Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗ... от 7 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказное с уведомлением о вручении
ЗАО «Московская Акционерная Страховая Компания»
115184, г.Москва, ул.Ордынка М., д.50
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Орловское УФАС России, Управление) в результате рассмотрения заявления САО «ВСК» (ИНН 7710026574) установлено наличие в действиях ЗАО «Московская Акционерная Страховая Компания» (ИНН 7709031643, 115184, г.Москва, ул.Ордынка М., д.50) (далее- ЗАО «МАКС») признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), которое выразилось в следующем:
БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ» ( далее –Заказчик, Учреждение) 11.12.2017 объявило о проведении запроса котировок №0354300017717000138 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Заказчика. Начальная (максимальная) цена контракта была определена в 142 690 руб. 18 коп. Впоследствии по итогам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок ЗАО «МАКС» было признано победителем, ввиду того, что предложило наименьшую цену контракта – 122 146 руб. 06 коп.
САО «ВСК», полагая незаконными действия победителя, как участник запроса котировок, обратилось в Орловское УФАС России с жалобой на действия ЗАО «МАКС».
Управление усматривает в действиях ЗАО «МАКС» признаки нарушения статьи 14.8 Закона «О защите конкуренции», по следующим основаниям:
Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда, урегулированы положениями Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО).
В соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств вправе осуществлять страховщики - страховые организации в соответствии с разрешением (лицензией). выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным для владельца транспортного средства.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона № 40-9)3 страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 5 Закона об ОСАГО установлено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО определено, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
Согласно пункту 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У) утверждены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО.
Пунктом 2 Приложения № 2 к Указанию № 3384-У установлен размер коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее – коэффициент КБМ).
Как указано выше, сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно пункту 4 примечания к пункту 2 Приложения №2 к Указанию №3384- У по договору обязательного страхования, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс собственника транспортного средства определяется на основании сведений в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего договора обязательного страхования.
Класс присваивается собственнику транспортного средства, указанного в договоре обязательного страхования.
В соответствии с Приложением №2 к Указанию № 3384-У каждому классу соответствует коэффициент КБМ.
Таким образом, дополнительный понижающий коэффициент при определении страховой премии при страховании не может устанавливаться самостоятельно, цена договора ОСАГО формируется в порядке, предусмотренном законодательством, и не может быть определена иным образом.
При расчете страховой премии по договору ОСАГО страховая компания, используя информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, а также проверив соответствие представленных страхователем сведений той информации, которая содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, обязана применить установленные в соответствии с законом об ОСАГО страховые тарифы (коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов) в отношении страхователя.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.
Исходя из имеющихся материалов, следует, что в запросе котировок №0354300017717000138 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для нужд Заказчика было указано 35 транспортных средств, подлежащих страхованию
По информации ЗАО «МАКС» указанное лицо при расчете страховых премий при участии в запросе котировок применило к вышеуказанным транспортным средствам следующие КБМ:
1)МУП-351 ГР-03 гос номер 57ОУ9581 КБМ 0,85
2)ВАЗ 2107 21074 LADA гос номер В151АТ57 КБМ 0,5
3)ВАЗ 2105 21053 LADA гос номер Т930АТ57 КБМ 0,5
4)УАЗ 3909 396259 гос номер С724НН57 КБМ 0,5
5)УАЗ 3909 3962 гос номер О898МР57 КБМ 0,5
6)УАЗ 3163 39629 гос номер Е849МО57 КБМ 0,5
7)УАЗ 3909 315192 гос номер Е536КК57 КБМ 0,5
8)УАЗ 3909 396259 гос номер Р665АО57 КБМ 0,5
9)Камаз 57533 гос номер С524УУ57 КБМ 0,5
10) УАЗ 374195 гос номер О434ЕМ152 КБМ 0,9
11)Chevrolet Niva 212300-55 гос номер Х141НН57 КБМ 0,8
12)УАЗ 3909 396 29 гос номер Е257УУ57 КБМ 0,5
13)УАЗ 3909 39623 гос номер Т773ТА57 КБМ 0,85
14)УАЗ 3151 315195 гос номер С942ТУ57 КБМ 0,65
15)LADA 2121212140 LADA гос номер В199РР57 КБМ 0,75
16)УАЗ 3909 39623 гос номер А144КМ57 КБМ 0,8
17)УАЗ 3909 396292 гос номер С942СМ57 КБМ 0,5
18)УАЗ 3909 396295 гос номер Т621ХХ57 КБМ 0,75
19)УАЗ 3909 396294 гос номер Н127Т057 КБМ 0,55
20)УАЗ 3909 39629 гос номер К6020057 КБМ 0,5
21)UAZ PATRIOT гос номер Р259ЕК57 КБМ 0,9
22)LADA 219010 LADA GR гос номер Р243ЕК57 КБМ 0,9
23)ЛУИДОР 2250B0 гос номер 0921РМ31 КБМ 0,95
24)LADA 219010 LADA GR гос номер Р311PY57 КБМ 0,95
25)ЗИЛ 431412 гос номер С093ММ57 КБМ 0,5
26)УАЗ-390902 гос номер Х487Т057 КБМ 0,5
27)ВАЗ 2105 21053 гос номер Н610ОУ57 КБМ 0,5
28)УАЗ 3909 396255 гос номер Н092ЕО57 КБМ 0,6
29)LADA 2107 LADA 210740 гос номер С678СМ57 КБМ 0,7
30) ВАЗ 2105 21053 LADA гос номер Р166ЕЕ57 КБМ 0,5
31)PEUGEOT BOXER 384203 гос номер Т873ХХ57 КБМ 0,75
32)PEUGEOT BOXER 384203 гос номер Т874ХХ57 КБМ 0,65
33)УАЗ 3909 39623 гос номер Т870ХХ57 КБМ 0,75
34)ГАЗ 3102 332118 гос номер Т879ХХ57 КБМ 0,65
35) ГАЗ 32212 гос номер Х501КХ57 КБМ 0,85
Расчет суммы страховой премии транспортных средств Заказчика произведен ЗАО «МАКС» неверно, без учета сведений из автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (АИС ОСАГО) с применением заниженного КБМ по следующим позициям:
№ №2 (0,5 вместо 0,55), 3 (0,5 вместо 0,9), 9 (0,5 вместо 0.85), 10 (0,9 вместо 0.95), 11 (0,8 вместо 0.9). 12 (0,5 вместо 0,85), 13 (0,85 вместо 0,9), 14 (0,65 вместо 0,9). 15 (0,75 вместо 0.8), 16 (0,8 вместо 0,9), 17 (0,5 вместо 0,85), 18 (0,75 вместо 0,85), 19 (0,55 вместо 0,85), 21 (0,9 вместо 0,95), 22 (0,9 вместо 0,95), 25 (0,5 вместо 1), 26 (0,5 вместо 0,95), 27 (0,5 вместо 0,9), 28 (0,6 вместо 0,85),29 (0,7 вместо 0,9), 30 (0,5 вместо 0,9), 31 (0,75 вместо 0,85), 32 (0,65 вместо 0,7), 33 (0,75 вместо 0,85), 34 (0,65 вместо 0,7), 35 (0,85 вместо 0,9).
Таким образом, ЗАО «МАКС» в нарушение Указания № 3384-У при расчете страховых премий при участии в запросе котировок №0354300017717000138 на оказание услуг ОСАГО изменило коэффициенты КБМ в сторону уменьшения по следующим транспортным средствам под №№ 2,3, 9-19, 21,22, 25-35) в отсутствие сведений о наличии или отсутствии страховых возмещений при наступлении страховых случаев в отношении рассматриваемых транспортных средств, что привело к занижению страховой премии.
Занижение страховой премии привело к занижению цены контракта, в результате чего ЗАО «МАКС» получило преимущество перед другими участниками и стало победителем запроса котировок.
В пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» понятие «недобросовестная конкуренция» определено как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на «иные формы недобросовестной конкуренции».
Управлением установлено, что в данном случае действия ЗАО «МАКС» по занижению цены контракта противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, в результате чего Общество получило необоснованное преимущество перед другими участниками запроса котировок.
Кроме того, указанные действия причинили или могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде упущенной выгоды, которые участвовали в запросе котировок, но не выиграли его, что не допускается.
При выявлении нарушений Закона «О защите конкуренции», допущенных хозяйствующим субъектом, к нему должны применяться меры воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).
Частью 2 указанной статьи Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3. 5, 6 и 8 части I статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7. 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7. 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В связи с вышеизложенным и наличием в действиях ЗАО «МАКС» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 14.8 Закона «О защите конкуренции», Орловское УФАС России на основании статьи 391 Закона «О защите конкуренции» предупреждает ЗАО «МАКС» о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
-устранить последствия выявленного нарушения путем перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (за доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, необходимо принимать сумму страховой премии в размере 122 146 руб. 06 коп. (Сто двадцать две тысячи сто сорок шесть ) рублей 06 копеек, причитающуюся ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в соответствии с контрактом №2570300260317000250 по результатам проведения запроса котировок №0354300017717000138 на оказание услуг но обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд БУЗ Орловской области «Мценская ЦРБ».
Срок исполнения настоящего предупрежедния-10 апреля 2018 года
Реквизиты для перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства
УФК по Орловской области (Орловское УФАС России)
ИНН 5753018207
КПП 575301001
КБК 161 116 02010 01 6000 140
ОКТМО 54701000
Банк получателя: Отделение Орел
БИК 045402001
Р/с 40101810100000010001
л/с 04541692390
О выполнении предупреждения сообщить в Орловское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
В соответствии с ч.8 ст.39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Врио руководителя управления <…>