму,   что может вводить потребителей в заблуждение относительно лиц, предоставляющих указанную услугу. Кроме того, в указанной рекламе отсутствуют  сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

 

Рекламодатель  – ОАО «Дочернее Хозяйственное Общество Мценское строительно-монтажное управление ОАО «Орелстрой» (303031, Орловская область, г.Мценск, ул. Гагарина, д.69)

Рекламораспространитель – МАУ «МТРК» (303030, Орловская область, г. Мценск, ул.пл.Ленина, 1 )

 

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.

-  ответственность за нарушение части 1 статьи 28, части 7 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

          16.07.2015 года Управлением в отношении МАУ «МТРК» по признакам нарушения части 7  статьи 5 Закона «О рекламе» и ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»   по признакам нарушения части 1, части 7 статьи 28  Закона «О рекламе»  было возбуждено дело №275-15/04РЗ   по факту  распространения рекламы долевого строительства  многоквартирного дома и финансовой услуги - кредита через банки-партнеры, без указания сведений о  месте и способах получения проектной декларации и наименований лиц (банков), предоставляющих финансовые услуги.

            Рассмотрение дела №275-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на  03.08.2015г.

Определением о возбуждении дела №275-15/04 РЗ (исх.№2605/04 от 20.07.2015г.) у МАУ «МТРК» и ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»   были запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и сведения.   

30.07.2015г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от МАУ «МТРК»   (вх.№4207 от 30.07.2015г.), а также письменные пояснения по делу.

В своих пояснениях МАУ «МТРК» указало, что является рекламопроизводителем видеоролика «28,34, 36 Орелстрой долевое строительство» без указания сведений о  месте и способах получения проектной декларации и наименований лиц (банков), предоставляющих финансовые услуги. Рекламодателем был представлен текст, рекламного объявления. Ответственность за размещение данного рекламного видеоролика   несет руководитель МАУ «МТРК» 

03.08.2015г. доверенный представитель ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» предоставила в Управление запрашиваемые документы и сведения от ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»   (вх.№4266 от 03.08.2015г.), а также письменные пояснения по делу.

В своих пояснениях ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» указало, что в  соответствии с договорами возмездного оказания услуг от 19.03.2015г., от 09.04.2015г.,  заключенных между МАУ «МТРК» и ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»,  МАУ «МТРК» обязалось оказать Заказчику услуги по изготовлению, корректировке и размещению в эфире рекламно – информационных материалов. ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» предоставило информацию для рекламного ролика и понадеялось на то, что МАУ «МТРК» откорректирует данное объявление. Так же  ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» обратилось с просьбой, чтобы при рассмотрении дела о нарушении Закона «О рекламе» Управление исходило из предположений об отсутствии у ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» специальных познаний в области изготовления и размещения рекламы.

03.08.2015 г.  для участия в рассмотрении дела № 275-15/04 РЗ прибыли руководитель МАУ «МТРК», доверенный представитель ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»

В ходе заседания Комиссии руководитель МАУ «МТРК»  подтвердил позицию Учреждения,  представленную в адрес Управления ранее в виде письменных пояснений, а именно: МАУ «МТРК» является рекламопроизводителем видеоролика «28,34, 36 Орелстрой долевое строительство» без указания сведений о  месте и способах получения проектной декларации и наименований лиц (банков), предоставляющих финансовые услуги. Рекламодателем был представлен текст рекламного объявления. Ответственность за размещение данного рекламного видеоролика   несет руководитель МАУ «МТРК». Руководитель ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»  подтвердил позицию Общества,  представленную в адрес Управления в виде письменных пояснений, а именно: в  соответствии с договорами возмездного оказания услуг от 19.03.2015г., от 09.04.2015г.,  заключенных между МАУ «МТРК» и ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой»,  МАУ «МТРК» обязалось оказать Заказчику услуги по изготовлению, корректировке и размещению в эфире рекламно – информационных материалов. ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» предоставило информацию для рекламного ролика и понадеялось на то, что МАУ «МТРК» откорректирует данное объявление. ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» не имеет специальных познаний в области изготовления и размещения рекламы.

Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела №275-15/04 РЗ, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле,  пришла к следующим выводам:

1. Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, предлагающая принять участие в долевом строительстве многоквартирного дома, а так же возможность кредитования через банки-партнеры, распространялась в виде  рекламного видеоролика в марте, апреле 2015 года  на телеканале «НТВ» в г.Мценске Орловской области.

Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной информации следует, что информация представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация обращает внимание и поддерживает интерес потребителей к возможности участия в долевом строительстве многоквартирного дома и получения кредита через банки-партнеры.

 Таким образом,  указанная информация,   является рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к объектам рекламирования-услуг – участия в долевом строительстве многоквартирного дома и кредитования через банки-партнеры.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том случае, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется с помощью производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств, проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет).

В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при проверке соблюдения названных требований судам следует исходить из того, что реклама должна содержать указание на конкретный источник необходимой информации.

Наличие у потребителей рекламы потенциальной возможности получить необходимую информацию, обратившись к рекламодателю по телефону, приведенному в рекламе, или при посещении его интернет-сайта не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности, предусмотренной частью 7 статьи 28 Закона о рекламе.

 

В рекламе «28,34, 36 Орелстрой долевое строительство» сведения о конкретном месте и способах получения проектной декларации, содержащей информацию о застройщике и о проекте строительства, отсутствуют.

 

3. В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции», финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно статье 7 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Иные требования к фирменному наименованию кредитной организации устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Наименование юридического лица включает указание на его организационно-правовую форму и указывается в учредительных документах юридического лица (пункты 1, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и  вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, реклама финансовых услуг должна была содержать существенную информацию о рекламируемом товаре, а именно -  наименование лица, оказывающего эти услуги.

Реклама, распространявшаяся МАУ «МТРК» в виде  рекламного видеоролика в марте, апреле 2015 года  на телеканале «НТВ» в г.Мценске Орловской области содержит следующее голосовое  озвучание:

«ОАО Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» предлагает принять участие в долевом строительстве  многоквартирного дома,  по строительному адресу: ул.Машиностроителей, д.19/1. Срок сдачи-1-е полугодие 2015 года. Договор участия в долевом строительстве жилья, отделка «под ключ», деревянные стеклопакеты, приборы учета, остекленение лоджий, рассрочка платежа, материнский капитал,  кредиты через банки-партнеры. Дополнительную информацию можно получить по адресу : г.Мценск, ул.Гагарина, 69,телефон 2-25-12».

 Видеоряд:

На экране изображена статическая картинка и имеется следующая надпись: «ОАО МСМУ ОАО «Орелстрой» предлагает принять участие в долевом строительстве 10-этажного, 4-х подъездного жилого многоквартирного дома, с крышной котельной, по строительному адресу: г.Мценск, ул.Машиностроителей, д.19/1. Срок сдачи-1-е полугодие 2015 года. Договор участия в долевом строительстве жилья, отделка «под ключ», деревянные стеклопакеты, приборы учета, остекление лоджий, рассрочка платежа, материнский капитал, ФЦП «Жилище», кредит через банки-партнеры. Застройщик- ОАО МСМУ ОАО «Орелстрой». Дополнительная информация по адресу: г.Мценск, ул.Гагарина, 69,с 8.00 до 17.00. Телефон 8(48646)2-25-12. Юристконсульт». содержит информацию «Банки-партнеры» - не является фирменным наименованием юридического лица, так как не содержит указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, в рекламе финансовых услуг ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» отсутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовые услуги.

Комиссия считает вышеуказанную отсутствующую информацию о наименовании лица, оказывающего финансовые услуги существенной информацией о рекламируемом товаре.

В рекламе «28,34, 36 Орелстрой долевое строительство» сообщалось о предоставлении финансовых услуг банками-партнерами. Вместе с тем, в указанной рекламе отсутствовала часть существенной информации, а именно: сведения о наименовании лица, предоставляющего данные услуги.

При отсутствии данной информации искажался ее смысл и вводились в заблуждение потребители рекламы.

 

4. Статьей 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем указанной рекламы является МАУ «МТРК», рекламодателем  указанной рекламы является ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой».

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» за нарушение части 10.1.  статьи  Закона «О рекламе» несет ответственность  рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

6. Таким образом, МАУ «МТРК», как рекламораспространитель и рекламопроизводитель,  несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5,    части 1 статьи 28, части 7 статьи 28 Закона «О рекламе».

ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой», как рекламодатель, несет ответственность за нарушение части 7 статьи 5,    части 1 статьи 28, части 7 статьи 28 Закона «О рекламе».

7. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу услуг – участия в долевом строительстве многоквартирного дома и кредитования через банки-партнеры, распространяемую  МАУ «МТРК»,  поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5,    части 1 статьи 28, части 7 статьи 28 Закона «О рекламе».

2. Выдать МАУ «МТРК» (303030, Орловская область, г. Мценск, ул.пл.Ленина, 1; ОГРН 1025700526455; ИНН 5703008852) предписания о прекращении нарушения:

2.1. части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»;

2.2. части 1 статьи 28 Закона «О рекламе»;

2.3. части 7 статьи 28 Закона «О рекламе».

3. Выдать ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» (303031, Орловская область, г.Мценск, ул. Гагарина, д.69; ОГРН 1025700525795; ИНН 5703000645) предписание о прекращении нарушения:

3.1. части 7 статьи 5 Закона «О рекламе»;

3.2. части 1 статьи 28 Закона «О рекламе»;

3.3. части 7 статьи 28 Закона «О рекламе».

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении  МАУ «МТРК» и ОАО «Мценское СМУ ОАО «Орелстрой» и их должностных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                            А.Н.Кирьянов

Члены Комиссии                                                                          Е.Н.Гришунова

                                                                                              А.В. Силаев

                                                                                                                                                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны