Решение (комиссия) №СБ/3110/23 РЕШЕНИЕ по делу № 057/01/15-113/2023 от 17 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Блохин И.Г.

<...>

 

Управление муниципального имущества

 и землепользования администрации города Орла

302028, г. Орёл, ул. Пролетарская Гора, д. 1

E-mail: info@orel-adm.ru

 

Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области

302030, г. Орёл, наб. Дубровинского, д. 70

E-mail: dizo@adm.orel.ru

 

ИП Сидорова Е.Г.

<...>

 

Поляков А.В.

<...>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 057/01/15-113/2023

 

16.08.2023                                                                                                                              г. Орёл

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2023

В полном объеме решение изготовлено 17.08.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,

при участии представителя администрации города Орла: <...>,

в отсутствие представителей ответчика по делу – Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, заявителя – Блохина И.Г., заинтересованных лиц – Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области,  ИП Сидоровой Е.Г., Полякова А.В., надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 057/01/15-113/2023 по признакам нарушения Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), руководствуясь  статьей  48.1 Закона «О защите конкуренции»,

У С Т А Н О В И Л А:

Орловским УФАС России в результате рассмотрения заявления Блохина И.Г. было установлено, что рекламные конструкции, расположенные по адресам: г. Орел, Московское шоссе, на пересечении с ул. Михалицына (нечетная сторона) (первая конструкция) и г. Орел, Наугорское шоссе, в районе дома № 3) не соответствуют типу и виду конструкций, определенных Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Орла, утвержденной Постановлением администрации города Орла от 18.03.2016 № 1040 (далее – Схема размещения рекламных конструкций).

При этом Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области были выданы предписания о демонтаже рекламных конструкций, которые были направлены, в том числе в администрацию города Орла.

В связи с наличием в бездействии администрации города Орла, выразившемся в неосуществлении действий по демонтажу вышеуказанных рекламных конструкций, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон «О защите конкуренции» Орловским УФАС России в соответствии со статьей 39.1 Закона «О защите конкуренции» было выдано администрации города Орла предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение). Срок выполнения Предупреждения был установлен до 10.06.2021.

На основании ходатайства администрации города Орла срок выполнения Предупреждения был продлен. Предупреждение необходимо было исполнить в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решений Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-7015/2021 и Советского районного суда города Орла по делу № 2-1746/2021.

Решение Советского районного суда города Орла по делу № 2-1746/2021 вступило в законную силу 09.03.2022, решение Арбитражного суда Орловской области по делу № А48-7015/2021 вступило в законную силу 24.01.2023

Информация от администрации города Орла о выполнении Предупреждения в установленный срок в Управление не поступила.

В связи с указанными обстоятельствами был издан приказ Управления от 09.03.2023 № 10/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией города Орла (ИНН 5701000745) части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Определением от 31.03.2023 по делу № 057/01/15-113/2023 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика было привлечено Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Рассмотрение дела откладывалось и было назначено на 10.07.2023.

10.07.2023 Комиссией было установлено, что демонтаж рекламных конструкций на территории города Орла относится к полномочиям Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, в связи с чем Комиссия определила прекратить участие администрации города Орла в рассмотрении дела № 057/01/15-113/2023.

Одновременно с этим Комиссия пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции», в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Частью 4 статьи 48.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что дело подлежит отложению, в целях составления и направления лицам, участвующим в деле заключения об обстоятельствах дела.

11.07.2023 было изготовлено определение об отложении рассмотрения дела, в соответствии с которым рассмотрение дела было отложено на 16.08.2023 в целях составления и направления лицам, участвующим в рассмотрении дела, заключения об обстоятельствах дела.

13.07.2023 было изготовлено заключение об обстоятельствах дела, которое было направлено в адреса лиц, участвующих в рассмотрении дела.

31.07.2023 в Орловское УФАС России от Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла поступило письменное возражение на заключение об обстоятельствах дела, в котором поддерживалась ранее заявленная позиция.

Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам:

1. Статьей 34 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Частью 1 статьи 2 Устава города Орла, принятого Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 22.06.2005 № 72/753-ГС, определено (далее – Устав города Орла), что город Орёл – муниципальное образование, наделенное законом Орловской области статусом городского округа

На основании пункта 26.1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом «О рекламе.

Аналогичные положения закреплены в Уставе города Орла (пункт 27 статьи 8).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе») его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Закон «О рекламе» применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 2).

По правилам части 5 статьи 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу части 9 статьи 19 Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Таким образом, размещение рекламной конструкции без разрешения представляет собой заведомо противоправные действия.

Частью 21 статьи 19 Закона «О рекламе» установлено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

В соответствии с частью 21.2 статьи 19 Закона «О рекламе» если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

Таким образом, демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций является обязанностью, а не правом органа местного самоуправления.

 Согласно части 7 статьи 40 Закона «О рекламе» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статьей 2 Закона Орловской области от 26.11.2021 № 2717-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области» установлено, что орган исполнительной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный Правительством Орловской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Орловской области в сфере рекламы по:

1) установлению формы проведения торгов, проведению торгов (аукционов или конкурсов) на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности;

2) выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа Орловской области, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже рекламных конструкций на территории муниципального района, муниципального округа, городского округа Орловской области, осуществляемые в соответствии с Законом «О рекламе».

В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 23.12.2021 № 786 Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Орловской области, указанных в статье 2 Закона Орловской области от 26 ноября 2021 года № 2717-ОЗ «О перераспределении полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области и органами государственной власти Орловской области».

Согласно подпункту «б» пункта 5.37 Положения об Управлении муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, утвержденного постановлением администрации города Орла от 27.06.2006 № 1156 (далее – Положение), Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла осуществляет деятельность по организации размещения наружной рекламы на территории города Орла, в том числе осуществление мероприятий по демонтажу рекламных конструкций, установленных без разрешения, срок действия которого не истек.

Одновременно с этим исходя из пункта 1 Положения Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла является структурным подразделением администрации города Орла, обладает правами юридического лица.

Таким образом, демонтаж рекламных конструкций на территории города Орла относится к полномочиям Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Следовательно, обязанность демонтировать незаконно размещенные рекламные конструкции в соответствии с Законом «О рекламе» возложена на Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

2. В ходе рассмотрения дела Комиссией были проанализированы действия (бездействие) Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, направленных на демонтаж рекламных конструкций по адресам: г. Орел, Московское шоссе, на пересечении с ул. Михалицына (нечетная сторона) (первая конструкция) и г. Орел, Наугорское шоссе, в районе дома № 3), в результате чего установлено следующее.

2.1. По результатам проведенного 31.01.2020 аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно Схеме размещения рекламных конструкций между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла  и ИП Сидоровой Е.Г. был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  № 279 от 07.02.2020.

В соответствии с указанным договором ИП Сидоровой Е.Г. предоставлена возможность установить и эксплуатировать отдельно стоящую двухстороннюю рекламную конструкцию «билборд» с размером информационного поля 3x6 м. (место в Схеме размещения рекламных конструкций № 615б).

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области 23.04.2020 было выдано разрешение № 559 на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции.

В ходе мониторинга размещения рекламных конструкций без действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области был выявлен факт размещения рекламной конструкции, не соответствующей типу и виду конструкции, определенной Схемой размещения рекламных конструкций.

Согласно акту обследования мест размещения рекламных конструкций от 17.07.2020 на земельном участке, местоположением: г. Орел, Наугорское шоссе, район дома № 3 (место в Схеме № 6156) установлена односторонняя рекламная конструкция «билборд», ориентировочным размером 3х12 м. Разрешение на установку указанной конструкции (односторонняя, размером 3х12 м) отсутствует.

В соответствии с частями 9, 10, 21 статьи 19 Закона «О рекламе» владельцу конструкции ИП Сидоровой Е. Г. было выдано Предписание о демонтаже рекламной конструкции от 24.07.2020 № 248-зи.

Копия предписания и материалы обследования были направлены в администрацию города Орла сопроводительным письмом от 24.07.2020 № 249-зн.

Рекламная конструкция по указанному адресу была демонтирована частично (не демонтированы стойка конструкции и бетонный блок).

В дальнейшем Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области в ходе обследования было установлено, что по состоянию на 01.02.2021 по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 3 установлена и эксплуатируется рекламная конструкция «светодиодный экран», не соответствующая типу и виду, определенному Схемой размещения рекламных конструкций.

На основании акта обследования мест размещения рекламных конструкций от 01.02.2021 ИП Сидоровой Е.Г. было выдано предписание о демонтаже рекламной конструкции от 03.03.2021 № 67-зи. Копия предписания с материалами обследования была направлена в администрацию города Орла сопроводительным письмом от 03.03.2021 № вн3-3/84-зи.

Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла 04.03.2021 было направлено уведомление ИП Сидоровой Е.Г. о необходимости приведения рекламной конструкции в соответствие с условиями договора № 279 от 07.02.2020.

Письмом от 17.05.2021 исх. № 7/4299 Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла уведомило ИП Сидорову Е.Г. о расторжении договора № 279 от 07.02.2020 в одностороннем порядке в связи с тем, что размещенная рекламная конструкция не соответствует условиям, определенным в Схеме размещения рекламных конструкций.

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области 08.06.2021 было принято решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 23.04.2020 № 559.

ИП Сидорова Е.Г. обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным расторжения договора от 07.02.2020 № 279 (дело № А48-7015/2021).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу № А48-7015/2021 ИП Сидоровой Е.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2023 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2023 решение Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу № А48-7015/2021 оставлено без изменения.

Таким образом, решение Арбитражного суда Орловской области от 12.09.2022 по делу № А48-7015/2021 вступило в законную силу 24.01.2023.

Администрацией города Орла 02.03.2023 были направлены обращения в АО «Орелоблэнерго» (02.03.2023 № 2/923-и) и ООО «Орловский энергосбыт» (02.03.2023г. № 2/924-и и 20.03.2023г. № 2/1176-и) о необходимости отключения точки поставки электроэнергии для совершения дальнейших действий по демонтажу светодиодных экранов, расположенных по адресам:

-          на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына;

-          Наугорское шоссе, 3.

По состоянию на 20.03.2023 экран (информационное поле) было демонтировано владельцем рекламной конструкции.

Из представленных письменных пояснений Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (рег. № 4033-ЭП/23 от 03.07.2023) и Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (рег. № 4068/23 от 04.07.2023) следует, что стойка рекламной конструкции также была демонтирована.

Таким образом, ответчиком осуществлялись действия, направленные на демонтаж рекламной конструкции, которые привели к ее демонтажу, в связи с чем Комиссия не усматривает бездействия Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла по демонтажу рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Орел, Наугорское шоссе, 3, а, следовательно, и нарушения антимонопольного законодательства в данной части.

2.2. По результатам проведенного 20.12.2019 аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций согласно Схеме размещения рекламных между Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла  и Поляковым А.В. был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции  № 251 от 27.12.2019.

В соответствии с указанным договором Полякову А.В. предоставлена возможность установить и эксплуатировать отдельно стоящую двухстороннюю рекламную конструкцию «билборд» с размером информационного поля 3x6 м. (место в Схеме размещения рекламных конструкций № 819б).

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области 02.03.2020 было выдано разрешение № 521 на установку и эксплуатацию вышеуказанной рекламной конструкции.

01.09.2020 в адрес отдела регулирования рекламной деятельности  Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от рекламного агентства «Афиша» поступила рассылка, в которой сообщалось о вводе в эксплуатацию светодиодного экрана, расположенного на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына (место № 819б в Схеме размещения рекламных конструкций).

С выходом на место Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области было установлено, что по данному адресу размещен светодиодный экран, маркировка о владельце конструкции отсутствовала (акт обследования мест размещения рекламных конструкций от 30.09.2020).

Одновременно с этим согласно платежным поручениям, представленным Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла по запросу Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области, оплату по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.12.2019 № 251 осуществляла Сидорова Е.Г., которая являлась генеральным директором рекламного агентства «Афиша», а не Поляков А.В.

Учитывая указанные обстоятельства, предписание о демонтаже рекламной конструкции было изначально направлено в адрес рекламного агентства «Афиша» (№ 381-зи от 21.10.2020).

Копия указанного предписания была направлена в администрацию города Орла сопроводительным письмом от 21.10.2020 № 2-5/705-зи.

Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла 03.11.2020 было направлено уведомление Полякову А.В. о необходимости приведения рекламной конструкции в соответствие с условиями договора № 251 от 27.12.2019.

Письмом от 04.03.2021 исх. № 7/2060 Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла уведомило Полякова А.В. о расторжении договора № 251 от 27.12.2019 в одностороннем порядке в связи с тем, что размещенная рекламная конструкция не соответствует условиям, определенным в Схеме размещения рекламных конструкций.

Поляков А.В. обратился в Советский районный суд города Орла с иском о признании расторжения договора № 251 от 27.12.2019 незаконным.

Решением Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021 исковые требования были оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Орловского областного суда от 02.03.2022 по делу № 33-236/2022, 1746/2021 решение Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021 оставлено без изменения (мотивированный текст изготовлен 09.03.2022).

Таким образом, решение Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021 вступило в законную силу 09.03.2022.

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области 15.03.2021 было принято решение об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 02.03.2020 № 521.

Копия указанного решения была направлена в Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла письмом от 25.03.2021 № 92-зи для принятия мер по ее демонтажу.

Решение Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 02.03.2020 № 521 было оспорено Поляковым А.В. в судебном порядке.

Решением Железнодорожного районного суда города Орла от 28.04.2022 в удовлетворении искового заявления Полякова А.В. отказано.

Кроме того, Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области 18.05.2021 было выдано предписание № 149-зи о демонтаже  рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Орел, ул. Михалицына, 1 (пересечение с Московским шоссе) ИП Сидоровой Е.Г. и Полякову А.В.

Администрацией города Орла 02.03.2023 были направлены обращения в АО «Орелоблэнерго» (02.03.2023 № 2/923-и) и ООО «Орловский энергосбыт» (02.03.2023г. № 2/924-и и 20.03.2023г. № 2/1176-и) о необходимости отключения точки поставки электроэнергии для совершения дальнейших действий по демонтажу светодиодных экранов, расположенных по адресам:

-          на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына;

-          Наугорское шоссе, 3.

Кроме того, в Схему размещения рекламных конструкций были внесены изменения в части включения светодиодного экрана. Постановлением администрации города Орла от 10.08.2021 № 3256 исключено место для установки рекламной конструкции по 819б («билборд») и включено место 819Э (светодиодный экран) на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына.

По состоянию на 20.03.2023 экран (информационное поле) было демонтировано владельцем рекламной конструкции.

Из письменных пояснений Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (рег. номер 4068/23 от 04.07.2023) и Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области (рег. № 4033-ЭП/23 от 03.07.2023) следует, что помимо направления обращений в АО «Орелоблэнерго» и ООО «Орловский энергосбыт» о необходимости отключения точки поставки электроэнергии для совершения дальнейших действий по демонтажу светодиодных экранов, в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области был направлен анализ действующей схемы размещения рекламных конструкций и предложение по проведению торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на все свободные места (письмо от 13.04.2022 № 2/5349).

Кроме того, 27.12.2022 Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области был проведен аукцион по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Орел, Московское шоссе, пересечение с ул. Михалицына (нечетная сторона), место в Схеме рекламных конструкций 819Э.

Согласно письму администрации города Орла (вх. от 31.01.2023) победитель аукциона ИП Емельянов Э.А. и лицо, сделавшее предпоследнее предложение Сидоров Г.B., от заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции отказались.

31.03.2023 аукцион был проведен повторно, по его результатам был заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 395 от 03.04.2023 между победителем аукциона ИП Емельяновым Э.А. и Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла.

Департаментом государственного имущества и земельных отношений Орловской области на основании заявления выдано ИП Емельянову Э.А. разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции «светодиодный экран» по вышеуказанному адресу от 05.05.2023 № 779. Конструкция установлена и эксплуатируется.

В поступившем в Управление возражении на заключение Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла сообщило, что законодательством не определен срок демонтажа неправомерно установленных рекламных конструкций. Кроме того, Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла были совершены действия, направленные на демонтаж светодиодного экрана, расположенного на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына, а именно:

1) направлены обращения в ресурсные организации, которые дважды отказали в расторжении договора поставки электроэнергии к рекламной конструкции в 2021 и 2023 годах, что препятствовало заключению договора с подрядной организацией на демонтаж рекламной конструкции;

2) предпринимались меры по узакониванию рекламной конструкции путем внесения изменения в Схему размещения рекламных конструкций, а также обращения в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области о проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заключения договора с победителем торгов;

3) рекламная конструкция была демонтирована владельцем самостоятельно и в дальнейшем установлена вновь на основании заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Вышеуказанные доводы Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла отклоняются Комиссией ввиду следующего.

В период с 09.03.2022 (вступление в силу решения Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021) по 02.03.2023 (направление обращений в АО «Орелоблэнерго» и ООО «Орловский энергосбыт») Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла не предпринималось никаких действий направленных на демонтаж рекламной конструкции.

Письма в АО «Орелоблэнерго» и ООО «Орловский энергосбыт» были направлены только в марте 2023 года, то есть спустя год с момента вступление в силу решения Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021.

Несмотря на то, что в Законе «О рекламе» не указан срок, в течение которого надлежит осуществить демонтаж неправомерно установленной рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции должен быть осуществлен в разумный срок, необходимый для организации соответствующих работ. Один год является разумным и достаточным сроком для демонтаж неправомерно установленной рекламной конструкции, в течение которого возможно урегулировать все возникающие разногласия при  организации соответствующих работ, в том числе вопрос об увеличении лимитов на демонтаж рекламной конструкции.

Изменения в Схему размещения рекламных конструкций в части включения светодиодного экрана на пересечении Московского шоссе и улицы Михалицына (место 819Э) были внесены еще в августе 2021 года (постановление администрации города Орла от 10.08.2021 № 3256). При этом неправомерно установленная рекламная конструкция была демонтирована только в марте 2023 года.

Одновременно с этим внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций, направление письма в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области с предложением проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, равно как и само проведение таких торгов не свидетельствует о выполнении обязанности по демонтажу неправомерно установленной рекламной конструкции.

В свою очередь, направление письма в Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области  с предложением проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, равно как и само проведение таких торгов не свидетельствует о выполнении обязанности по демонтажу неправомерно установленной рекламной конструкции.

Демонтаж рекламной конструкции был произведен владельцем рекламной конструкции после истечения установленного срока выполнения Предупреждения и возбуждения дела.

На основании изложенного, в действиях (бездействии) Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла содержится нарушение части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в неисполнении обязанности по осуществлению демонтажа рекламной конструкции, установленной и эксплуатируемой в нарушение установленных норм действующего законодательства, поскольку неисполнение Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла своей обязанности по осуществлению демонтажа рекламных конструкций, создало либо могло создать преимущества владельцу данных рекламных конструкций на рынке наружной рекламы, нарушило или могло нарушить равные условия для всех участников рынка на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Орла и привело (могло привести) к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке.

3. В рамках рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции», Орловским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ рынка размещения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций проведен в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220.

В результате указанного анализа установлено следующее:

а) временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 09.03.2022  (дата вступления в законную силу решения Советского районного суда города Орла от 24.09.2021 по делу № 2-1746/2021) по 20.03.2023 (дата, по состоянию на которую, рекламная конструкция была демонтирована);

б) продуктовые границы товарного рынка – услуги по размещению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

в) географические границы товарного рынка – город Орел;

г) рынок размещения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций является конкурентным. На указанном рынке осуществляет (осуществляли) деятельность ряд хозяйствующих субъектов, например, рекламное агентство «4 сезона»,  рекламное агентство «Алые паруса», ООО «Орел Концерт», ИП Кузьмин Р.А., рекламное агентство «Аршин», ИП Гулякин В.М., ООО «Медиа промо групп» и другие; неопределенный круг хозяйствующих субъектов может начать осуществление деятельности на данном рынке; кроме того, в силу свободы экономического пространства на территории Российской Федерации неопределенный круг хозяйствующих субъектов, осуществляющий такую деятельность в других районах Орловской области и/или регионах Российской Федерации, может начать осуществлять деятельность на территории города Орла.

Бездействие по демонтажу неправомерно установленных рекламных конструкций создает препятствие развитию конкуренции, поскольку создает для владельцев таких конструкций необоснованные преимущественные условия осуществления деятельности на рынке по сравнению с хозяйствующими субъектами, размещающими рекламные конструкции на законных основаниях.

4. Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» состав нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» образуют действия (бездействие) органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции либо создают угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках, за исключением случаев, когда имеется норма иного федерального закона, допускающая принятие оспариваемого акта, осуществления действий (бездействия).

При этом угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

В Рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении комплекса мер, направленных на предотвращение и профилактику нарушений антимонопольного законодательства в сфере наружной рекламы, направленных Федеральной антимонопольной службой письмом от 17.07.2019 № ИА/61348/19 бездействие органа местного самоуправления по демонтажу незаконно установленной рекламной конструкции в соответствии с частями 21 - 21.3 статьи 19 Закона «О рекламе» может содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Следует отметить, что рынок размещения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций является конкурентным, в связи с чем бездействие по демонтажу неправомерно установленных рекламных конструкций препятствует развитию конкуренции, поскольку создает для владельцев таких конструкций преимущественные условия осуществления деятельности на рынке.

Одновременно с этим норма федерального закона, допускающая совершение указанного действия (бездействия), отсутствует. Более того, в соответствии с положениями Закона «О рекламе» демонтаж незаконно размещенных рекламных конструкций является обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая, что неправомерно установленные рекламные конструкции были демонтированы, то необходимость в выдаче предписания, направленного на устранение допущенного нарушения, отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1.         Признать Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (302000, г. Орел, ул. Пролетарская Гора, 1, ИНН 5701000921, ОГРН 1025700826502) нарушившим части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.         Предписание не выдавать в связи с устранением выявленного нарушения.

3.         Вопрос об административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства рассмотреть в установленном порядке в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии:                                                                                   <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                                 <...>

 

                                                                       <...>

 

             Решение  может  быть  обжаловано  в арбитражный суд в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия. Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

           

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны