Определение №3591/02 Определение о назначении дела № 057/01/17-478/2021 о нарушен... от 5 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: Департаменту строительства,

топливно-энергетического комплекса,

жилищно-коммунального хозяйства,

транспорта и дорожного хозяйства

Орловской области

302021, г. Орёл, пл. Ленина, д. 1

pr_jkh@adm.orel.ru

Заявитель: ООО Исследовательский центр

«Единое мнение»

123154, г. Москва,

ул. Маршала Тухачевского, д.37/21, кв. 219

edmnenie@gmail.com

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 057/01/17-478/2021 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

05.07.2021 г. Орёл

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения жалобы, поступившей в Орловское УФАС России от ООО Исследовательский центр «Единое мнение» (далее – Заявитель, Общество), в которой указано, что установление Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее – Департамент, Заказчик) в электронной документации к аукциону на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (извещение № 0154200000721000189) требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности направлено на ограничение и устранение конкуренции, установлено следующее.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), Департаментом в 2021 году была осуществлена закупка в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) на услуги по выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (закупка № 0154200000721000189) (далее - Аукцион). В документации об электронном аукционе на определение исполнителя для осуществления закупки на выполнение научно- исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области» (далее – ДЭА) устанавливалось требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Раздел III Технического задания ДЭА определяет основные задачи при выполнении научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области»:

- проведение натурных измерений на объектах из категории объектов, указанных в Приложении 1 к Техническому заданию с целью получения данных о фактическом объеме и массе накапливаемых ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами «Домовладения» (МКД и ИЖД) в населенных пунктах Орловской области;

- определение качественного состава (морфологический состав) накапливаемых ТКО, полученного в результате исследований;

- обработка полученных по итогам измерений данных;

- определение нормативов накопления ТКО в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами «Домовладения» (МКД и ИЖД).

Как следует из пункта 2.1 части 2 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА – одним из требований к участникам аукциона является: «наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 года № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».

Пунктом 5.2.2 части 5 раздела II Информационной карты аукциона ДЭА установлено, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным Законом о контрактной системе и пунктом 2.1 части 2 раздела II ДЭА, является, в том числе, копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Как следует из пункта 2.4.4.2 раздела 2.4.4 Технического задания ДЭА: При проведении натурных измерений для исполнителя обязательно иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, на участие в аукционе 0154200000721000189, размещенному на сайте ЕИС 25.03.2021, на момент окончания срока подачи заявок не было подано ни одной заявки. В связи с чем, на основании ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

При обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013г. № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на товары, являющиеся предметом закупки, так как данный метод является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Заказчиком был осуществлен поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. В соответствии с п.3.19. вышеуказанного нормативного акта, Заказчик использовал цены, предлагаемые различными исполнителями.

Анализ электронных аукционов с идентичным предметом закупки, на основании которых Заказчик сформировал начальную (максимальную) цену контракта, показал, что при аналогичных закупках требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности при выполнении научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов» отсутствует (Закупки № 0124200000617008233, 0119200000119000110, 0116200007917001256).

В соответствии с пунктом 7 норм СанПиН 2.1.3684-21, в случае раздельного накопления отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.

При установке контейнеров для каждого вида отходов на контейнерных площадках, разделение накопленных ТКО на фракции, а также транспортировка от мест накопления для проведения качественного состава теряют свою необходимость.

Согласно пункту 14 норм СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование ТКО с контейнерных площадок должно производиться хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по сбору и транспортированию ТКО, с использованием транспортных средств, оборудованных системами, устройствами, средствами, исключающими потери отходов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления):

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 9 Закона об отходах производства и потребления, пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Часть 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления гласит, что лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.

В части 1 статьи 16 Закона об отходах производства и потребления указано, что транспортирование отходов должно осуществляться при условиях наличия паспорта отходов, наличия специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

Обобщая вышесказанное, следует вывод, что транспортировку ТКО с контейнерных площадок в целях сортировки может производить оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, а не научно-исследовательская организация. Кроме того, данная научно-исследовательская работа может выполняться без сортировки отходов, что опровергает утверждение Заказчика и освобождает потенциального участника закупки от лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Пунктом 2.1 III Технического задания устанавливаются основания для выполнения работ:

- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.16 № 269
«Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;

- приказ Минстроя Российской Федерации от 28.07.16 № 524/пр
«Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным
с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Данные нормативные акты не содержат требований к исполнителю о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Для целей государственного экологического контроля разработана методика определения морфологического состава твердых отходов производства и потребления гравиметрическим методом, рассмотрена и одобрена федеральным бюджетным учреждением «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Свидетельство об аттестации № 009/01.00301-2010/2014) (далее – Методика).

Согласно пункту 5 Методики требования к квалификации операторов, к выполнению измерений и обработке результатов допускают лаборантов, прошедших соответствующий инструктаж и освоивших метод в процессе обучения.

Пункт 7.2 данной Методики указывает на то, что пробу отбирают из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения и накопления отходов или непосредственно в местах образования отходов.

Более того, в соответствии с Приказом Минстроя российской Федерации от 28.07.2016 № 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», исполнитель имеет право установить дополнительные специальные емкости (коробки, мешки) на контейнерных площадках с целью более точного учета отходов, в том числе для необходимых категорий отходов, что исключит сортировку и разделение ТКО.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является излишним, ограничивает доступ потенциальных участников на рынок услуг научно-исследовательских работ «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов», так как наличие данной лицензии не соответствует работам, которые необходимо провести исполнителю, тем самым ограничивает конкуренцию.

Таким образом, в действиях Департамента по установлению в аукционной документации требования о наличии у участника торгов лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Орловским УФАС России издан приказ Управления от 18.07.2021 № 76 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 057/01/17-478/2021 к рассмотрению на «27» июля 2021 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб. 4.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 057/01/17-478/2021 в качестве ответчика Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (ИНН 5753049903, ОГРН 1095753001695; юридический адрес: 302021 Орловская область, г. Орел, площадь Ленина, д. 1).
  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 057/01/17-478/2021 в качестве заявителя Общество с ограниченной ответственностью Исследовательский центр «Единое мнение» (ИНН 7724398290, ОГРН 1177746054694; юридический адрес: 123154 г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 37/21, кв. 219).

4. Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области в срок до «20» июля 2021 года представить следующие, надлежащим образом заверенные копии документов и сведения:

4.1. Правовое обоснование (с указанием нормативно-правых актов) установления в аукционной документации требования о наличии у потенциальных исполнителей (поставщиков) лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (закупка № 0154200000721000189).

4.2. Сообщить какие действия Департамент будет предпринимать в связи с тем, что Аукцион был признан несостоявшимся;

4.3. Сообщить, проводились ли Департаментом в период с 2019 года по настоящее время торги с предметом закупки аналогичным Аукциону, если да – представить соответствующие документы;

4.4. Сообщить какие хозяйствующие субъекты, по Вашему мнению, могут выполнить научно-исследовательские работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области»;

4.5. Иную информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, по существу.

5. ООО Исследовательский центр «Единое мнение» в срок до «20» июля 2021 года представить следующие, надлежащим образом заверенные копии документов и сведения:

5.1. Сообщить, принимало ли Общество участие в торгах с предметом закупки аналогичным Аукциону. Если принимало, то сообщить номера таких закупочных мероприятий.

5.2. Иную информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, по существу.

Председатель Комиссии <…>

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж,
каб. 15, понедельник - четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.15
(перерыв с 13.00 до 13.45), заблаговременно до начала заседания Комиссии.

Явка законных или доверенных (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) представителей лиц, участвующих в деле, обязательна.

Вместе с тем, обращаем внимание, что стороны участвующие в деле вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) рассмотрение дела будет проходить исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для персонального компьютера и/или мобильных телефонов. Инструкция по дистанционному участию в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи TrueConf размещена на сайте Орловского УФАС России https://orel.fas.gov.ru/ в разделе «Главное» - «Руководство для участника сеанса ВКС».

Для подключения к видеоконференцсвязи необходимо заблаговременно установить программное обеспечение TrueConf.

Для целей принятия участия в рассмотрении дела необходимо перейти по следующей гиперссылке:

<…>

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЕДИНОЕ МНЕНИЕ"
ИНН 7724398290, ОГРН 1177746054694
ДЕПАРТАМЕНТ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН 5753049903, ОГРН 1095753001695