Решение №4053/02 Решение по делу от 27 июля 1976 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Ответчик:

АО «Орловский хлебокомбинат»

302040, г. Орел, ул. Красноармейская, д. 2

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/10-831/2020

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2021

В полном объеме решение изготовлено 27.07.2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: «…»

Члены Комиссии:

«….» (далее – Комиссия),

рассмотрев дело № 057/01/10-831/2020 по признакам нарушения Акционерным обществом «Орловский хлебокомбинат» (ИНН 5753003842; ОГРН 1025700828988; 302040, г. Орел, ул. Красноармейская, д. 2) (далее - АО «Орловский хлебокомбинат», Ответчик, Общество) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при установлении в 2020 году оптово - отпускных цен на производимые хлеба массового спроса из смеси ржаной и пшеничной муки в размере от 6% до 10,2%, с 01.12.2020 от 2,9% до 3,6% (на хлеб социальной направленности «Спасский» с 01.03.2020 года на 7,5%, с 01.12.2020 на 3,6%), в присутствии представителя по доверенности АО «Орловский хлебокомбинат»: «….»

УСТАНОВИЛА:

АО «Орловский хлебокомбинат» уведомило Орловское УФАС России о повышении с 01.12.2020 отпускных цен на производимую Обществом хлебобулочную продукцию на 2,9% - 5,0%, в том числе на хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки на 2,9% - 3,6%, а также на продукцию социальной направленности: хлеб «Спасский» на 3,6%; батон «Обыкновенный» на 3,6% (письмо от 16.11.2020 № 532).

Основанием для увеличения отпускных цен на производимую хлебобулочную продукцию по сведениям Общества явился резкий рост всех сырьевых позиций, используемых в производстве хлебобулочных изделий.

В ходе рассмотрения поступившего уведомления Управлением были проанализированы: калькуляции фактической и плановой себестоимости на производимую Обществом хлебобулочную продукцию социальной направленности, на примере хлеба «Спасский» и батона «Молодежный», предоставленная Обществом бухгалтерская отчетность и другие сведения, приложенные к уведомлению.

Проведенный анализ показал, что повышение оптово-отпускных цен на производимые Обществом хлеба массового спроса из смеси ржаной и пшеничной муки с декабря текущего года, осуществляется, темпами, опережающими рост цен, вызываемый объективными причинами: годовой инфляцией (продовольственные товары в 2020 году (октябрь 2020 к декабрю 2019) подорожали на 3,6%), рост цен Общества на хлебобулочные изделия из смеси ржаной и пшеничной муки в 2020 году возросли от 6,6 до 10,2%, в том числе с 01.12.2020 от 2,9 до 3,6 %), при этом, рост себестоимости основного сырья для производства хлеба в 2020 году по сравнению с декабрем 2019 года – увеличился на 1,5%, в том числе в октябре 2020 года по отношению к 01.03.2020 года - на 0,7% (на примере хлеба «Спасский»).

Приведенные данные, а также представленная Обществом информация показали отсутствие у АО «Орловский хлебокомбинат» экономических оснований для повышения отпускных цен с 01.12.2020 в указанном размере на производимые хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки, в том числе на хлеб социальной направленности «Спасский».

Для оценки действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, необходимо определить положение (долю) данного хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

По результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке оптовой продажи хлеба и хлебобулочных изделий расположенном на территории Орловской области в 2019 году, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. N 220. АО «Орловский хлебокомбинат» в 2019 году занимал доминирующее положение на следующих товарных рынках оптовой продажи хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки:

- в г. Орле и Орловском районе Орловской области – 70%;

- в Верховском районе Орловской области – 54%;

- в Знаменском районе Орловской области – 52%;

- во Мценском районе Орловской области – 58,2%

- в Новодеревеньковском районе Орловской области – 50%.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами (часть 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В ходе проведения проверки экономической обоснованности увеличения в 2020 году АО «Орловский хлебокомбинат» цен на хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки («Русский», «Богородский», «Орловский») в размере от 6% до 10,2%, с 01.12.2020 от 2,9% до 3,6% (на хлеб социальной направленности «Спасский» с 01.03.2020 года на 7,5%, с 01.12.2020 на 3,6%) Управление усмотрело в действиях Общества признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Управления от 22.12.2020 № 117 было возбуждено дело № 057/01/10-831/2020 по признакам нарушения Акционерным обществом «Орловский хлебокомбинат» (ИНН 5753003842; ОГРН 1025700828988; 302040, г. Орел, ул. Красноармейская, д. 2) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при установлении в 2020 году оптово - отпускных цен на производимые хлеба массового спроса из смеси ржаной и пшеничной муки в размере от 6% до 10,2%, с 01.12.2020 от 2,9% до 3,6% (на хлеб социальной направленности «Спасский» с 01.03.2020 года на 7,5%, с 01.12.2020 на 3,6%).

Определением от 24.12.2020 (исх.№ 6085/02 ) дело № 057/01/10-831/2020 было назначено к рассмотрению на 26.01.2021. Данным Определением у Ответчика была запрошена необходимая информация и установлен срок ее представления.

Копия приказа о возбуждении дела № 057/01/10-831/2020 и копия определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению были направлены в адрес Ответчика письмом от 24.12.2020 № 6099/02. Указанная корреспонденция была получена АО «Орловский хлебокомбинат» 28.12.2020, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении № 800917543719931(имеется в материалах дела).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 057/01/10-831/2020 неоднократно откладывалось. Одновременно с этим Определением от 24.03.2021 срок рассмотрения дела № 057/01/10-831/2020 был продлен на 5 месяцев(до 24.08.2021)

В ходе рассмотрения дела № 057/01/10-831/2020 у Общества была запрошена: годовая бухгалтерская отчетность; калькуляции производства хлеба «Спасский» с расшифровкой себестоимости производства указанного хлеба, товарно – транспортные накладные на приобретение основного сырья (муки) и дополнительного сырья (сахар, масло растит и др.) и тд. Кроме того, для определения экономической обоснованности размера затрат и отнесения их по соответствующим статьям затрат, включенных в себестоимость хлеба «Спасский» у Общества было запрошена информация о себестоимости (калькуляции) производства других производимых АО «Орловский хлебокомбинат» хлебов массового спроса из смеси ржаной и пшеничной муки «Русский», «Богородский», «Орловский».

Согласно части 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В целях выявления сопоставимых товарных рынков оптовой продажи хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки Управление письмом от 12.01.2021 № 47/02 просило территориальные управления ФАС России представить информацию о наличии сопоставимых конкурентных товарных рынков оптовой поставки хлеба и хлебобулочных изделий, а также предоставить сведения о действующих на данном рынке хозяйствующих субъектах (производителях/поставщиках) осуществляющих поставку хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки, а также оптово-отпускные цены на поставляемый хлеб. Отсутствие ответов свидетельствует о том, что сопоставимые товарные рынки отсутствуют, в связи с чем, следует вывод о неприменимости метода определения монопольно высокой цены, а именно критерия сопоставимых товарных рынков оптовой продажи хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки г. Орла и Орловского района Орловской области, Верховского района Орловской области, Урицкого района Орловской области, Сосковского района Орловской области, Шаблыкинского района Орловской области.

На основании изложенного проверка обоснованности установления Обществом цен на хлебобулочные изделия из смеси ржаной и пшеничной муки на соответствие положениям части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции проведена с учетом применения затратного метода (на основе плановых затрат (расходов) на производство и реализацию (плановой себестоимости), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли).

Согласно статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации под расходами следует понимать обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Анализ всех представленных Обществом документов и сведений не позволили Комиссии сделать вывод о том, что в 2020 году оптово-отпускная цена на производимые АО «Орловский хлебокомбинат» хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки, в том числе на социально значимый хлеб «Спасский», превышала сумму расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации указанных видов хлеба.

Так, из сведений представленных Обществом калькуляций себестоимости производства хлебов массового спроса («Спасский» «Русский», «Богородский», «Орловский») усматривается, что рост стоимости основного сырья (муки пшеничной 1,2 сорта, муки ржаной обдирной) необходимого для производства указанных хлебов в декабре 2020 года, по сравнению с февралем 2019 года, составил от 17% до 19%, в связи с чем, затраты по основному сырью увеличили себестоимость производства, в том числе хлеба «Спасский» на 12,6%. Одновременно с этим, увеличение с 01.01.2020 года минимальной оплаты труда, рост тарифов на электроэнергию, воду, горюче смазочные материалы, бензин, а также рост стоимости упаковочного материала, повлекли за собой рост общехозяйственных, общезаводских расходов в себестоимости производства хлебов из смеси ржаной пи пшеничной муки, в том числе хлеба «Спасский» на 7,5%. Обоснованность увеличения в 2020 году Обществом размера затрат на производство хлебов из смеси ржаной и пшеничной муки, в том числе себестоимости производства хлеба «Спасский» подтверждается товарными накладными и актами выполненных работ, услуг (приложены к материалам дела). При этом, по состоянию на 01.12.2020 себестоимость производства хлеба «Спасский» составляет 18,08 рублей за единицу изделия, а оптово-отпускная цена - 17,40 рублей за единицу изделия.

Показатели финансово-экономической деятельности Общества в 2020 году по сравнению с аналогичным периодом 2019 года показывают рост себестоимости продаж на 6% при росте выручки от продаж в 2020 году 5,0%. При этом, снижение прибыли от продаж составило 4,1%.

Таким образом, устанавливаемая Обществом в 2020 году оптово-отпускная цена на производимые хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки, в том числе на хлеб «Спасский» не обладает признаками монопольно высокой цены.

При этом, Комиссией по результатам анализа представленных Обществом сведений об объемах продаж хлебов массового спроса из смеси ржаной и пшеничной муки («Спасский» «Русский», «Богородский», «Орловский») было установлено, что стоимость услуг по хлебу «Спасский» (нарезка - 1,70 руб., упаковка – 2,60 руб.), на хлеба «Богородский», «Орловский», «Русский» (нарезка – 0,80 руб., упаковка – 0,90 руб.).

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар.

В связи с изложенным Комиссия в ходе рассмотрения дела (20.04.2021) усмотрела в действиях Общества признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в установлении с 01.12.2020 года экономически необоснованной различной стоимости услуг на упаковку, на нарезку хлеба «Спасский» (нарезка - 1,70 руб., упаковка – 2,60 руб.) и на хлеба «Богородский», «Орловский», «Русский» (нарезка – 0,80 руб., упаковка – 0,90 руб.), приводящих к ущемлению интересов неопределенного круга лиц - потребителей хлеба «Спасский.

В ходе рассмотрения дела Управлением была актуализирована (по состоянию на 2020 год) информация о состоянии конкуренции на оптовом рынке хлеба и хлебобулочных изделий, на территории муниципальных образований Орловской области. По результатам анализа состоянии конкуренции оптового рынка хлеба и хлебобулочных изделий, на территории муниципальных образований Орловской области Общество в 2020 году занимало доминирующее положение на следующих товарных рынках:

- в г. Орел и Орловском районе Орловской области – 73,72%;

- в Верховском районе Орловской области – 73,75%;

- в Урицком районе Орловской области -94,68%;

- в Сосковском районе Орловской области – 60,50%;

- в Шаблыкинском районе орловской области – 56,39%.

В случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения, в том числе пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Комиссия Орловского УФАС России в соответствии с частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдает предупреждение о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения.

На основании частей 1 и 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Орловского УФАС России выдала АО «Орловский хлеебокомбинат» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (исх. № 2176/02 от 27.04.2021, далее – Предупреждение).

На заседании Комиссии Орловского УФАС России от 14.07.2021 установлено, что в антимонопольный орган поступили документы об исполнении АО «Орловский хлебокомбинат» (вх. № 3801 от 01.06.2021 и вх. № 3824 от 02.06.2021, вх № 4650 от 05.07.2021), подтверждающие факт устранения Обществом признаков нарушения антимонопольного законодательства путем систематизации соизмеримых издержек на упаковку и нарезку хлебобулочных изделий. Средние фактические затраты на упаковку и нарезку социального вида и других аналогичных взаимозаменяемых хлебов по состоянию на июнь 2021 года составляют соответственно 1,50 руб. (товар упакованный в пленку) и 2,50 руб. (изделие в упакованном и нарезанном виде). При этом, стоимость упакованного хлеба «Спасский» снизилась на 1,10 руб., в упаковке и нарезке на 1,80 руб.

Таким образом, на дату рассмотрения дела действия Общества, содержавшие признаки нарушения антимонопольного законодательства, устранены.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Поскольку предупреждение было выдано в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и иных признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества, кроме тех, которые послужили основанием для выдачи предупреждения, комиссией не установлено, то учитывая положения части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению, а хозяйствующий субъект, выполнивший предупреждение, не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 057/01/10-831/2020 по признакам нарушения АО «Орловский хлебокомбинат» статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с выполнением предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии «…»

Члены Комиссии «….»

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ"
ИНН 5753003842, ОГРН 1025700828988