Решение №5443/02 Решение по делу от 8 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

БУЗ Орловской области

«Верховская ЦРБ»

303720, Орловская область,

пгт. Верховье, ул. Королева, д. 22

verh_bolnica@bk.ru

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № № 057/01/17-481/2020

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 03.12.2020

В полном объеме решение изготовлено 08.12.2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 057/01/17-481/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…>.

Члены Комиссии:

<…> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 057/01/17-481/2020, возбужденное по признакам нарушения бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (ИНН 5705000520, ОГРН 1025701056028; 303720, Орловская область, пгт. Верховье, ул. Королева, д. 22, далее – БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», Ответчик, Больница) статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отсутствие представителей Ответчика (ходатайство от 27.11.2020 о рассмотрении дела в отсутствие ответчика),

УСТАНОВИЛА:

Дело №057/01/17-481/2020 было возбуждено на основании результатов проведенных Управлением проверочных мероприятий в отношении БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» по поручению Федеральной антимонопольной службы и в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 23.07.2020 № 58 по признакам нарушения Больницей пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе проведения проверочных мероприятий было выявлено, что согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в 2019 году была осуществлена закупка в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации (извещение о проведении электронного аукциона № 0354300059919000151). В документации указанного электронного аукциона устанавливалось требование о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи, не обусловленное положениями нормативных правовых актов в сфере связи, а также в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Определением Комиссии от 23.07.2020 дело №057/01/17-481/2020 было назначено к рассмотрению на 20.08.2020 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб. 4. Данным Определением к участию в деле в качестве ответчика было привлечено БУЗ ОО «Верховская ЦРБ». У ответчика по делу была запрошена необходимая информация и установлен срок представления информации.

Копия приказа о возбуждении дела №057/01/17-481/2020 и копия Определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.06.2020 были направлены в адрес Ответчика письмом от 23.07.2020 исх. № 3424/02. Указанная корреспонденция была получена Больницей, о чем свидетельствует карточка почтовых уведомлений о вручении (почтовое отправление № 80092649556952, имеется в материалах дела).

В представленных, согласно Определению пояснениях (письмо БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» от 07.08.2020), Ответчик указал, что требования о наличии у поставщика (исполнителя) документов, подтверждающих право участника закупки на оказание услуг, являющихся предметом электронного аукциона (извещение № 0354300059919000151) обусловлено требованиями Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), Постановлений Правительства РФ от 18.02.2005 №87 и от 10.10 2007 №575, согласно которым, по мнению Больницы, установлено требование на наличие лицензии на оказание услуг связи, в том числе услуг связи по передаче данных для передачи голосовой информации. Кроме того, Больницей было направлено ходатайство о рассмотрении дела 20.08.2020 в отсутствие ответчика. Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

Приказом Управления от 19.08.2020 № 62 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела № 057/01/17-481/2020 о нарушении антимонопольного законодательства» в связи с производственной необходимостью в состав Комиссии был введён <…> (приказ имеется в материалах дела).

20.08.2020 на заседании Комиссии по рассмотрению дела №057/01/17-481/2020, рассмотрев представленную Больницей информацию и документы, Комиссия пришла к выводу о том, что в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела необходимо получение дополнительной информации.

Рассмотрение дела №057/01/17-481/2020 Определением от 20.08.2020 (исх. №3153/02) в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств было отложено и назначено к рассмотрению на 17.09.2020. Данным Определением у Ответчика была запрошенная необходимая информация и установлен срок представления информации.

Письмом от 31.08.2020 БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» была представлена информация (письмо от 31.08.2020), запрошенная Определением от 20.08.2020. Кроме того, Больницей было направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

17.09.2020 на заседании по рассмотрению дела №057/01/17-481/2020 Комиссия рассмотрела информацию и документы, представленные Больницей.

В представленной информации Ответчик указывает, что на территории Орловской области имеется несколько организаций, имеющих право оказывать телекоммуникационные услуги и имеющие лицензии на оказание такого рода услуг, информация о которых имеется в открытом доступе.

На момент рассмотрения дела № 057/01/17-481/2020 Комиссия не располагала сведениями об организациях, оказывающих услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации и имеющих лицензии на оказание телекоммуникационных услуг.

Таким образом, возникла необходимость в получении дополнительной информации, в том числе информацию об организациях, оказывающих на территории Орловской области услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации и имеющих лицензии на оказание телекоммуникационных услуг.

Определением от 17.09.2020 (исх. № 4256/02 от 18.09.2020) рассмотрение дела № 057/01/17-481/2020 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и назначено к рассмотрению на 05 октября 2020 года. Данным Определением у Ответчика была запрошена необходимая информация и установлен срок представления информации.

Письмом от 29.09.2020 БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» была представлена информация, запрошенная Определением от 17.09.2020. Кроме того, Больницей было направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

В соответствии с приказом Управления от 01.10.2020 № 78 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела № 057/01/17-481/2020 о нарушении антимонопольного законодательства», 05.10.2020 заседание Комиссии по рассмотрению дела № 057/01/17-481/2020 было проведено под председательством <…> (приказ имеется в материалах дела).

05.10.2020 на заседании по рассмотрению дела №057/01/17-481/2020 Комиссия рассмотрела представленную БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» информацию и документы (письмо от 29.09.2020 № б/н).

В указанной информации Ответчик сообщает, что представить перечень организаций, оказывающих на территории Орловской области услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удалённых систем пожарной сигнализации и имеющих лицензии на оказание телекоммуникационных услуг не представляется возможным, т.к. мониторинг данного рынка услуг проводился при подготовке конкурсной документации в сентябре-ноябре 2019 года путём визуального изучения информации находящейся открытом доступе в сети Интернет.

Из анализа документации об электронном аукционе на определение поставщика среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций для осуществления закупки услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации на объектах БУЗ Орловской области «Верховская ЦРБ» в 2020 году следует, что в целях расчёта начальной максимальной цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка). Больницей был проведен анализ шести ценовых предложений поставщиков, осуществляющих деятельность на товарном рынке, соответствующих объекту закупки.

Перечень поставщиков, оказывающих на территории Орловской области услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации и имеющих лицензии на оказание телекоммуникационных услуг Больницей представлен не был.

Исследовав имеющуюся в деле информацию, документы и сведения, Комиссия пришла к выводу о том, что в целях полного и всестороннего рассмотрения настоящего дела необходимо получение дополнительной информации.

Рассмотрение дела Определением от 05.10.2020 № 4507/02 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств было отложено и назначено к рассмотрению на 10.11.2020 года. Данным Определением у Ответчика была запрошенная необходимая информация и установлен срок представления информации.

Определением от 21.10.2020 исх. № 4736/02, в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, срок рассмотрения дела № 057/01/17-481/2020 в связи с необходимостью получения всех необходимых для принятия решения документов и информации, касающихся существа рассматриваемого дела, был продлен до 23.12.2020.

Письмом от 22.10.2020 БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» была представлена информация, запрошенная Определением от 05.10.2020. Кроме того, Больницей было направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

Из представленной БУЗ «Верховская ЦРБ» согласно Определению от 05.10.2020 информации (письмо от 22.10.2020) следовало, что для расчёта начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) Больницей были направлены запросы коммерческих предложений в адрес ООО «Шторм-1» и ООО МК «Проект-Труд», которые на протяжении последних лет выступают в качестве участников процедур определения поставщика, проводимых заказчиками Орловской области на рынке закупок услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удалённых систем пожарной сигнализации и ранее являлись участниками закупок по оказанию услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удалённых систем пожарной сигнализации на объектах Заказчика.

В процессе рассмотрения дела Комиссия усмотрела в действиях БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» признаки нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении закупок на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации (закупка №№ 0354300059919000151), в части установления в закупочной документации требования о наличии у участников закупки лицензии на телематические услуги связи. Указанные действия Больницы приводят (могут привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях Ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (часть 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия учитывая данное обстоятельство, рассмотрев материалы дела и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела №057/01/17-481/2020 в связи с принятием Заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении дела №057/01/17-481/2020 от 10.11.2020 новое рассмотрение дела было назначено на 03.12.2020 в 09 час. 00 мин.

Копия Заключения об обстоятельствах дела в адрес БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» направлена письмом от 16.11.2020 №5142/02 и получена Больницей 20.11.2020, о чем свидетельствует карточка почтового отправления №80081054778318.

Письмом от 27.11.2020 БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» указало, что с доводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела № 057/01/17-481/2020 согласно, а решение об отнесении организации автоматического мониторинга сигналов удалённых систем пожарной сигнализации к телематическим услугам связи и установка в документации требования о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи, ввиду отсутствия специалистов узкого профиля, владеющих вопросами, относящимися к предмету закупки, а также ввиду сложности предмета закупки и отсутствия (на момент подготовки документации) четкой позиции органов законодательной и исполнительной власти в данной сфере, было принято специалистами учреждения ошибочно.

Кроме того, Больницей было направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика (письмо от 27.11.2020). Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

03.12.2020 Комиссия рассмотрев материалы дела №057/01/17-481/2020, а также представленные Больницей пояснения на Заключение об обстоятельствах дела установила следующее.

По поручению Федеральной антимонопольной службы (письмо от 27.01.2020 № АЦ/4950/20) Управлением были проведены проверочные мероприятия за соблюдением БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» антимонопольного законодательства при осуществлении в 2019 году закупок на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации.

Проведенные проверочные мероприятия показали.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), БУЗ «Верховская ЦРБ» в 2019 году была осуществлена закупка в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в форме электронного аукциона на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации (извещение № 0354300059919000151). В документации об электронном аукционе на определение исполнителя для осуществления указанной закупки для нужд БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» (раздел III. Технического задания, далее - ДЭА) было установлено обязательное требование о наличии у участников закупки лицензии на оказание телематических услуг связи.

Так, 20.11.2019 БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» на сайте ЕИС было размещено извещение № 0354300059919000151 о проведении электронного аукциона и ДЭА, объектом закупки является: «Закупка услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации на объектах БУЗ Орловской области «Верховская ЦРБ» в 2020 году» (код по ОКПД 2: 80.20.10.000). Начальная максимальная цена контракта составляла 48 399, 96 рублей

Как следует из пункта 2.1 части 2 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА – одним из требований к участникам аукциона является: «Наличие лицензии на оказание телематических услуг связи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»».

Пунктом 5.2.2 части 5 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным Законом о контрактной системе и пунктом 2.1 части 2 раздела II ДЭА является, в том числе копия лицензии на оказание телематических услуг связи.

Как следует из пункта 5 раздела III Технического задания ДЭА: «Организация, осуществляющая мониторинг сигналов удаленных систем пожарной сигнализации должна иметь лицензии на осуществление видов деятельности, в соответствии с требованиями, установленными п. 2.1 части 2 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе 0354300059919000151, размещенному на сайте ЕИС 28.11.2019, на участие в аукционе было подано две заявки от ООО ЧОП «Шторм-1» и ООО МК «Проект-Труд».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0354300059919000151, размещенному на сайте ЕИС 04.12.2019, участниками аукциона в ходе аукциона сделаны предложения (на понижение цены контракта): от ООО ЧОП «Шторм-1» – 45 737,96 руб.; ООО МК «Проект-Труд» – 45 979,96 руб.

Руководствуясь ст. 69 Закона о контрактной системе были рассмотрены вторые части заявок и документы участников аукциона. По результатам рассмотрения, заявка на участие в электронном аукционе ООО ЧОП «Шторм-1», предложившее более низкую цену контракта, была признана не соответствующая требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, а именно: «в заявке участника аукциона отсутствует копия лицензии на оказание телематических услуг связи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»».

Гражданско-правовой договор был заключен БУЗ «Верховская ЦРБ» с участником – ООО МК «Проект-Труд» как соответствующим требованиям ДЭА.

В 2018 году при аналогичной закупке данное требование в конкурсной документации БУЗ «Верховская ЦРБ» отсутствовало (закупка № 0354300059918000001).

В адрес Управления поступали жалобы ООО ЧОП «Шторм-1» на действия ряда лечебных учреждений (заказчиков) области, в том числе на действия БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» по установлению необоснованных требований о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи при осуществлении закупок на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации. В жалобах ООО ЧОП «Шторм-1» указывало, что включение такого требования заказчиками в закупочной документации не позволяет обществу участвовать в данных закупках из-за отсутствия такой лицензии, что приводит к ограничению доступа его на этот товарный рынок.

Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок рассмотрев одну из жалоб ООО ЧОП «Шторм-1» признала её необоснованной (дело № 057/06/31-1015/2019). При этом, в решении по делу № 057/06/31-1015/2019 было отмечено, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 № 339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации. Нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются антимонопольным органом в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства по правилам главы 9 Закона о защите конкуренции. На основании вышеизложенного, доводы Заявителя, в части наличия в действиях Заказчика признаков нарушения Закона о защите конкуренции Комиссией Орловского УФАС России оставляются без рассмотрения, ввиду отсутствия у Комиссии Орловского УФАС России на это полномочий в рамках рассмотрения жалобы на нарушение Заказчиком требований Закона.

Довод БУЗ ОО «Верховской ЦРБ» о том, что при установлении в закупочной документации требования о наличии лицензии на оказание телематических услуг связи Больница руководствовалась нормами Закона о связи и Постановлениями Правительства РФ от 18.02.2005 №87 и от 10.10 2007 №575, Комиссией не принимается исходя из следующего.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности): пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

В статье 3 Закона о пожарной безопасности указано, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности на которые требуются лицензии (Закон о лицензировании, Закон о пожарной безопасности и Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»).

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", от 06.10.2017 № 1219 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" к компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отнесено лицензирование указанных видов деятельности.

Как сообщило Главное управление МЧС России по Орловской области (письмо от 05.03.2020 №1529 -4-4-3) деятельность по автоматическому мониторингу сигналов удаленных систем пожарной сигнализации на объектах, может выполнять любое юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. На территории Орловской области находится 115 лицензиатов, имеющих данную лицензию, в том числе и ООО ЧОП «Шторм-1».

Из вышеизложенного следует, что установленное БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в ДоЭА (извещение № 0354300059919000151), требование об обязательном наличии у участников закупки лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере пожарной безопасности.

Статьей 44 Закона о связи установлено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услуг на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере связи и правилами оказания услуг связи.

В силу пункта 7 и пункта 12 статьи 2 Закона о связи оператор связи это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии и имеющий, в том числе линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (далее – оператор связи).

В соответствии с пунктом 32 статьи 2 Закона о связи, под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Статьей 29 Закона о связи, установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Согласно Закону о связи, Постановлением Правительства № 575 утверждены правила оказания телематических услуг связи, которые регулируют отношения между абонентом или пользователем, с одной стороны, и оператором связи, оказывающим телематические услуги связи, с другой стороны, при оказании телематических услуг связи.

Пунктом 16 Постановления Правительства № 575 установлено, что телематические услуги связи оказываются оператором связи на основании договора.

Пунктом 18 данного Постановления предусмотрено, что оператор связи не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении заявления.

Как сообщила Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) письмом от 21.02.2020 № 06-9293 на запрос Управления: «В случае, если услуга по автоматическому мониторингу сигналов удаленных систем пожарной сигнализации оказывается с использованием сетей связи операторов связи на основании соответствующих договоров, получение лицензии на оказание телематических услуг связи не требуется».

Также Роскомнадзор в письме от 27.01.2020 № П12-1-03-1581 указал, что услуга по автоматическому мониторингу сигналов удаленных систем пожарной сигнализации является информационной услугой, а не услугой связи. Услуги связи в данном случае оказывают операторы подвижной радиотелефонной связи и провайдеры информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на основании соответствующих лицензий.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в том числе о том, что получение лицензии на оказание телематических услуг связи для оказания услуги по автоматическому мониторингу сигналов удаленных систем пожарной сигнализации не требуется (письмо от 27.01.2020 № П12-1-03-200-1581).

Следовательно, в случае если у хозяйствующих субъектов оказывающих услуги по автоматическому мониторингу сигналов удаленных систем пожарной сигнализации имеются действующие договорные отношения с операторами связи и провайдерами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то лицензия на телематические услуги связи таким хозяйствующим субъектам не требуется, так как данная услуга носит информационный характер и оказывается путем предоставления информационных продуктов.

Из информации предоставленной операторами сотовой связи и провайдерами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по запросу Управления, следует, что:

- ПАО «Мегафон» оказывает услуги связи ООО ЧОП «Шторм-1» и ООО МК «Проект-Труд» на основании действующих договоров об оказании услуг связи от 07.07.2018 и от 19.11.2019 соответственно. В рамках данных договоров указанные организации имеют возможность пользоваться, в том числе, телематическими услугами связи;

- ПАО «МТС» имеет действующие договорные отношения по оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи с ООО ЧОП «Шторм-1»;

- ПАО «ВымпелКом» оказывает телематические услуги связи ООО ЧОП «Шторм-1» с 17.01.2018 года.

Следовательно участниками проводимого БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» электронного аукциона на право заключения договоров на оказание услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации могли стать ряд хозяйствующих субъектов, поименованных в приложении к письму Главного управления МЧС России по Орловской области от 05.03.2020 №1529 - 4- 4-3, в том числе и ООО ЧОП «Шторм-1», которые имеют лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и заключивших договоры с любым оператором связи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Таким образом, в случае непредставления участником в составе заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отклонить заявку такого участника. При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Установленное БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в ДоЭА (извещение № 0354300059919000151), требование об обязательном наличии у участников закупки лицензии на оказание телематических услуг связи, не основано на нормах действующего законодательства Российской Федерации в сфере связи и пожарной безопасности, препятствует подаче хозяйствующим субъектам, оказывающим указанную услуги заявок на участие в данном аукционе, что свидетельствует об ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации.

Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции анализ состояния включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

По итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет/обзор).

В ходе рассмотрения дела №057/01/17-481/2020 Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации.

Результаты проведенного анализа показали:

а) временной интервал настоящего исследования определен 20.11.2019 (дата размещения извещения) по 20.12.2019 (дата заключения договора), извещение о закупках были размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru;

б) согласно извещению о закупке: № 0354300059919000151, (способ закупок – в форме электронного аукциона), предметом указанных закупок являлось оказание услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации;

в) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в закупке, включает в себя лиц, подавших заявки на участие в этом аукционе - ООО МК «Проект-Труд» и ООО ЧОП «Шторм-1».

Действия БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» по включению в документацию об электронном аукционе на определение исполнителя для осуществления услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации (закупка № 0354300059919000151) привели к отклонению участника закупки (ООО ЧОП «Шторм-1») и ограничению ему доступа на рынок оказания услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации. Кроме того, включение в документацию об электронном аукционе указанного условия также могло привести к ограничению доступа потенциальных участников к участию в поименованной закупочной процедуре.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию участнику торгов преимущественных условий.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рос или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из буквального толкования и смысла положений статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. При проведении закупочных процедур заказчик не должен игнорировать цели и принципы закона о защите конкуренции.

Комиссия, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, в том числе пояснения Ответчика от 27.11.2020, считает, что БУЗ ОО «Верховская ЦРБ нарушило пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при осуществлении закупок на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации в части включения по включению в документацию об электронных аукционах (раздел III. Технического задания) обязательного требования о наличии у участников закупки лицензии на оказание телематических услуг связи (закупка № 0354300059919000151).

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьёй 49, статьёй 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» (ИНН 5705000520) пункта 2, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при осуществлении закупки на услуги по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации в части включения по включению в документацию об электронных аукционах обязательного требования о наличии у участников закупки лицензии на оказание телематических услуг связи (закупка № 0354300059919000151).

2. Выдать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на товарном рынке услуг по организации автоматического мониторинга сигналов удаленных систем пожарной сигнализации.

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для решения вопроса о возбуждения административного производства по ч.1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны