Решение б/н Решение по делу 303-13-02 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 303-13/02 АЗ

  г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено 14 ноября 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – <…>,

члены Комиссии     - <…>,

рассмотрела дело № 303-13/02 АЗ, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» (303854, Орловская обл., г. Ливны, ул. Хохлова, д.6 «а»; далее – МУП «Водоканал», Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей ответчика –директора <…>, начальника юридического отдела <…>.

У С Т А Н О В И Л А:

Дело № 303-13/02 АЗ было возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 14.10.2013 № 479 на основании информации, полученной от МУП «Водоканал» (письмо от 03.09.2013 № 797) по запросу Управления от 13.08.2013 № 3386/02.

В соответствии с запросом Управления от 13.08.2013 № 3386/02 МУП «Водоканал» в срок до 06.09.2013 года необходимо было представить следующую информацию:

«1. Расчет цены (тарифа), установленной Вашей ресурсоснабжающей организацией с расшифровкой по видам калькуляционных затрат, действующих в период с 01.01.2013 по настоящее время на услуги по:

- установке приборов учета воды;

- замене приборов учета воды;

- опломбированию приборов учета воды;

- вводу в эксплуатацию приборов учета воды.

2. Перечень населенных пунктов, в которых расположены и проживают юридические и физические лица, для которых Ваша организация является ресурсоснабжающей организацией с указанием улиц и номеров домов;

3. Перечень населенных пунктов, в которых расположены и проживают юридические и физические лица, для которых Ваша организация является управляющей организацией с указанием улиц и номеров домов;

4. Перечень ресурсоснабжающих организаций, которые могли бы оказывать услуги водоснабжения физическим и юридическим лицам в перечисленных в пункте 2 населенных пунктах;

5. Перечень управляющих организаций, которые оказывают услуги управления многоквартирными домами (далее – МКД) в перечисленных в пункте 2 населенных пунктах;

6. Перечень хозяйствующих субъектов, которые расположены и оказывают услуги по установке, замене, опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета воды на территории населенных пунктов, перечисленных в пункте 2».

Письмом от 03.09.2013 № 797 МУП «Водоканал» были представлены следующие документы и информация:

1. Расчёт цены: по установке прибора учета воды; замене прибора учета воды;  опломбированию приборов учета воды, действовавших в 2013 году (копии калькуляций прилагались).

2. МУП «Водоканал» является ресурсоснабжающей организацией в городе Ливны Орловской области.

3. МУП «Водоканал» не является управляющей организацией для каких-либо домов.

4. МУП «Водоканал» не владеет информацией о ресурсоснабжающих организациях, которые могли бы оказывать услуги водоснабжения в городе Ливны.

5. Управляющие компании, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами в городе Ливны: ОАО «Жилсервис», ООО «Гидромашжилсервис», ООО «Гидромашжилсервис Плюс», ООО «УК Стройинвест», ООО «Сервис Плюс», ТСЖ «Престиж», ТСЖ «Перспектива», ТСЖ «Комфорт».

6. МУП «Водоканал» не владеет информацией о хозяйствующих субъектах, которые расположены и оказывают услуги по установке, замене приборов учета воды в городе Ливны. Опломбирование приборов учета воды производится только МУП «Водоканал».

Из представленных документов следовало, что с 01.01.2013 по 03.09.2013 включительно МУП «Водоканал» в соответствии с калькуляцией затрат на опломбирование приборов учета воды на 2013 год оказывало услугу по опломбированию приборов учета воды. За данную услугу Предприятием была установлена плата в размере (за установку одного счетчика) 165,26 руб.

Таким образом, из представленной информации следовало, что МУП «Водоканал» в 2013 году оказывало услуги по опломбированию приборов учета воды на платной основе, что противоречит пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон 416-ФЗ), в соответствии с которым с 01.01.2013 приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, пломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

МУП «Водоканал» оказывает услуги населению по снабжению водой и занимает доминирующее положение на данном товарном рынке. Рынок оказания услуг по опломбированию и вводу приборов учета в эксплуатацию является соподчиненным с рынком по снабжению водой, следовательно, МУП «Водоканал» и на рынке по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета воды занимает доминирующее положение в географических границах города Ливны Орловской области.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Таким образом, было установлено, что действия МУП «Водоканал» по взиманию с 01.01.2013 года платы с абонентов за оказание услуг по опломбированию прибора учета воды, не предусмотренному действующим законодательством, приводят к ущемлению интересов граждан, проживающих в жилых помещениях г. Ливны Орловской области и имеют признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании указанных доводов в отношении МУП «Водоканал» было возбуждено дело № 303-13/02 АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 14.10.2013 дело было назначено к рассмотрению на 31.10.2013; у Предприятия была запрошена следующая информация:

«1. объяснение по взиманию с граждан, юридических лиц платы за оказание услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета воды;

2. копии актов приемки выполненных работ при оказании услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета гражданам и юридическим лицам в 2013 году (не менее 12 актов);

3. копии актов приемки выполненных работ при оказании услуг по вводу в эксплуатацию прибора учета воды в 2013 году (не менее 6 актов в жилых помещениях и не ме5нее 6 актов в нежилых помещениях);

4. копии платежных документов (приходные кассовые ордера), подтверждающих оплату услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета воды  гражданами  и юридическими лицами (не менее 12 документов);

5. копии платежных документов (приходные кассовые ордера), подтверждающие оплату услуг по вводу в эксплуатацию прибора учета воды в 2013 году (не менее 6 актов в жилых помещениях и не менее 6 актов в нежилых помещениях);

4. перечислить (указать) какие работы выполняются МУП «Водоканал» при оказании услуг по опломбированию прибора учета воды, с указанием затрат времени и стоимости;

5. Указать:

- количество квартир, жилых домов, в которых установлены приборы учета воды, в том числе, количество квартир, жилых домов, в которых приборы учета установлены непосредственно МУП «Водоканал»;

- количество квартир, жилых домов, не имеющих приборов учета».

Письмом от 25.10.2013 № 950 МУП «Водоканал» представило запрошенную Управлением информацию и объяснения, касающиеся взимания с граждан, юридических лиц платы за оказание услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) воды, копии актов приемки выполненных работ при оказании услуг по опломбированию приборов учета, копии платежных документов, подтверждающих оплату услуг по опломбированию.

Из представленных объяснений следовало, что МУП «Водоканал», являясь организацией, осуществляющей водоснабжение, водоотведение, осуществляет ввод в эксплуатацию приборов учета воды.

В ходе ввода приборов учета в эксплуатацию проводится проверка: соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствия прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличия знаков последней поверки; работоспособности прибора учета. По результатам проверки прибора учета оформляется акт. Перед подписанием акта контролером отдела по работе с абонентами осуществляется установка пломбы на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию, в т.ч. опломбирование, осуществляется МУП «Водоканал» без взимания платы с граждан, юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных п.5 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - повторное опломбирование в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Предприятием также были предоставлены (выборочно) копии актов на выполненные работы по установке и опломбированию приборов учета воды,  копии приходных кассовых ордеров за установку водомеров для холодной и горячей воды, а также их опломбирование.

31.10.2013 в ходе рассмотрения дела № 303-13/02 АЗ представители МУП «Водоканал»  пояснили, что плата за опломбирование приборов учета воды при вводе их в эксплуатацию предприятием взималась только в январе 2013 года, а начиная с февраля текущего года плата за опломбирование  приборов учета воды взималась в случае повторного опломбирования счетчиков. Однако при этом было отмечено, что денежные средства, полученные предприятием от граждан за опломбирование  приборов учета при вводе в эксплуатацию в январе, были зачислены на лицевые счета   граждан и учтены  в качестве оплаты за воду в последующие месяцы (копии лицевых счетов представлены в материалы дела). При этом следует отметить, что в 2013 году действовали цены за услуги по опломбированию приборов учета, утвержденные в 2010 году. Так согласно представленным документам стоимость работ по опломбированию одного прибора учета воды Ду15 мм составляет  110 рублей, двух приборов учета – 150 рублей, четырех приборов учета – 200 рублей. Утвержденная на 2013 год цена услуг по приему и опломбированию  1-го прибора учета расхода воды Ду 15 мм в размере 165, 26 рублей  предприятием не применялась.

Оценив представленные МУП «Водоканал» документы и объяснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергосбережении) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Порядок заключения и существенные условия такого договора установлены приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка оговорено, что его положения распространяются на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Закон об энергосбережении (пункт 5 и пункт 5.1 статьи 13) устанавливает обязанность собственников жилых домов, а также собственников помещений в многоквартирных домах (далее – МКД) обеспечить оснащение таких домов  ИПУ, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом в Законе об энергосбережении отсутствует указание на возмездность оказания потребителю самостоятельной услуги по вводу ИПУ в эксплуатацию в целом и его пломбированию в частности.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ввод в эксплуатацию средства измерений – это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению, то есть целью ввода прибора в эксплуатацию является документальное оформление соответствия установленного прибора учета (впервые либо после ремонта, поверки) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе наличие пломбы на этом приборе (заводской либо установленной специализированной организацией после поверки либо ремонта прибора учета), а не на месте установки прибора.

При этом действия, связанные с вводом приборов учета, фактически совершаются на рынке услуг энергоснабжения, для учета объемов потребления которых они предназначены (данном случае – водоснабжения).

На основе анализа действующих нормативных документов Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Деятельность по установке ИПУ воды не является лицензируемым видом деятельности, соответственно установку приборов учета могут осуществлять хозяйствующие субъекты, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов» (далее – Правила № 354), вступившими в силу с 01.09.2012, именно за исполнителем коммунальных услуг (каковым по отношению к определенным собственникам помещений, расположенных в жилых и МКД г. Ливны является МУП «Водоканал») закреплены обязанности (пункт 31), в том числе:

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) и комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, … а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета … и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях;

- предоставить потребителю … сведения об исполнителе, а также информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая не вправе в соответствии с Законом об энергосбережении отказать в установке прибора учета, и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.

Потребителю, соответственно, предоставлено право (пункт 33 подпункт «и») требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного), или комнатного прибора учета, а также осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

При этом указанный нормативный документ не содержит требований о том, что при вводе прибора в эксплуатацию взимается плата за опломбирование.

В пункте 81 Правил № 354 указано, что исполнитель обязан осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно представленным Предприятием сведениям, приборами учета воды на территории г. Ливны оснащены 14527 квартир и жилых домов, в том числе  в 65  из них приборы учета установлены непосредственно МУП «Водоканал». За период с 01.01.2013 по 29.10.2013 года МУП «Водоканал» опломбировано всего 3473 прибора учета,  в т.ч.: опломбировано при  вводе в эксплуатацию (без взимания платы) – 1200, опломбировано после поверки (без взимания платы) – 2197, опломбировано повторно в связи с нарушением пломбы потребителем (с взиманием платы) – 76.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

Кроме того, пунктом 81(9) Правил № 354 предусмотрено, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами № 354, осуществляется исполнителем без взимания платы. Пунктом 81(14) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) Правил № 354, установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом. Пункты 81(9) и 81 (14) введены Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 824.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 «исполнитель» - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Таким образом, законодательно закреплена обязанность ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальной услуги (управляющая организация) по предоставлению абонентам услуги по опломбированию и вводу в эксплуатацию приборов учета воды на безвозмездной основе.

Следовательно, услуга по опломбированию места установки прибора учета воды, при вводе его в эксплуатацию ресурсоснабжающей организацией - МУП «Водоканал» должна оказываться на безвозмездной основе. Однако данная услуга по опломбированию приборов учета воды в январе 2013 года оказывалась Предприятием на платной основе, что подтверждается материалами дела и объяснениями МУП «Водоканал».

В соответствии с пунктом 4.1.9. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Деятельность доминирующих хозяйствующих субъектов находится под контролем антимонопольных органов и на них распространяются запреты, установленные антимонопольным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).

Из представленных Предприятием материалов следует, что МУП «Водоканал» является ресурсоснабжаюущей организацией для физических и юридических лиц г. Ливны по снабжению водой. Действия, связанные с вводом приборов учета, в том числе опломбированием, фактически совершаются на рынке услуг энергоснабжения, для учета объемов потребления которых они предназначены (данном случае – водоснабжения). Соответственно, действия Предприятия, связанные с вводом в эксплуатацию приборов учета, в том числе их опломбированием осуществляются на каждом из локальных рынков предоставления коммунальной услуги «водоснабжения».

МУП «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению (в качестве ресурсоснабжающей организации) в г. Ливны и поэтому имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг на товарном рынке по вводу в эксплуатацию приборов учета воды и занимать на нем доминирующее положение.

На основании изложенного следует, что действия ресурсоснабжающей организации – МУП «Водоканал», как исполнителя коммунальной услуги «водоснабжение», - по установке собственных пломб на месте установки прибора учета воды и взиманию за это дополнительной платы (навязыванию потребителю дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета) в январе 2013 года, приводили  к ущемлению интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, поскольку ставили перед ними необоснованные условия реализации своих прав на ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды по сравнению с условиями, предусмотренными ГК РФ, Правилами № 354 и Законом 416-ФЗ, являлись нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как в нарушение пункта 5 статьи 20 Закона 416-ФЗ.

Таким образом, факты, установленные при рассмотрении настоящего дела, свидетельствуют о том, что МУП «Водоканал», нарушило предусмотренный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, что в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать факт нарушения МУП «Водоканал» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции, а именно нарушения МУП «Водоканал» установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в части взимания платы за опломбирование приборов учета воды в январе 2013 года.

2. Производство по делу в отношении МУП «Водоканал» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Рассмотреть в установленном порядке вопрос о возбуждении в отношении МУП «Водоканал» дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Орловской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны