Определение №2621/04 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №057/01/10-357/2020 О НАРУШЕНИ... от 3 июня 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 057/01/10-357/2020

О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

02 июня 2020 года г. Орёл

 

Председатель Комиссии Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании приказа Орловского УФАС России от 02.06.2020 № 45 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении АО «Орелтеплосервис»

(г. Орёл, ул. 3-ая Курская, д.3, ИНН 5752050039, КПП 575101001) по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в завышении тарифа на отпуск тепловой энергии при заключении муниципальных контрактов (договоров), а также заключение краткосрочных муниципальных контрактов (договоров) с МОУ СОШ № 50, МБОУ CO № 10, МБДОУ Детский сад № 90 вопреки требований действующего законодательства, изучив материалы дела, установил, что

03.03.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) поступили материалы контрольно-счётной палаты г. Орла (далее – Заявитель) в отношении АО «Орёлтеплосервис» (далее– теплоснабжающая организация).

АО «Орёлтеплосервис» заключены муниципальные контракты (договоры) на отпуск и потребление тепловой энергии:

-договор № 4 от 15 февраля 2019 г. с МОУ СОШ № 50. Сумма контракте 4 292,0 тыс. рублей при стоимости 1 Г/кал 3 133,12 рублей. Срок действия: договора с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.;

-договор № 5 от 16 января 2019 г. с МБДОУ Детский сад. № 90. Сумма контракта 1 306,0 тыс. руб. при стоимости 1 Г/кал 3 133,12 рублей. Срок действия договора с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.;

-договор № 7 от 16 января 2019 г. с МБОУ CO № 10. Общая стоимость договора 4 619,0 тыс. при стоимости 1 Г/кал 4 041,50 рублей. Срок действия договора с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.

Поставка тепловой энергии по вышеперечисленным муниципальным контрактам и договору осуществлялась АО «Орёлтеплосервис» муниципальным образовательным учреждениям не по регулируемым ценам (тарифам), а по ценам, определяемым по соглашению сторон.

Согласно п. 2.1.ст. 8 Федерального закона №190-ФЗ, п. п. 5, 5(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. №1075, «соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей».

В соответствии с разъяснениями ФАС России, изложенными в письме от 28.06.2019 г. № ИА/54920/19, из содержания вышеуказанной нормы следует, что её действие распространяется как на случаи поставки тепловой энергии (теплоносителя) единственному потребителю, так и на случаи присоединения к источнику тепловой энергии теплопотребляющих установок нескольких потребителей непосредственно или через тепловую сеть, от которой тепловую энергию получает только каждый из этих потребителей в отдельности, при условии, что такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

От котельной по ул. Картукова, д.8, а поставляется тепловая энергия двум муниципальным учреждениям (МБОУ СОШ №50 и МБДОУ Детский сад № 90), при этом, тепловая сеть (теплотрасса) находится в оперативном управлении МБОУ СОШ №50 и не принадлежит ни МБДОУ Детский сад № 90, ни АО «Орёлтеплосервис».

Для справки:

На основании постановления Администрации от 18.11.2017 № 4954 между МБОУ COIII № 50 г. Орла и АО «Орёлтеплосервис» заключён договор № 6-2 аренды муниципального имущества от 19.01.2018, в соответствие с которым передано во временное владение и пользование объект теплоснабжения -теплотрассу, расположенную по адресу: г. Орёл, ул. Картукова, д. 8, срок действия договора с 17.07.2017 по 15.07.2018. При этом, с 16.07.2018 по настоящее время у АО «Орёлтеплосервис» данная теплотрасса находится на эксплуатации при отсутствии документов, подтверждающих законность права владения и (или) пользования указанным имуществом.

Кроме того, согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона №190-ФЗ, п. 5 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. №1075, к нерегулируемым ценам в сфере теплоснабжения относятся цены на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, продажа которых осуществляется по долгосрочным (на срок более 1 года) договорам теплоснабжения, заключённым потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.

Однако, несмотря на то, что котельная по ул. Картукова, д. 8а введена в эксплуатацию после 01.01.2010 г., АО «Орёлтеплосервис» в 2017-2019 г.г. заключало с МБОУ COIII №50 и МБДОУ Детский сад №90 краткосрочные договоры теплоснабжения (1 год).

Таким образом, по мнению КСП г. Орла у АО «Орёлтеплосервис» отсутствовали правовые основания для заключения муниципальных контрактов (договоров) и поставки тепловой энергии МБОУ СОШ № 50 и МБДОУ Детский сад № 90 по нерегулируемым ценам (тарифам). Указанные действия Общества содержат признаки нарушения п. п. 3 п. 2.1 ст. 8 и п. 9 ст. 10 Федерального закона № 190-ФЗ, п. п. 5 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлениям Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.

Контрольным мероприятием, установлено, что из затрат, сложившихся в Обществе за 9 месяцев 2019 года и произведённой тепловой энергии, фактическая стоимость 1 Г/кал составила: по котельной Узловая, д. 5а - 3264,4 руб.; по котельной ул. Картукова, д.8 а – 2063,0 руб.

Однако, муниципальными контрактами № 4 и № 5 от 15 января 201 (котельная ул. Картукова, д. 8а) для МБОУ СОШ № 50 и МБДОУ детский № 90 предусмотрен тариф 3 133.12 руб. за 1 Г/кал.

Таким образом, как полагает КСП г. Орла стоимость 1 Г/кал по указанным муниципальным контрактам завышена на 1070,1 руб. (3133,12 - 2063,0) относительно собственных затрат.

Договором № 7 от 16 января 2019 г. (котельная, ул. Узловая, д. 5а) МБОУ СОШ № 10 предусмотрен тариф 4 041,50 руб. за 1 Г/кал;

Таким образом, по мнению КСП г. Орла стоимость 1 Г/кал по данному договору завышена на 777,1 руб. (4041,50- 3264,40) относительно собственных затрат.

Согласно информации, размещённой на портале Орловской области ww.oreI-region.ru, Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области утверждены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019 год по различным теплоснабжающим организациям (с 01.01.2019г.; с 01.07,2019 г.). Рабочей группой контрольного мероприятия произведен расчёт среднего тарифа среди 8 котельных, который составил 1746,9 рублей за 1 Г/кал:

«Газпром теплоэнерго Орёл» - 1 923,60 руб.; ЗАО «Теплоавтоматика» (котельная ул. Комсомольская, д.287) - 1923,60 руб.; ЗАО «Теплоавтоматика» (ул. Высоковольтная, д.1 - 1533.70 руб.; ЗАО «Теплоавтоматика» (муниципальные котельные) - 1850.40 руб.; ОАО РЖД - 2014,0 руб.; ПАО Наугорский - 600,7 руб.: МУП г. Орла «Зеленстрой» - 1 886,6 руб.; ПАО «Квадра» - 1 689,0 рублей.

Как считает КСП г. Орла тариф АО «Орёлтеплосервис», согласно заключенным муниципальным контрактам, составляет 3133,2 рублей по котельной по ул. Картукова, д.8а и по котельной по ул. Узловая, д. 5а - 4041,50 руб., что выше расчётного среднего тарифа на 73,6 % и 131,5% соответственно.

В период проведения контрольного мероприятия проведен выборочный сравнительный анализ, заключенных контрактов на поставку тепловой энергии учреждениям образования г. Орла; МБОУ СОШ № 5 (ПАО «Квадра- Генерирующая компания» - 1 408,0 руб.); МБОУ СОШ № 11 им. Пясецкого (ПАО «Квадра-Генерируюшая компания» 1408,0 руб.); МБОУ СОШ № 6 (ООО «Газпромтеплоэнерго Орёл» - 1 620,98 руб.). При этом средний тариф за 1 Г/кал составил 1 485,71 рублей или на 1 950,2 руб. (57%) ниже цены на тепловую энергию АО «Орелтеплосервис» (3133,12 + 3133,12+4041,5) /3-1485,71).

КСП г. Орла полагает, что в действиях Общества имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем материалы проверки отношении АО «Орёлтеплосервис» были направлены в Орловское УФАС России.

Согласно статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995г. №147-Ф3 «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые АО «Орёлтеплосервис» относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Закона «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке, и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

Частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «Орёлтеплосервис» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке теплоснабжения и на него, распространяются требования статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Следовательно, АО «Орёлтеплосервис» при осуществлении своей деятельности обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства, в частности, статьи 10 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции:

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с вышеизложенным, в действиях АО «Орелтеплосервис» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в завышении тарифа на отпуск тепловой энергии при заключении муниципальных контрактов (договоров), а также заключение краткосрочных муниципальных контрактов (договоров) с МОУ СОШ №50, МБОУ СО №10, МБДОУ детский сад №90 вопреки требований действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, председатель Комиссии Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании приказа Орловского УФАС России от 01.06.2020 № 45 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Орелтеплосервис» (г. Орёл, ул. 3-ая Курская, д.3, ИНН 5752050039, КПП 575101001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции».

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело №057/01/10-357/2020 к рассмотрению на 25.06.2020 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб.4.

2. Привлечь к рассмотрению дела в качестве:

- Заявителя: Контрольно - счётную палату г. Орла

- Ответчика: Акционерное общество «Орёлтеплосервис».

3. КСП г. Орла в срок до 18.06.2020 необходимо представить в Управление надлежащим образом заверенные документы и информацию:

3.1.Правовое основание (со ссылками на нормы действующего законодательства) для заключения контрактов (договоров) Муниципальными Заказчиками с АО «Орелтеплосервис» на отпуск тепловой энергии с АО «Орелтеплосервис» на срок более 1 (одного) года с учётом выделенных бюджетных лимитов;

3.2. Любые документы и информацию, непосредственно относящиеся к рассматриваемому вопросу.

4. АО «Орелтеплосервис» до 18.06.2020 необходимо представить в Управление надлежащим образом заверенные документы и информацию:

4.1. Копии правоуставливающих документов АО «Орелтеплосервис» (Устав, свидетельство о государственной регистрации, постановке на налоговый учёт, приказ о назначении на должность Генерального директора);

4.2. Письменное пояснение (со ссылками на нормы действующего законодательства по вопросу наличия/отсутствия в действиях АО «Орелтеплосервис»

признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в завышении тарифа на отпуск тепловой энергии при заключении муниципальных контрактов (договоров), а также заключение краткосрочных муниципальных контрактов (договоров) с МОУ СОШ №50, МБОУ СО №10, МБДОУ детский сад №90;

4.3. Подробный расчёт тарифов (в размере 3 133,12 рублей и 4 041,50 рублей) на поставку тепловой энергии потребителям по заключенным муниципальным контрактам (договорам) (с полной расшифровкой статей затрат, входящих в состав тарифа и подтверждающими документами);

4.4. Объём отпуска тепловой энергии, осуществляемый АО «Орелтеплосервис» за 2019 год следующим потребителям:;

4.5.Любую иную информацию или документы, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Статьей 25 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установлена обязанность коммерческих и некоммерческих организаций представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок, необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию.

Непредставление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019 nCoV) представители органов власти и управления, хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели на рассмотрение дел (жалоб, заявлений) без средств индивидуальный защиты (медицинских масок и дезинфицирующих средств) в Управление допускаться не будут.

Вместе с тем, обращаем внимание, что стороны участвующие в деле вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие либо об участии в рассмотрении дела посредством Видеоконференцсвязи.

Для подключения к Видеоконференцсвязи необходимо заблаговременно установить программное обеспечение VideoMoslite.

Инструкция по дистанционному участию в рассмотрении дела размещена по ссылке:

https://fas.gov.ru/spheres/5

Информация о системных требованиях к рабочему месту пользователя размещена по ссылке:

http://vcs03fas.cloud.rt.ru/service/download/VideoMost-system_requirements-ru.pdf

Вход в конференцию:

Председатель Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны