Решение №3172/02 Комиссия признала факт нарушения перевозчиками г. Мценска Ор... от 2 июля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/11-75/2019

г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2019 г.

В полном объеме решение изготовлено 02.07.2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 057/01/11-75-2019 по признакам нарушения ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании ответчиков: <…>, представителя ИП <2> по доверенности от 14.03.2019 № 1; <…>, представителя ИП <3> по доверенности от 18.03.2019 № 1;

в отсутствии ИП <1>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения заседания;

при участии: <…>, представителя Мценской межрайонной прокуратуры,

УСТАНОВИЛА:

Дело было возбуждено в соответствии с приказом Орловского УФАС России от 18.02.2019 № 12 на основании поступивших в Управление материалов Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области (письмо от 14.02.2019 исх. № 18-2019) на действия индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги регулярных перевозок на территории г. Мценска Орловской области, выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к одновременному росту стоимости проезда в городском пассажирском транспорте.

Согласно поступившей информации плата за проезд с 01 февраля 2019 года одновременно на всех маршрутах в городе Мценске Орловской области возросла с 17 рублей до 20 рублей.

Повышение произошло по следующим маршрутам: № 1 обслуживают ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>; № 2, № 3, № 4 обслуживают ИП <1>, ИП <2>; № 5, № 6, № 10А обслуживает ИП <3>; № 7, № 7А обслуживает <1>, № 10 обслуживают ИП <2>, ИП <3>.

Определением от 19.02.2019 дело назначено к рассмотрению.

Определениями от 18.03.2019, 15.04.2019, 28.04.2019 рассмотрение дела откладывалось.

Определением от 18.03.2019 к участию в рассмотрения дела привлечена Администрация г. Мценска в качестве лица, располагающего сведениями.

Определением от 08.05.2019 срок рассмотрения дела продлевался.

В ходе рассмотрения дела № 057/01/11-75/2019 Орловским УФАС России у перевозчиков запрашивалась информация: о причинах повышения платы за проезд; о применяемом налоговом режиме; документы, подтверждающие право владения, пользования, распоряжения транспортными средствами, используемыми при перевозке пассажиров; карты маршрутов; об используемых на транспортных средствах при перевозке пассажиров видах топлива; о затратах на перевозку пассажиров по каждому маршруту.

До возбуждения дела и в процессе рассмотрения дела антимонопольным органом получены следующие доказательства по делу.

Письмо Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области от 14.02.2019 № 18-2019.

Письма Администрации г. Мценска от 11.03.2019 № 325 (ЭП), от 08.04.2019 № 19-324, от 07.05.2019 № 19-454 в которых содержатся информация и пояснения о нормативных правовых актах, принятых Администрацией и касающихся организации перевозки пассажиров и багажа, о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение транспортного обслуживания населения по муниципальным регулируемым автобусным маршрутам, о возможности компенсации за счет местного бюджета недополученных доходов перевозчиков, связанных с предоставлением ими льгот на проезд отдельным категориям граждан.

Письмами ИП <1> б/н, вх. № 1470 от 07.03.2019, вх. № 2298 от 09.04.2019, вх. № 2878 от 30.04.2019, которыми представлены сведения о причинах, повлиявших на повышение тарифа; о затратах за день работы 1 транспортного средства по каждому маршруту; копии паспортов маршрутов; ведомости распределения денежных средств от реализации проездных билетов за 2018 год, январь-апрель 2019 года.

Письмами ИП <2> б/н, вх. № 1504 от 11.03.2019, вх. № 2227 от 08.04.2019, вх. № 3047 от 13.05.2019, которыми представлены сведения о структуре тарифа на проезд в автобусах предпринимателя по маршрутам регулярных перевозок в 2018 году, феврале 2019 года, копии паспортов автобусных маршрутов; выручке, полученной предпринимателем от реализации проездных билетов .

Письмами ИП <3>б/н, вх. № 1521 от 11.03.2019, вх. № 2324 от 10.04.2019, вх. № 3054 от 13.05.2019, которыми представлены: расчет затрат на перевозку 1 пассажира в 2018 году и феврале 2019 года по каждому маршруту, на котором предпринимателем осуществляются пассажирские перевозки; копии паспортов автобусных маршрутов; информация о количестве и сумме реализованных проездных билетов, порядке распределения денежных средств, полученных от реализации проездных билетов.

Согласно письменным пояснениям перевозчиков повышение стоимости проезда обусловлено возрастающими затратами на автомобильное топливо, ГСМ и запасные части, увеличением расходов на заработную плату, ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения; и прочими экономическими причинами, в том числе дополнительными обязательствами по оснащению транспортных средств тахографами и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела (заседание Комиссии 28.05.2019) перевозчиками были заявлено, что они не конкурируют между собой, а являлись конкурентами лишь в момент участия в конкурсе на право заключения договора на выполнение транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах города Мценска, проводимом Администрацией в октябре 2014 года.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об организации пассажирских перевозок). Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:

- регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

- регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст. 20 Закон об организации пассажирских перевозок).

Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен статьей 15 Закона об организации пассажирских перевозок.

Администрацией г. Мценска Орловской области в соответствии со статьей 16 Закона об организации пассажирских перевозок, во исполнение постановления администрации города Мценска от 06.04.2011 № 260 «Об организации транспортного обслуживания населения города Мценска», на основании постановления администрации города Мценска от 25.09.2014 № 960 «Об организации конкурса на право заключения договора на выполнение транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах города Мценска» в октябре 2014 года проведен открытый конкурс по определению перевозчиков в целях заключения с ними договоров на право транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах города Мценска Орловской области.

По результатам конкурса 10.11.2014 года договоры на выполнение транспортного обслуживания населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах города Мценска Орловской области были заключены со следующими хозяйствующими субъектами:

  1. ИП <1>;
  2. ИП <2>;
  3. ИП <3>.
  4. Сроки действия заключенных с перевозчиками договоров на транспортное обслуживание населения по муниципальным регулярным автобусным маршрутам в границах города Мценска - до 15.11.2017 года.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона об организации пассажирских перевозок право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона об организации пассажирских перевозок по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет. Если до истечения срока действия указанных свидетельств и карт данного маршрута не наступят обстоятельства, предусмотренные пунктом 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 либо пунктом 4 части 2 статьи 19 Закона об организации пассажирских перевозок, действие указанных свидетельства и карт данного маршрута продлевается на срок не менее чем пять лет. Количество таких продлений не ограничено.

Администрацией г. Мценска Орловской области перевозчикам выданы карты маршрутов и свидетельства об осуществлении перевозок по регулярным муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

В материалы дела представлены свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрутов регулярных перевозок сроком действия до ноября 2022 года.

Муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах города Мценска Орловской области устанавливаются, изменяются администрацией города Мценска в соответствии с постановлением администрации города Мценска от 31.12.2015 года № 1384 «Об утверждении Положения об организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок».

В материалах дела имеется реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, осуществляемых на территории г. Мценска Орловской области по нерегулируемым тарифам, на которых должны были бы конкурировать хозяйствующие субъекты - перевозчики пассажиров.

В 2018 году стоимость проезда, установленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку пассажиров и багажа по регулярным маршрутам на территории города Мценска Орловской области по нерегулируемым тарифам, составляла 17 рублей (протокол собрания перевозчиков г. Мценска от 11.12.2017).

18.01.2019 года было проведено собрание перевозчиков города Мценска Орловской области в составе: ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>, на котором обсуждался вопрос о целесообразности повышения тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городе Мценске Орловской области. Индивидуальными предпринимателями вносились следующие предложения: <1> предлагал повысить тариф до 20 рублей, <2> – до 21 рубля, <3> – повысить тариф на маршруте № 6 до 22 рублей.

В результате договоренности перевозчиками было принято решение о повышении тарифа с 01.02.2019 года до 20 рублей (указанное соглашение было подписано всеми участниками собрания). Достигнутое между предпринимателями (субъектами – конкурентами) соглашение (протокол от 18.01.2019) было реализовано: стоимость проезда за одну поездку, за провоз 1 места багажа в городе Мценске Орловской области с 01.02.2019 и до момента рассмотрения дела составляет 20 рублей, т.е повысилась на три рубля.

Кроме того, индивидуальные предприниматели: <1>, <2>, <3> осуществляют перевозку пассажиров по проездным билетам. Стоимость проездного билета составляет: для льготных категорий граждан - 650 рублей, для школьников – 550 рублей, для граждан, не имеющих льгот – 750 рублей. Стоимость проездных билетов была установлена совместно индивидуальными предпринимателями указанным соглашением от 18.01.2019.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. При этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основным видом деятельности индивидуальных предпринимателей <1>, <3>, является деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД 49.31.2), индивидуального предпринимателя <2> - деятельность сухопутного пассажирского транспорта: внутригородские и пригородные перевозки пассажиров (ОКВЭД 49.31).

Исходя из вышеизложенного, указанные индивидуальные предприниматели осуществляют однородные виды деятельности на рынке внутригородских перевозок пассажиров, являются конкурентами по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона о защите конкуренции и должны самостоятельно устанавливать тарифы на проезд, а не договариваться друг с другом.

Аналогичное поведение перевозчиков города Мценска Орловской области (индивидуальных предпринимателей) наблюдалось и при установлении размера стоимости проезда на регулярных автобусных маршрутах г. Мценска Орловской области на 2018 год (протокол собрания перевозчиков г. Мценска от 11.12.2017).

В ходе рассмотрения дела Орловским УФАС России проведен обзор по результатам анализа состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Мценска Орловской области.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории г. Мценска Орловской области установлено следующее:

  1. Временной интервал исследования – 2018 год;
  2. Продуктовые границы рынка: регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам;
  3. Географические границы рынка: территория г. Мценска Орловской области в границах дублирования маршрутов №1, 2, 3, 4, 6, 7, 7А, 10, 10А;
  4. Наличие конкурентных отношений.

Функциональное назначение услуги по пассажирским перевозкам – это доставка пассажира из одного пункта в другой. При этом к свойствам данного товара можно отнести – маршрут следования, время отправления автобуса, регулярность осуществления рейсов, степень комфортности автобусов. Тем не менее, для любого пассажира основным свойством, определяющим выбор, является именно маршрут следования, поскольку оно вытекает из функционального назначения рассматриваемой услуги, в тоже время одному и тому же потребителю ежедневно необходимо перемещаться в разные части города. Автобусные маршруты в г. Мценске соединяют собой следующие части города: Микрорайон «В», Железнодорожный вокзал, Нефтебаза, Микрорайон Коммаш, МСК, завод Текмаш, Агролицей, Кладбище.

Каждый из перевозчиков, являясь профессиональным участником рынка оказания услуг регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, по результатам открытого конкурса, проводимого органами местного самоуправления, может получить свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута.

Следовательно, деятельность каждого из перевозчиков не ограничена пределами пролегания конкретного муниципального маршрута регулярных перевозок. Каждый из перевозчиков, осуществляя деятельность на территории г. Мценска Орловской области, находится в конкурентных отношениях с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории г. Мценска Орловской области.

Согласно Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок, утвержденного постановлением администрации г. Мценска от 31.12.2015 № 1383 на территории г. Мценска Орловской области действует 10 автобусных маршрутов: №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 7А, 10, 10А.

На маршруте № 1 (Микрорайон «В» - Вокзал) перевозку осуществляют: ИП <1>, ИП <2>, ИП <3>.

На маршруте № 2 (Микрорайон «В» - Нефтебаза) перевозку осуществляют: ИП <1>, ИП <2>.

На маршруте № 3 (Микрорайон «В» - МСК) перевозку осуществляют: ИП <1>, ИП <2>.

На маршруте № 4 (Микрорайон «В» - Болховская) перевозку осуществляют: ИП <1>, ИП <2>.

На маршруте № 5 (Коммаш - Вокзал) перевозку осуществляет ИП <3>.

На маршруте № 6 (Вокзал - Агролицей) перевозку осуществляет ИП <3>.

На маршруте № 7 (Текмаш – МСК) перевозку осуществляет ИП <1>.

На маршруте № 7А (Текмаш – Коммаш) перевозку осуществляет ИП <1>.

На маршруте № 10 (Микрорайон «В» - Коммаш - МСК) перевозку осуществляют: ИП <2>, ИП <3>.

На маршруте № 10А (Микрорайон «В» - Коммаш) перевозку осуществляет ИП <3>.

При сопоставлении траекторий движения по указанным маршрутам установлено, что остановочные пункты маршрутов частично дублируются и потребители могут заменить одни из указанных маршрутов другим в границах дублирования маршрутов.

Маршрут № 1 частично дублируется следующими маршрутами:

- маршрутом № 2 в границах следующих остановочных пунктов: магазин «Одежда», Вещевой рынок, Автостанция, Новосильский переулок, рынок Райпо, ДК «Металлург», Кинотеатр;

- маршрутом № 3 в границах следующих остановочных пунктов: магазин «Одежда», Вещевой рынок, Автостанция, Новосильский переулок, рынок Райпо;

- маршрутом № 4 в границах следующих остановочных пунктов: магазин «Одежда», Вещевой рынок, Автостанция, Новосильский переулок, рынок Райпо, ДК «Металлург», Кинотеатр;

- маршрутом № 6 в границах следующих остановочных пунктов: Кинотеатр, ул. А.Рева, школа № 6;

- маршрутом № 10 в границах следующих остановочных пунктов: магазин «Одежда», Вещевой рынок, Автостанция, Новосильский переулок, рынок Райпо;

- маршрутом № 10А в границах следующих остановочных пунктов: магазин «Одежда», Вещевой рынок, Автостанция, Новосильский переулок, рынок Райпо.

Маршрут № 7 частично дублируется следующими маршрутами:

- маршрутом № 10 в границах следующих остановочных пунктов: АО «Пищевик», ул. Кочергина, завод Коммаш, ДРСУ № 3, Стрелецкая слобода, МСК;

- маршрутом № 10А в границах следующих остановочных пунктов: АО «Пищевик», ул. Кочергина, завод Коммаш, ДРСУ № 3, Стрелецкая слобода, МСК.

Следовательно, конкурентные отношения возникают у ИП <1> и ИП <2> на маршрутах №№ 1, 2, 3, 4; у ИП <1> и ИП <3> в границах дублирования маршрутов №№ 7, 7А, 10, 10А; у ИП <2> и ИП <3> на маршрутах №№ 1, 10 и в границах дублирования маршрута № 10А.

Таким образом, довод индивидуальных предпринимателей, озвученный на заседании Комиссии о том, что они не являются конкурентами, не соответствует действительности.

Кроме того, утверждение перевозчиков о том, что установление тарифа на проезд и провоз багажа в одном размере для всех перевозчиков г. Мценска и подписание соответствующего документа было инициировано администрацией г. Мценска, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения. Никаких документов, подтверждающих данное утверждение, в материалы дела не представлено.

Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав). Согласно части 1 статьи 1 Устава отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные рассматриваемым Законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 9 статьи 2 Устава под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Устава под перевозчиком понимается, в том числе индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 3 Закона об организации пассажирских перевозок регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (часть 1 статьи 50 ГК РФ). Установление цены проезда в размере 20 рублей тех перевозчиков, себестоимость одного проезда которых более 20 рублей, не отвечает модели поведения коммерческой организации, действующей самостоятельно и исключительно в своих интересах. Как следует из представленных индивидуальными предпринимателями сведений, затраты на перевозку пассажиров у перевозчиков различны.

Что касается перевозки граждан по единым социальным проездным билетам, то следует отметить, что одной из особенностей регулярных перевозок по регулируемым тарифам является предоставление пассажирам всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам предоставление указанных льгот не предусмотрено.

В целях обеспечения транспортной доступности законодатель на федеральном уровне установил возможность предоставления льгот на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в рамках сотрудничества органов власти соответствующего уровня и перевозчиков.

Льгот ы на проезд могут быть предоставлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления за счет соответствующих бюджетов. Для перевозчиков в таком случае будут предусмотрены компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. Размеры такой компенсации должны быть согласованы с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту (ст. 20 Закона об организации пассажирских перевозок).

В то же время, федеральное законодательство не обязывает перевозчика предоставлять льготы на проезд по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, поэтому решение о предоставлении льгот на проезд на данных маршрутах принимается перевозчиком, исходя из финансовых возможностей транспортной организации.

Как следует из письма Администрации г. Мценска от 07.05.2019 № 19-454, администрацией неоднократно направлялись обращения к перевозчикам г. Мценска, в которых им было рекомендовано обратиться в Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области с заявлением для заключения договора на предоставление в 2019 году субсидий за счет средств областного бюджета, в целях компенсации части потерь в доходах перевозчиков при предоставлении отдельным категориям граждан права проезда по единым социальным проездным билетам по городским маршрутам города Мценска Орловской области. Однако по вопросу компенсации якобы недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в адрес администрации г. Мценска перевозчики не обращались.

Денежные средства, полученные от реализации проездных билетов, по согласованию между перевозчиками (индивидуальными предпринимателями), делятся между ними в процентном отношении в зависимости от количества маршрутов, рентабельности маршрутов (за «слабые» маршруты из общих средств дополнительно выделяются дотации), количества транспортных средств.

Из вышеуказанного следует, что конкуренты пришли к соглашению о необходимости одновременного изменения на одинаковую величину стоимости проезда и провоза багажа для достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения.

Ввиду конкурентного характера взаимоотношений между указанными хозяйствующими субъектами – перевозчиками, они не должны совершать действия, по заключению антиконкурентного соглашения, приводящего к последствиям, указанным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

31.05.2019 Орловским УФАС России подготовлено Заключение об обстоятельствах дела № 057/01/11-75/2019, согласно которому в действиях индивидуальных предпринимателей усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Копия Заключения об обстоятельствах дела направлена участникам дела посредством Почты России.

ИП <1> и ИП <3> свои возражения на заключение об обстоятельствах дела № 057/01/11-75/2019 не представили.

ИП <2> представлены возражения на заключение об обстоятельствах дела № 057/01/11-75/2019, из которых следовало следующее.

При принятии решения о подписании протокола собрания перевозчиков об изменении стоимости проезда предприниматель руководствовался следующими факторами: тариф должен быть единым и обеспечивать как стабильную работу общественного транспорта, так и быть доступным для населения.

Предприниматель считает, что Комиссия в Заключении об обстоятельствах дела предлагает для пассажиров, пользующихся услугами пассажирского транспорта в г. Мценске, в зависимости от затрат перевозчика (используемого вида топлива), при проезде по одному маршруту установить разный тариф на проезд. Предприниматель полагает, что в данном случае будет произведена дифференциация, как собственников транспортных средств, в зависимости от используемого вида топлива, так и пассажиров, которые обязаны будут платить разную стоимость за проезд по одному и тому же маршруту на транспортных средствах, ничем не отличающихся друг от друга для потребителя услуги. При этом предприниматель ссылается на часть 1 статьи 19 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которой регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Осуществление регулярных перевозок по разным тарифам противоречит пункту 2 статьи 426 ГК РФ, в котором говорится о том, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Комиссия, отклоняя данный довод, исходит из следующего.

Во-первых, причинами, по которым расходы перевозчиков не могут быть одинаковыми, являются не только разные виды топлива, используемого при перевозках, но и протяженность обслуживаемых маршрутов, количество транспортных средств, используемых на каждом обслуживаемом маршруте, количество персонала и их з/плата, и др.

Затраты (показатели) на оказание услуг по перевозке пассажиров на городских маршрутах, как было установлено в ходе рассмотрения дела, у всех трех предпринимателей различны.

Закон об организации пассажирских перевозок не регулирует порядок ценообразования на услуги регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, действующим законодательством предусмотрено право перевозчиков самостоятельно устанавливать стоимость проезда на таких маршрутах, исходя из затрат, понесенных при оказании данных услуг, и необходимой прибыли. Однако при этом следует учитывать, что такая стоимость должна иметь правовые, экономические, технологические и иные обоснования.

Во вторых, договор перевозки пассажиров является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к числу договоров присоединения.

К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).

Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм.

В силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор.

Договор перевозки пассажиров заключается каждым из перевозчиков с потребителями, которым оказывается услуга по перевозке на том или ином маршруте регулярных перевозок. Каждый конкретный хозяйствующий субъект, индивидуальный предприниматель, заключая публичный договор с потребителями, обязан предоставлять свои услуги (товары) по одному и тому же тарифу (стоимости). Таким образом, довод ИП <2> о том, что тариф (стоимость) одной и той же услуги, предоставляемой несколькими хозяйствующими субъектами по публичным договорам должна быть одинаковой, не соответствует действительности.

С учетом выше изложенного Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 057/01/11-57/2019 о нарушении антимонопольного законодательства квалифицирует действия ИП <1>, ИП <2>, ИП <3> как нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях ИП <1>, выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое привело к одновременному установлению стоимости за проезд маршрутах г. Мценска в размере 20 рублей, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать в действиях ИП <2>, выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое привело к одновременному установлению стоимости за проезд маршрутах г. Мценска в размере 20 рублей, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Признать в действиях ИП <3>, выразившихся в заключении и реализации соглашения, которое привело к одновременному установлению стоимости за проезд маршрутах г. Мценска в размере 20 рублей, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Выдать ИП <1>, предписание о прекращении участия в антиконкурентном соглашении, одновременно установившим тариф на услугу перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г. Мценска с 01.02.2019 в размере 20 рублей.
  5. Выдать ИП <2>, предписание о прекращении участия в антиконкурентном соглашении, одновременно установившим тариф на услугу перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г. Мценска с 01.02.2019 в размере 20 рублей.
  6. Выдать ИП <3> предписание о прекращении участия в антиконкурентном соглашении, одновременно установившим тариф на услугу перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории г. Мценска с 01.02.2019 в размере 20 рублей.
  7. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения вопроса об административной ответственности виновных лиц.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны