Решение №3862/02 Признать УФНС России по Орловской области нарушившим п.3 ч.1... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области

302030, г. Орел, пл. Мира, д. 7а

Заинтересованное лицо:

ИП К.

<…>

Адрес для направления корреспонденции:

302020, г. Орел, Наугорское шоссе, д.5, пом.1-7, оф.31

РЕШЕНИЕ

№ 057/01/17-270/2021

г. Орел

Резолютивная часть решения оглашена 07 июля 2021

В полном объеме решение изготовлено 21 июля 2021

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…>.

Члены Комиссии: <…>, <…>, <…> (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 057/01/17-270/2021 по признакам нарушения УФНС России по Орловской области (ИНН 5751777777, ОГРН 1045751777774, КПП 575101001, юридический адрес: 302030, Орловская область, г. Орел, пл. Мира, 7А) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в неправильном определении победителя при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение № 0354100000219000076), с участием на заседании посредством использования видеоконференцсвязи представителей УФНС России по Орловской области П. <…>, С. <…>, заинтересованного лица ИП К. и его представителя М. <…>,

УСТАНОВИЛА:

29 марта 2021 года из прокуратуры Орловской области (письмо от 23.03.2021 № 7-297-21) поступило заявление ИП К. о нарушениях законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, антимонопольного законодательства государственным заказчиком – Управлением Федеральной налоговой службы России по Орловской области (далее – УФНС России по Орловской области, Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области» (извещение № 0354100000219000076).

ИП К. не согласен с результатами проведенного конкурса, т.к. вторым участником конкурса – ИП М. в подтверждение квалификации (опыта) участника конкурса были представлены недостоверные сведения (документы), которые не были проверены Единой комиссией Заказчика, как того требует законодательство. В результате чего заявке ИП М. по показателю «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» необоснованно было присвоено завышенное количество баллов – присвоен максимальный балл по данному критерию – 100 баллов, что с учетом значимости критерия (60%) повлекло незаконное признание его победителем.

На основании приказа Орловского УФАС России от 12.04.2021 № 37 возбуждено дело № 057/01/17-270/2021 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения УФНС России по Орловской области пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении порядка определения победителя открытого конкурса на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области согласно протоколу от 25.12.2019 № 03/02К/2019.

В связи с необходимостью изучения материалов дела, Комиссия Орловского УФАС России откладывала рассмотрение дела (Определение от 14.05.2021 № 2521/02).

Письмами от 29.04.2021 № 05-14/09360 (вх. № 5083 от 30.04.2021), б/н (вх. № 3261/02 и № 3262/02 от 12.05.2021) Заказчиком на рассмотрение дела представлены документы и возражения на доводы ИП К.

ИП К. письмом от 29.04.2021 № 02/2904 (вх. № 3057/эл от 30.04.2021) поддержал свои требования, согласно доводам, изложенным в заявлении.

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав лиц, участвующих деле, рассмотрев материалы настоящего дела, установила следующее.

На официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) www.zakupki.gov.ru 26.11.2019 была опубликована закупка № 0654100000219000076 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области, а также извещение и конкурсная документация конкурса (далее - извещение № 0354100000219000076).

Начальная (максимальная) цена контракта: 4 813 000 (Четыре миллиона восемьсот тринадцать тысяч) рублей.

Срок подачи заявок: с момента размещения извещения о проведении открытого конкурса до 11 часов 00 минут 18.12.2019.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 18.12.2019 до 11:00.

Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе 19.12.2019 г., 11:00

Дата подачи участниками конкурса окончательных предложений о цене Контракта 23.12.2019 г.

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе 24.12.2019 г., 11:00.

25.12.2019 на официальном сайте ЕИС Заказчиком опубликован протокол подведения итогов открытого конкурса.

Заказчиком по рассматриваемому открытому конкурсу является УФНС России по Орловской области.

Открытый конкурс на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области (№ 0654100000219000076) проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Исходя из положений части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Таким образом, требования и положения конкурсной документации на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области (№ 0354100000219000076) разработаны и утверждены УФНС России по Орловской области.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 1 статья 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе критерий «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Для оценки заявки на участие в открытом конкурсе осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке на участие в открытом конкурсе. Итоговый рейтинг рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации.

В соответствии с указанными положениями Закона о контрактной системе Заказчиком в разделе 6 конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе:

1. Ценовой критерий - Цена контракта (значимость критерия оценки - 60%);

2. Неценовой (нестоимостной) критерий - Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - (значимость данного критерия - 40%).

В нестоимостном критерии оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с наличием в штате исполнителя ответственного за электрохозяйство с группой по электробезопасности не ниже IV на указанных объектах.

Работами сопоставимого характера являются услуги по инженерно-техническому обслуживанию объектов за период с 2017 по 2019 в течение не менее 6 месяцев всех нижеперечисленных инженерных систем (в рамках одного контракта/договора) на объектах площадью не менее 6000 кв.м.: 1) электроосвещение и силовое электрооборудование; 2) система водоснабжения и водоотведения; 3) система отопления; 4) система вентиляции и/или система кондиционирования здания; 5) автоматическая установка пожарной сигнализации и/или автоматическая установка газового пожаротушения; 6) система оповещения и управления эвакуацией при пожаре; 7) система оповещения и управления доступом и/или система охранной и тревожной сигнализации; 8) система голосовой телефонной связи; 9) система видеоконференцсвязи.

Для оценки по данному показателю предоставляются сведения об исполненных контрактах/договорах с ценой услуг в месяц по каждому контракту/договору не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта в месяц. Стоимость и перечень работ подтверждается предоставлением в полном объеме копий исполненных без претензий со стороны заказчиков контрактов/договоров с приложением копий следующих

документов:

1) технического задания (или иного документа, указывающего на характер выполнения работ) с указанием инженерных систем для обслуживания;

2) актов сдачи-приемки выполненных работ по представленным контрактам/договорам;

3) документов, подтверждающих наличие в штате ответственного за электрохозяйство с группой по электробезопасности не ниже IV, закрепленного за указанными объектами (трудовой договор или трудовая книжка, приказ, протокол аттестации по электробезопасности).

Оценка конкурсных предложений (заявок) проводилась Единой комиссией, состав и порядок работы которой (Положение о единой комиссии по осуществлению закупок), утверждены приказом УФНС России по Орловской области от 27.04.2017 № 01-04/164 (далее – Положение) .

В соответствии с разделом 3 Положения Единая комиссия создается УФНС России по Орловской области в целях:

- соблюдения действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурсов, открытых аукционов в электронной форме, запросов котировок, запросов предложений;

- определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- обеспечения конкуренции при осуществлении закупок.

В разделе 6 конкурсной документации приведены: критерии оценки заявок на участие в конкурсе и величины их значимости (пункт 6.1), порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в электронном конкурсе (пункт 6.2), порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе (пункт 6.3), порядок подведения итогов конкурса (пункт 6.4).

Согласно пункту 6.3 Единая комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в конкурсе, поданных участниками такого конкурса и направленные Заказчику оператором электронной площадки, а также документы и информацию этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе. Аналогичные требования предусмотрены и в Положении о Единой комиссии Заказчика (пункты 6.4.4, 6.4.6).

На основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, а также документов и информации участников конкурса, Единой комиссией принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией.

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего закона.

В соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено право Единой комиссии осуществлять проверку документов, предоставленных участником конкурса, на предмет достоверности содержащейся в них информации.

На участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0354100000219000076 были поданы заявки от двух участников: ИП К. (заявка № 45) и ИП М. (заявка № 67). Обе заявки были признаны соответствующими конкурсной документации и допущены к участию в конкурсе.

Во второй части заявки участниками были представлены следующие ценовые предложения:

ИП К. – 3 600 000 рублей (количество баллов без учета коэффициента значимости - 100 баллов, рейтинг заявки по критерию «Цена контракта» - 60 баллов),

ИП М. – 4 805 000 рублей - (количество баллов без учета коэффициента значимости – 74,92 балла, рейтинг заявки по критерию «Цена контракта» - 44,95 баллов).

В качестве подтверждения опыта ИП К. во второй части заявки были представлены 3 контракта: 1) от 09.01.2018 № 0354100000217000034-0008013-01 с УФНС России по Орловской области на оказание услуг по управлению эксплуатацией и содержанием административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу, 2) от 05.02.2018 № 2 с УМВД России по г. Курску на оказание услуг по санитарно-гигиеническому обслуживанию административных зданий, помещений и содержанию имущества; 3) от 28.06.2018 № 28 с УМВД России по г. Курску на оказание услуг по санитарно-гигиеническому обслуживанию административных зданий, помещений и содержанию имущества, которые не были приняты к оценке.

В двух представленных контрактах (от 05.02.2018 и от 28.06.2018) из общего набора инженерных систем имелось только поддержание в исправном состоянии сетей электроснабжения и освещения, система отопления, система холодного и горячего водоснабжения и система канализации; срок оказания услуг составлял менее 6 месяцев; не была подтверждена группа допуска и не представлен протокол аттестации по электробезопасности.

В договоре от 09.01.2018 также не была подтверждена группа допуска и не представлен протокол аттестации по электробезопасности.

В качестве подтверждения опыта ИП М. во второй части заявки были представлены 5 контрактов: 1) государственный контракт от 20.11.2018 №05ЭА-1018 на оказание услуг по инженерно-техническому обслуживанию объектов ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тянь-Шанского; 2) государственный контракт от 29.12.2018 № 0146100008018000035-0058888-01 на оказание услуг по управлению эксплуатацией и содержанием административного здания и прилегающей территории в 2019 году УФНС России по Липецкой области; 3) договор от 01.02.2019 № 14/01/19 на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию объектов заказчика; 4) государственный контракт от 25.02.2019 №0144100005419000002-0042082-01 на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию зданий, инженерно-технических систем, оборудования УФНС России по Курской области и ИФНС России по г. Курску в 2019 году; 5) государственной контракт от 01.03.2019 № 2-ЭА на оказание услуг по эксплуатационному обслуживанию зданий и инженерно-технических систем, оборудования и санитарно-техническому содержанию зданий и прилегающей территории Межрайонной ИФНС России № 9 по Тамбовской области, из которых три контракта не были приняты к оценке.

Услуги, оказываемые по двум контрактам (от 25.02.2019 и от 01.02.2019), не содержали одновременного технического обслуживания минимального набора всех предусмотренных инженерных систем. В контракте от 01.03.2019 общая площадь обслуживаемых объектов была менее 6000 кв. м.

Техническое задание к контрактам от 20.11.2018 и от 29.12.2018 содержало набор всех инженерных систем, предусмотренных конкурсной документацией, в связи с чем, Единая комиссия учла их в качестве опыта ИП М.

25.12.2019 Единой комиссией произведен анализ и сопоставление заявок, результат которых оформлен протоколом от 25.12.2019 № 03/02К/2019. На основании представленных конкурсных документов Единая комиссия приняла решение признать победителем ИП М.

В соответствии с протоколом заседания Единой комиссии по подведению итогов открытого конкурса от 25.12.2019 № 03/02К/2019, при оценке заявок на участие в конкурсе по критерию «Цена контракта» рейтинг заявки № 45 ИП К. составил 60 баллов, рейтинг заявки № 67 ИП М. составил 44,95 баллов; по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» рейтинг заявки № 67 ИП М. составил 40 баллов, рейтинг заявки № 45 ИП К. составил 0 баллов. Таким образом, итоговый рейтинг заявки ИП М. составил 84,95 баллов, итоговый рейтинг заявки ИП К. – 60 баллов.

В соответствии с указанным протоколом победителем конкурса признан ИП М., заявке которого присвоен первый номер, заявке ИП К. присвоен второй номер.

При этом, как было установлено в ходе рассмотрения дела, ни один из участников, подавших заявки на участие в конкурсе, ни ИП М., ни ИП К. не представили в полном объеме документы, подтверждающие необходимый уровень квалификации по электробезопасности, как того требуют положения конкурсной документации. В связи с чем, оба участника по критерию «Квалификация участника закупки, в том числе опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема» должны были получить 0 (ноль) баллов.

Учитывая, что ИП К. было представлено в составе заявки лучшее ценовое предложение, то в случае равного количества баллов заявок по второму «нестоимостному» критерию обеспечивало ему победу в данном конкурсе.

Следовательно, Единой комиссией ненадлежащим образом проведена оценка представленных участником закупки ИП М. сведений требованиям, установленным Конкурсной документацией, несмотря на предусмотренную пунктами 6.4.4, 6.4.6 Положения обязанность Комиссии проводить такую оценку, что повлияло на определение победителя открытого конкурса на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона защите конкуренции запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Руководствуясь ст. 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела Комиссия направила участникам дела заключение об обстоятельствах дела (исх. № 3261/02 от 18.06.2021).

Ознакомившись с Заключением об обстоятельствах дела № 057/01/17-270/2021, участники дела представили свои возражения.

ИП К.

Единая комиссия не произвела надлежащую оценку заявок, не проанализировала заявки на участие в конкурсе (в частности заявку ИП М.) и не отразила анализ заявки ИП М. в протоколах. Протоколы не содержат сведений о том, какие документы были предоставлены предпринимателем и приняты в качестве достаточных для подтверждения наличия в штате ответственного за электрохозяйство с группой электробезопасности не ниже IV.

Кроме того, ИП К. отметил, что, несмотря на вступившие в законную силу решения арбитражных судов, в части признания недействительным результатов открытого конкурса, оформленные Протоколом заседания единой комиссии по подведению итогов конкурса № 03/02К/2019 от 25.12.2019, данный протокол до сих пор не отменен Заказчиком в ЕИС. ИП К. просил комиссию Орловского УФАС России, рассматривающую настоящее дело, выдать Заказчику соответствующее предписание.

По приведенным доводам Комиссия отмечает.

Данный вопрос рассматривался в арбитражном суде при рассмотрении дела № А48-231/2020, возбужденному по исковому заявлению ИП К.

Иск ИП К. удовлетворен полностью – результаты открытого конкурса в электронной форме (ИКЗ 191575177777757510100100660018110244) на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и МРИ ФНС России № 8 по Орловской области (государственный заказчик - Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области), оформленный протоколом заседания единой комиссии по подведению итогов № 03/02К/2019 от 25.12.20219 и государственный контракт № 03541000002190000760001 (ИКЗ 191575177777757510100100660018110244) от 13.01.2020, заключенный между УФНС России по Орловской области и ИП М. признаны судом недействительными (Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.07.2020, Постановление 19 ААС от 14.12.2020, Постановление АС ЦО от 09.06.2021).

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Антимонопольный орган не обладает полномочиями к понуждению исполнения судебного решения лиц, в отношении которых судебное решение было принято.

УФНС России по Орловской области

  1. Исходя из положений части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.

Так, конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе: 1) цена контракта: значимость критерия – 60 процентов; квалификация участников закупки: значимость критерия – 40 процентов.

Для оценки по показателю «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (нестоимостной) – опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с наличием в штате исполнителя ответственного за электрохозяйство с группой безопасности не ниже IV на указанных объектах» предоставляются сведения об исполненных контрактах/договорах с ценой услуг в месяц по каждому контракту/договору не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта в месяц. Стоимость и перечень работ подтверждается предоставлением в полном объеме копий исполненных без претензий со стороны заказчиков контрактов/договоров с приложением копий следующих документов:

  1. Технического задания (или иного документа, указывающего на характер выполнения работ) с указанием инженерных систем для обслуживания;
  2. Актов сдачи-приемки выполненных работ по представленным контрактам/договорам;
  3. Документов, подтверждающих наличие в штате ответственного за электрохозяйство с группой безопасности не ниже IV, закрепленного за указанными объектами (трудовой договор или трудовая книжка, приказ, протокол аттестации по электробезопасности).

В рамках конкурса Заказчик планировал приобрести оказание услуг квалифицированным персоналом с опытом оказания сопоставимых услуг. Квалифицированный персонал – работники, подтвердившие свою квалификацию в соответствии с профессиональным стандартом, устанавливающим квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ.

Таким образом, конкурсной документацией был предусмотрен перечень документов, дающий приоритет участнику с точки зрения квалификации (наличие необходимого уровня квалификации по электробезопасности – не ниже IV), надежности и безопасности по исполнению договора исходя из его предмета.

Также Техническим заданием (раздел 3 конкурсной документации п.п. 3.3.4) предусмотрено, что Исполнитель назначает лицо (ответственного за электрохозяйство с группой безопасности не ниже IV), ответственное за качество услуг, организацию работ, координацию и деятельность персонала в процессе исполнения обязанностей по оказанию услуг.

Соответственно в конкурсной документации одним из критериев оценки являлся опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с наличием в штате исполнителя, на которого возложены функции ответственного за электрохозяйство с группой безопасности не ниже IV.

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – Правила).

Пунктом 1.2.1 Правил установлено, что эксплуатацию электроустановок потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. Персонал должен иметь достаточные навыки и знания для безопасного выполнения работ и технического обслуживания закрепленной за ним установки (пункт 1.4.3 Правил).

Таким образом, ответственный за эксплуатацию электроустановок должен обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации.

Лицо, ответственное за качество услуг, организацию работ, координацию и деятельность персонала в процессе исполнения обязанностей по оказанию услуг по обслуживанию электроустановок напряжением до 1000 В должно иметь группу по электробезопасности IV, которая подтверждается по итогам прохождения аттестации по электробезопасности.

Аттестация по электробезопасности – это обязательная процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок они не допускаются.

Во всех случаях для оценки итогового результата и его удостоверения создается специальная аттестационная комиссия. Результаты прохождения аттестации оформляются протоколом установленного образца (приложение № 4 к приказу Минтруда № 328н).

Фиксация результатов аттестационного испытания по форме протокола является обязательной при всех проводимых проверках. Отсутствие заполненного протокола может стать причиной признания недействительным удостоверения по электробезопасности. Готовые протоколы необходимо зафиксировать в специальном журнале. Его образец утвержден приложением № 5 к приказу Минтруда № 328н. Помимо номера протокола, в нем прописываются фамилия председателя комиссии, дата проведения испытания, полученная оценка и присвоенная группа по электробезопасности.

Таким образом, документы, выдаваемые по итогу аттестации по электробезопасности для потребителей электроэнергии электробезопасности II – V группы являются:

- удостоверение установленного образца с подписью представителя Ростехнадзора;

- журнал учета и проверки знаний правил работ в электроустановках.

По мнению Ответчика конкурсной документацией был предусмотрен перечень документов, не ограничивающий права участников в допуске к участию в закупке, а дающий приоритет участнику с точки зрения квалификации, надежности и безопасности по исполнению договора исходя из его предмета. Заказчиком сформулированы критерии в целях объективной оценки претендентов; все участники закупки поставлены в равные условия.

В соответствии со статьёй 54.7 Закона о контрактной системе комиссией была проведена оценка вторых частей заявок. По критерию опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема ИП М. получил 40 баллов, ИП К. получил 0 баллов в виду следующего.

ИП К. во второй части заявки в качестве подтверждения опыта были предоставлены 3 контракта: от 28.06.2018 № 28, от 05.02.2018 № 2, от 09.01.2018 № 0354100000217000034-0008013-01.

Два контракта от 28.06.20218 № 28 и от 05.02.2018 № 2 не были приняты к оценке, поскольку услуги не являлись сопоставимыми, а также срок оказания услуг составлял менее 6 месяцев (опыт участника). В этих контрактах также из общего набора инженерных систем имелось только поддержание в исправном состоянии сетей электроснабжения и освещения, система отопления, система холодного и горячего водоснабжения и система канализации.

Кроме того, по всем представленным ИП К. контрактам отсутствовали документы, подтверждающие наличие необходимого уровня квалификации (допуска) по электробезопасности – не ниже IV.

Приказ от 09.01.2018 № 2, представленный к контракту от 09.01.2018 № 0354100000217000034-0008013-01 о назначении ответственного за электрохозяйство К., не свидетельствует о получении ИП К. группы по электробезопасности не ниже IV, при отсутствии иных подтверждающих документов.

ИП М. в целях подтверждения критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», были представлены 5 контрактов.

Услуги, оказываемые по двум не принятым к оценке контрактам (от 25.02.2019 № 0144100005419000002-0042082-01 (ВКС), от 01.02.2019 № 14/01/19 (водоотведение), не содержали одновременно технического обслуживания минимального набора всех предусмотренных инженерных систем. В одном контракте, общая площадь обслуживаемых объектов была менее 6 000 кв.м. (от 01.03.2019 № 2-ЭА).

В составе заявки с каждым контрактом (принятыми к оценке) ИП М. представил следующие документы:

- копию приказа на ответственного за электрохозяйство,

- копию журнала учета проверки знаний правил работы в электроустановках с подписями аттестационной комиссии Ростехнадзора,

- копию удостоверения о допуске V группы электробезопасности до и выше 1000 В на М.

Таким образом, ИП М. были представлены документы, подтверждающие допуск по определенной группе по электробезопасности, как этого требовала конкурсная документация.

Комиссия антимонопольного органа не может согласиться с позицией УФНС России по Орловской области. Из анализа конкурсной документации следует, что наличие в штате ответственного за электрохозяйство с группой по электробезопасности не ниже IV, закрепленного за указанными объектами участники закупки могут подтвердить следующими документами: трудовым договором или трудовой книжкой, приказом, протоколом аттестации по электробезопасности.

Одной из причин, по которым заявке ИП К. по показателю «Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема с наличием в штате исполнителя соответственного за электрохозяйство с группой по электробезопасности не ниже IV» было присвоено 0 баллов являлось отсутствие в составе заявки копии протокола аттестации по электробезопасности, что было отмечено в Протоколе от 25.12.2019. Аналогичный документ отсутствовал и в составе заявки ИП М. Таким образом, при оценке заявок участников по спорному критерию Единая комиссия, ввиду отсутствия документа, упомянутого в Конкурсной документации как обязательный к представлению, не могла отдать предпочтение кому-либо из участников.

Комиссия полагает, что в Конкурсной документации установлено единое для всех участников условие для оценки заявки на участие в электронном конкурсе, подлежащее проверке, тем самым подсчет баллов по спорному критерию произведен в нарушение установленных требований.

  1. УФАС по Орловской области в заключении указывает, учитывая, что ИП К. было предоставлено в составе заявки лучшее ценовое предложение, то в случае равного количества баллов заявок по второму «нестоимостному» критерию, обеспечивало ему победу в данном конкурсе.

Вместе с тем, с учетом полученного ответа от МТУ Ростехнадзора (г. Москва) ИП К. не смог бы оказывать услуги по спорному контракту, поскольку он не имеет допуска по электробезопасности.

Так, в соответствии с разделом 2 Технического задания спорного контракта при оказании услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области Исполнитель обязан соблюдать нормативно-технические требования действующих Правил, Строительных норм, Стандартов, Санитарных норм и правил, в том числе ПУЭ – Правила устройства электроустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204), правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н), ПТЭ ТЭ – Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115).

В соответствии с разделом 3.2 Технического задания к Контракту от 13.01.2020 предусмотрено, что к моменту начала оказания Услуг Исполнитель должен отвечать следующим требованиям:

а) наличие у Исполнителя (иного юридического лица, с которым Исполнитель заключил договор) ниже перечисленных лицензионных, разрешительных и организационно-технических документов;

б) персонал при оказании услуг (выполнении работ) должен иметь соответствующие квалификацию, удостоверения и допуски к работам согласно требованиям нормативно-технических документов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Отсутствие допусков у ИП К. к работам в электроустановках привело бы к расторжению государственного контракта и дестабилизировало бы работу ИФНС России по г. Орлу и МРИ ФНС России № 8 по Орловской области. Расторжение государственного контракта могло привести к невозможности выполнения своих обязанностей сотрудниками налогового органа, в результате чего мог быть причинен значительный ущерб неограниченному кругу лиц и публичным интересам.

Данный довод Ответчика отклоняется комиссией антимонопольного органа ввиду следующего.

В силу положений пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. При указании в закупочной документации требования о предоставлении доказательств квалификации участников закупки, заказчик обязан указать список необходимых для этого документов. Таким образом обеспечивается принцип честности и прозрачности при выборе поставщика. Список документов, подтверждающих квалификацию лиц, принимающих участие в открытом конкурсе, в Конкурсной документации был поименован.

Определенные Заказчиком критерии оценки заявок участников и методы их оценки в полной мере соотносятся с объектом закупки, не предрешают ее исход, а направлены на выбор победителя конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям. При этом участник закупки, не набравший баллы по спорному (нестоимостному) показателю, в том числе ввиду непредставления соответствующих документов об опыте, от участия не отстраняется и может стать победителем конкурса, исходя из оценки по второму (стоимостному) критерию.

  1. ИП К. первоначально при подаче заявки 17.12.2019 представил предложение о цене контракта 4 800 000 руб., а при подаче окончательных предложений 23.12.2019 была предложена стоимость оказания услуг 3 600 000 руб. Таким образом, изначально ИП К. оценивал данные услуги в вышеуказанном размере, и умышленно шел на снижение цены, не имея при этом допусков и разрешений.

Комиссия антимонопольного органа отклоняет данный довод в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 54.6 Закона о контрактной системе участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта.

Пунктом 5 статьи 54.6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в ходе подачи окончательных предложений о цене контракта участник открытого конкурса в электронной форме вправе подать предложение о цене контракта, которое предусматривает снижение предложения, поданного таким участником в соответствии с частью 2 статьи 54.4 настоящего закона.

Аналогичное условие предусмотрено Заказчиком в разделе 2 Конкурсной документации (пункт 2.3.1.1.).

Таким образом, ИП К. воспользовался правом участника электронного конкурса подать окончательное предложение цены контракта. Тот факт, что предложенная цена контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 25%, не может свидетельствовать о недобросовестности участника. Заключение контракта с таким участником закупки должно осуществляться в соответствии с условиями, предусмотренными частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе.

  1. Ответчик полагает, что Единой комиссией УФНС России по Орловской области надлежащим образом проведена проверка соответствия представленных участником закупки ИП М. сведений требованиям, установленным конкурсной документацией.

Поскольку расчет баллов осуществлялся в соответствии с установленным порядком оценки, определенным в конкурсной документации, в действиях заказчика отсутствует вина в нарушении порядка определения победителя открытого конкурса в электронном виде, соответственно отсутствуют нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, Заказчик полагает, что в отношении него дело о нарушении антимонопольного законодательства должно быть прекращено.

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Перечень запретов, установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. По смыслу данной статьи, недопустимыми являются любые действия (бездействие) организатора торгов, результатом которых стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение соперничества хозяйствующих субъектов, в том числе создание ситуации, при которой тому или иному участнику торгов создаются преимущественные условия участия в торгах по сравнению с другими.

С учетом всего изложенного выше Комиссия антимонопольного органа не находит оснований для прекращения производства по настоящему делу в соответствии со статьёй 48 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Орловского УФАС России по рассмотрению дела № 057/01/17-270/2021 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу, что действия УФНС России по Орловской области при проведении открытого конкурса в электронной форме «Комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области» (закупка № 0354100000219000076), выразившиеся в неправильном подсчете баллов при оценке нестоимостного показателя привели к ограничению конкуренции и тем самым к нарушению ответчиком пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

Согласно пункту 11.3 Порядка антимонопольным органом по итогам анализа составлен краткий отчет полученных результатов.

По результатам проведенного анализа установлено.

Временной интервал настоящего исследования определен с 20.01.2020 по 17.11.2020, т.е. от даты публикации извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме до даты заключения договора по результатам закупки.

Согласно извещению № 0354100000219000076, размещенному в ЕИС и сведениям конкурсной документации открытого конкурса в электронной форме предмет закупки - «Комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области».

С момента подачи заявок на участие в проведенном заказчиком открытом конкурсе № 0354100000219000076 ИП М. и ИП К. являлись конкурентами за право заключения договора на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и Межрайонной ИФНС России № 8 по Орловской области (место поставки: Орловская область, г. Орёл, Московское шоссе, 119). Каждый из них был заинтересован в заключении договора по результатам проведения конкурса.

В рассматриваемом случае конкуренция выражается в соперничестве лиц за право заключения договора на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и МРИ ФНС России № 8 по Орловской области.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области (Единой комиссией) допущено нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий, которые могут повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции, в том числе нарушения порядка определения победителя при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию инженерных систем и оборудования административного здания для размещения ИФНС России по г. Орлу и МРИ ФНС России № 8 по Орловской области, в части определения победителем по конкурсу ИП М.

Данный факт подтвержден судебными решениями по делу № А48-231/2020 и выводами судов о недействительности результатов открытого конкурса в электронной форме.

            В соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции.

            В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

            Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции, на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности  за допущенные нарушения.

Руководствуясь статьёй 17, статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 41 Закона о защите конкуренции

РЕШИЛА:

  1. Признать Управление Федеральной налоговой службы России по Орловской области нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении порядка определения победителя.
  2. В связи с тем, что заключенный государственный контракт по указанному конкурсу исполнен в полном объеме, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях в отношении виновных должностных лиц Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня принятия решения.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган Федерального антимонопольного органа

Связанные организации

Связанные организации не указаны