Решение №3935/02 Дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонополь... от 23 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева»

302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95

Заинтересованные лица:

  1. ООО «ЧОО «Стрела-2»

302507, Орловская область, Орловский район, д. Конёвка, ул. Металлургов, д. 82, Литер Б Б1, офис 6

       2. ООО ЧОП «ПрофБезопасность»

394018, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Никитинская, д.42, оф.510

РЕШЕНИЕ по делу № 057/01/17-287/2021 

г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 23 июля 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…>.

Члены Комиссии: <…>, врио начальника отдела антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков, <…>, главный государственный инспектор, <…>, главный специалист-эксперт, <…>, специалист-эксперт (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 057/01/17-287/2021 по признакам нарушения ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» (ОГРН: 1025700786462, ИНН: 5752015309, КПП: 575201001; юридический адрес: 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, 95; далее – ОГУ им. И.С. Тургенева, Ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с участием на заседании посредством использования видеоконференцсвязи представителя ОГУ им. И.С. Тургенева Д. (по доверенности), представителя ООО «ЧОО «Стрела-2» Б. (по доверенности), в отсутствие представителя ООО «ЧОП «ПрофБезопасность», надлежащим образом уведомленного о времени рассмотрения дела (уведомление о вручении заказной корреспонденции адресату 25.06.2021),

УСТАНОВИЛА:

31.03.2021 Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке предусмотренном ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) рассмотрела жалобу ООО ЧОП «ПрофБезопасность» на действия Заказчика – ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» при проведении конкурса «Оказание услуг по охране объектов ОГУ им. И.С. Тургенева» (извещение № 32110015855).

Заявитель посчитал, что комиссией Заказчика ему неправильно определены баллы по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» вместо 50 баллов ему присвоено 25 баллов.

Рассмотрев жалобу ООО ЧОП «ПрофБезопасность», Комиссия не нашла оснований считать действия комиссии Заказчика при оценке заявки данного участника противоречащими требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и признала жалобу необоснованной.

Вместе с тем, Комиссия в действиях Заказчика усмотрела признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в неправильном подсчете баллов у второго участника закупки, что привело к неправильному определению победителя.

Однако согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. В связи с этим, Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению жалоб передала материалы дела в другое структурное подразделение Управления - отдел антимонопольного контроля товарных и финансовых рынков, для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии в действиях Заказчика (комиссии Заказчика) признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе в части оценки заявки победителя конкурса по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема».

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Управления от 19.04.2021 № 39 возбуждено дело N 057/01/17-287/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОГУ им. И.С. Тургенева пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе выразившиеся в нарушении порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Определением Орловского УФАС России от 19.04.2021 исх. № 1970/02 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением данного дела, были привлечены ООО ЧОП «ПрофБезопасность» (ИНН 3662114809, ОГРН 1063667263890, место нахождения: г. Воронеж, ул. Никитинская, д. 42, оф. 510), ООО «ЧОО «Стрела-2» (ИНН 5753201107, ОГРН 1135749004490, место нахождения: Орловская обл., Орловский р-н, д. Конёвка, ул. Металлургов, д. 82).

В ходе рассмотрения дела N 057/01/17-287/2021 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Положение о закупке ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», утвержденное заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации С.В. Кузьминым 30.11.2018 (далее – Положение) опубликовано на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг – www.zakupki.gov.ru.

Данное Положение разработано в соответствии с Законом о закупках и регламентирует закупочную деятельность ОГУ им. И.С. Тургенева, устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Для осуществления закупочной деятельности Заказчиком на основании приказа от 11.04.2016 № 91 создана комиссия по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, в том числе в электронной форме, запросов цен, запросов предложений для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения с ними договора на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для удовлетворения нужд ОГУ им. И.С. Тургенева.

20 февраля 2021 г. на сайте www.zakupki.gov.ru ОГУ им. И.С. Тургенева опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32110015855 на оказание услуг по охране объектов ОГУ им. И.С. Тургенева и размещена конкурсная документация.

Начальная (максимальная) цена договора: 35 894 100 руб.

Срок подачи заявок: с 24.02.2021 до 09-00 час. 11.03.2021

Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок: 11.03.2021

Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок, подведение итогов конкурса: 12.03.2021.

В соответствии с пунктом 26 извещения и пунктом 23 раздела I конкурсной документации участниками закупки могут быть только субъекты среднего и малого предпринимательства, соответствующие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участника закупки, к предлагаемым товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1 части 6.1 Закона о закупках документация о конкурентной закупке должна содержать предмет закупки в описании которого указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно части 19 статьи 3.4 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике такого конкурса, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника такого конкурса о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.

До окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 321100015855 поступило две заявки: ООО ЧОП «ПрофБезопасность» и ООО «ЧОО «Стрела-2». Обе заявки были признаны соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с пунктом 28 раздела I Конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлены два критерия:

Критерий 1 – цена договора. Значимость критерия оценки - 50%.

Критерий 2 – квалификация участника. Значимость критерия оценки - 50%.

В состав критерия 2 входят следующие показатели:

    1. Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма. Значимость показателя – 50%.
    2. Обеспеченность участника трудовыми ресурсами. Значимость показателя – 30%.
    3. Квалификация руководителя участника. Значимость показателя – 10%.
    4. Деловая репутация участника. Значимость показателя – 10%.

Порядок определения рейтингов заявок по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» заключается в следующем. Предложение каждого участника закупки по показателю 2.1 оценивается количеством исполненных договоров сопоставимого объема по охране образовательных учреждений высшего образования за период с 2018 г. по 2020 г. При этом стоимость каждого такого договора (контракта) должна составлять не менее 50 % начальной (максимальной) цены договора, на право заключить который проводится настоящий открытый конкурс в электронной форме. Указанные договоры должны быть исполнены без применения штрафных санкций. Подтверждением предложения участника закупки показателю 2.1 является предоставлением им в составе заявки копий исполненных договоров с приложением к каждому из них копий актов оказанных услуг. Баллы выставляются: при наличии более одного контракта (договора) – 100 баллов, при наличии одного контракта (договора) – 50 баллов, при отсутствии контрактов (договоров) – 0 баллов.

Заказчик конкретизировал период исполнения контрактов, который подлежит оценке (2018-2020 гг.). При этом Заказчик не указал дату/период заключения таких договоров, дату/период окончания срока действия договоров. Таким образом, для Заказчика важным являлось только подтверждение факта надлежащего исполнения договора в требуемый период и на необходимую сумму.

Участниками конкурса были поданы следующие ценовые предложения и получены баллы:

ООО ЧОП «ПрофБезопасность» - 32 050 000 руб. (5,36 баллов)

ООО «ЧОО «Стрела-2» - 35 894 100 руб. (0 баллов)

В подтверждение соответствия второму критерию в составе заявки ООО ЧОП «ПрофБезопасноть» было представлено 2 договора:

  1. Договор от 25.12.2014 № 223/К/1, с приложением актов оказанных услуг на сумму 35 280 000 руб., исполненный за период с 1 марта 2015 года по 08 февраля 2018 года.
  2. Договор от 15.03.2018 № 223/К/3, с приложением актов оказанных услуг на сумму 46 440 000 руб., исполненный за период с 15 марта 2018 года по 14 марта 2021 года.

Срок исполнения представленных в заявке ООО ЧОП «ПрофБезопасность» договоров выходит за рамки установленного периода 2018-2020 гг., поэтому с учетом положений подпункта 2.1. пункта 28 раздела I документации оценке подлежали данные документы, исполненные в части установленного в документации периода – с 2018 г. по 2020 г. В соответствии с порядком определения рейтингов заявок по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» закупочной комиссией было установлено, что

  1. за установленный период с 2018 г. по 2020 г. договор от 25.12.2014 № 223/К/1 исполнен на сумму – 1 960 000 руб., что составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора. Следовательно, данный договор не подлежал оценке.
  2. за установленный период с 2018 г. по 2020 г. договор от 15.03.2018 № 223/К/3 исполнен на сумму – 43 304 661,63 руб., что составляет более 50 процентов начальной (максимальной) цены договора. Следовательно, данный договор подлежал оценке.

Заявка данного участника по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» была оценена в 25 баллов.

В заявке второго участника конкурса (ООО «ЧОО «Стрела-2») были представлены следующие договоры с актами оказанных услуг:

  1. Договор от 15 марта 2019 г. № 2019.70519. Срок оказания услуг с 01 апреля 2019 года по 31 марта 2020 г. включительно. За установленный период с 2018 г. по 2020 г. договор выполнен на сумму 20 669 669 руб., что составляет более 50 процентов начальной (максимальной) цены договора. Следовательно, данный договор подлежал оценке.
  2. Договор от 30 марта 2020 г. № 2020.214471. Срок оказания услуг с 01 апреля 2020 года по 31 марта 2021 г. включительно. За установленный период с 2018 г. по 2020 г. договор выполнен на сумму 20 273 904,09 руб., что составляет более 50 процентов начальной (максимальной) цены договора. Следовательно, данный договор подлежал оценке.

Срок исполнения договора № 2020.214471 от 30.03.2020, представленного в составе заявки ООО «ЧОО «Стрела-2», выходит за рамки установленного периода с 2018 г. по 2020 г. Однако оснований не принимать во внимание данный договор у комиссии не было, поскольку формально он соответствовал установленным требованиям: был надлежаще исполнен на необходимую сумму в требуемый период, что подтверждено актами выполненных работ.

Таким образом, заявка ООО «ЧОО «Стрела-2» по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» была оценена в 50 баллов.

Рейтинг критерия «Квалификация участника» определяется как сумма рейтингов показателей данного критерия, умноженная на коэффициент значимости критерия «Квалификация участника» - 0,5.

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому показателю оценки заявки (предложения) участника, предложение которого оценивается.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

Согласно протоколу подведения итогов конкурса № 1989342 от 15.03.2021 победителем конкурса признано ООО «ЧОО «Стрела-2» с итоговым рейтингом 50 баллов (цена – 0 баллов, квалификация – 50 баллов), второе место присвоено ООО ЧОП «ПрофБезопасность» - 42,86 баллов (цена – 5,36 баллов, квалификация – 37,5 баллов).

При этом Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Лучшие условия исполнения договора определяются на основании оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Допущенные заявки на участие в закупке оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными документацией о закупке.

Согласно порядку и критериям оценки и сопоставления заявок, являющемуся составляющей частью документации о закупке, оценка и сопоставление заявок производится как коммерческой части заявки (цена заявки), так и квалификационной части заявки.

Определение лучших условий исполнения договора не предполагает выбор победителем лица, которое предложило наиболее низкую цену договора.

Кроме того, разница ценовых предложений участников при оценке коммерческой части соответствует 5,36 баллов, не является существенной при определении победителя конкурса № 321100115855.

Таким образом, существенной для данной закупки является оценка квалификационной части заявки по следующим критериям (раздел I конкурсной документации).

Максимальное количество баллов, которые могли получить участники закупки поданному критерию – 50 баллов, в том числе: опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма – 25 баллов, обеспеченность участника трудовыми ресурсами – 15 баллов, квалификация руководителя участника – 5 баллов, деловая репутация участника – 5 баллов.

Критерии оценки заявок, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов, входящих в состав заявки, являются необходимыми для участников Конкурса, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, таким принципом как равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Порядок определения рейтингов заявок по критерию «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объёма» комиссией Заказчика был применен в равной степени ко всем участникам закупки. Ни один из участников закупки не был ограничен в каких-либо правах, ни одному из них не созданы преимущественные условия участия в закупке, то есть, оба участника закупки находились в одинаковых условиях.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего дела доказательства ограничения конкуренции, квалифицирующего признака нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении конкурса № 32110015855отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах, учитывая совокупность имеющихся фактов, Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 057/01/17-287/2021 приходит к выводу о том, что в действиях закупочной комиссии ОГУ им. И.С. Тургенева по определению победителя открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объектов ОГУ им. И.С. Тургенева (№ 32110015855), отсутствует нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела N 057/01/17-287/2021 в отношении Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева» (ОГРН: 1025700786462, ИНН: 5752015309, КПП: 575201001; юридический адрес: 302026, Орловская область, г. Орел, ул. Комсомольская, 95) о нарушении пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны