Решение №1959/02 РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/17-9/2019 от 18 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: МКУ «УКХ г. Орла»

302020, г. Орёл, Наугорское шоссе, 27а

Заинтересованные лица:

Контрольно-счётная палата

Орловской области

302021, г. Орёл, пл. Ленина, д. 1

Администрация г. Орла

302000, г.Орёл, ул.Пролетарская гора,

д.1, каб.413

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/17-9/2019

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 09.04.2019.

В полном объеме решение изготовлено 18.04.2019.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 057/01/17-9/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> (далее - Комиссия);

рассмотрев дело № 057/01/17-9/2019, возбужденное по признакам нарушения Муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» (далее также – МКУ «УКХ г. Орла», Заказчик, Ответчик по делу) (сокращенное наименование: МКУ «УКХ г. Орла», юридический адрес: 302020, г. Орёл, Наугорское шоссе, 27а) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании Комиссии представителя МКУ «УКХ г. Орла» <…>; представителей заинтересованных лиц Администрации г. Орла <…>, Контрольно-счётной палаты Орловской области <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Орловского УФАС России из Контрольно-счетной палаты Орловской области (далее – КСП Орловской области) поступили материалы контрольного мероприятия «Проверка отдельных закупок, осуществлённых МКУ «УКХ г. Орла» за счёт средств областного бюджета в 2018 году» (письмо исх. № 921-СП от 13.12.2018).

В материалах проверки содержалась информация о закупке МКУ «УКХ г. Орла» минерального концентрата «Галит» (реестровый номер закупки 0154300014618000683) в результате которой произошло ограничение участников закупки, заключение контракта с единственным участником торгов и отсутствие экономии бюджетных средств.

Из полученных сведений, а также информации размещенной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено следующее.

15.08.2018 Администрацией г. Орла для нужд МКУ «УКХ г. Орла» на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет размещена закупка в форме электронного аукциона № 0154300014618000683 на поставку минерального концентрата «Галит» (в рамках содержания УДС города Орла), начальная максимальная цена контракта (НМЦК) установлена 17 319 000,00 руб. (далее – Закупка, Аукцион, Торги).

В описании объекта Закупки МКУ «УКХ г. Орла» указало:

Наименование поставляемого товара

№ показателя п/п

Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, с указанием максимальных и (или) минимальных значений таких показателей, а также значений показателей, которые могут изменяться

Наименование показателей товара

Требования к значениям (числовое, словесное, наличие/отсутствие) показателей товара, установленные Заказчиком, единица измерения

Минеральный концентрат «Галит»

 

массовая доля хлористого натрия

от 95 %

 

массовая доля нерастворимого в воде остатка

до 3 %

 

цвет

От белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый

 

массовая доля влаги

до 3 %

 

фасовка

мягкий контейнер разовый

Документация об Аукционе на поставку минерального концентрата «Галит» (пункт 5.12, пункт 2.2 Приложения 1, Приложение 1 к Техническому заданию проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе) содержит указания о том, что товар должен соответствовать требованиям отраслевых дорожных норм – ОДН 218.2.027-2003 «Требования к противогололёдным материалам» (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 №ОС-548-р); при этом такие показатели товара как «массовая доля хлористого натрия», «массовая доля нерастворимого в воде остатка», «массовая доля влаги», указанные Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствуют требованиям ОДН 218.2.027-2003.

Кроме того, в документации об Аукционе были установлены требования о результатах испытания товара.

На участие в Аукционе было подано четыре заявки.

Единой Комиссией в составе сотрудников Администрации г. Орла и Заказчика (далее – Единая комиссия) при рассмотрении первых частей заявок (протокол от 07.09.2018) трем участникам, подавшим заявки №103743585, №103744127 и №103745364, было отказано в допуске к участию в аукционе на основании части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок» (далее - Закон о контрактной системе) в связи с несоответствием заявок требованиям документации об аукционе, так как в двух заявках значение показателя «цвет» минерального концентрата «Галит» указано: «от белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый», в третьей заявке значение показателя «цвет» минерального концентрата «Галит» указано: «светло-серый, допускается светло-коричневый и светло розовый». Единая комиссия посчитала, что данный показатель содержит двусмысленность и носит предположительный характер.

По мнению КСП Орловской области данный показатель соответствует требованиям ОДН 218.2.027 – 2003 и может удовлетворять потребности Заказчика, а указанные действия Единой комиссии привели к ограничению количества участников аукциона.

Из информации, представленной МКУ «УКХ г. Орла» следует, что участник, подавший заявку №103741443 (ООО «Развитие», г. Орел) был допущен к участию в аукционе, и в впоследствии с ним, как с единственным поставщиком был заключен муниципальный контракт с ценой равной НМЦК. При этом, в заявке №103741443 значение показателя «цвет» минерального концентрата «Галит» было указано: «от белого до светло-серого, встречается светло-коричневый и светло-розовый». Единая комиссия посчитала, что данный показатель соответствует описанию объекта закупки, указанному в документации об Аукционе, и не имеет двусмысленного толкования (как это было признано Единой комиссией при отклонении трех заявок, в которых при описании объекта закупки по показателю «цвет» указывалось «… допускается светло-коричневый и светло розовый», что соответствовало аукционной документации).

В связи с изложенным, закупка на поставку минерального концентрата «Галит» была осуществлена без конкурентной борьбы на сумму 17,319 тысяч рублей.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции» установлено, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения поступивших от КСП Орловской области сведений, а также информации, размещённой в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Управлением в действиях МКУ «УКХ г. Орла» при осуществлении указанной закупки были усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Приказом Орловского УФАС России от 14.01.2018 № 3 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела № 057/01/17-9/2019 по признакам нарушения Муниципального казённого учреждения «Управление коммунальным хозяйством города Орла» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившимся в действиях, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (далее также – дело).

Определением к участию в деле были привлечены: в качестве заинтересованных лиц Контрольно-счётная палата Орловской области (302021, г. Орёл, пл. Ленина, д. 1) и Администрация г. Орла (302000, г. Орел, ул. Пролетарская гора, д.1, каб.413).

Определением от 28.01.2019 № 293/02 дело № 057/01/17-9/2019 было назначено к рассмотрению на 21.02.2019 года (далее – Определение). Определением у лиц, привлеченных к рассмотрению дела, была запрошена необходимая информация и установлен срок представления информации.

Информация была представлена в установленный Определением срок.

В связи с производственной необходимостью (отсутствием 21.02.2019 кворума Комиссии), Определением рассмотрение дела № 057/01/17-9/2019 было отложено и назначено к рассмотрению на 26.02.2019.

26.02.2019 на заседании Комиссии:

- представители КСП Орловской области сообщили, что было проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных закупок, осуществлённых МКУ «УКХ г. Орла» за счёт средств областного бюджета в 2018 году». По итогам установлено, что аукционной комиссией, рассматривавшей заявки, по формальным признакам было отклонено три (из четырёх) заявки потенциальных участников Торгов и муниципальный контракт был заключен с единственным участником аукциона. В результате чего произошло ограничение участников закупки, а упомянутой комиссией были совершены действия, приводящие к ограничению конкуренции;

- представитель МКУ «УКХ г. Орла» подтвердил, что документация электронного аукциона разрабатывалась Заказчиком. В описании объекта закупки указаны более жесткие требования к показателям от 95 % по массовой доли хлорида натрия и до 3 % по массовой доли нерастворимого в воде остатка, которые не противоречат требованиям ОДН 218.2.027-2003; при этом не смог пояснить как цвет закупаемого минерального концентрата «Галит» влияет (может повлиять) на его качество, иные потребительские свойства;

- представителем Администрации г. Орла было указано, что обязанностью аукционной комиссии является проверка первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Во исполнение части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требований аукционной документации. Подробная инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе во исполнение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе содержится в разделе IV документации об аукционе и была разработана Заказчиком.

Определением от 26.02.2019 рассмотрение дела № 057/01/17-9/2019 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела было назначено на 20.03.2019.

20.03.2019 Комиссия, заслушав представителей КСП Орловской области, пояснения представителя МКУ «УКХ г. Орла», изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, установила.

1. Аукцион проводился в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru – 15.08.2018;

2) объект закупки: Поставка минерального концентрата "Галит" (в рамках содержания УДС города Орла).

Заказчиком установлены показатели объекта закупки и значения показателей, которые не могут изменяться, а именно: массовая доля хлористого натрия (до 95%), массовая доля нерастворимого в воде остатка (до 3%), цвет (от белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый), массовая доля влаги (до 3%), фасовка (мягкий контейнер разовый).

Согласно Техническому заданию документации об Аукционе, объектом закупки является «минеральный концентрат "Галит» для приготовления пескосоляной смеси». Качество поставляемого Товара должно соответствовать требованиям ОДН 218.2.027-2003 «Требования к противогололедным материалам» и должно быть подтверждено: сертификатом (паспортом) качества производителя.

Начальная (максимальная) цена контракта – 17 319 000,00 рублей.

Победителем Аукциона, согласно Протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 07.09.2018 №0154300014618000683-1, признано ООО «Развитие».

2. Закон о контрактной системе (часть 1 статьи 1) этот закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Статьей 6 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Участник закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Статьёй 8 Закона о контрактной системе определено: «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок».

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с осуществлением закупок, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.

Антимонопольные требования к торгам установлены в статье 17 Закона о защите конкуренции, а именно:

- при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 1);

- наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2).

Статья 24 Закона о контрактной системе предусматривает способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые делятся на конкурентные способы или способ закупки у единственного поставщика.

Конкурентные способы подразделяются на: конкурсы, аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьёй 66 Закона о контрактной системе установлен порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Так, при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

3. Документация об электронном аукционе № ЭА-483/18 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Поставка минерального концентрата "Галит" (в рамках содержания УДС города Орла)» была разработана Заказчиком: Муниципальное казённое учреждение «Управление коммунальным хозяйством города Орла». Данный факт также был подтверждён Заказчиком.

Минеральный концентрат «Галит» применяется в том числе в качестве противогололёдного реагента на автомобильных дорогах и относится к противоголёдным материалам.

Документацией об электронном аукционе на поставку минерального концентрата «Галит» установлено, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям ОДН 218.2.027-2003 (утв. распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 N ОС-548-р) «Требования к противогололёдным материалам».

Кроме того, письмом от 14.03.2019 (исх. № 1059) МКУ «УКХ г. Орла» указало, что при составлении описания объекта закупки показателей также руководствовалось письмом Федерального дорожного агентства № 01-28/6301 от 08.09.2006 «Временные требования к противогололёдным материалам» (далее - Письмо ФДА № 01-28/6301).

В соответствии с ОДН 218.2.027-2003, письмом ФДА № 01-28/6301 показатели химических противогололёдных материалов подразделяются по свойствам: органолептические, физико-химические, технологические и экологические.

Так, органолептические свойства - это свойства объектов (вкус, запах, консистенция, окраска, внешний вид, и т.д.), оцениваемые органами чувств человека.

Кроме того минеральный концентрат «Галит» сопровождается необходимым пакетом документов – паспортами качества ТУ и сертификатами соответствия.

Комиссией Орловского УФАС России было выявлено, что установленные МКУ «УКХ г. Орла» при описании объекта закупки физико-химические значения показателей закупаемого минерального концентрата «Галит» фактически в полном объёме не соответствуют ни одному из указанных Заказчиком документов (ОДН 218.2.027-2003, Письмо ФДА № 01-28/6301), при этом обоснования необходимости использования иных показателей в аукционной документации не приведены. В описании объекта закупки МКУ «УКХ г. Орёл» указало следующие органолептические и физико-химические показатели химического противогололёдного концентрата «Галит» (Таблица).

Таблица

№ показателя п/п

Наименование показателей товара

Требования к значениям (числовое, словесное, наличие/отсутствие) показателей товара, установленные

МКУ «УКХ г. Орла»

ОДН 218.2.027-2003

Временными требованиями к противоголёдным материалам (Письмо ФДА № 01-28/6301)

 

массовая доля хлористого натрия

от 95 %

-

не менее 93 %

 

массовая доля нерастворимого в воде остатка

до 3 %

не более 2,5%

не более 2,5%

 

цвет

От белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый

От белого до светло-серого (допускается светло-коричневый и светло-розовый)

От белого до светло-серого (допускается светло-коричневый и светло-розовый)

 

массовая доля влаги

до 3 %

не более 5 %

не более 5 %

В настоящее время ГОСТ, Технический регламент для минерального концентрата «Галит отсутствует.

Анализ действующих технических условий (ТУ) для концентрата минерального «Галит» показал, что такие показатели (физико-химические свойства) как например «влажность», «массовая доля не растворимого в воде остатка», «массовая доля хлористого натрия», установленные в аукционной документации Заказчиком соответствуют нескольким ТУ, например ТУ 2111-006 00352816-2008, ТУ 2111-044-00203944-2011, ТУ 2111-001-56238216-2006, но только не ОДН 218.2.027-2003, а органолептический показатель «цвет»: «От белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый» с учётом установленных физико-химических характеристик соответствует только одним техническим условиям - ТУ 2111-004-00352851-05 и ОДН 218.2.027-2003.

3.1. Письмом от 19.03.2019 № 208 участник закупки ООО «Белгородторгснаб» (заявка № 103743585) указал, что считает отклонение его заявки не правомерным, так как показатели цвета указанные в заявке соответствуют требованиям ОДН 218.2.027-2009, Распоряжения Минтранса России от 16.06.2003 №ОС-548-р «Методика испытания противогололёдных материалов. Отраслевой дорожный методический документ. Методика испытания противогололёдных материалов», Письма ФДА № 01-28/6301. Также ООО «Белгородторгснаб» указывает, что, по их мнению, какой бы цвет не указывали поставщики, они всё равно попадут в установленный Заказчиком диапазон.

Цвет минерального концентрата «Галит» является органолептическим свойством, зависит от природного происхождения (место рождения) соли и не влияет на его качество.

Второй участник закупки ООО «Сибирская Деловая Компания» (далее - ООО «СДК»; заявка № 103745364 которого также была отклонена), письмом от 02.04.2019 сообщает, что обществу было отказано в допуске к участию в электронном аукционе неправомерно, так, требования не указания слова «допускается» не были установлены Заказчиком. На сегодняшний день ГОСТ для минерального галита отсутствует. Галит – широко распространенный в природе минерал, его состав довольно разнообразен и напрямую зависит от места добычи. Чаше всего имеет белый цвет, иногда серый или желтоватый с различными оттенками. Это объясняется различным месторождением (место добычи) и способом производства соли. Наличие темноватых частиц в технической соли допускается в пределах содержания оксида железа и нерастворимого в воде остатка и одной партии может находится «Галит» разного цвета (на функциональные характеристики цвет не влияет). На момент подачи заявки у участника закупки не обязан находится товар на складе в наличии, участник закупки не может знать какого цвета он будет поставлять товар.

Приведённые участниками закупки доводы были подтверждены крупнейшим производителем соли в России ООО «Руссоль».

Так, письмом от 18.03.2019 № 1525 ООО «Руссоль» указало, что:

«- цвет концентрата минерального галита функционального значения не имеет, а лишь является органолептическим показателем (визуальной характеристикой), который зависит от природных особенностей месторождения, где добывается соль. Самым значимым показателем качества концентрата минерального галита является содержание основного вещества – хлористого натрия.

- концентрат минеральный – галит, используемый для приготовления пескосоляной смеси, проверяется на соответствие требованиям ГОСТ 33387-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Противогололёдные материалы. Технические требования» и письма Федерального дорожного агентства от 8 сентября 2006 г. № 01-28/6301 « О временных требованиях к противогололёдным материалам»».

Следовательно, по мнению производителя соли, органолептическое свойство - цвет минерального концентрата «Галит» не несёт функционального значения для приготовления пескосоляной смеси.

Кроме того, согласно паспортам качества производителей минерального концентрата «Галит» к показателям качества товара отнесены только физико-химические характеристики (паспорта качества имеются в материалах настоящего дела).

3.2. Указание Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки (Приложение к информационной карте «Описание объекта закупки») Заказчиком противоречивых характеристик товара (приёмка минерального концентрата по физико-химическим показателям, установленным в технических документах ОДН 218.2.027-2003, а поставка по иным показателям, установленным документацией о Торгах) может затруднять подготовку потенциальными участниками Закупки своих предложений и привести к ограничению доступа отдельным хозяйствующим субъектам на товарный рынок.

Кроме того, Заказчиком не представлено доказательств тому, что органолептический показатель «цвет», установленный в документации об Аукционе как показатель, который может изменяться, будет оказывать влияние на технические, функциональные характеристики (потребительские свойства) и качество товара (при этом первые части заявок трех участников закупки были отклонены именно по этому показателю).

4. Аукционной комиссией, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе была осуществлена проверка первых частей заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Аукционная комиссия была создана на основании Решения Орловского городского совета народных депутатов от 24.12.2013 № 42/0824-ГС «О порядке взаимодействия заказчиков и органа, уполномоченного на определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Орла, и наделении полномочиями на осуществление действий, направленных на обеспечение муниципальных нужд города Орла».

В соответствии с Протоколом от 07.09.2018 № 0154300014618000683-1 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционной комиссией трем участникам, подавшим заявки №103743585, №103744127 и №103745364, было отказано в допуске к участию в аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с несоответствием информации, предусмотренной подпунктом б) пункта 2) части 3 статьи 66 Закона, пунктами 1.14, 3.1.3 раздела III, Приложением к разделу III документации об аукционе, пунктами 3.1.1,3.1.6 раздела IV документации об аукционе, а именно: значение показателя № 3, указанное участниками закупки в первой части заявки не соответствует требованию к значению такого показателя установленного в документации об аукционе, так как двух заявках значение показателя «цвет» минерального концентрата «Галит» указано: «от белого до светло-серого, допускается светло-коричневый и светло-розовый», в третьей заявке значение показателя «цвет» минерального концентрата «Галит» указано: «светло-серый, допускается светло-коричневый и светло розовый». Единая комиссия посчитала, что данный показатель содержит двусмысленное толкование и носит предположительный характер. В результате чего электронный аукцион был признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, и добросовестной ценовой конкуренции между участниками закупки не состоялось.

При этом, участники в заявках указали показатель в соответствии с характеристикой товара, указанной как в аукционной документации, так и в ОДН 218.2.027-2003 и в Письме ФДА № 01-28/6301.

Указанные МКУ «УКХ г. Орла» в аукционной документации значения физико-химических показателей соответствуют ТУ 2111-006 00352816-2008, ТУ 2111-044-00203944-2011, ТУ 2111-001-56238216-2006, согласно которым органолептический показатель «цвет» имеют:

ТУ 2111-006 00352816-2008 – от бесцветного до белого, светло и тёмно-голубого, желтого и розового; ТУ 2111-044-00203944-2011 – цвет сероватый с включением кристаллов темно-серой, красноватый, голубоватой окраски; ТУ 2111-001-56238216-2006 – серый с включениями темно-серой, красноватой, голубоватой окраски. В связи с чем, потенциальный победитель аукциона (поставщик) не может знать какой именно цвет минерального концентрата «Галит», согласно установленных Ответчиком по делу физико-химических показателей, он будет поставлять Заказчику. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент заполнения заявки иметь в наличии товар и проводить его испытания (Решение Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 № АКПИ16-1287).

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки были установлены необъективные (противоречивые) показатели, излишне детализировано описание объекта закупки, вплоть до соответствия товара одному техническому условию (ТУ 2111-004-00352851-05), что привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке поставки минерального концентрата «Галит» и не создало предпосылок для экономии бюджетных средств.

На основании изложенного, Комиссия Орловского УФАС России в действиях МКУ «УКХ г. Орла» при проведении закупки на поставку минерального концентрата «Галит» усмотрела признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц, участвующих в деле направлялось заключение об обстоятельствах дела (исх. №1396/02 от 27.03.2019). Дело №057/01/17-9/2019 откладывалось и было назначено к рассмотрению на 09.04.2019.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

До оглашения резолютивной части решения по делу Ответчиком было представлено письмо от 02.04.2019 № 1444, в котором указано, что МКУ «УКХ г. Орла» поддерживает ранее изложенную позицию, иных доводов приведено не было.

09.04.2019 на заседании Комиссии по рассмотрению дела

- представители КСП Орловской области указали, что поддерживают свою ранее изложенную позицию, и считают, что в действиях МКУ «УКХ г. Орла» при проведении закупки на поставку минерального концентрата «Галит» имеются нарушения антимонопольного законодательства;

- представитель Администрации г. Орла указала, что Единой комиссии по рассмотрению заявок руководствовалась строго инструкцией, разработанной МКУ «УКХ г. Орла»;

- представитель МКУ «УКХ г. Орла» поддержала позицию, изложенную в ранее представленных письмах.

Пояснений, как цвет закупаемого минерального концентрата «Галит» влияет (может повлиять) на его качество, иные потребительские свойства МКУ «УКХ г. Орла» представлено не было. Отсутствуют в представленных МКУ «УКХ г. Орла» пояснениях доводы относительно того, что качество закупаемого минерального концентрата «Галит» должно соответствовать ОДН 218.2.027-2003, а в описании объекта закупки были установлены значения показателей, отличные от значений физико-химических показателей, установленных ОДН 218.2.027-2003.

Комиссия, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, считает, что действия МКУ «УКХ г. Орла» нарушили часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупки на поставку минерального концентрата «Галит».

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения Муниципальным казённым учреждением «Управление коммунальным хозяйством города Орла» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупки на поставку минерального концентрата «Галит».
  2. Выдать МКУ «УКХ г. Орла» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на товарном рынке поставки минерального концентрата для приготовления пескосоляной смеси в рамках содержания УДС города Орла.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для решения вопроса о возбуждения административного производства.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны