Решение №АК/851/22 по делу № 057/01/10-329/2022 от 18 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: ОАО «Малоархангельское хлебоприемное

предприятие»

303360, Орловская обл., Малоархангельский р-н.,

Станция Малорхангельск, ул. Карабулина, д. 1

Заинтересованное лицо: ООО «Стройпоставка»

302001 г. Орёл ул. 2-ая Посадская, д. 1 пом. 37

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/10-329/2022

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2022

В полном объеме решение изготовлено 18.11.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 057/01/10-329/2022 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 057/01/10-329/2022, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» (ИНН 5716000184, ОГРН 1025701456472; юридический адрес: 303360, Орловская область, Малоархангельский район, поселок Станция Малоархангельск; далее – ОАО «Малоархангельское ХПП», Общество, Ответчик) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии посредством видеоконферецсвязи представителей ответчика: <…>, в отсутствии представителя заинтересованного лица,

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения заявления ООО «Стройпоставка» на действия собственника железнодорожного подъездного пути необщего пользования ОАО «Малоархангельское ХПП» было выявлено, что Общество самостоятельно установило тарифы на услуги по представлению в пользование железнодорожных подъездных путей необщего пользования.

Управление усмотрело в действиях ОАО «Малоархангельское ХПП» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, приказом Орловского УФАС России от 08.07.2022 № 50 возбудило дело № 057/01/10-329/2022 по признакам нарушения ОАО «Малоархангельское ХПП» антимонопольного законодательства и создало Комиссию по рассмотрению данного дела.

Копия приказа о возбуждении дела № 057/01/10-329/2022 направлена в адрес ОАО «Малоархангельское ХПП» и ООО «Стройпоставка» письмом Управления от 08.07.2022 № 3130/02.

Определением от 22.07.2022 (исх.№ 3279/02) дело № 057/01/10-329/2022 было назначено к рассмотрению на 30.08.2022.

Определением от 22.07.2022 к участию в деле было привлечено в качестве ответчика: ОАО «Малоархангельское хлебоприемное предприятие» (ИНН 5716000184, ОГРН 1025701456472; юридический адрес: 303360, Орловская область, Малоархангельский район, поселок Станция Малоархангельск) и в качестве заинтересованного лица ООО «Стройпоставка» (ИНН 5753200470, ОГРН 1135749001882; юридический адрес: 302001, Орловская область, г. Орёл, ул. 2-я Посадская, д. 1, пом. 37; далее – Заинтересованное лицо). Данным Определением у лиц, привлеченных к рассмотрению дела, была запрошена необходимая информация и установлен срок ее представления. Информация была представлена в установленный срок.

Определениями Комиссии от 30.08.2022 (исх. № 3718/02 от 31.08.2022), от 27.09.2022 (исх. № АК/52/22 от 27.09.2022) рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для всестороннего и полного установления обстоятельств по существу, нахождением председателя Комиссии в служебной командировке.

Определением от 11.10.2022 (исх. № АК/308/22 от 12.10.2022) дело было отложено в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела и назначено на 25.10.2022.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению; в случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Трехмесячный срок рассмотрения дела № 057/01/10-329/2022 истек 22.10.2022. Определением от 13.10.2022 (исх. № АК/312/22) срок рассмотрения дела № 057/01/10-329/2022 был продлён до 22.12.2022.

25.10.2022 Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, усмотрела в действиях ОАО «Малоархангельское ХПП» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

Указанные действия ОАО «Малоархангельское ХПП», по мнению Комиссии, приводят к ущемлению интересов ООО «Стройпоставка» в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях Ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (часть 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия, учитывая данное обстоятельство, рассмотрев материалы дела и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела № 057/01/10-329/2022 в связи с принятием Заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 25.10.2022 (исх. № АК/517/22 от 27.10.2022) новое рассмотрение дела было назначено на 10.11.2022 в 09 час. 30 мин.

Копия Заключения об обстоятельствах дела была направлена в адрес Ответчика и заинтересованного лица письмом от 31.10.2022 № АК/574/22, и получена ОАО «Малоархангельское ХПП» 01.11.2022 (карточка почтового отправления № 80105577630301), ООО «Стройпоставка» 01.11.2022 (карточка почтового отправления № 80105577630318).

В адрес Управления, в ответ на Заключение об обстоятельствах дела возражения от Ответчика и Заинтересованного лица не поступали.

10.11.2022 Комиссия, рассмотрев материалы дела и руководствуясь частью 1 статьей 46 Закона о защите конкуренции, приняла решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела и назначила заседание на 15.11.2022 в 11 час. 00 минут.

14.11.2022 (вх. № 1273/22) в адрес Управления от Ответчика поступило заявление о признании вины в совершенном правонарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и возможности применения статьи 51 Закона о защите конкуренции при вынесении решения.

15.11.2022 Комиссия, рассмотрев дело № 057/01/10-329/2022, изучила материалы дела, заявление ОАО «Малоархангельское ХПП», и пришла к следующим выводам.

1. ООО «Стройпоставка» на праве безвозмездного пользования владеет железнодорожным подъездным путем (кадастровый номер 57:12:0340101:59) и использует его для осуществления коммерческой деятельности по оказанию услуг по выгрузке товаров, поступающих по железной дороге в адрес контрагентов.

Данный подъездной путь непосредственно примыкает к железнодорожному пути необщего пользования, который принадлежит ОАО «Малоархангельское ХПП» (кадастровый номер 57:17:0000000:379) и подвижной состав, пребывающий в адрес ООО «Стройпоставка», проходит по железнодорожному пути ОАО «Малоархангельское ХПП».

ОАО «Малоархангельское ХПП» является владельцем единственного железнодорожного пути необщего пользования, по которому осуществляется поставка подвижного состава для ООО «Стройпоставка», альтернативного пути для подачи подвижного состава нет.

Между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП» был заключен договор об использовании железнодорожного подъездного пути от 01.01.2021 года (далее – Договор), на основании которого ООО «Стройпоставка» осуществляет эксплуатацию принадлежащего ОАО «Малоархангельское ХПП» железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Малоархангельск, обслуживаемого локомотивом ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»).

Согласно данному Договору, если ни одна из сторон не заявит о намерении прекратить договор за 30 календарных дней до окончания срока его действия, Договор считается пролонгированным на следующий календарный год на тех же условиях. Данный Договор действовал до 31.12.2021 года.

23.08.2021 года между ООО «Стройпоставка» и ОАО «РЖД» был заключен договор № 8/129 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - Договор № 8/129 от 23.08.2021), на основании которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Стройпоставка», примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «Малоархангельское ХПП», который примыкает к станции Малоархангельск, обслуживаемого локомотивом ОАО «РЖД».

29.12.2021 года ОАО «Малоархангельское ХПП» направило в адрес ОАО «РЖД» письмо (исх. № 307) с просьбой производить подачу вагонов в адрес ООО «Стройпоставка» до 31.01.2022 года, и что с 01.02.2022 года между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП» будет заключен новый договор.

30.12.2021 года между ОАО «РЖД» и ООО «Стройпоставка» было заключено дополнительное соглашение № 1 к Договору № 8/129 от 23.08.2021 года о том, что срок действия данного договора продлен до 31.01.2022 года.

В свою очередь, ООО «Стройпоставка» неоднократно направляло в адрес ОАО «РЖД» письма (№ 06/12/2021-1 от 06.12.2021, № 10/12/2021-1 от 10.12.2021, № 10/12/2021-2 от 10.12.2021) с просьбой продлить срок действия Договора № 8/129 от 23.08.2021 на 2022 год, с учетом условий Договора, заключенного между ООО «Стройпоставка» и ОАО «Малоархангельское ХПП», которым определено что, если сторонами не будут заявлены намерения о расторжении Договора, он будет считаться пролонгированным на следующий год на тех же условиях.

ОАО «РЖД» письмом от 28.01.2022 года № ИСХ-36/МСК АФТО5 уведомило ООО «Стройпоставка» о том, что срок действия Договора № 8/129 от 23.08.2021 года, заключенного между ОАО «РЖД» и ООО «Стройпоставка», истекает 31.01.2022 года.

В данном письме ОАО «РЖД», обосновывая причину истечения срока действия договора, пояснило, что ОАО «Малоархангельское ХПП» проинформировало ОАО «РЖД» о том, что с 01.03.2022 года между ОАО «Малоархангельское ХПП» и ООО «Стройпоставка» будет заключен новый договор.

Кроме того, согласно пункту 2.1. «Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» (Приказ № 26 Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года) договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика – только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории.

Так как основным владельцем железнодорожного пути необщего пользования, по которому проходят вагоны ООО «Стройпоставка» является ОАО «Малоархангельское ХПП», после предоставления заключенного договора между сторонами, Договор № 8/129 от 23.08.2021 года будет пролонгирован с 01.02.2022 года.

В адрес ООО «Стройпоставка» был направлен проект договора об использовании железнодорожного подъездного пути от 01.01.2022 года (далее – Проект договора).

В данном Проекте договора ОАО «Малоархангельское ХПП» предлагает увеличить расценки для ООО «Стройпоставка».

ООО «Стройпоставка» не согласившись с данными расценками, ссылаясь на единые утвержденные ставки ОАО «РЖД» для любого подвижного состава, размер ставок за аналогичные услуги, применяемые ОАО «РЖД», а также тот факт, что при грузовой работе по подаче вагонов в адрес ОАО «Малоархангельское ХПП» на безвозмездной основе используется стрелочный перевод ООО «Стройпоставка», предложило установить плату в соответствии с данными расценками.

Материалами дела № 057/01/10-329/2022 установлено, что ОАО «Малоархангельское ХПП» самостоятельно установило тарифы на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования, исходя из собственных потребностей и увеличения расходов на обслуживание железнодорожного подъездного пути.

Согласно абзацу 6 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд являются железнодорожными путями необщего пользования.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» было издано Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте относятся к продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

На основании абзаца 8 Перечня услуг транспортных, снабженческо - сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установление тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, подлежит государственному регулированию.

Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области» установлено, что Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Таким образом, установление тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, которые, в свою очередь, и являются железнодорожными путями необщего пользования, подлежит государственному регулированию.

Из письма Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области следует, что ОАО «Малоархангельское ХПП» по вопросу об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области не обращалось.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ па этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам анализа состояния конкуренции, ОАО «Малоархангельское ХПП» в силу заключенного договора купли-продажи № 4 от 15.05.2014 и свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2014 года на железнодорожный подъездной путь необщего пользования (кадастровый номер 57:17:0000000:379), находящегося в географических границах Орловской области, Малоархангельского района, станции Малоархангельск, занимает доминирующее положение на рынке при самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования с долей 100 %.

Таким образом, на действия ОАО «Малоархангельское ХПП» распространяются ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 60 Устава отношения между контрагентом (контрагент - грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительство Российской Федерации постановлением от 07.03.1995 № 239 утвердило перечни услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также перечень транспортных услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

В указанный перечень включены, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В силу пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте в Российской Федерации тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.

Из приведенных нормативных правовых актов следует, что услуги по предоставлению железнодорожных путей в пользование относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию; стороны могут реализовать право использования железнодорожных путей необщего пользования в порядке, предусмотренном статьей 60 Устава, применяя при расчетах за услуги установленные тарифы.

Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 № 408 «Об утверждении Положения об Управлении по тарифам и ценовой политике Орловской области» установлено, что Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области устанавливает тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В своей деятельности Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области руководствуется Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 10.08.2022 № 280-т «Об утверждении Административного регламента предоставления Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта» (далее – Регламент).

Частью I Регламента установлено, что Административный регламент предоставления Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее - регламент) определяет порядок предоставления Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области (далее также – Управление по тарифам) государственной услуги по установлению тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта (далее также - государственная услуга), и стандарт предоставления государственной услуги.

Установлено, что цены на услуги по представлению в эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Малоархангельское ХПП» устанавливало самостоятельно, в Управление по тарифам на установление тарифа по использованию железнодорожных путей необщего пользования не обращалось, что Ответчиком не оспаривается.

Таким образом, ОАО «Малоархангельское ХПП», получив железнодорожные подъездные пути на праве собственности, действуя добросовестно и разумно, должно было выяснить особенности использования объекта в хозяйственном обороте, в том числе принять во внимание то, что транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями железнодорожного транспорта независимо от организационно-правовой формы, относятся к регулируемой деятельности.

Вышеуказанные действия ОАО «Малоархангельское ХПП» свидетельствуют о нарушении запрета, установленного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление своим доминирующем положением, выразившимся в самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования).

Данные неправомерные действия ОАО «Малоархангельское ХПП» причинили вред предпринимательской деятельности ООО «Стройпоставка», что подтверждается поданным в адрес Управления заявлением.

3. В силу части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц  (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно абзацу 2 пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с пунктами 3,4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущения, ограничения, устранения конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкуренции с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Материалы дела № 057/01/10-329/2022 свидетельствуют о том, что злоупотребление ОАО «Малоархангельское ХПП» своим доминирующим положением выразилось в самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

Данные выводы подтверждаются заявлением ОАО «Малоархангельское ХПП» от 14.11.2022 (вх. № 1272/22), в котором Ответчик признает вину в совершенном правонарушении и сообщает о том, что в настоящее время проводит мероприятия для обращения в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области для установления тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

Комиссия, проанализировав документы и материалы, имеющие в деле, заявление ОАО «Малоархангельское ХПП», письмо Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области усматривает в действиях ОАО «Малоархангельское ХПП» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о защите конкуренции лицо, чьи действия (бездействие) в установленном указанным Федеральным законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия).

При исчислении размера дохода, полученного от монополистической деятельности, следует учитывать необходимость исключения из дохода сумм налогов, предъявленных в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 13 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, предусмотрено, что под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействие) признаны монополистической деятельностью и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия).

За доход, полученный ОАО «Малоархангельское ХПП» вследствие монополистической деятельности, необходимо принимать сумму финансовых средств, установленную Ответчиком самостоятельно и полученную от ООО «Стройпоставка» за пользование железнодорожным подъездным путем необщего пользования, которая за период с 2020 по 2022 год составила 212 166,67 руб. (без НДС) согласно информации, предоставленной нарушителем.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения ОАО «Малоархангельское ХПП» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившийся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при самостоятельном установлении тарифов на услуги по представлению в пользование подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

2. Выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет доходов, полученных от незаконной монополистической деятельности.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган Федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны