Решение №СБ/953/24 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 057/10/18.1-90/2024 от 15 марта 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОрганизатору предварительного отбора, комиссии организатора предварительного отбора:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области
302040, г. Орел, ул. М. Горького, д. 45
E-mail: djkh@adm.orel.ru
Заявителю:
АО «ЩЛЗ»
108851, г. Москва, г. Щербинка, ул. Первомайская, д.6, эт.2, каб.201
E-mail: lift@shlz.ru
Оператору электронной площадки:
ООО «РТС-тендер»
E-mail: ko@rts-tender.ru
Извещение № 015450000042400001
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 057/10/18.1-90/2024
14.03.2024 г. Орёл
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Управление) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции»), в составе: <...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,
в отсутствие представителей Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее – Организатор предварительного отбора) и АО «ЩЛЗ» (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела (04.03.2024 представители Заявителя <...>, а также представитель Организатор предварительного отбора <...> приняли участие в рассмотрении дела),
в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора предварительного отбора и комиссии Организатора предварительного отбора при организации и проведении предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену) лифтового оборудования (на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение № 015450000042400001, далее – Предварительный отбор) (далее – Жалоба),
УСТАНОВИЛА:
Из Жалобы следует, что установленные в документации о проведении Предварительного отбора требования не соответствуют требованиям, указанным в Положении о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 (далее – Положение № 615). Кроме того, Заявителю было неправомерно отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций.
22.02.2024 уведомление № 057/10/18.1-90/2024 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, а также Жалоба были размещены в Базе Решений Федеральной антимонопольной службы – https://br.fas.gov.ru, а также направлены в адреса лиц, участвующих в рассмотрении дела.
Рассмотрение дела № 057/10/18.1-90/2024 было назначено на 04.03.2024.
04.03.2024 в ходе рассмотрения дела Комиссией была установлена необходимость получения дополнительной информации, в связи чем срок принятия решения был продлен до 14.03.2024.
До рассмотрения Жалобы в Управление поступили письменные объяснения Организатора предварительного отбора, которые были приобщены к материалам настоящего дела.
Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам.
Положением № 615 установлен порядок проведения предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктом «о» пункта 23 Положения № 615 к участникам предварительного отбора устанавливается требование о наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного пунктом 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:
1) квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет;
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы.
Из вышеизложенного следует, что для целей соответствия участника предварительного отбора требованиям подпункта «о» пункта 23 Положения № 615 в его штате должны быть работники, соответствующие следующим квалификационным требования: наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет. При этом их количество не может быть менее двух.
В силу пункта 24 Положения № 615 орган по ведению реестра не вправе устанавливать иные требования к участникам предварительного отбора, кроме требований, установленных пунктом 23 настоящего Положения.
Согласно подпункту «б» пункта 38 Положения № 615 заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 Положения № 615, в том числе копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.
В соответствии с пунктом 39 Положения № 615 орган по ведению реестра не вправе требовать от участника предварительного отбора иных сведений и документов, кроме сведений и документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Положения.
Требования к участникам Предварительного отбора содержатся в приложении № 2 к документации о проведении Предварительного отбора.
Одним из требований является наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным пунктом 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации квалификационным требованиям, в количестве, установленного в соответствии с приложением № 5 документации о проведении Предварительного отбора.
В приложении № 5 к документации о проведении Предварительного отбора указано, что участник Предварительного отбора должен иметь в штате следующий квалифицированный персонал:
№ п/п |
Состав специалистов |
Количество человек, не менее |
Трудовой стаж по профессии* |
Образование** |
Дополнительное профессиональное образование за последние 5 лет |
1. |
Работник индивидуального предпринимателя/ работник юридического лица |
3 |
Наличие трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки (не менее 5 лет) |
Высшее образование по специальности |
Наличие удостоверений, свидетельствующих о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства |
* Стаж работы считается с момента начала трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки и (или) сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации.
** Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 ноября 2020 г. № 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства».
Таким образом, вопреки доводам, изложенным в Жалобе, в документации о проведении Предварительного отбора отсутствует требование о наличии в штате участника Предварительного отбора по месту основной работы не менее одного работника, ответственного за строительно-монтажные работы лифтового оборудования.
Учитывая, что подпунктом «о» пункта 23 Положения № 615 Организатору предварительного отбора предоставлена возможность самостоятельно определять количество квалифицированного персонала, который должен находиться в штате участника Предварительного отбора (но не менее двух специалистов), то установленное Организатором предварительного отбора требование о наличии у участника Предварительного отбора не менее 3 квалифицированных специалистов не является нарушением.
Вместе с тем, установленное в документации о проведении Предварительного отбора требование о наличии дополнительного профессионального образования за последние 5 лет (наличие удостоверений, свидетельствующих о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства) является избыточным, поскольку из совокупного толкования подпункта «о» пункта 23, пункта 24 Положения № 615 и пункта 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что к работникам участника Предварительного отбора может предъявляться только требование о наличии высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.
Позиция Организатора предварительного отбора, обосновывающего включение в документацию о проведении Предварительного отбора вышеуказанного требования тем, что действующие профессиональные стандарты, в соответствии с которыми в силу части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства должны осуществлять трудовые функции, предусмотренные указанной статьей, предъявляют требования о повышении квалификации не реже 1 раза в 5 лет не принимается Комиссией, так как пункт 1 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень квалификационных требований.
При этом пункт 24 Положения № 615 содержит прямой запрет на установление иных требования к участникам предварительного отбора, непоименованных в пункте 23 Положения № 615.
Согласно протоколу по проведению Предварительного отбора от 13.02.2024 Заявителю было отказано во включении в реестр квалифицированных подрядных организаций по причине несоответствия его заявка на участие в Предварительном отборе требованиям, установленным пунктом 38 Положения № 615 (неквалифицированный персонал).
Из письменных пояснений Организатора предварительного отбора (исх. № 3-3-1652 от 28.02.2024) следует, что из 13 сотрудников Заявителя, документы на которых были представлены в составе заявки на участие в Предварительном отборе у 11 сотрудников отсутствовали удостоверения, свидетельствующие о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства за последние 5 лет.
Таким образом, предъявление вышеуказанного излишнего требования повлияло на результаты Предварительного отбора, в связи с чем Комиссия принимает решение о выдаче обязательного для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения Аукциона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО «ЩЛЗ» обоснованной в части.
2. Признать в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области нарушение подпункта «о» пункта 23, пункта 24 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615.
3. Выдать Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации Предварительного отбора.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения в установленном порядке вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
На основании части 23 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.