Решение б/н Решение по делу №483-15/04 РЗ от 31 декабря 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказное с уведомлением о вручении
Руководителю ООО «Компаньон»
302014, г.Орел, б-р Молодежи, д.4, пом.250
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 483-15/04 РЗ
Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2015г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2015г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – Гришунова Е.Н., и.о. заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии -Губчевская М.В., ведущий специалист – эксперт;
-Силаев А.В., специалист 1 разряда,
рассмотрев дело №483-15/04 РЗ, возбужденное в отношении ООО «Компаньон» (ОГРН 1145749009196, ИНН5752203567; 302014, г.Орел, Бульвар Молодежи, д.4, пом.250) по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального Закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в присутствии:
- директора ООО «Компаньон» <…>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Управлением в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона «О рекламе» хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, был выявлен факт распространения наружной рекламы, а именно:
По адресу: г.Орел, ул. Лескова, д.3 расположен жилой дом, на первом этаже которого расположено торговое помещение «Трактир», в оформлении фасада которого использованы конструкции в виде баннеров, прикрепленных к металлическим каркасам с информацией следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
Центральный фасад (рядом со входом в торговое помещение)
«ТРАКТИРЪ. Всегда свежее и натуральное РАЗЛИВНОЕ. Понедельник-четверг OPEN 11:00 CLOSED 24:00. Пятница, суббота, воскресенье OPEN 11:00 CLOSED 03:00»
Растяжка на ограждении лестницы, ведущей в подвальное помещение.
«Зал дегустаций. Просмотр спортивных трансляций. 40 мест».
Три растяжки, расположенных последовательно друг за другом по горизонтали вдоль фасада здания, справа от входа в торговое помещение
- НАПИТКИ разливные холодные свежие живые
- РЫБА всякая вкусная вяленая копченая
- Чешское жигулевское венское бирховен канцлеръ ягер спиртные напитки разливные вина лимонады квас.
Вывеска слева от входа в торговое помещение
ООО «Компаньон». Закусочная «Трактир». Время работы: пн-чт, вс.11.00-24.00, пт-сб.11.00-01.00. без перерыва и выходных. г.Орел, ул.Лескова, 3 ОГРН:1145749009196, ИНН5752203567
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона «О рекламе» - реклама -это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
Из данной нормы Закона «О рекламе» следует, что квалифицирующими признаками рекламы являются:
1.1. распространяется любым способом, в любой форме и любыми средствами: вышеуказанная информация распространялась посредством размещения на конструкциях, использующихся в оформлении фасада торгового помещения «Трактир» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
1.2. адресуется неопределенному кругу лиц
Данная информация распространялась для круга лиц, который заранее не был определен в качестве конкретной стороны. Из указанной рекламной информации следовало, что информация была представлена всем потребителям, а не конкретно определившемуся лицу.
1.3. направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке.
В статье 3 Закона «О рекламе» приведены понятия:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама);
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Данная информация обращала внимание и поддерживала интерес к магазину-закусочной «Трактир» и реализуемому в нем товару, в данном случае – алкогольной продукции, в том числе пиву, так как в самом тексте размещаемой информации присутствовало наименование марок и стран производителей алкогольных напитков (пива) Чешское, жигулевское, венское, бирховен, канцлеръ, ягер, а также слова спиртные напитки, разливные вина (иная алкогольная продукция).
Таким образом, информация, размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения «Трактир» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3 содержала сведения рекламного характера, то есть являлась рекламой, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно –магазину-закусочной «Трактир» и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции (пиву).
(далее- реклама «Трактир»)
Рекламодатель и рекламораспространитель – ООО «Компаньон» (ОГРН 1145749009196, ИНН5752203567; 302014, г.Орел, Бульвар Молодежи, д.4, пом.250).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама «Трактир», в том числе, алкогольной продукции, размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных конструкций на фасаде торгового помещения «Трактир» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3.
В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:
- ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
10.12.2015 года Управлением в отношении ООО «Компаньон» по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» было возбуждено дело №483-15/04РЗ.
Рассмотрение дела №483-15/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 24.12.2015г.
24.12.2015 г. для участия в рассмотрении дела №483-15/04 РЗ прибыла директор ООО «Компаньон» <…>.
Директор ООО «Компаньон», в рамках рассмотрения дела №483-15/04 РЗ, факт нарушения Обществом законодательства РФ о рекламе, а именно пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе», не отрицала.
Директор ООО «Компаньон» пояснила, что нарушение требований законодательства РФ о рекламе произошло из-за недостаточного знания требований Закона «О рекламе» к рекламе алкогольной продукции.
По вопросу, кто является рекламопроизводителем указанной рекламы, директор ООО «Компаньон» пояснила, что в материалах дела имеется договор №07 от 06 марта 2015 года, согласно которому ООО «РекАрт» (рекламопроизводитель) изготовило рекламные конструкции согласно требований Заказчика (ООО «Компаньон»).
Также директор ООО «Компаньон» пояснила, что в настоящее время Обществом демонтирован баннер с наименованиями и марками алкогольной продукции. Доказательства (фотографии) представлены в материалы дела.
Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела №483-15/04 РЗ, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама «Трактир», размещенная на конструкциях на фасаде торгового помещения «Трактир» на первом этаже жилого дома по адресу: г.Орел, ул. Лескова, 3 имела целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к продавцу товара и товару, а именно –магазину-закусочной «Трактир» и реализуемой в нем, в том числе, алкогольной продукции –пиву и иной алкогольной продукции.
В самом тексте рекламной информации присутствовало наименование марок (сортов) алкогольных напитков (пива) «Чешское жигулевское венское бирховен канцлеръ ягер».
Указанный факт подтверждается имеющимся в материалах дела ассортиментным перечнем товаров, реализуемых в магазине-закусочной «Трактир», согласно которому ООО «Компаньон», реализует, в том числе, следующие сорта пива: Чешское разливное, Жигулевское, Жигулевское разливное, Венское, Бирховен, Канцлеръ, Ягер.
Таким образом, по мнению Комиссии, информация, размещенная на рекламных щитах на фасаде торгового помещения «Трактир», по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3 содержала сведения рекламного характера, в том числе, алкогольной продукции (пива).
Факт распространения рекламы алкогольной продукции -пива ООО «Компаньон» не оспаривался, что подтверждается письменными пояснениями, имеющимися в материалах дела, а также устными пояснениями стороны по делу, в рамках заседания Комиссии.
2. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:
- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Реклама алкогольной продукции «Трактир» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов на фасаде торгового помещения «Трактир», по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
3. Статьей 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Компаньон», которое определило объект рекламирование и содержание рекламы «Трактир», а также осуществляло ее распространение на фасаде торгового помещения по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3 Рекламопроизводителем рекламы «Трактир» является ООО «РекАрт», так как именно указанное Общество изготовило рассматриваемые рекламные конструкции. Однако, в действиях ООО «РекАрт», как рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как содержание рекламы было определено ООО «Компаньон» и согласовано с ним при производстве рекламы. Никакой дополнительной информации ООО «РекАрт» самостоятельно в рекламу не вносило.
4. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Реклама алкогольной продукции «Трактир» размещалась с использованием технических средств стабильного территориального размещения – рекламных щитов на фасаде торгового помещения «Трактир», по адресу: г.Орел, ул.Лескова, 3.
Указанная реклама противоречила требованиям пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.
5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе» за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.
6. Таким образом, ООО «Компаньон», как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
7. В ходе заседания Комиссии установлено, что в настоящее время Обществом демонтирован баннер с наименованиями и марками алкогольной продукции. Доказательства (фотографии) представлены в материалы дела реклама
8. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции «Трактир», распространяемую ООО «Компаньон», поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения требований пункта 5 части 2 статьи 21 Закона «О рекламе» ООО «Компаньон» не выдавать в связи с устранением допущенного нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Компаньон».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.Н.Гришунова
Члены Комиссии М.В. Губчевская
А.В.Силаев