Постановление №4738/04 Постановление о наложении штрафа от 21 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ИП И..

Адрес

 

ИП К.

                                                                                               Адрес

 

ИП В.

                                                               Адрес

 

ООО «А»

Адрес

 

ООО «»

Адрес

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 165

о наложении штрафа по делу № 057/04/9.21-592/2020

об административном правонарушении

 

Дата вынесения

19.10.2020

 

 

 г. Орёл

 

Заместитель руководителя Орловского УФАС России, рассмотрев протокол и другие материалы дела об административном правонарушении № 057/04/9.21-592/2020 в отношении ИП И. по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

УСТАНОВИЛ:

         15.07.2020 в адрес Орловского УФАС России поступила коллективная жалоба (ИП К., ИП В И., ООО «Р», ООО «А») на действия ИП И. об угрозе прекращения перетока электрической энергии с 14.07.2020 для их энергопринимающих устройств.

Из коллективной жалобы следует, что трансформаторная подстанция, расположенная по адресу:, принадлежит на праве собственности ИП И. (на основании договора купли-продажи № 2 от 15.05.2018, заключенного между АО «О» и ИП И.). От вышеуказанной ТП опосредовано запитаны потребители (ИП К., ИП В., ООО «Р»), которые имеют надлежащее технологическое присоединение, о чем свидетельствуют акты об осуществлении технологического присоединения, а именно:

- Акт об осуществлении технологического присоединения №1 от 01.11.2017, составленный между ИП И. и ИП К.;

-Акт об осуществлении технологического присоединения от января 2018 года, составленный между ИП И. и ИП В.;

-Акт об осуществлении технологического присоединения от 28.04.2020 года, составленный между И. и ООО «Р».

        Вышеуказанные потребители имеют также договоры энергоснабжения заключенные с ООО «И»  (далее –гарантирующий поставщик)

- договор энергоснабжения от 01.01.2016 № 57010252000197 с ИП К.;

- договор энергоснабжения от 01.01.2016 №5701025200028 с ИП В.

- договор энергоснабжения от 01.01.2016 №57010252001003 с ООО «Р».

С мая 2020 года от ИП И. в адрес Заявителей поступали уведомления об угрозе прекращения электрической энергии для энергопринимающих устройств потребителей, в связи с аварийностью ТП.  Кроме того, И. предлагал самостоятельно переподключиться к альтернативным источникам питания или в последствии обратиться к нему за новым подключением к новой подстанции.

ИП К. направлял в адрес ИП И. письмо о предоставлении сметы на строительство «новой» ТП, а также (при наличии) Акт Ростехнадзора и иные документы подтверждающие техническое состояние ТП.  На данное обращение ИП К., собственник ТП ответа и документов не представил.

 13.07.2020, 15.07.2020 года были систематические отключения электроэнергии, после чего   ИП К., ИП В., ООО «Р», ООО «А» были вынуждены обратиться с коллективной жалобой в Орловское УФАС России.

 10.08.2020, в адрес Управления, в дополнение к вышеуказанной жалобе от ИП К. поступила информация о прекращении поставки электрической энергии по объектам, которые технологически присоединены к вышеуказанной ТП. По данному факту 10.08.2020 в 12:30 уполномоченными представителями гарантирующего поставщика проведено обследование и установлено отсутствие напряжения в электроустановках потребителей ИП К., ИП В. и ООО «Р».

17.08.2020 года ИП И. представил в адрес Управления письменные пояснения, из которых следует, что он не отрицает факта прекращения перетока электроэнергии на энергопринимающие устройства Заявителей. Вместе с тем, свои действия по отключению ТП обосновывает письмом ПАО «МРСК» (исх. № МР1-ОР/Р17-4/199 от 03.03.2020 года), в котором указано, «что в ходе проверки сотрудниками сетевой организации было выявлено 11 нарушений в работе и эксплуатации указанной ТП, и «…настоятельно рекомендовано ИП И. прекратить её эксплуатацию».

Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг устанавливается Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 3 Правил, недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Действия ИП И. по прекращению перетока электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства, в том числе действий по угрозе прекращения перетока иным потребителям (в данном случае Заявителям), нарушают требования пункта 6 Правил и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

04.09.2020 протокол по делу № 057/04/9.21-592/2020 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении ИП И. был составлен в присутствии его представителя по доверенности Е.И.В., копия протокола получена представителем лично под роспись.  

Определением (исх. №4123/04 от 10.09.2020) о привлечении к участию в деле об административном правонарушении № 057/04/9.21-592/2020 в качестве потерпевших привлечены ИП К., ИП В., ООО «Р», ООО «А».

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №057/04/9.21-592/2020 (исх. 4165/04 от 14.09.2020) рассмотрение дела было назначено на 18.09.2020 года. Дело № 057/04/9.21-592/2020 рассматривалось: 18.09.2020, 05.10.2020, 12.10.2020, 19.10.2020.

В ходе рассмотрения вышеуказанного дела были получены дополнительные материалы и сведения от:

-  ООО «И»,

- Приокского Управления службы по экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор),

- АО «Х»,

- ПАО «МРСК»,

- АО «Оо».

 

ИП И. представил в адрес Управления письменные пояснения и документы из которых следовало, что ТП-6 расположенная по адресу: была возведена на территории завода РМЗ в конце 50-х начале 60-х годов, с момента строительств объекта ТП непрерывно эксплуатировалась на протяжении 60 лет. По информации ИП И., максимальный срок службы ТП составляет 25 лет, до 2018 года указанное технологическое оборудование находилось на балансе ОАО «Х». С момента подключения ИП И. к данной подстанции с 2007 года этот объект неоднократно выходил из строя, при этом расходы по его ремонту, как следует из данных пояснений, возлагались на ИП И. и балансодержателя ОАО «Х». ИП И. сообщил, что в 2018 году ОАО «Х» заявил об отказе в финансировании ремонтных работ по данному ТП и поскольку у ИП И. энергоемкое производство, требующее постоянной подачи электроэнергии, то им было принято решение о выкупе данного объекта. ИП И. полагает, что в связи с тем, что ТП технологически подключено к ПС 110/35/10/6 кв. «Советская», принадлежащей ПАО «МРСК», то в соответствии с действующим законодательством, все лица, подключенные напрямую или опосредованно к ПС «Советская», должны быть законно подключены к энергопередающему устройству и иметь надлежаще оформленные права на подключение к энергопередающим установкам. ИП И. также пояснил, что единственным законно зарегистрированном абонентом в Орловском филиале ПAO «МРСК» и владельцем мощностей является только он, все остальные лица, подключенные трансформаторной подстанции, не имели и не имеют законно зарегистрированной мощности сетевой организации, питающейся от ПС 110/35/10/6 кв. «Советская», и как следствие, по утверждению ИП И., в соответствии с п.1, п. 2, пп. «д» Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 №442 «данные потребители должны быть немедленно отключены от энергопередающего устройства. Таким образом, ИП И. считает, что юридически, технологически фактически подключение всех потребителей к энергопринимающему устройству является незаконным.

Кроме того, ИП И. сообщил, что в марте 2020 в ходе осмотра, указанного ТП, специалистами сетевой организации было выявлено 11 нарушений в работе и эксплуатации ТП, составлен письмо № МР1-ОР/Р17-4/199 в котором сделаны следующие выводы: «…настоятельно рекомендуем вам прекратить эксплуатацию РП- кв. и считать его опасным в травмирующем и аварийном отношении, Технологическое восстановление данного оборудования и дальнейшая эксплуатация в связи с высоким техническим износом считаем нецелесообразным». Получив указанное заключение в марте 2020 года, ИП И. созвал всех подключенных к данному объекту лиц, объяснил ситуацию, и предложил, во-первых, провести мероприятия по приведению в соответствие, с действующим законодательством  технологическое подключение т.е. законно получить в ПАО «МРСК» мощность, привести в соответствие узлы подключения к TП, узлы учета потребленной электроэнергии (на отвечающие современным требованиям), представить документы указанные в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Кроме того, всем присутствующим ИП И. предъявил вышеуказанное письмо ПАО «МРСК» и предложил разработать ряд мер, направленных на безубыточный выход из создавшейся ситуации. Всем потребителям было пояснено, что ТП в таком состоянии работать не может поскольку, это сложное технологическое оборудование находиться в аварийном состоянии и оно на сегодня несет угрозу жизни и здоровью людей, находится в центре г. Орла, с выходом к местам массового сбора граждан. Всем потребителям предложено было встретиться через месяц и внести свои предложения. Однако никто не внес никаких предложений, из чего был сделан вывод, что подключенные к ТП вышеуказанные лица имеют другие источники питания электроэнергии.

По информации ИП И., все отключения электроэнергии в июле 2020 года имеют технологические причины и подтверждаются докладными записками энергетической службы предпринимателя.

Кроме того, ИП И. пояснил, что 9-10 августа 2020г. в силу увеличения температуры воздуха до +30 градусов, произошло аварийное отключение ТП, в ходе обследования которой было установлено повышение температуры ТП до 99 градусов (возгорание ТП происходит при 135 градусах), при сильной утечке масла.  Поскольку утечка масла при повышении температуры может привести к техногенной катастрофе, ИП И. было принято решение провести обследование данного технологического оборудования, с полным демонтажом оборудования, с последующим принятием решения о дальнейшей судьбе указанного ТП.

В подтверждение своих доводов ИП И. представил следующие документы:

-копию договора купли-продажи № 2 недвижимого имущества от 15.05.2018 года, заключенного между АО «О» и ИП И. (на приобретение земельного участка, трансформаторной подстанции),

-копию письма ПАО «МРСК» (исх. № МР1-ОР/Р17-4/199 от 03.03.2020) о результатах планового осмотра электроустановок, присоединённых к электросетям Орловского РЭС,

-копии докладных записок сотрудников ИП И. отвечающих за энергобезопасность. 

ИП И. по делу №057/04/9.21-592/2020 также письменно пояснил, что спорная трансформаторная подстанция находится в аварийном состоянии и не может больше эксплуатироваться, в подтверждение своих доводов представил копии следующих документов:

- Протокол №2255 от 08.09.2020 испытания фарфоровой изоляции объекта: РУ-6кВ по адресу:, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин»

- Протокол №2256 от 08.09.2020 испытания силового трансформатора: тип трансформатора ТМ-1000 6/0,4кВ, заводской номер № 3746, 1961 года выпуска, объект: ЭКТПН-10/04,кВ 1000кВа по адресу:, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин»

- Протокол №2257 от 08.09.2020 испытания трансформаторного масла из трансформатора ЗТП-6/04,кВ, ТМ -1000/10-У1, заводской номер № 3746, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин»

- Копию письма из Ростехнадзора (исх. № 1-06-12/13258 от 10.06.2019) о регистрации электротехнической лаборатории с подтверждением полномочий ИП Вин для осуществления производства испытаний и измерений электроустановок.   

Кроме того, ИП И. было представлено градостроительное заключение (№081-20-ГЗ от 14.09.2020), выданное ЗАО «Г», об условиях размещения объекта недвижимости (трансформаторной подстанции) на земельном участке в местах допустимого размещения объектов капитального строительства.

Следовательно, по мнению ИП И., в связи с аварийностью ТП, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ (нарушение собственником или иным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по электропередаче электрической энергии).

 

АО «О» представил по рассматриваемому делу следующую информацию.

В соответствии с Актом приёма-передачи недвижимого имущества от 21.05.2018 к Договору купли-продажи № 2 недвижимого имущества от 15.05.2018 года, заключенного между АО «О» и И., последнему было передано и принято недвижимое имущество:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения производственных зданий промышленности, площадь: 165кв.м., адрес:, кадастровый номер: 57:25:0010404:402,

- трансформаторная подстанция, расположенную на данном земельном участке, общая площадь 119,8 кв.м., литер Ж, адрес: , кадастровый (условный) номер: 57:25:010404: 01:2563/1Ж.

 Все имеющиеся недостатки по ТП были зафиксированы в вышеуказанном Акте приёма-передачи однотрансформаторной электроподстанции 6/0,4 кВ расположенной по адресу:. Однако, ИП И. принял данное имущество без претензий.

При купле-продаже АО «О» в адрес И. на вышеуказанную трансформаторную подстанцию переданы следующие документы:

- схема электрическая соединений однолинейная РУ- 6кВ секция ф. №436,

- схема электрическая соединений однолинейная РУ- 0,4кВ.

На момент заключения договора купли-продажи №2 недвижимого имущества от 15.05.2018 года, как сообщило АО «О», все подключенные лица к данной трансформаторной подстанции являлись субабонентами ИП И.

 

   В рамках дела №057/04/9.21-592/2020 потерпевшими также была представлена соответствующая информация и документы.

ООО «А» является собственником объектов недвижимости (помещений, земельных участков) расположенных, но адресу: .

Ранее, все объекты, включая Трансформаторную подстанцию, в настоящее время принадлежащую ИП И., имели адрес:, поскольку принадлежали государственному предприятию ремонтно-механическому заводу «Орловский», которое в процессе приватизации путем акционирования реорганизовано в ОАО «О».

ИП К. по срочным договорам аренды с ООО «А» является арендатором земельного участка с помещениями по адресу (ранее владельцем (собственником) являлся завод РМЗ «Орловский», правопреемник АО «О»). Согласно данного договора аренды Арендатор (ИП К.) обеспечивает надлежащее энергоснабжение помещения, в связи с чем им заключались договора энергоснабжения.

            29.04.2014 году между ОАО «О» и ИП К. было подписано соглашение о перераспределении максимальной мощности, в соответствии с которым после осуществления сетевой организацией и сторонами мероприятий по перераспределению мощности: объем максимальной мощности ОАО «О» составил 1982 кВт; Объем максимальной мощности ИП К. составил 363 кВт. Между сторонами ОАО «О» и ИП К. составлено соглашение о перераспределении максимальной мощности №4 от 29.04.2014 года. 

Согласно договору энергоснабжения №57010252000197, заключенного между ООО «И» и ИП К. (с дополнительным соглашением от 01.01.2018 г. и приложению № 1 к указанному договору) точками поставки по адресу: являются: Р1 яч.6:  на контактах наконечниках КЛ-04кВ рубильника Р1 яч. №6 РУ-04кВ ОАО «О» (сейчас ИП И.), Р2 яч.4: на контактах наконечниках КЛ-04кВ рубильника Р2 яч. №4 РУ-04кВ ОАО «О» (сейчас ИП И.), Р1яч.2г.: <адрес>, на контактах наконечниках КЛ-04кВ рубильника Р1 яч. №2 РУ-04кВ ОАО «О» (сейчас ИП И.), Р2 яч.4: <адрес>, на контактах наконечниках КЛ-04кВ рубильника Р2 яч. №4 РУ-04кВ ИП И.

Представитель ООО «Р» и ИП В. в своих письменных пояснениях также указали на надлежащее технологическое присоединение к ТП, принадлежащей ИП И. и представили копии договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, акты технологического присоединения, соглашения о перераспределении мощности между ними и ИП И.

Согласно договору энергоснабжения №57010252000288, заключенного между ООО «И» и ИП В., согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения №57010252000288 от 01.01.2016 точками поставки являются: Магазин «Сфер-Ор», <адрес> на контактах кабельных наконечников кабельной линии 0,4 кВ, отходящей от рубильника Р2ячейки №5 РУ-0,4 кВ ПС ОАО «Х»; Склад: <адрес>, на контактах кабельных наконечниках кабельной линии 0,4 кВ, отходящей от рубильника Р2ячейки №5 РУ-0,4 кВ ПС ОАО «Х».

Согласно договору энергоснабжения №57010252000003, заключенного между ООО «И» и ООО «Р», согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения №57010252000003 от 01.01.2016, встроенное помещение № 4, <адрес>  на контактах кабельных наконечников отходящей кабельной линии 0,4 кВ р№2 яч.№ 5РУ-0,4 кВ ПС  ОАО «Х».

В материалах дела имеется информация и документы, полученные от гарантирующего поставщика (ООО «И»), также подтверждающие надлежащие технологическое присоединение к сетям сетевой организации через ТП, принадлежащую в настоящее время на праве собственности ИП И.:

 ИП К.

-договор энергоснабжения №57010252000197 от 01.01.2016;

-технические условия на электроснабжение ИП К. от 24.08.2001 №177/01, выданные ОАО «О»;

-договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный между ИП К и ОАО «О»;

-акт от 24.01.2002, составленный Центргосэнергонадзором для ИП К. по обследованию его электроустановок;

-акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 03.10.2005 между ОАО «О» и ИП К.;

-акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 2009 ОАО «О» и ИП К.;

-договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №19 от 25.12.2009 между ОАО «О» и ИП К.

-технические условия №20 выданные ОАО «О» на технологическое присоединение к сети ОАО «О» энергопринимающего устройства производственного здания по адресу:

-договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №20 от 02.08.2010 между ОАО «О» и ИП К.

-акт технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «О» №20 от 06.08.2010;

-акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 06.08.2010 между ОАО «О» и ИП К.;

-акт технологического        присоединения к электрическим сетям ОАО «О» № 19 от 2010;

- соглашение о перераспределении (363кВт) максимальной мощности межу ИП И. и ИП К. от 01.11.2017;

ИП В:

-договор энергоснабжения с приложениями №57010252000288 от 01.01.2016;

-акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 2010 между ОАО «О» и ИП В.

-акт технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «О» от 2010:

-акт замены приборов учета электрической энергии от 11.04.2013.

-соглашение о перераспределении (15,0 кВт) максимальной мощности от 01.11.2017, заключенное между ИП И. и ИП В.

ООО «Р»:

-договор энергоснабжения с приложениями №57010252001003 от 01.01.2016:

-определение технических параметров присоединенных электроустановок ООО «Р», присоединенных к электрическим сетям ОАО «О», заключенное между ОАО «О» и ООО «Р»,

- акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности ОАО «О» и ООО «Р»,

- соглашение о перераспределении (50 кВт) максимальной мощности от 02.02.2020, заключенное между ИП И. и ООО «Р».

Для справки:

Между ООО «А» и гарантирующим поставщиком заключен договор энергоснабжения, в котором отсутствуют точки поставки, запитанные от ТП принадлежащей ИП И. Вместе с тем, в деле имеются договора аренды, заключенные обществом с ИП К.

В материалах настоящего дела имеется договор энергоснабжения №57010252000174  от 01.01.2016, заключенный между ИП И. и ООО «И», где в приложении № 3 к договору отражена информация о вышеуказанных опосредованных потребителях.

Таким образом, по мнению потерпевших, в материалы дела представлены надлежащие документы, подтверждающие, что на их объекты, ранее была выделена определенная электрическая мощность и они подключены к электрической сети путем опосредованного присоединения через объекты электросетевого хозяйства ИП И. (ранее АО (ОАО «О»).

Потерпевшие считают, что поскольку при заключении вышеуказанных соглашений, актов с ИП И., они являлись ранее присоединенными абонентами, мощность, а также категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды его производственной мощности не изменялись, у последних отсутствовала законодательная необходимость в повторном согласовании опосредованного присоединения через объекты электросетевого хозяйства ИП И. Кроме того, потерпевшие лица имеют оформленные с ИП И. соглашения о перераспределении мощности.

ИП К., ИП В., ООО «Р», ООО «А» полагают, что в деле об административном правонарушении имеются все необходимые документы, которые подтверждают прекращение перетока энергии ИП И., и последний данные обстоятельства не отрицает, мотивируя свои действия аварийностью трансформатора.

Вместе с тем, как считают потерпевшие, ИП И., не являясь энергоснабжающей организацией, не наделен полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети товарищества. В соответствии со статьей 546 ГК РФ только энергоснабжающая организация наделена правом перерыва в подаче, прекращения и ограничения подачи электроэнергии потребителю, к которой ИП И. не относится. Владелец ТП не сообщал гарантирующему поставщику об аварийных ситуациях, проведении ремонтных и профилактических работ, в деле отсутствуют надлежащие доказательства информирования опосредованно подключенных абонентов об ограничении режима потребления и отключении. Потерпевшие также сообщили, что ИП И. проинформировал их в марте 2020 года инициировал собрание и сообщил, что возвёл «новую» трансформаторную подстанцию и в тот же день сообщил о ликвидации «старой» ТП. Все обращения ИП К. (потерпевшего) в адрес И. остались без надлежащего ответа.

25.03.2020 ИП И. инициировал собрание и сообщил о том, что возвел новую оборудованную подстанцию, а старую будет выводить из эксплуатации и ликвидировать. Далее он сообщил о том, что: «мощности заявителей каким-то образом потерялись при купле- продаже им старой подстанции еще в 2017г., хотя при этом говорит, что у него есть список субабонентов, и предложил вариант выхода из этой ситуации: найти свои мощности и далее самостоятельно переподключиться к альтернативным источникам питания или пока есть возможность (подчеркнув слово «пока» и завтра ее может и не быть) обратиться к нему за новым подключением к новой подстанции, но на определенных условиях. Далее было объяснено, что затраты на постройку новой подстанции обошлись в 15 000 000 рублей, поэтому если кто-то из заявителей захочет к нему подключится, то только на условиях сособственничества, т.е. купить у него часть подстанции, создав некий фонд, оформленный на ИП И., куда перечислять деньги за обслуживание подстанции, а к этому фонду заплатить 10 000 за 1 кВт мощности и плюс 5 % с потребления, чтобы иметь право пользоваться этой подстанцией».

Как следует из пояснений ИП К., в пересчете на потребляемые мощности по предложенным условиям получается потерпевшему необходимо заплатить порядка 5 000 000 рублей за подключение и разделить бремя содержания подстанции. На вопрос, как провести кабель к новой подстанции, ИП И. сослался на то, что «использовать его территорию просто так не даст, но за определенную плату готов обсудить, т.к другого варианта нет».

 После собрания был составлен протокол собрания. ИП И. отказался его подписывать.

ИП К. также считает, что у потерпевших технологическое присоединение определено как ТП ИП И., в связи с чем, получить иную точку бесперебойного энергоснабжения не представляется возможным.

В материалах дела имеется информация и документы АО «Оо» (сетевая организация) о том, что 20.08.2020 года в адрес данной сетевой организации поступило обращение от ИП К. (исх. № 35) с просьбой предоставить технические условия на технологи­ческое присоединение его объектов по адресу:.

01.09.2020 года АО «Оо» (исх. № ЦОП/01-31-05/1760ИЗ) в адрес К. направлено информационное письмо о существующем технологическом присоединении энергопринимающих устройств объектов капитального строительства, расположенных по выше указан­ным адресам со ссылкой на пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2006 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» об однократности технологического присоединения.

Одновременно с этим, АО «Оо» проинформировало ИП К. о том, что в случае отсутствия технологического присоединения объектов капитального строительства по адресу:,  Заявитель вправе направить Заявку в сетевую организацию для за­ключения договора технологического присоединения к электрическим сетям с при­ложением соответствующих документов согласно пункта 10 Правилами технологи­ческого присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861.

Кроме того, потерпевший (ИП К.) поясняет, что ссылка ИП И. на позицию Верховного суда РФ, изложенную в определении № 304-КГ16-9717 от 18.08.2016, не может быть принята во внимание, поскольку дело рассмотрено не при схожих обстоятельствах. Основанием для оставления в силе судебного акта апелляционной инстанции о том, что между собственником ТП и абонентом отсутствовали договорные отношения, а также, то что спорная ТП не являлась единственным источником питания и у абонента имелась в собственности своя ТП. Позиция ИП И. противоречивая, непоследовательная; его действия и слова направлены, исключительно, с целью избежать ответственности и вынудить потерпевших выплатить ему денежные средства для подключения к иной ТП.

Также представитель ИП К. пояснила, что в настоящее время электроснабжение на объекты потерпевших обеспечено временными ресурсами.

Потерпевшие также высказывались о сомнениях, связанных с идентификацией спорной ТП и произошедшей аварийной ситуацией на ней, так как ими представлены фотоматериалы о ее демонтаже, а ИП И. в рамках административного дела пояснил, что имеет дополнительную трансформаторную подстанцию, которая не является надлежащим образом введенной в эксплуатацию (не получено разрешение от Ростехнадзора, не было осмотра и т.д.).

 Представители потерпевших считают, что все вышеуказанные материалы и данные являются достаточными для привлечения ИП И. к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившихся в незаконных действиях по прекращению перетока электрической энергии через его объекты электросетевого хозяйства.

 

В рамках рассмотрения данного административного дела ПАО «МРСК» в лице филиала ПАО «МРСК» представило пояснения о том, что 19.02.2020 в их адрес поступило обращение от ИП И. о проведении технического обследования, на предмет возможности дальнейшей эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе у ИП И. После проведения обследования персоналом филиала были выявлены многочисленные нарушения в технической эксплуатации ТП-10/0,4кВ. При этом на момент проведения обследования KЛ-кВт, отходящей от ячейки № 436, 1 секции шин ЗРУ 6кВ ПС 110/35/10/6кВ «Советская» была выведена из эксплуатации в связи с многочисленными повреждениями. По итогам обследования филиалом 03.03.2020 в адрес ИП И. было направлено письмо № МР1-ОР/17-4/199 с результатами осмотра объектов электросетевого хозяйства, находящихся на балансе у ИП И. Акт обследования объектов электросетевого хозяйства ИП И. сетевой организацией не составлялся. Все замечания, выявленные при осмотре электроустановок, были изложены в вышеуказанном письме от 03.03.2020 № МР1-ОР/17-4/199.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ПАО «МРСК» в лице филиала ПАО «МРСК» (исх. № МР1-ОР/22-1/4776 от 09.10.2020) представило дополнительную информацию и документы, из которой следовало:

 30.05.2014 между ОАО «О» и ОАО «МРСК» было заключено соглашение о перераспределении мощности. В результате отказа ОАО «О» от мощности произошло снижение объема максимальной мощности 1572 кВт на 907кВт. В связи с отказом от мощности ОАО «О» были оформлены документы по технологическому присоединению от ячеек № 436 и №402 ПС «Советская» на максимальную мощность 665 кВт.

18.08.2017 года ИП И. обратился в адрес ПАО «МРСК» с заявлением с просьбой изготовить документы на технологическое присоединение кабельной линии, идущей от ПС «Советская» в связи со сменой собственника.

           Впоследствии на основании обращения от ИП И. о смене собственника КЛ-кВ от яч. №436 ПС «Советская», 07.09.2017 между сетевой организацией и предпринимателем переоформлен акт об осуществлении технологического присоединения на максимальную мощность 320кВт.  

           В 2020 году в адрес филиала поступали обращения от ОАО «О» на перераспределение максимальной мощности от яч. №402 ПС Советская на ООО «Ц» в размере 20 кВт, ООО «Т» в размере 50 кВт, ООО «Тех».

          13.08.2020 в адрес ПАО «МРСК» поступали обращения от ИП Л. и ИП П. по вопросу выдачи технических условий и переключения их энергопринимающих устройств на ТП, принадлежащую ИП И. В ответ на обращения вышеуказанных лиц сетевая организация 20.08.2020 направила разъяснения по процедуре перераспределения максимальной мощности.

       На рассмотрении дела представитель сетевой организации также сообщил, что в настоящее время к электроустановкам филиала имеется оформленное технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП И., иные лица за таким оформлением в сетевую организацию не обращались. Вместе с тем, представитель ПАО «МРСК» считает, что при наличии у всех лиц, участвующих в деле, договоров энергоснабжения, заключенных в установленном порядке с гарантирующим поставщиком, нет оснований полагать об отсутствии у последних надлежащего опосредованного технологического присоединения.

 

В ходе рассмотрения дела гарантирующий поставщик также представил пояснения по вопросу незаконных действий ИП И. по прекращению перетока электроэнергии, а также о мерах, направленных на обеспечение энергоснабжения объектов потерпевших.

Как пояснил гарантирующий поставщик, во исполнение своих обязательств по договору энергоснабжения им заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией ПАО «МРСК» в лице филиала ПАО «МРСК».

В  соответствии с пунктом 30 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергии и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. В данном случае, в соответствии с актом об осуществлении технологического присоединения, подписанным между ИП И. и сетевой организацией филиалом ПАО «МРСК» граница ответственности установлена в ячейке №436 1-й сек. ЗРУ - 6 кВ подстанции Советская. Следовательно, ответственность гарантирующего поставщика перед потребителями (ИП К., ИП В., ООО «Р») заканчивается в данной точке присоединения.

11.06.2020 в адрес гарантирующего поставщика поступило уведомление ИП И. о выводе из эксплуатации спорной ТП. Гарантирующий поставщик в интересах потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к ТП, направило 18.06.2020 (исх. № ИР/3002-оэс) в адрес ИП И. требование о недопущении нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в части обеспечения беспрепятственного перетока электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к ТП.

ООО «И» также пояснило, поскольку надежное и бесперебойное энергоснабжение обеспечивается посредством объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, то гарантирующий поставщик направил соответствующее обращение в адрес ПАО «МРСК» в лице филиала. Кроме того, аналогичное заявление направлено гарантирующим поставщиком в адрес заместителя Председателя Правительства Орловской области по развитию инфраструктуры - Председателю штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Орловской области о необходимости проведения организационно-технических мероприятий в отношении потребителей, присоединенных к ТП для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения.

Также, представитель ООО «И» на рассмотрении данного административного дела проинформировал о том, что в целях исключения нарушения прав и законных интересов лиц, имеющих технологическое присоединение к ТП, вывод из эксплуатации оборудования ИП И. необходимо было согласовать со всеми потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к ТП, что им не было сделано.

 

           Приокским Управлением Федеральной службы по экологическому, техногенному и атомному надзору государственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и лицензионных требований в адрес Орловское УФАС России представлены письменные пояснения по административному делу № 057/04/9.21-592/2020, из которых следует, что плановых, внеплановых проверок в отношении объектов электросетевого хозяйства трансформаторной подстанции, расположенной по адресу, принадлежащей ИП И. с 2017 года не проводились. Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели в адрес Приокского управления Ростехнадзора по вопросу ненадлежащей работы указанной трансформаторной подстанции, в части касающейся нарушения в работе электросетевого оборудования вследствие аварий, не обращались.

 

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Орловского УФАС России, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении, установлено:

            Событие административного правонарушения в действиях ИП И. по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (нарушение Правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям) выразилось в следующем.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Закона об электроэнергетике).

Согласно части 1 статьи 26 указанного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденный Постановлением Правительства РФ №861 от 27.12.2004 (далее - Правила технологического присоединения, ПНД).

Согласно абзацу первому пункта 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории         надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется         и ранее определенные границы         балансовой

принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.

В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

ИП И. (на основании договора купли-продажи № 2 от 15.05.2018, заключенного между АО (ОАО «О» и ИП И.), как владелец трансформаторной подстанции и кабельной линии по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществлялся процесс энергоснабжения объектов потерпевших (ИП К., ИП В., ООО «Р») по адресу:.

Согласно  вышеуказанного договора ИП И приобрел трансформаторную подстанцию, расположенную на данном земельном участке, общая площадь 119,8 кв.м., литер Ж, адрес:, кадастровый (условный) номер: 57:25:010404:01:2563/1Ж.

На момент заключения договора купли-продажи №2 недвижимого имущества от 15.05.2018 года, как сообщило АО «О», все подключенные лица к данной трансформаторной подстанции являлись субабонентами ИП И.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу N А50-5359/2011 (далее - постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктом 6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами, свидетельствующими о технологическом присоединении, являются акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В соответствии с пунктом 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

         Абзацем 3 пункта 47 Основных положений N 442, установлено, что если гарантирующий поставщик установил факт ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств до заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заявление о заключении которого было подано в соответствии с пунктом 37 настоящего документа в отсутствие документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности, то гарантирующий поставщик отказывает в заключении договора.

Абзацем 5 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что при установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.

В материалах дела имеется информация о том, что все потерпевшие заключили договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. Данный факт был подтверждается документами, представленными ООО «И», и ненадлежащее присоединение энергопринимающих устройств у потерпевших отсутствует, так как гарантирующий поставщик такие факты при заключении договоров энергоснабжения с потерпевшими не выявил.

Кроме того, в договоре энергоснабжения №57010252000174  от 01.01.2016, заключенного между ИП И. и ООО «И» (в приложении № 3 к договору) имеется информация о вышеуказанных опосредованных потребителях, присоединенных к сетям ИП И., что также подтверждает позицию о надлежащем опосредованном технологическом присоединении  энергопринимающих устройств потерпевших к сетям сетевой организации, а также то, что ИП И. знал о подключении к купленной им ТП данных лиц.

Согласно положениям части 1, 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, технологическое присоединение носит однократный характер и смена собственника энергопринимающего устройства не требует повторного технологического присоединения.

При заключении соглашений о перераспределении мощности, актов об осуществлении технологического присоединения с ИП И., потерпевшие являлись ранее  присоединенными абонентами (к ОАО «О», в том числе и до вступления в силу реформы «электроэнергетики»), мощность, а также категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды их производственной мощности не изменялись, у последних отсутствовала законодательная необходимость в повторном согласовании опосредованного присоединения через объекты электросетевого хозяйства ИП И.

Таким образом, при наличии у потерпевших лиц действующих договоров энергоснабжения, заключенных с гарантирующим поставщиком, актов о технологическом присоединении, соглашений о перераспределении мощности, составленных и подписанных между потерпевшими и ИП И., как иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потерпевших, нет оснований для признания факта ненадлежащего опосредованного технологического присоединения  энергопринимающих устройств потерпевших к сетям сетевой организации.

Факты надлежащего опосредованного технологического присоединения объектов ИП К., ИП В., ООО «Р» не отрицает и сам ИП И.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Следует отметить, что с учетом положений статьи 210 ГК РФ собственник объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям территориальной сетевой организации или потерявший такой статус, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающим переток электрической энергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций, собственник имущества должен принять все необходимые действия для их устранения в нормативно установленные сроки.

Кроме того, ИП И. знал и понимал всю меру ответственности в части своей обязанности, как собственника ТП, поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии. Кроме того, гарантирующий поставщик также указывал ИП И. на соблюдение Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, в части своевременного и качественного проведения технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.

В данном случае, владелец ТП (ИП И.) не сообщал гарантирующему поставщику об аварийных ситуациях, не представил надлежащих доказательств о проведении ремонтных и профилактических работ спорной ТП. 

ИП И. также не представил надлежащие доказательства информирования в установленном порядке опосредованно подключенных абонентов об ограничении режима потребления и отключении электроэнергии.

          ИП И. устно сообщал потерпевшим только лишь о намерении ликвидации спорной ТП в марте месяце 2020 года.

Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее Правила № 442), разделом IV которых предусмотрен Порядок введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций.

В соответствии вышеуказанными Правилами № 442, ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях. Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил ограничения).

Подпунктом "и" пункта 2 Правил ограничения установлено, что ограничение режима потребления вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

        Подпунктом "з" пункта 2 Правил ограничения установлено, что ограничение режима потребления вводится в том числе в случаях возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.

Абзацем 2 пункта 3 правил ограничения установлено, что в случае, если введение ограничения режима потребления в отношении лица, владеющего энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики иных потребителей, может привести к ограничению или прекращению подачи электрической энергии таким потребителям, это лицо обязано обеспечить переток электрической энергии таким потребителям.

В соответствии с п.31 (б) Правил полного и (или) частичного ограничения для 3 категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Вместе с тем, из информации, представленной Приокским Управлением Ростехнадзора следует, что обращений, в том числе от ИП И., по вопросу ненадлежащей работы, указанной спорной трансформаторной подстанции, в части касающейся нарушения в работе электросетевого оборудования вследствие аварий, в их адрес не поступало.

10.08.2020 произошло отключение электроэнергии в зоне ответственности ИП И. В результате данный действий ИП И. без электроэнергии остались объекты потерпевших (ИП К., ИП В., ООО «Р»). Собственник ТП никаких действий по урегулированию ситуации, а также по возобновлению перетока не предпринимал и не предпринимает. Понуждение потерпевших на возмещение ИП И. затрат на строительство иной ТП, в отсутствие к этому законодательной обязанности свидетельствует о кабальных условиях подобной сделки.

В соответствии с пунктом 34 Правил № 442 в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения или угрозы возникновения выхода параметров электроэнергетического режима за пределы допустимых значений допускается ограничение режима потребления без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (далее - аварийное ограничение). Аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) (далее - графики аварийного ограничения), а также посредством действия аппаратуры противоаварийной автоматики.

Пунктом 40 Правил № 442 установлено, что в случае необходимости аварийного ограничения графики аварийного ограничения вводятся в действие соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике путем выдачи диспетчерских команд и (или) распоряжений.

Диспетчерские распоряжения о введении в действие графиков ограничения режима потребления передаются соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в сетевые организации в порядке и в сроки, предусмотренные правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики. Сетевая организация в свою очередь доводит информацию о введении в действие графиков ограничения режима потребления до субъектов электроэнергетики, указанных в пункте 42 настоящих Правил, и потребителей.

При введении графиков аварийного ограничения потребители могут быть ограничены (отключены) сетевой организацией в подаче электрической энергии до величины аварийной брони.

ИП И. не является ни сетевой организацией, ни гарантирующим поставщиком в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Законодательства, регулирующего сферу электроэнергетики. Соответственно, ИП И. не наделен полномочиями прекращать энергоснабжение объектов потерпевших. ИП И. обязан был сообщить об аварийной ситуации сетевой организации либо гарантирующему поставщику для ограничения перетока электрической энергии, а также обеспечить переток электрической энергии средствами резервного источника электроснабжения.

Также ИП И. не является уполномоченным органом государственного энергетического надзора, поэтому не наделен полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием ТП, принадлежащей ему.

В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства о том, что ИП И. направлял в уполномоченные органы Ростехнадзора в установленном порядке обращения (уведомления, письма или иные документы) о каких-либо аварийных ситуациях,  нарушениях при работе вследствие произошедшей аварии и связанных с работой ТП и при введении полного ограничения энергоснабжения потерпевшим, ИП И. требования вышеуказанных Правил N 442 в части при ликвидации аварийной ситуации ТП не соблюдались.

В материалах дела имеются только лишь:

-письмо ПАО «МРСК» (исх. № МР1-ОР/Р17-4/199 от 03.03.2020) о результатах планового осмотра электроустановок, присоединённых к электросетям Орловского РЭС,

-докладные записки сотрудников ИП И., отвечающих за энергобезопасность. 

- протокол № 2255 от 08.09.2020 испытания фарфоровой изоляции объекта: РУ-6кВ по адресу: <адрес 1>, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин» (далее – протокол № 2255),

- протокол № 2256 от 08.09.2020 испытания силового трансформатора: тип трансформатора ТМ-1000 6/0,4кВ, заводской номер № 3746, 1961 года выпуска, объект: ЭКТПН-10/04,кВ 1000кВа по адресу: <адрес 2>, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин» (далее – протокол № 2256),

- протокол № 2257 от 08.09.2020 испытания трансформаторного масла из трансформатора ЗТП-6/04,кВ, ТМ -1000/10-У1, заводской номер № 3746, составленный электротехнической лабораторией ИП «Вин» (далее – протокол № 2257),

Кроме того, ИП Ивановым В.В. было представлено градостроительное заключение (№081-20-ГЗ от 14.09.2020), выданное ЗАО «Г», об условиях размещения объекта недвижимости (трансформаторной подстанции) на земельном участке в местах допустимого размещения объектов капитального строительства.

Данные документы невозможно принять в качестве обоснования законных действий ИП И., связанных с прекращением перетока электроэнергии на объекты потерпевших по следующим основаниям.

 Во первых: Сетевая организация не уполномочена выдавать какого-либо рода документы, подтверждающие ненадлежащую работу энергоустановки и тем более предписывать потребителю действия о дальнейшей ее эксплуатации. В данном случае, только уполномоченные органы Ростехнадзора могут надлежащим образом констатировать аварийную ситуацию, нарушения работы электрооборудования и т.д.

Напротив, после получения письма рекомендательного характера от ПАО «МРСК», ИП И. не предпринято каких-либо мер, направленных на устранение выявленных сетевой организацией нарушений в работе ТП, обращения ИП И. в соответствующий уполномоченный орган для их подтверждения либо дальнейшего обследования электрооборудования, в материалы дела не представлены.

ИП И. надлежащим образом не исполнил свою обязанность, как собственника ТП, поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии.

Во-вторых: Протоколы № 2255, 2256, 2257 составлены 08.09.2020, то есть спустя практически месяц после (10.08.2020) «якобы» аварийной ситуации и прекращения подачи электроэнергии на объекты потерпевших.

Кроме того, по договору купли-продажи недвижимого имущества № 2 от 15.05.2018 ИП И приобрел трансформаторную подстанцию, расположенную на земельном участке, общая площадь 119,8 кв.м., литер Ж, адрес:, кадастровый (условный) номер: 57:25:010404:01:2563/1Ж.  Иных документов, идентифицирующих данную ТП, АО «О» не передавало ИП И., что также подтверждается объяснениями ИП И.

Таким образом, из данных протоколов следует, что для испытания ИП И было предоставлено некое оборудование, которое расположено по адресам: <адрес 1> и <адрес 2>. Вместе с тем, в данном административном деле рассматривается ситуация, связанная с аварийным состоянием ТП, расположенной по адресу: <адрес>.

Кроме того, каких-либо иные доказательства о том, что ИП И. обращался в иные специализированные организации по вопросу обследования ТП, либо отказы данных специализированных организаций в обследовании ТП, в материалы дела не представлено.

В третьих: Сначала ИП И. поясняет, что это была ликвидация ТП, затем, что было её аварийное отключение. Судя по докладным запискам энергетика (б/н, б/д), видно, что устранялись последствия, а не причины отключений электроэнергии 13.07.2020 и 15.07.2020г.

Кроме того, в момент отключения электроэнергии 10.08.2020 (а также в предшествующий период) никаких экстремальных погодных условий не имелось, температура воздуха до +30 градусов не поднималась (согласно официально установленных прогнозов на интернет-сайте Гидрометцентра г. Орла), вследствие чего, как считает ИП И., якобы произошло аварийное отключение ТП.

Если возникла необходимость проведения ремонта электрооборудования, то законодательно установлен порядок прекращения электроэнергии, который регламентируется пунктом 31 (б) Правилами № 442, в соответствии с которым для 3 категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Таким образом, ИП И. не представил достаточных доказательств, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвидимыми, непредотвратимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению требований Правил № 442, 861 и Закона об электроэнергетике.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 KoAП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия ИП И., которые выразились в нарушении им порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты ИП К., ИП В., ООО «Р», что привело к прекращению 10.08.2020 перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства потерпевших, нарушают требования пункта 6 Правил № 861, что образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: <адрес>.

Время совершения административного правонарушения: 10 августа 2020 года.

  1. В соответствии со статьей 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
  2. В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
  3. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.
  4. Обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном нарушении, предусмотренных статьей 29.2 КоАП РФ, не установлено.
  5. В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
  6. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность.
  7. Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 29.9 КоАП РФ, не имеется.
  8. В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно данным с сайта http://www./nalog.ru И. с 28.04.2004 года является индивидуальным предпринимателем, которому присвоен ОГРНИП.  Согласно выписке, из ЕГРИП по состоянию на 20.10.2020 года основой вид деятельности индивидуального предпринимателя И. является производство верхней трикотажной или вязаной одежды.

Таким образом, ИП И., в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ КоАП РФ, несет административную ответственность как должностное лицо.

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом общественные отношения, на которые направлены противоправные действия (бездействие) общества, образующие состав административного правонарушения. Административные правонарушения всегда связаны с нарушением установленных законом или иным подзаконным актом правил поведения физических и юридических лиц.  

ИП И. являясь собственником трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: нарушил требования, установленные Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правил недискриминационного доступа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, которые выразились в нарушении порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты ИП К, ИП В., ООО «Р» и прекращения 10.08.2020 перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства потерпевших.

В данном случае объектом административного правонарушения являются отношения, охраняемые законодательством об электроэнергетике, Правилами № 861, № 442.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии /бездействии лица, нарушившим установленные Правила № 861, 442, закона об электроэнергетике, и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность, т.е. действия ИП И., направленные на нарушение порядка введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты ИП К., ИП В., ООО «Р» и прекращения 10.08.2020 перетока электрической энергии на энергопринимающие устройства потерпевших.

Субъектом административного правонарушения является индивидуальный предприниматель И.

Субъективная сторона административного правонарушения состоит в том, что ИП И. знал о существующих требованиях Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил № 861, Правил № 442, мог и/или должен был предвидеть наступившие последствия, т.е., у него имелась возможность соблюдения установленных требований, но он не предпринял мер по соблюдению требований действующего законодательства, а именно: ИП И. с 10.08.2020 препятствует перетоку электроэнергии на объекты потерпевших, не совершил надлежащие действия по введению ограничения электроэнергии и на случай аварии не обеспечил подключенных к нему субабонетов электроэнергией.

  1. Должностное лицо Орловского УФАС России, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, считает полностью доказанным вину ИП И., ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

ИП И., как владелец объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства Заявителей не вправе препятствовать перетоку электрической энергии данным потребителям электрической энергии.

Негативным последствием действий ИП И. явилось пренебрежительное отношение к требованиям действующего законодательства РФ, регулирующего сферу электроэнергетики, в частности положений Правил № 861, 442, закона об электроэнергетике, что привело к фактическому ущемлению интересов Заявителей, нанесен им материальный и имущественный вред, поэтому в данном случае невозможно применить к административному правонарушению, совершенному ИП И. положения статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.

  1. Виновность ИП И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена и подтверждается материалами дела № 057/04/9.21-592/2020, протоколом от 04.09.2020 по делу № 057/04/9.21-592/2020 об административном правонарушении в отношении ИП И.

11.Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ не установлено.

     12 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

          13.В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ.

14. При назначении меры административной ответственности принято во внимание характер правонарушения (умышленное, противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица.           

  Руководствуясь частью 1 статьи 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,                                                        

                                                              П О С Т А Н О В И Л:

1.Признать ИП И (ОГРНИП, зарегистрированным по адресу:) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10,0 тыс. (десяти тысяч) руб.

 

Реквизиты для взыскания штрафа:

           

Административный штраф за нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)) согласно постановлению от 19.10.2020 года №165.

2. В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

3. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока указанного в п. 2, согласно ч.5 ст.32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

4. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях и судебных органах в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с частью 2 статьи 31.5 КоАП РФ с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

 ПРИМЕЧАНИЕ: в 3-х дневный срок со дня уплаты штрафа ИП И. должен представить в Орловское УФАС России документы, подтверждающие уплату штрафа (факс:, электронная почта:).

 

 

Заместитель руководителя управления                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны