Определение №3279/02 о назначении дела № 057/01/10-329/2022 о нарушении АМЗ к рас... от 22 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: ОАО «Малоархангельское хлебоприемное

предприятие»

303360, Орловская обл., Малоархангельский р-н.,

Станция Малорхангельск, ул. Карабулина, д. 1

Заинтересованное лицо: ООО «Стройпоставка»

302001 г. Орёл ул. 2-ая Посадская, д. 1 пом. 37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 057/01/10-329/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

22.07.2022 г. Орёл

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения Орловским УФАС России (далее – Управление) заявления ООО «Стройпоставка» (далее – Заявитель, Общество), (вх. № 1611 от 18.03.2022) на действия ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» (далее – ОАО «Малоархангельское ХПП»), связанные со злоупотреблением, по мнению Заявителя, доминирующим положением и ограничением доступа к железнодорожному подъездному пути (далее – Заявление), были установлены следующие обстоятельства.

ООО «Стройпоставка» на праве безвозмездного пользования владеет железнодорожным подъездным путем (кадастровый номер 57:12:0340101:59) и использует его для осуществления коммерческой деятельности по оказанию услуг по выгрузке товаров, поступающих по железной дороге в адрес контрагентов.

Данный подъездной путь непосредственно примыкает к железнодорожному пути необщего пользования, который принадлежит ОАО «Малоархангельское ХПП» (кадастровый номер 57:17:0000000:379) и подвижной состав, пребывающий в адрес ООО «Стройпоставка», проходит по железнодорожному пути ОАО «Малоархангельское ХПП».

ОАО «Малоархангельское ХПП» является владельцем единственного железнодорожного пути необщего пользования, по которому осуществляется поставка подвижного состава для ООО «Стройпоставка», альтернативного пути для подачи подвижного состава нет.

Между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП» был заключен договор об использовании железнодорожного подъездного пути от 01.01.2021 года (далее – Договор), на основании которого ООО «Стройпоставка» осуществляет эксплуатацию принадлежащего ОАО «Малоархангельское ХПП» железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Малоархангельск, обслуживаемого локомотивом ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).

Согласно данному Договору, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить договор за 30 календарных дней до окончания срока его действия, Договор считается пролонгированным на следующий календарный год на тех же условиях. Данный Договор действовал до 31.12.2021 года.

23.08.2021 года между ООО «Стройпоставка» и ОАО «РЖД» был заключен договор № 8/129 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор № 8/129 от 23.08.2021), на основании которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Стройпоставка», примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «Малоархангельское ХПП», который примыкает к станции Малоархангельск, обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД».

29.12.2021 года ОАО «Малоархангельское ХПП» направило в адрес ОАО «РЖД» письмо (исх. № 307) с просьбой производить подачу вагонов в адрес ООО «Стройпоставка» до 31.01.2022 года, и что с 01.02.2022 года между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП» будет заключен новый договор.

30.12.2021 года между ОАО «РЖД» и ООО «Стройпоставка» было заключено дополнительное соглашение № 1 к Договору № 8/129 от 23.08.2021 года о том, что срок действия данного договора продлен до 31.01.2022 года.

В свою очередь, ООО «Стройпоставка» неоднократно направляло в адрес ОАО «РЖД» письма (№ 06/12/2021-1 от 06.12.2021, № 10/12/2021-1 от 10.12.2021, № 10/12/2021-2 от 10.12.2021) с просьбой продлить срок действия Договора № 8/129 от 23.08.2021 на 2022 год, с учетом условий Договора, заключенного между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП», которым определено что, если сторонами не будут заявлены намерения о расторжении Договора, он будет считаться пролонгированным на следующий год на тех же условиях.

ОАО «РЖД» письмом от 28.01.2022 года № ИСХ-36/МСК АФТО5 уведомило ООО «Стройпоставка» о том, что срок действия Договора № 8/129 от 23.08.2021 года, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «Стройпоставка», истекает 31.01.2022 года.

В данном письме ОАО «РЖД», обосновывая причину истечения срока действия договора, пояснило, что ОАО «Малоархангельское ХПП» проинформировало ОАО «РЖД» о том, что с 01.03.2022 года между ОАО «Малоархангельское ХПП» и ООО «Стройпоставка» будет заключен новый договор.

Кроме того, согласно пункту 2.1. «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» (Приказ № 26 Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика – только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории.

Так как основным владельцем железнодорожного пути необщего пользования, по которому проходят вагоны ООО «Стройпоставка» является ОАО «Малоархангельское ХПП», после предоставления заключенного договора между сторонами, Договор № 8/129 от 23.08.2021 года будет пролонгирован с 01.02.2022 года.

В адрес Заявителя Обществом был направлен проект договора об использовании железнодорожного подъездного пути от 01.01.2022 года (далее – Проект договора).

В данном Проекте договора Общество предлагает увеличить расценки для ООО «Стройпоставка»:

– с 600 рублей до 750 рублей, в том числе НДС 20%, за проводку одного вагона по железнодорожному пути в обоих направлениях;

– с 1000 рублей до 2500 тысяч рублей, в том числе НДС 20%, за проводку партии вагонов по железнодорожному пути в обоих направлениях;

– установить плату 1000 рублей, в том числе НДС 20%, за проводку одной цистерны с опасным грузом по железнодорожному пути в обоих направлениях.

Заявитель не согласившись с данными расценками, ссылаясь на единые утвержденные ставки ОАО «РЖД» для любого подвижного состава, размер ставок за аналогичные услуги, применяемые ОАО «РЖД», а также тот факт, что при грузовой работе по подаче вагонов в адрес ОАО «Малоархангельское ХПП» на безвозмездной основе используется стрелочный перевод ООО «Стройпоставка», установить следующую плату:

– 636 рублей, в том числе НДС 20% за проводку одного вагона по железнодорожному пути в обоих направлениях;

– 1060 рублей, в том числе НДС 20% за проводку партии вагонов по железнодорожному пути в обоих направлениях.

В рамках рассмотрения Заявления установлено, что ОАО «Малоархангельское ХПП» самостоятельно установило тарифы на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, исходя из собственных потребностей и увеличения расходов на обслуживание железнодорожного подъездного пути.

Согласно абзацу 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд являются железнодорожными путями необщего пользования.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» было издано Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте относятся к продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

На основании абзаца 8 Перечня услуг транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установление тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, подлежит государственному регулированию.

Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области» установлено, что Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Таким образом, установление тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, которые, в свою очередь, и являются железнодорожными путями необщего пользования, подлежит государственному регулированию.

Цены на перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте подлежат тарифному регулированию, поэтому самостоятельное установление ОАО «Малоархангельское ХПП» тарифов на использование железнодорожного подъездного пути может свидетельствовать о нарушении установленного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» порядка ценообразования.

Из письма Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области следует, что ОАО «Малоархангельское ХПП» по вопросу об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области не обращалось.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

По результатам анализа состояния конкуренции, ОАО «Малоархангельское ХПП» в силу заключенного договора купли-продажи № 4 от 15.05.2014 и свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2014 года на железнодорожный подъездной путь необщего пользования (кадастровый номер 57:17:0000000:379), находящегося в географических границах Орловской области, Малоархангельского района, станции Малоархангельск, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по эксплуатации поименованного железнодорожного подъездного пути необщего пользования с долей 100 %.

Самостоятельное установление ОАО «Малоархангельское ХПП» тарифов на право эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования повлекло ущемление интересов ООО «Стройпоставка» в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, в действиях в действиях ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» усматриваются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при самостоятельном установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования.

На основании изложенного, Орловским УФАС России издан приказ Управления от 08.07.2022 № 50 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 057/01/10-329/2022 к рассмотрению на «30» августа 2022 года в 09 часов 30 минут по адресу: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб. 4.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 057/01/10-329/2022 в качестве:

2.1 Ответчика ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» (ИНН 5716000184, ОГРН 1025701456472; юридический адрес: 303360, Орловская область, Малоархангельский район, поселок Станция Малоархангельск);

2.2 Заинтересованного лица ООО «Стройпоставка» (ИНН 5753200470, ОГРН 1135749001882; юридический адрес: 302001, Орловская область, г. Орёл, ул. 2-я Посадская, д. 1, пом. 37).

3. ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» в срок до «22» августа 2022 года представить следующие, надлежащим образом заверенные копии документов и сведения:

3.1. Мотивированную позицию касаемо самостоятельного установления тарифов на услуги по представлению права пользования железнодорожным подъездным путем необщего пользования с кадастровым номером 57:17:0000000:379.

3.2. Иную информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, по существу.

4. ООО «Стройпоставка» в срок до «22» августа 2022 года представить:

4.1. Информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, по существу.

Председатель Комиссии <…>

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с материалами дела можно ознакомиться по адресу: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж,
каб. 15, понедельник - четверг с 8.30 до 17.30, пятница с 8.30 до 16.15
(перерыв с 13.00 до 13.45), заблаговременно до начала заседания Комиссии.

Явка законных или доверенных (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) представителей лиц, участвующих в деле, обязательна.

Вместе с тем, обращаем внимание, что стороны участвующие в деле вправе заявить ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Рассмотрение дела будет проходить в дистанционном режиме, без очного участия представителей сторон.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для персонального компьютера и/или мобильных телефонов. Инструкция по дистанционному участию в рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи TrueConf размещена на сайте Орловского УФАС России https://orel.fas.gov.ru/ в разделе «Главное» - «Руководство для участника сеанса ВКС».

Для подключения к видеоконференцсвязи необходимо заблаговременно установить программное обеспечение TrueConf.

Для целей принятия участия в рассмотрении дела необходимо перейти по следующей гиперссылке:

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны