Определение №АК/3325/23 Определение о назначении дела к рассмотрению от 6 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФКП «Орловская биофабрика»

302501, Орловская обл.

Орловский р-н, пос. Биофабрика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 057/01/17-471/2023 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

06.09.2023 г. Орёл

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Орловского УФАС России Федеральной антимонопольной службой перенаправлено обращение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Заявитель), содержащее сведения о наличии в действиях Федерального казенного предприятия «Орловская биофабрика» (далее – ФКП «Орловская биофабрика», Предприятие) нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

К обращению приложен Акт плановой документарной проверки соблюдения ФКП «Орловская биофабрика» требований Закона о закупках и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации за 2021-2022 годы (далее – Акт).

В пункте 9 Акта Заявителем отмечено, что Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Орловская биофабрика» содержит условия, которые позволяют осуществить закупку у единственного поставщика во всех случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса, аукциона), что в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции. Единственным критерием в данном случае является то, что стоимость закупки не должна превышать 2 млн. руб.

Заявитель полагает, что осуществляя закупку у единственного поставщика заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа может быть квалифицирован как злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур.

Рассмотрев представленный Акт и изучив Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Орловская биофабрика» антимонопольный орган усматривает в действиях Предприятия признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

В силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 3.1 статьи 3 Закона о закупках закреплено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно части 3.2. статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Из статьи 3.6 Закона о закупках следует, что Положением о закупке устанавливается порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки.

Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Орловская биофабрика» в ред. № 7 от 28.12.2022, размещено в сети Интернет в Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru 28.12.2022.

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 12.3 Положения о закупках ФКП «Орловская биофабрика» осуществляется в 34 случаях, в том числе в случае закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает два миллиона рублей с НДС включительно (подпункт 9).

Проанализировав представленные ФКП «Орловская биофабрика» сведения о заключенных договорах в 2021 и 2022 годах было установлено, что в 2021 году Предприятием из 70 заключенных договоров на общую сумму 66 902 843,96 руб., только 4 договора на общую сумму 11 869 200 руб. заключено в результате процедур, проведенных конкурентным способом, т.е. объем закупок, проведенных неконкурентным способом составляет 82,3% от совокупного годового объема закупок. В 2022 году заключено 59 договоров на общую сумму 71 305 594,97 руб., из них 5 договоров на сумму 20 107 795 руб. по результатам конкурентных закупок. Таким образом, объем закупок, проведенных неконкурентным способом, составил 71,8% от совокупного годового объема закупок в 2022 году.

Так, например, договоры с единственным поставщиком заключались по таким предметам закупки как: ампулы стеклянного пищевого наполнения. Молоко пастеризованное, тара стеклянная для лекарственных средств, гель гидроокиси алюминия 6%, стеклянная тара для лекарственных средств, перевозка грузов (стеклянные флаконы), минеральные удобрения и прочая хим.продукция, ремонт кровли, поставка материалов для крыши, оказание юридических услуг и пр. Данные товарные рынки являются конкурентными, то есть имеется возможность привлечения исполнителя путем проведения конкурентной процедуры – торгов. Соответственно, факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за получение права выполнять работы (оказывать услуги), поставлять товары в целях обеспечения нужд заказчика путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ всех заинтересованных лиц. При этом, проведение торгов обеспечит выбор наиболее эффективного исполнителя договора.

Заказчик, включив в Положение о закупках право заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), стоимость которого не превышает 2 млн. рублей, обеспечил возможность проведения закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в любых случаях и при любых потребностях без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 057/01/17-471/2023 к рассмотрению на 31.10.2023 года в 09 часов 30 минут.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 057/01/17-471/2023 в качестве ответчика ФКП «Орловская биофабрика (ОГРН: 1025700696207, ИНН: 5720002258, КПП: 572001001; юридический адрес: 302501, Орловская область, Орловский район, пос. Биофабрика).
  3. ФКП «Орловская биофабрика» в срок до 10.10.2023 надлежит представить:
    1. обоснование включения в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФКП «Орловская биофабрика» п.12.3 со ссылкой на нормативные правовые акты;
    2. копии заключенных договоров: №№ Д-1 от 18.01.2021, Д-2 от 20.01.2021, Д-4 от 29.01.2021, Д-19 от 26.03.2021, Д-24 тот 01.06.2021, Д-33 от 21.07.2021, Д-34 от 21.07.2021, Д-35 от 03.08.2021, Д-36 от 03.08.2021, Д-46 от 01.10.2021, Д-51 от 15.10.2021, Д-52 от 28.10.21, Д-1 от 10.01.2022, Д-12 от 03.03.2022, Д-14 от 14.03.2022, Д-16 от 25.03.2022, Д-17 от 25.03.2022, Д-18 от 25.03.2022, Д-36 от 21.07.2022, Д-45 от 22.09.2022
  4. любую информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела, по существу.

Рассмотрение дела будет осуществляться посредством системы видеоконференцсвязи.

Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf.

Интернет-видеоконференции проходят непосредственно в браузере на веб-странице портала видеоконференций, либо с использованием приложения для персонального компьютера и/или мобильных телефонов. Ознакомиться с инструкцией по дистанционному участию, информацией о системных требованиях к рабочему месту пользователя, возможно по электронному адресу в сети «Интернет»: https://fas.gov.ru/in_ca.pdf.

Для подключения к видеоконференцсвязи необходимо заблаговременно установить программное обеспечение TrueConf.

Для целей принятия участия в рассмотрении дела необходимо перейти по гиперссылке: <…>

В случае отсутствия у участника рассмотрения дела технической возможности участия в рассмотрении дела посредством системы видеоконференцсвязи, просим заблаговременно проинформировать Управление о таких обстоятельствах.

Участнику дела в срок до 27 октября 2023 года направить на адрес электронной почты to57-volodko@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лица, участвующего в рассмотрении дела.

В соответствии со статьей 43 Закона о защите конкуренции с материалами дела можно ознакомиться в любой день в рабочее время понедельник - четверг с 9-00 до 17-00 часов, пятница с 9-00 до 16-00 (перерыв с 13-00 до 13-45 часов) по адресу: г. Орёл, ул. Салтыкова-Щедрина, 21, 3-й этаж, каб.15 заблаговременно до начала заседания Комиссии.

Председатель Комиссии <…>

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны