Решение б/н Решение по делу №475-15/04 РЗ от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

 

 

                                                                                                 ИП <…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по  делу  № 475-15/04 РЗ

                                                                               

Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря   2015г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря  2015г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии – Гришунова Е.Н., и.о. заместителя руководителя управления;

Члены Комиссии      -Губчевская М.В., ведущий специалист – эксперт;

                                     -Силаев А.В.,  специалист 1 разряда,                                              

рассмотрев дело №475-15/04 РЗ,  возбужденное в отношении ИП <…>

по признакам нарушения  пункта 5 части 2 статьи 21   Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),

 в присутствии:

-  доверенного представителя ИП <…> (доверенность №2 от 21.12.2015г.),

 

 

УСТАНОВИЛА:

           

            В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской    Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.

          Управлением в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований  Закона «О рекламе» хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлен  факт распространения наружной рекламы,  а именно:

          По адресу: г.Орел, ул. М.Горького, 50 расположен жилой дом, на первом этаже которого расположено  торговое помещение «Пивмаг» в оформлении  фасада которого использованы  рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:

      Текстовая составляющая рекламы:

       Центральный фасад (вход в торговое помещение)

     «ПивМаг» ( щит –вывеска  над входом в торговое помещение).

 

«Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль. Более 30 сортов. Квас. Лимонад. Рыба (рекламный щит слева от входа).

 

«Сегодня акция. 2 л-159 руб.» (рекламная растяжка в оформлении лестницы перед входом в торговое помещение).

 

«Всегда свежее, холодное разливное и бутылочное» (рекламная растяжка в оформлении лестницы справа от входа в торговое помещение).

      

      Графическая  составляющая рекламы:

В оформлении рекламной конструкции использованы изображения  колосьев пшеницы, шишек хмеля, присутствует  изображение наполненного  пивного бокала   с характерной пеной сверху и надписью «ПивМаг».

         

        Слева от входа размещена следующая информация:

        «ИП <…>

        ПивМаг

        Режим работы: 10.00-23.00. Без перерыва и выходных».

(далее- реклама «ПивМаг»).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе»  - реклама -это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:

1.1.     распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: информация  «ПивМаг» распространялась  посредством размещения на конструкциях, использующихся  в оформлении  фасада  торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.

1.2.     адресуется неопределенному кругу лиц

Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была  представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.

1.3.     направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.

В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:

объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес к магазину  «ПивМаг» и  реализуемому в нем товару - в данном случае – алкогольной продукции-пиву, так как  в самом тексте размещаемой  информации присутствовало  наименование марок и стран производителей  алкогольных напитков (пива) «Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль». Изображение  пивного бокала с белой пеной сверху, могло вызвать   ассоциацию у потребителей с определенным напитком – пивом. Эффект отождествления усиливался  и самим названием магазина «ПивМаг», которое у большинства потребителей также могло вызвать  ассоциацию с  алкогольной продукцией- пивом. 

Таким образом,  информация, размещенная на конструкциях  на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50 содержит сведения рекламного характера, то есть является рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара  и  товару, а именно –магазину «ПивМаг» и  реализуемой в нем, в том числе,  алкогольной продукции -пиву.   

 

Рекламодатель и рекламораспространитель – ИП <…>.

В соответствии с пунктом 5  части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Реклама «ПивМаг», в том числе, алкогольной продукции-пива,  размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  щитов на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.

 

В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:

- ответственность за нарушение пункта  5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.

 

          02.12.2015 года Управлением в отношении ИП <…>  по признакам нарушения пункта 5 части 2   статьи 21  Закона «О рекламе» было возбуждено дело №475-15/04РЗ.

   

Рассмотрение дела №475-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на  22.12.2015г.

22.12.2015 г.  для участия в рассмотрении дела №475-15/04 РЗ прибыл доверенный представитель <…> <…> (доверенность №2 от 21.12.2015г.).

Представитель ИП <…>,   в рамках рассмотрения дела  №475-15/04 РЗ, факт нарушения индивидуальным предпринимателем законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе»,  не отрицал.

Представитель ИП <…> пояснил, что нарушение требований законодательства РФ о рекламе произошло из-за неверного трактования  требований Закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции.

По вопросу,  кто является рекламопроизводителем указанной рекламы,  представитель ИП <…> не смог дать пояснений, так как письменный договор с рекламопроизводителем не заключался, расчет производился наличным путем.

В настоящее время реклама «Пивмаг» продолжает распространяться.

 

Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела №475-15/04 РЗ, заслушав пояснения лица, участвующего в деле,  пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама «Пивмаг»,  размещенная на конструкциях  на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже  жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50,   имела целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара  и  товару, а именно –магазину «ПивМаг» и  реализуемой в нем, в том числе,  алкогольной продукции -пиву.

В самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок (сортов) алкогольных напитков (пива)- «Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль».

Указанный факт подтверждается имеющимся в  материалах дела ассортиментным перечнем товаров, реализуемых в магазине «Пивмаг», согласно которому ИП <…>, реализует, в том числе, следующие сорта  разливного пива: чешское, чешское светлое нефильтрованное, чешское темное нефильтрованное, бельгийское, немецкое, ирландский эль.

   Таким образом, по мнению Комиссии, информация,  размещенная на рекламных щитах на фасаде  торгового помещения «Пивмаг»,  по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50 содержит сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).

Факт распространения рекламы алкогольной продукции -пива  ИП <…> не оспаривался, что подтверждается письменными пояснениями, имеющимися  в материалах дела, а также  устными пояснениями стороны по делу,  в рамках заседания Комиссии.

 

         2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе»  реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

       

        Реклама алкогольной продукции «Пивмаг» размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  щитов на фасаде торгового помещения «Пивмаг»,  по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.

 

3. Статьей 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем   указанной рекламы является ИП <…> Рекламопроизводитель в рамках рассмотрения дела не установлен.

 

4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Реклама алкогольной продукции «Пивмаг» размещалась с  использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных  щитов на фасаде торгового помещения «Пивмаг»,  по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.

 

Указанная реклама  противоречила требованиям пункта 5 части 2  статьи 21 Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.

 

5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» за нарушение пункта 5 части 2  статьи 21   Закона «О рекламе» несет ответственность  рекламораспространитель.

 

6. Таким образом, ИП <…>, как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе».

 

7. В ходе заседания Комиссии установлено, что в настоящее время реклама «Пивмаг»  продолжает распространяться.

 

8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции «Пивмаг», распространяемую  ИП <…>,  поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2  статьи 21 Закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <…> предписание  о прекращении  нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21  Закона «О рекламе».

 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении  ИП <…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                            Е.Н.Гришунова

Члены Комиссии                                                                         М.В. Губчевская                                     

                                                                                           А.В.Силаев

                                                                                                                                                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны