Решение №1099/02 Решение по делу № 477-18/02АЗ от 5 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

Общероссийское общественное движение

«НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»

Региональное отделение в Орловской области

302028, г. Орёл,

ул. М. Горького, д. 37

Ответчику по делу:

Бюджетное учреждение здравоохранения

Орловской области

«Должанская центральная районная больница»

303760, Орловская область, Должанский р-н,

Долгое пгт, улица Полевая, 1а

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 477-18/02АЗ

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 19.02.2019.

В полном объеме решение изготовлено 05.03.2019.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 477-18/02АЗ о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 477-18/02АЗ, возбужденное по признакам нарушения Бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Должанская центральная районная больница» (сокращенное наименование: БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ», юридический адрес: 303760, Орловская область, Должанский р-н, Долгое пгт, улица Полевая, 1а; далее – БУЗ ОО «Должанская ЦРБ», Заказчик) части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), с участием на заседании представителя БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» (Ответчика по делу) <…> (доверенность); в отсутствие представителей регионального отделения в Орловской области Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (далее также – ООД, Заявитель),

УСТАНОВИЛА:

07.12.2018 прокуратурой Орловской области в адрес Орловского УФАС России передано обращение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», в котором активистами ООД по результатам проведенного мониторинга закупок учреждений Орловской области на предмет соблюдения последними норм действующего антимонопольного законодательства были выявлены признаки нарушения норм законодательства о государственных закупках (обращение от 21.11.2018 № ОНФ-57/2-216/201/8).

Так, при мониторинге закупок активистами ООД было установлено, что при проведении электронного аукциона извещение от 12.11.2018 №0354300018118000061; предмет закупки – закупка расходных материалов для нужд БУЗ Орловской области «Должанская ЦРБ» на 2018 год (далее - Аукцион), Заказчиком в рамках одной закупки были объединены товары, не связанные друг с другом функционально и технологически, что, по мнению Заявителя, является недопустимым, ограничивающим конкуренцию и нарушающим действующее антимонопольное законодательство, в частности часть 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а также часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Как следует из информации об Аукционе, размещённой на официальном сайте закупок (http://zakupki.gov.ru) в единой информационной системе в сфере закупок

1) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Электронный аукцион (дата подачи заявок 12.11.2018, дата и время окончания подачи заявок: 20.11.2018 09:00),

2) начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 207 634,38 руб,

3) объект закупки согласно извещению Аукциона:

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ

Код позиции

Единица измерения

Количество

Цена за ед.изм.

Стоимость

одноразовые пакеты класс В

22.22.13.000

Упаковка

100

2.73

273.00

пакеты одноразовые класс А

22.22.13.000

Штука

100

2.73

273.00

Индикаторы химические для контроля паровой стерилизации 180/60

20.59.52.192

Упаковка

2

608.33

1216.66

трубки эндотрахеальные с манжетой 7.0 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

системы одноразовые

32.50.13.110

Штука

3000

13.00

39000.00

шпатель одноразовый

32.50.13.190

Штука

1500

1.65

2475.00

колпаки одноразовые

14.19.32.120

Штука

10

6.00

60.00

халаты одноразовые

14.12.30.131

Штука

10

81.00

810.00

пленка рентгеновская 30х40

26.60.11.130

Упаковка

5

10000.00

50000.00

пленка рентгеновская 24х30

26.60.11.130

Упаковка

5

6100.00

30500.00

тест полоски Контур ТС

20.59.52.199

Упаковка

10

1206.67

12066.70

игла спинальная №20

32.50.13.110

Штука

10

120.00

1200.00

катетер нелатона №14

32.50.13.110

Штука

10

11.50

115.00

Перчатки резиновые М

22.19.60.119

Пара (2 шт.)

2500

10.40

26000.00

Термобумага ЭКГ на аппарат МАГ 500

17.12.14.142

Штука

50

185.00

9250.00

гель для УЗИ средней вязкости 250 мл

20.59.52.199

Штука

50

81.00

4050.00

лейкопластырь 3х500

21.20.24.110

Штука

90

41.00

3690.00

катетер нелатона №16

32.50.13.110

Штука

10

11.50

115.00

шприц Жане

32.50.13.110

Штука

10

73.00

730.00

Бинт 7х14

21.20.24.131

Штука

300

22.20

6660.00

капрон метричность 4 №36

21.20.24.120

Упаковка

2

3700.00

7400.00

кетгут простой метричность 4 №36

21.20.24.120

Упаковка

2

4300.00

8600.00

трубки эндотрахеальные с манжетой 7.5 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

трубки эндотрахеальные с манжетой 8.0 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

трубки эндотрахеальные с манжетой 8.5 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

трубки эндотрахеальные с манжетой 6.0 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

трубки эндотрахеальные с манжетой 6.5 №10

32.50.50.000

Упаковка

1

506.67

506.67

наконечник для кружки Эсмарха

32.50.50.000

Штука

10

11.00

110.00

Как указывает Заявитель,

- Система инфузионная - предназначена для внутривенного введения пациенту инфузионных растворов;

- Лейкопластырь - предназначен для закрепления перевязочных средств, медицинских приспособлений и сведения краев кожных ран;

  • Тест-полоски к глюкометру Контур ТС - предназначены для использования на медицинском оборудовании - глюкометр Байер Контур ТС (Bayer Contour TS);
  • Плёнка рентгеновская 30 х 40 - предназначена для использования на медицинском оборудовании;
  • Плёнка рентгеновская 24 х 30 - предназначена для использования на медицинском оборудовании;
  • Катетер Нелатона - предназначен для кратковременной катетеризации мочевого пузыря;
  • Индикаторы для воздушной стерилизации 180/60 наруж. - предназначены для оперативного визуального контроля соблюдения критических переменных воздушной стерилизации - температуры и времени стерилизационной выдержки - в камере воздушных стерилизаторов;
  • Бинты медицинские нестерильные - применяются в случаях неоткрытых ран, порезов и ссадин. Также нестерильный бинт служит для закрепления повязок;
  • Перчатки смотровые латексные неопудренные нестерильные - предназначены для защиты медицинского персонала и пациентов при проведении медицинских осмотров;
  • Гель универсальный для УЗИ «Ультрагель» средней вязкости 250 мл. – предназначен для использования при проведении ультразвуковых исследований;
  • Шпатель деревянный шлифованный стерильный – Предназначен для осмотра полости рта при оторинологическом обследовании.
  • Шприц 3-х деталей 150 мл с наконечником под катетер (Жане) – предназначен для введения и выведения жидкостей и газов с использованием поршневого давления;
  • Трубки эндотрахеальные № 6,5 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Трубки эндотрахеальные № 6,0 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Трубки эндотрахеальные № 7,5 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Трубки эндотрахеальные № 8,0 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Трубки эндотрахеальные № 8,5 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Трубки эндотрахеальные № 7,0 – предназначена для назальной и оральной интубации;
  • Пакеты для сбора отходов класса Б – предназначена для сбора отходов;
  • Пакеты для сбора отходов класса А – предназначена для сбора отходов;
  • Термобумага для кардиографа МАС-500 – предназначена для использования на конкретном анализаторе;
  • Игла спинальная – предназначена для проведения спинальной анестезии;
  • Кетгут простой метричность 4 №36 – шовный материал, предназаначен для сшивания тканей;
  • Медицинские хирургические одноразовые халаты – медицинская одежда;
  • Одноразовые шапочки, колпак медицинский одноразовый – медицинская одежда;
  • Наконечники клизменные одноразовые – предназначены;
  • Нить хирургическая капроновая №36 – шовный материал, предназаначен для сшивания тканей;
  • Катетер Нелатона – предназначен для кратковременной катетеризации мочевого пузыря.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» по объединению в рамках одного Аукциона товаров, не связанных друг с другом функционально и технологически привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке поставки медицинских изделий.

Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

На основании изложенного, приказом Орловского УФАС России от 19.12.2018 № 162 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» было возбуждено дело №477-18/02 АЗ по признакам нарушения Бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Должанская центральная районная больница» части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции (далее также – дело).

Определением от 19.12.2018 о назначении дела №477-18/02 АЗ к рассмотрению (исх. №5041/02 от 19.12.2018; далее – Определение от 19.12.2018) к участию в деле в качестве заявителя привлечены ООД «Народный Фронт «За Россию», в качестве ответчика по делу – БУЗ ОО «Должанская ЦРБ». Данным определением дело было назначено к рассмотрению на 29.01.2018; у лиц, привлечённых к рассмотрению дела, была запрошена необходимая информация.

Из представленной БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» информации (исх.№ 120 от 11.01.2019) следовало, что все расходные материалы, включенные в объект закупки Аукциона, необходимы для функционирования одного отделения больницы, формирование объекта закупки обусловлено потребностями лечебного учреждения, лечебные мероприятия с использованием всех требуемых товаров проводятся для достижения единой цели и общего результата. Необходимость наличия и использования для проведения медицинских манипуляций требует одновременного наличия и использования всех товаров, указанных в потребности Заказчика. Как пояснил Ответчик, в случае разделения лота на меньшие суммы, ни одной заявки подано не будет в связи с тем, что медицинское учреждение довольно удалено от областного центра и поставка поставщиками товаров на маленькую сумму в случае разделения будет являться препятствием для поставщиков для выхода на торги; кроме того заключить договор на сумму до 100 тысяч рублей Заказчик не имел возможности, так как лимиты на такие договоры отсутствовали. Формирование НМЦК было произведено на основании трёх коммерческих предложений, в которых был указан весь перечень товаров, указанных в Аукционе.

Дополнительно ООД «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» информацию, согласно Определению от 19.12.2018, не представляло.

29.01.2019 на заседании Комиссии по рассмотрению дела №477-18/02АЗ представитель Ответчика по делу поддержал свою позицию, изложенную письменно, предоставил копии коммерческих предложений, на основании которых была сформирована НМЦК Аукциона.

Определением от 29.01.2019 (№ 364/02 от 30.01.2019) рассмотрение дела № 477-18/02 АЗ было отложено в связи с необходимостью получения дополнительной информации; рассмотрение дела было назначено на 19.02.2019 на 10 час. 00 минут.

Из информации (письмо от 11.02.2019 № 52), представленной БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» следовало, что для Заказчика является важным одновременное поступление всех товаров, объединенных в указанную закупку. Основной задачей закупаемых расходных материалов является подготовка к обследованию, обеспечение надлежащей помощи пациенту в стерильных и комфортных условиях.

В свою очередь ООД «Народный Фронт «За Россию» (письмо от 12.02.2019 № ОНФ-57/2-21/2019) указал, что жалобы хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих деятельность на товарном рынке по поставке медицинских изделий на действия Заказчика при проведении Аукциона в адрес ООД не поступали. Также, по мнению ООД, включение в один лот поименованных в аукционе товаров, нарушает права неограниченного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на определённом товарном рынке.

19.02.2019 на заседании Комиссия, заслушав пояснения представителя по доверенности БУЗ ОО «Должанская ЦРБ», изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, установила.

Предметом торгов (Аукциона) является «закупка расходных материалов для нужд одного лечебного отделения БУЗ Орловской области "Должанская ЦРБ" на 2018 год».

Расходные медицинские материалы - это группа медицинских товаров, предназначенных лишь для разового использования в лечебно-диагностическом процессе, после чего они утилизируются (перевязочные средства, шовные материалы и т.д.).

К медицинским товарам относятся материалы и изделия, которые применяются в медицине с диагностической, лечебной, а также профилактической целью. Основным предназначением расходных материалов медицинской направленности, является осуществление всех необходимых медицинских процедур, а также обеспечение постоянной работы медицинского оснащения.

В соответствии с документацией об Аукционе предлагаемые к поставке расходные материалы (изделия медицинского назначения) включают в себя лейкопластыри, тест-полоски, рентгеновскую плёнку, катетеры, бинты медицинские, перчатки, шприцы, трубки эндотрахеальные, пакеты для сбора отходов, термобумагу для кардиографа, иглы, кегуты, медицинские халаты, колпаки, клизменные наконечники и иные изделия медицинского назначения (расходные материалы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 615 утверждены «Правила ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий» (далее также – Реестр).

Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, является федеральной информационной системой, содержащей сведения о медицинских изделиях и об организациях (индивидуальных предпринимателях), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий.

Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее – Служба) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляются по запросу, направленному в Службу. Сведения, содержащиеся в реестре, обновляются ежедневно с сохранением всех редакций реестра.

Все закупаемые БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» на Аукционе медицинские товары являются одноразовыми медицинскими изделиями (расходными материалами), и каждый из этих товаров содержится в Реестре.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Все предлагаемые к поставке товары являются расходными материалами - медицинскими изделиями, и необходимы для применения в медицинских целях.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что для участия в торгах (Аукционе) было подано 3 заявки хозяйствующими субъектами:

- ИП Пронин С.Ю. (последнее ценовое предложение 113 961,82 рублей, что составило снижение НМЦК на 42,11%);

- ООО «РТС-Гарантия» (последнее ценовое предложение 115 000,00 рублей, что составило снижение НМЦК на 41,61%);

- ООО «Формамед» (125 618,34, что составило снижение НМЦК на 39,5%).

То есть, приведённые данные свидетельствуют о наличии конкурентной борьбы, так как НМЦК Аукциона была снижена на 42,11 %.

По итогам проведения торгов победителем признан ИП Пронин Сергей Юрьевич с предложением цены контракта 113 961,82 рублей.

Вместе с тем, НМЦК Аукциона была сформирована на основании коммерческих предложений трёх организаций, из которых двое потенциальных участников не приняли участие в Аукционе, но имели возможность поставить все перечисленные выше медицинские изделия, закупаемые Заказчиком.

Согласно правилам описания объекта закупки, установленными статьёй 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, Заказчик в документации о закупке самостоятельно формирует объект закупки и устанавливает требования к товарам, работам, услугам, являющимися предметом закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Таким образом, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставки товара и эффективного расходования бюджетных средств.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела:

  • все закупаемые товары являются медицинскими изделиями (расходными материалами);
  • Аукцион (торги) состоялся в условиях конкурентной ценовой борьбы трёх хозяйствующих субъектов и значительной экономии бюджетных средств (экономия бюджетных средств составила 93 672,56 рублей или 42,11% от НМЦК);
  • как минимум ещё два потенциальных поставщика готовы были поставить медицинские изделия в соответствии с перечнем, установленным Заказчиком;
  • ограничение конкуренции в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции не произошло;
  • за разъяснениями положений документации об Аукционе участники закупки не обращались;
  • с жалобами на действия Заказчика при проведении торгов (Аукциона) хозяйствующие субъекты в Орловское УФАС России не обращались;
  • иные доказательства тому, что при осуществлении закупки на поставку расходных материалов для нужд БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» в 2018 году были ущемлены права (ограничена конкуренция) хозяйствующих субъектов - участников торгов и(или) потенциальных поставщиков товара в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что при проведении торгов - электронного аукциона № 0354300018118000061 на поставку расходных материалов для нужд БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» в 2018 году ограничение конкуренции между участниками торгов не выявлено, а в действиях БУЗ ОО «Должанская ЦРБ» нарушение части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции отсутствует.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

Производство по делу № 477-18/02АЗ в отношении Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Должанская ЦРБ» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны