Решение №СБ/953/24 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 057/10/18.1-90/2024 от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатору предварительного отбора, комиссии организатора предварительного отбора:

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области

302040, г. Орел, ул. М. Горького, д. 45

E-mail: djkh@adm.orel.ru

 

Заявителю:

АО «ЩЛЗ»

108851, г. Москва, г. Щербинка, ул. Первомайская, д.6, эт.2, каб.201

E-mail: lift@shlz.ru

 

Оператору электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 015450000042400001

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 057/10/18.1-90/2024

 

14.03.2024                                                                                                       г. Орёл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Управление) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции»), в составе: <...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,

в отсутствие представителей Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее – Организатор предварительного отбора)  и АО «ЩЛЗ» (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела (04.03.2024 представители Заявителя <...>, а также представитель Организатор предварительного отбора <...> приняли участие в рассмотрении дела),

в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», рассмотрев жалобу Заявителя  на действия Организатора предварительного отбора и комиссии Организатора предварительного отбора при организации и проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования (на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 015450000042400001, далее – Предварительный отбор)  (далее Жалоба),

УСТАНОВИЛА:

Из Жалобы следует, что установленные в документации о проведении Предварительного отбора требования не соответствуют требованиям, указанным в  Положении о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615). Кроме того, Заявителю было неправомерно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.

22.02.2024 уведомление № 057/10/18.1-90/2024 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, а также Жалоба были размещены в Базе Решений Федеральной антимонопольной службы – https://br.fas.gov.ru, а также направлены в адреса лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Рассмотрение дела № 057/10/18.1-90/2024 было назначено на 04.03.2024.

04.03.2024 в ходе рассмотрения дела Комиссией была установлена необходимость получения дополнительной информации, в связи чем срок принятия решения был продлен до 14.03.2024.

До рассмотрения Жалобы в Управление поступили письменные объяснения Организатора предварительного отбора, которые были приобщены к материалам настоящего дела.

Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам.

Положением № 615 установлен порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с подпунктом «о» пункта 23 Положения № 615 к участникам предварительного отбора устанавливается требование о наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Из вышеизложенного следует, что для целей соответствия участника предварительного отбора требованиям подпункта «о» пункта 23 Положения № 615 в его штате должны быть работники, соответствующие следующим квалификационным требования: наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. При этом их количество не может быть менее двух.

В силу пункта 24 Положения № 615 орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.

Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения № 615, в том числе копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

В соответствии с пунктом 39 Положения № 615 орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных сведений и документов, кроме сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.

Требования к участникам Предварительного отбора содержатся в приложении № 2 к документации о проведении Предварительного отбора.

Одним из требований является наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, установленного в соответствии с приложением № 5 документации о проведении Предварительного отбора.

В приложении № 5 к документации о проведении Предварительного отбора указано, что участник Предварительного отбора должен иметь в штате следующий квалифицированный персонал:

№ п/п

Состав специалистов

Количество человек,

не менее

Трудовой стаж по профессии*

Образование**

Дополнительное профессиональное образование за последние 5 лет

1.

Работник индивидуального предпринимателя/

работник юридического лица

3

Наличие трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки (не менее 5 лет)

Высшее образование по специальности

Наличие удостоверений, свидетельствующих о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области

строительства

* Стаж работы считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки и (или) сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации.

** Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 ноября 2020 г. № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов  по организации строительства».

Таким образом, вопреки доводам, изложенным в Жалобе, в документации о проведении Предварительного отбора отсутствует требование о наличии в штате участника Предварительного отбора по месту основной работы не менее одного работника, ответственного за строительно-монтажные работы лифтового оборудования.

Учитывая, что подпунктом «о» пункта 23 Положения № 615 Организатору предварительного отбора предоставлена возможность самостоятельно определять количество квалифицированного персонала, который должен находиться в штате участника Предварительного отбора (но не менее двух специалистов), то установленное Организатором предварительного отбора требование о наличии у участника Предварительного отбора не менее 3 квалифицированных специалистов не является нарушением.

Вместе с тем, установленное в документации о проведении Предварительного отбора требование о наличии дополнительного профессионального образования за последние 5 лет (наличие удостоверений, свидетельствующих о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства) является избыточным, поскольку из совокупного толкования подпункта «о» пункта 23, пункта 24 Положения № 615 и пункта 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к работникам участника Предварительного отбора может предъявляться только требование о наличии высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

Позиция Организатора предварительного отбора, обосновывающего включение в документацию о проведении Предварительного отбора вышеуказанного требования тем, что действующие профессиональные стандарты, в соответствии с которыми в силу части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства должны осуществлять трудовые функции, предусмотренные указанной статьей, предъявляют требования о повышении квалификации не реже 1 раза в 5 лет не принимается Комиссией, так как пункт 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень квалификационных требований.

При этом пункт 24 Положения № 615 содержит прямой запрет на установление иных требования к участникам предварительного отбора, непоименованных в пункте 23 Положения № 615.

Согласно протоколу по проведению Предварительного отбора от 13.02.2024 Заявителю было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине несоответствия его заявка на участие в Предварительном отборе требованиям, установленным пунктом 38  Положения № 615  (неквалифицированный персонал).

Из письменных пояснений Организатора предварительного отбора (исх. № 3-3-1652 от 28.02.2024) следует, что из 13 сотрудников Заявителя, документы на которых были представлены в составе заявки на участие в Предварительном отборе у 11 сотрудников отсутствовали удостоверения, свидетельствующие о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства за последние 5 лет.

Таким образом, предъявление вышеуказанного излишнего требования повлияло на результаты Предварительного отбора, в связи с чем Комиссия принимает решение о выдаче обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации  и проведения Аукциона.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу АО «ЩЛЗ» обоснованной в части.

2. Признать в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области нарушение подпункта «о» пункта 23, пункта 24 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.

3. Выдать Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации Предварительного отбора.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения в установленном порядке вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        <...>

 

Члены Комиссии:                                                                          <...>

 

                                                                                                    <...>

 

На основании части 23 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны