Решение б/н Решение по делу №475-15/04 РЗ от 31 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказное с уведомлением о вручении
ИП <…>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 475-15/04 РЗ
Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2015г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гришунова Е.Н., и.о. заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии -Губчевская М.В., ведущий специалист – эксперт;
-Силаев А.В., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело №475-15/04 РЗ, возбужденное в отношении ИП <…>
по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в присутствии:
- доверенного представителя ИП <…> (доверенность №2 от 21.12.2015г.),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Управлением в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона «О рекламе» хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлен факт распространения наружной рекламы, а именно:
По адресу: г.Орел, ул. М.Горького, 50 расположен жилой дом, на первом этаже которого расположено торговое помещение «Пивмаг» в оформлении фасада которого использованы рекламные конструкции в виде щитов с информацией следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
Центральный фасад (вход в торговое помещение)
«ПивМаг» ( щит –вывеска над входом в торговое помещение).
«Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль. Более 30 сортов. Квас. Лимонад. Рыба (рекламный щит слева от входа).
«Сегодня акция. 2 л-159 руб.» (рекламная растяжка в оформлении лестницы перед входом в торговое помещение).
«Всегда свежее, холодное разливное и бутылочное» (рекламная растяжка в оформлении лестницы справа от входа в торговое помещение).
Графическая составляющая рекламы:
В оформлении рекламной конструкции использованы изображения колосьев пшеницы, шишек хмеля, присутствует изображение наполненного пивного бокала с характерной пеной сверху и надписью «ПивМаг».
Слева от входа размещена следующая информация:
«ИП <…>
ПивМаг
Режим работы: 10.00-23.00. Без перерыва и выходных».
(далее- реклама «ПивМаг»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» - реклама -это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: информация «ПивМаг» распространялась посредством размещения на конструкциях, использующихся в оформлении фасада торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" от 08.10.2012 N 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес к магазину «ПивМаг» и реализуемому в нем товару - в данном случае – алкогольной продукции-пиву, так как в самом тексте размещаемой информации присутствовало наименование марок и стран производителей алкогольных напитков (пива) «Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль». Изображение пивного бокала с белой пеной сверху, могло вызвать ассоциацию у потребителей с определенным напитком – пивом. Эффект отождествления усиливался и самим названием магазина «ПивМаг», которое у большинства потребителей также могло вызвать ассоциацию с алкогольной продукцией- пивом.
Таким образом, информация, размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50 содержит сведения рекламного характера, то есть является рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно –магазину «ПивМаг» и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции -пиву.
Рекламодатель и рекламораспространитель – ИП <…>.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама «ПивМаг», в том числе, алкогольной продукции-пива, размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.
В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:
- ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
02.12.2015 года Управлением в отношении ИП <…> по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» было возбуждено дело №475-15/04РЗ.
Рассмотрение дела №475-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 22.12.2015г.
22.12.2015 г. для участия в рассмотрении дела №475-15/04 РЗ прибыл доверенный представитель <…> <…> (доверенность №2 от 21.12.2015г.).
Представитель ИП <…>, в рамках рассмотрения дела №475-15/04 РЗ, факт нарушения индивидуальным предпринимателем законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе», не отрицал.
Представитель ИП <…> пояснил, что нарушение требований законодательства РФ о рекламе произошло из-за неверного трактования требований Закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции.
По вопросу, кто является рекламопроизводителем указанной рекламы, представитель ИП <…> не смог дать пояснений, так как письменный договор с рекламопроизводителем не заключался, расчет производился наличным путем.
В настоящее время реклама «Пивмаг» продолжает распространяться.
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела №475-15/04 РЗ, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама «Пивмаг», размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения «ПивМаг» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50, имела целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно –магазину «ПивМаг» и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции -пиву.
В самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок (сортов) алкогольных напитков (пива)- «Немецкое, Чешское, Бельгийское, Баварское, Венское, Эль».
Указанный факт подтверждается имеющимся в материалах дела ассортиментным перечнем товаров, реализуемых в магазине «Пивмаг», согласно которому ИП <…>, реализует, в том числе, следующие сорта разливного пива: чешское, чешское светлое нефильтрованное, чешское темное нефильтрованное, бельгийское, немецкое, ирландский эль.
Таким образом, по мнению Комиссии, информация, размещенная на рекламных щитах на фасаде торгового помещения «Пивмаг», по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50 содержит сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).
Факт распространения рекламы алкогольной продукции -пива ИП <…> не оспаривался, что подтверждается письменными пояснениями, имеющимися в материалах дела, а также устными пояснениями стороны по делу, в рамках заседания Комиссии.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама алкогольной продукции «Пивмаг» размещается с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов на фасаде торгового помещения «Пивмаг», по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.
3. Статьей 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ИП <…> Рекламопроизводитель в рамках рассмотрения дела не установлен.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама алкогольной продукции «Пивмаг» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов на фасаде торгового помещения «Пивмаг», по адресу: г.Орел, ул.Горького, 50.
Указанная реклама противоречила требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.
5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.
6. Таким образом, ИП <…>, как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
7. В ходе заседания Комиссии установлено, что в настоящее время реклама «Пивмаг» продолжает распространяться.
8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции «Пивмаг», распространяемую ИП <…>, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <…>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Н.Гришунова
Члены Комиссии М.В. Губчевская
А.В.Силаев