Решение б/н Решение по делу № 078-09/03 АЗ в отношении Администрациии М... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 078-09/03 АЗ

о нарушении антимонопольного законодательства

 

06.08.2009                                                                                                          г. Орел

 

Резолютивная часть решения объявлена  23 июля 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 6 августа 2009 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Солдатенкова И.В.,

члены комиссии:

заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля, товарных и финансовых рынков Бубенцова Л.Н.,

специалист 1-го разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Посохина М.И.,

специалист 1-го разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Горлов С.В.,

рассмотрев дело № 078-09/03 АЗ, по признакам нарушения Администрацией Мценского района Орловской области (далее – Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), в присутствии ответчика по делу, представителя Администрации, заместителя начальника организационно-правого отдела – Журавлевой Е.В.,

  УСТАНОВИЛА:

20 сентября 2007 года главой администрации Мценского района Орловской области издано Распоряжение № 493-р, в котором указано: «В целях осуществления контроля за реализацией алкогольной продукции на территории Мценского района, продвижению продукции местных товаропроизводителей на районный потребительский рынок:

   1. Рекомендовать хозяйствующим субъектам всех форм собственности, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией, при согласовании ассортиментных перечней предусматривать удельный вес алкогольной продукции местного производства не менее 65 %, включая вина, наливки, ликеры». Контролирующим органам (ТО ТУ Роспотребнадзора по Орловской области в г. Мценске, ОВД по г. Мценску и Мценскому району, главам администраций сельских поселений) было рекомендовано активизировать работу по контролю за реализацией алкогольной продукции хозяйствующими субъектами всех форм собственности.

Инспекция Орловского УФАС России  квалифицировала указанный документ, как акт, содержащий признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», что послужило основанием для возбуждения настоящего дела.

К материалам дела приобщены Распоряжение от 15.05.2009 247-р «О реализации алкогольной продукции» (далее – Распоряжение № 247-р) принятое на основании Постановления Правительства Орловской области от 20 апреля 2009 года № 8 «Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета в 2009 году дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов, в которых реализуется алкогольная продукция преимущественно производителей Орловской области» (далее – Постановление № 8) и Постановление Администрации Мценского района от 25.04.2006 № 74/1 «Об утверждении Порядка включения в дислокацию объектов розничной продажи алкогольной продукции и порядка получения выписки из дислокации объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории района».

15 июля 2009 года (вх.№ 4019) в Управление от Администрации поступила информация (исх.№ 13-1818 от 13.07.2009), а именно, в целях недопущения противоречий федеральному законодательству правовых актов органов местного самоуправления Мценского района и руководствуясь Законом «О защите конкуренции» Распоряжение главы администрации Мценского района от 20.09.2007 № 493-р  отменено пунктом 1 Распоряжения от 30.06.2009 № 340-р «Об отмене муниципального правового акта».

В письменных объяснениях (исх. № 385 от 23.07.2009) и на заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что Распоряжение от 20.09.2007 № 493-р носит рекомендательный характер. Основанием издания Распоряжения от 20.09.2007 № 493-р  послужили рекомендации должностных лиц органа исполнительной власти Орловской области, которые в том числе письменно доводились до органов местного самоуправления, например, (исх. 2-239 от 24.02.2005) распределение объемов реали­зации алкогольной продукции местных товаропроизводителей.  Согласно данного письма плановый объем реализации алкогольной продукции местных товаропроизводителей на 2005 год в Мценском районе составляет 12,18 (тыс. дал.), по подсчетам экономистов Администрации реализация алкогольной продукции произведенной на территории Орловской области составляет 70,8 % от всего объема реализации алкогольной продукции во Мценском районе.

Кроме того, Постановлением Правительства Орловской области от 20.04.2009 № 8 утвержден Поря­док предоставления из областного бюджета в 2009 году дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов, в которых реализуется алкогольная продукция преимущественно производителей Орловской области (далее – Порядок, Постановление № 8). В пункте 2 Порядка муниципальным рай­онам и городским округам области рекомендованы расчетные объемы реализации на потреби­тельском рынке Орловской области водки и ликероводочных изделий производителей Орлов­ской области из спирта, произведенного на территории Орловской области в соответствии с приложением 1. В приложении 1 Мценскому району рекомендован объем реализации водки и ликероводочных изделий производителей Орловской области из спирта, произведенного на территории Орловской области в объеме 13,1 тысяч декалитров. В пункте 3 Порядка установлен рас­четный объем дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов, в которых объемы реализации на потребительском рынке водки и ликероводочных изделий производите­лей Орловской области из спирта, произведенного на территории Орловской области, соответ­ствуют значениям, рекомендованным в приложении 1. Таким образом, дотационный бюджет Мценского района поставлен органами государственной власти Орловской области в прямую зависимость от объема реализации алкогольной продукции местного товаропроизводителя.

Анализируя доводы ответчика по делу, представленные документы и информацию, действующее законодательство, Комиссия пришла к следующим выводам.

  Для розничной реализации алкогольной продукции необходима лицензия на реализацию алкогольной продукции. В соответствии со статьей 6 Закона Орловской области  № 564-ОЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Орловской области» (далее – Закон № 564-ОЗ) органы местного самоуправления утверждают дислокации, в которых указываются сведения об объектах, в том числе рекомендуемый ассортимент алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 12 Закона № 564-ОЗ для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции необходимо получить: «выписку из дислокации объектов розничной продажи алкогольной продукции или иной документ, выдаваемый уполномоченным органом местного самоуправления, о соответствии обособленных подразделений (территориально обособленных объектов) организации требованиям статей настоящего закона». Включение в дислокацию установлено в Постановлении Администрации Мценского района от 25.04.2006 № 74/1 «Об утверждении Порядка включения в дислокацию объектов розничной продажи алкогольной продукции и порядка получения выписки из дислокации объектов розничной продажи алкогольной продукции на территории района», согласно которому для внесения в дислокацию соискатель предоставляет копию ассортиментного перечня. Согласно Распоряжению от 20.09.2007 № 493-р хозяйствующим субъектам всех форм собственности, осуществляющим торговлю алкогольной продукцией, при согласовании ассортиментных перечней было рекомендовано предусматривать удельный вес алкогольной продукции местного производства не менее 65 %, включая вина, наливки, ликеры.

Согласно части 1 статье 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В федеральных законах не установлено ограничений реализации алкогольной продукции (ассортиментный перечень), в зависимости от места ее производства.

Таким образом, при принятии указанного акта в действиях администрации Мценского района Орловской области имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», которые выражаются в введении ограничений в отношении осуществления хозяйствующими субъектами отдельных видов деятельности.

По смыслу статьи 15 Закона «О защите конкуренции» нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий.

Представитель Администрации на заседании Комиссии заявил ходатайство о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что Администрация добровольно устранила нарушение антимонопольного законодательства и его последствия, путем издания Администрацией Распоряжения от 30.06.2009 № 340-р «Об отмене муниципального правового акта». Ходатайство Комиссией было рассмотрено в установленном порядке.

На заседании Комиссии было также установлено, что в соответствии с Постановлением  №8 Администрацией Мценского района издано Распоряжение № 247-р, в котором указано:

«1. Отделу по экономике и торговле администрации Мценского района:

- взять под контроль исполнение рекомендованных расчетных объемов реализации на потребительском рынке Мценского района водки и ликероводочных изделий производителей Орловской области из спирта, произведенного на территории Орловской области;

- провести информационно разъяснительную работу среди субъектов, реализующих алкогольную продукцию на территории Мценского района;

- ежеквартально проводить анализ исполнения указанных объемов.

2. Рекомендовать главам администраций сельских поселений принять участие в проведении данной работы».

В процессе изготовления настоящего решения в Управление поступила информация о том, что  ФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Орловской области в связи с принятием Постановления № 8.

В Управление 05.08.2009 от Правительства Орловской области поступила информация о том, что Постановление № 8 признано утратившим силу в связи с принятием  Постановлением Правительства Орловской области от 24.07.2009 № 113 «О признании утратившим силу постановления Правительства Орловской области от 20 апреля 2009 года № 8 «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета в 2009 году дотаций бюджетам муниципальных районов и городских округов, в которых реализуется алкогольная продукция преимущественно производителей Орловской области».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Мценского района Орловской области нарушившей часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», при принятии Постановления от 20.09.2007 № 493-р.

2. В связи с добровольным устранением Администрацией Мценского района Орловской области нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, и его последствий, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции» производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 078-09/03 АЗ прекратить.

3. Рекомендовать Администрации совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции  путем приведения Распоряжения от 15.05.2009 247-р в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                И.В. Солдатенкова                                                     

члены Комиссии                                                                                            Л.Н. Бубенцова

 

                                                                                                                          М.И. Посохина    

 

              С.В. Горлов

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа, частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны