Решение №СБ/726/24 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 057/10/18.1-84/2024 от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Организатор торгов:

МУП «Мценск-тепло» г. Мценска

303031, Орловская область, г. Мценск, ул. Кузьмина, д. 11

E-mail: teplo_mce@mail.ru,

zakupki_teplo@bk.ru

 

Заявитель:

ООО «Юта-Газ»

143011, Московская обл., Г.О. Одинцовский, г. Одинцово, ул. Говорова, д.2А, эт.1, пом. IV, офис 2

E-mail: asy4745@yandex.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

E-mail: ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 24000000680000000001

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 057/10/18.1-84/2024

 

29.02.2024                                                                                                       г. Орёл

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Управление) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона «О защите конкуренции»), в составе: <...> (далее – Комиссия) посредством интернет-видеоконференции с использованием сервиса видеоконференций TrueConf,

при участии представителя МУП «Мценск-тепло» г. Мценска (далее – Организатор торгов): <...>, а также <...>, представившегося представителем ООО «Юта-Газ» (учитывая отсутствие доверенности на представление интересов ООО «Юта-Газ» участвовал как слушатель),

в отсутствие представителей ООО «Юта-Газ» (далее – Заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения дела,

в соответствии со статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции», рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Организатора торгов при проведении электронного аукциона по продаже движимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «Мценск-Тепло» г. Мценска (мазут топочный марки М-100, некондиционный, объем (расчетный) 627,27 т) (в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее – ГИС Торги) извещение № 24000000680000000001, далее – Аукцион)  (далее Жалоба),

УСТАНОВИЛА:

Из Жалобы следует, что Заявителю было неправомерно отказано в допуске к участию в Аукционе.

20.02.2024 уведомление № 057/10/18.1-84/2024 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, а также Жалоба были размещены в Базе Решений Федеральной антимонопольной службы – https://br.fas.gov.ru и в ГИС Торги, а также направлены в адреса лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Рассмотрение дела № 057/10/18.1-84/2024 было назначено на 29.02.2024.

До рассмотрения Жалобы в Управление поступили письменные объяснения Организатора торгов, из которых следует, что комиссия Организатора торгов при принятии решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе руководствовалась действующим законодательством и документацией о проведении Аукциона.

В ходе рассмотрения Жалобы 29.02.2024 представитель Организатора торгов поддержал позицию, изложенную в письменных объяснениях.

Комиссия, заслушав пояснения представителя Организатора торгов, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пришла к следующим выводам.

Пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, в порядке статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» антимонопольные органы могут рассматривать жалобы на проведение только тех торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичный вывод изложен в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательств»: «по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования (далее - обязательные процедуры), например конкурентных процедур определения поставщика в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе».

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества регламентирует статья 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной частью.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в порядке, предусмотренном частью 1 названной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Такой порядок установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее – Приказ ФАС России № 147/23).

Таким образом, Законом «О защите конкуренции» не предусмотрена обязанность проведения конкурентных процедур при передаче прав в отношении движимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Пунктом 9 части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон «О приватизации») предусмотрено, что действие данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами (абзац 24 части 2 статьи 3 Закона «О приватизации»).

Вместе с тем отдельного порядка отчуждения имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями, на федеральном уровне не установлено.

Из документации о проведении Аукциона следует, что предметом Аукциона является движимое имущество, находящееся в хозяйственном ведении Организатора торгов (мазут топочный марки М-100).

В соответствии с разделом 2 документации о проведении Аукциона Аукцион проводится в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и приказом ФАС России № 147/23.

Согласно пояснениям Организатора торгов (исх. № 156 от 26.02.2024) решение о проведении Аукциона было принято на основании письма Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2021 № ГМ/112800/21 «О направлении рекомендаций при рассмотрении вопросов реализации имущества унитарных предприятий и учреждений», из которого следует, что в случае, если порядок в отношении продажи имущества унитарных предприятий и учреждений не утвержден нормативным правовым актом соответствующего уровня, Федеральная антимонопольная служба в целях недопущения, ограничения, устранения конкуренции рекомендует проводить торги по отчуждению такого имущества.

Таким образом, нормы действующего законодательства, обязывающие Организатора торгов продать спорное имущество исключительно путем проведения конкурентных процедур, отсутствуют.

Письмо Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2021 № ГМ/112800/21 содержит положения рекомендательного характера и обязательность проведения конкурентных процедур прямо не устанавливает.

При этом согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в  решении от 14.10.2014 по делу № АКПИ14-937 письма Федеральной антимонопольной службы не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При указанных обстоятельствах проведение Аукциона не является торгами, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, следовательно, Жалоба не может быть рассмотрена Комиссией в порядке, установленном статьей 18.1 Закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

Р Е Ш И Л А:

1. Жалобу ООО «Юта-Газ» оставить без рассмотрения.

2. Приостановление проведения Аукциона отменить.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                        <...>

 

Члены Комиссии:                                                                             <...>

 

                                                                                                      <...>

 

На основании части 23 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны