Решение б/н Решение и Предписание по делу № 043-09/04 РЗ в отношении ... от 6 апреля 2009 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Р Е ШЕ Н И Е
по делу № 043-09/04 РЗ
21.04.2009 г. г. Орел
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., зам. руководителя
Члены Комиссии – Тульская Л.И., специалист – эксперт
- Бочков С.А., специалист 1 разряда
рассмотрев дело № 043-09/04 РЗ по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения ООО «Уездный город» и ООО «Перспектива Фарм» , части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в присутствии представителей:
- ООО «Уездный город» - главный редактор Богданова Е.В (приказ № 3 от 10 апреля 2007 года.)
- ООО «Перспектива Фарм» - заведующая салоном «Оптика» Мальковская Т.М.
- Управления Россвязькомнадзор по Орловской области главный специалист Маслеха М.А.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Орловского УФАС России поступило обращение Управления Россвязькомнадзора по Орловской области № 02-23/0097 от 06.02.2009 года с информацией о том, что в была проведена плановая проверка по соблюдению ООО «Уездный город» законодательства о СМИ, в газетах «Возьми программу» № 16 (16) за 13 ноября 2008 года, № 17 (17) за 27 ноября 2008 года и № 1 (21) 21 января 2009 года, в распространяемой рекламной информации были усмотрены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 – ФЗ «О рекламе»:
- № 16 (16) за 13.11.2008 года на стр. 2 в материалах под заголовком «Очки Панкова и СЛУХовые аппараты»;
- № 17 (17) за 27.11.2008 года на стр. 1 – УЗИ, стр. 2 - «Московские специалисты проводят полное компьютерное тестирование и оценку состояния организма»;
- № 1 (21) от 21.01.2009 года на стр. 6 – «Чудо – малина в посылке»
В соответствии с приказом № 52 от 16.02.2009 года Орловского УФАС России, была проведена внеплановая проверка по распространению рекламы в средствах массовой информации под наименованием "Возьми программку" (ООО "Уездный город", 303800, г. Ливны, ул. Ленина, 29), на соответствие требований Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38 "О рекламе" (далее- Закон «О рекламе»)
В ходе проверки было выявлено, что в газете «Возьми программку» в № 16 (16) от 13.11.2008 года на странице 1 распространялась рекламная информация следующего содержания:
«Салон "ОПТИКА" Аксессуары, Очки для водителей, Компьютерная диагностика, Подбор контактных линз, очков, Тренажерные, компьютерные очки. ул. М.Горького, 2В»
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» реклама, медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В указанной рекламе, предупреждение о наличии противопоказаний к применению и использованию, а так же необходимость ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствовала.
06.04.2009 года по признакам нарушения части 7 статьи 24 законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Перспектива Фарм» и ООО "Уездный город" было возбуждено дело № 043-09/04РЗ и назначено рассмотрением на 21.04.2009г.
Определением о возбуждении дела у сторон была запрошена информация, необходимая для рассмотрения вопроса по существу.
15.04.2009 года ООО «Перспектива Фарм» представила в Управление копии учредительных документов и письменное объяснение, в котором сообщалось, что при изготовлении рекламной информации следующего содержания: «Салон "ОПТИКА" Аксессуары, Очки для водителей, Компьютерная диагностика, Подбор контактных линз, очков, Тренажерные, компьютерные очки. ул. М.Горького, 2В», была допущена ошибка. Но согласно договора № 29 п.п. 2.2 от 02.06.2008г, Общество полностью положилось на компетентность исполнителя и не являясь профессиональным участником рынка рекламных услуг и соответственно не могли знать всех нюансов, как указание при рекламе медицинских услуг соответствующих предупреждений.
В настоящее время при размещении рекламы медицинских услуг указывается соответствующее предупреждение согласно части 7 статьи 24 Закона «О рекламе».
13.03.2009 года в адрес Управления от ООО «Уездный город» поступили копии учредительных документов и объяснение в котором указывалось, оказание услуг в салоне «Оптика», производиться непосредственно специалистами (врачами), которые перед оказанием услуг и определяют имеются ли у пациента противопоказания или нет. Согласно практике других газет пометка о противопоказаниях и консультации специалиста не делалась.
21.04.2009 года в ходе рассмотрения дела главный редактор ООО «Уездный город», пояснила, что макет был представлен рекламодателем, и редакция газеты разместила его таким, какой был представлен, не каких изменений редакцией не было внесено. Впредь обязуются привести рекламу в соответствие с требованиями законодательства и ужесточить контроль за требованиями законодательства рекламе.
Заведующий салон «Оптика» ООО "Перспектива Фарм" Мальковская Т.М., в ходе рассмотрения дела пояснила, что с законодательством о рекламе не была знакома и не знала, что реклама, в которой оказываются медицинские услуги должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Рекламу, распространявшуюся в газетах обязуется привести в соответствие с действующим законодательством, на будущее будем соблюдать требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Комиссия, проанализировав документы и информацию, имеющуюся в материалах дела № 043-09/04 РЗ пришла к выводам:
1. В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Факт распространения рекламы в газете «Возьми программку» от 13.11.2008 года, ООО «Перспектива Фарм» и ООО «Уездный город» не отрицают
2. В статье 3 Закона «О рекламе» приведены следующие понятия:
- рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или содержание рекламы лицо);
- рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Факт того, что ООО «Перспектива Фарм» является рекламодателем – Обществом не отрицается. ООО «Уездный город» также не отрицает того, что является рекламораспространителем и рекламопроизводителем одновременно.
3. Из выше изложенного следует, что рекламодатель - ООО «Перспектива Фарм» предоставил ООО «Уездный город» для изготовления рекламы сведения с отсутствием информации, предусмотренной частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе», т.е. противоречащей требованиям действующего законодательства.
Рекламопроизводитель - ООО «Уездный город» привело информацию, переданную рекламодателем в готовую для распространения виде рекламы форму, при этом информация, предусмотренная частью 7 статьи 24 Закона «О рекламе» в текст рекламы внесена не была. В дальнейшем ООО «Уездный город» - как рекламораспространитель распространяло в печатном издании рекламную информацию следующего содержания: «Салон "ОПТИКА" Аксессуары, Очки для водителей, Компьютерная диагностика, Подбор контактных линз, очков, Тренажерные, компьютерные очки. ул. М.Горького, 2В» с нарушением требований законодательства о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона «О рекламе» - ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия сделала вывод о том, что реклама ООО «Перспектива Фарм», распространявшаяся в печатном издании «Возьми программку» от 13.11.2008 года - является ненадлежащей, так как в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона « О рекламе».
5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе несет:
- рекламодатель – за нарушение требований статьи 24 Закона «О рекламе» (часть 6 статьи 38 Закона «О рекламе»)
- рекламораспространитель - за нарушение требований частей 7, 8 и 11 статьи 24 Закона «О рекламе» (часть 7 статьи 38 Закона «О рекламе»)
- рекламопроизводитель – несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. (часть 8 статьи 38 Закона «О реламе»)
В соответствии со статьей 13 Закона «О рекламе» рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставить документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям законодательству о рекламе, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Так как рекламораспространитель в соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе» несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона «О рекламе», рекламораспространитель обязан проверять размещаемую рекламу на предмет ее соответствия действующему законодательству о рекламе.
Аналогичная позиция высказана Федеральным Арбитражным судом Московской области (Постановление от 29 декабря 2007 года по делу N КФ-Ф40/13435-07).
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламную «Салон "ОПТИКА" Аксессуары, Очки для водителей, Компьютерная диагностика, Подбор контактных линз, очков, Тренажерные, компьютерные очки. ул. М.Горького, 2В» распространяемую ООО «Перспектива Фарм» в газете «Возьми программку» от 13.11.2008 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать ООО «Уездный город» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
- рекламодателя – ООО «Перспектива Фарм»
-рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ООО «Уездный город».
Решение изготовлено в полном объеме 05 мая 2009г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Н. Кирьянов
Члены Комиссии Л.И.Тульская
С.А. Бочков
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 043-09/04РЗ о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
21.04.2009 г. г. Орел
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Кирьянов А.Н., зам. руководителя управления;
Члены Комиссии – Тульская Л.И., специалист – эксперт;
- Бочков С.А. специалист - эксперт
на основании своего решения от 21.04.2009г. по делу № 043-09/04 РЗ о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО «Уездный город» в печатном издании «Возьми программку», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Уездный город» (303800, г. Ливны, ул. Ленина, 26) до 15.05.2009 года прекратить нарушение части 7 статьи 24 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.06г. «О рекламе», а именно: распространять любым способом рекламную информацию, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, с нарушением законодательства РФ о рекламе.
2. ООО «Уездный город», представить в Орловское УФАС России, письменные доказательства исполнение пункта 1 настоящего предписания 19 мая 2009года
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России (территориальный орган ФАС России) вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Н.Кирьянов
Члены Комиссии Л.И. Тульская
С.А. Бочков