Решение №3389/02 Признать факт нарушения БУЗ Орловской области «Больница скор... от 4 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчики:

БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко»

302027, г. Орёл, ул. Матвеева, 9

ИП Долженков Василий Владимирович

<…>

Заявитель:

Прокуратура Советского района г. Орла

302028, г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 25

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/11-982/2021

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 27.07.2022

В полном объеме решение изготовлено 04.08.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: <…>.

Члены Комиссии:

<…> (далее – Комиссия).

рассмотрев дело № 057/01/11-982/2021, возбужденное по признакам нарушения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» (ОГРН:1025700833696, ИНН 5753028501; 302027, г. Орёл, ул. Матвеева, 9; далее - БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», Заказчик, Больница, Учреждение) и ИП Долженкова Василия Владимировича (<…>) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), с участием на заседании посредством использования видеоконференцсвязи представителя БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко» по доверенности – <…> (доверенность от 23.12.2021, действительна один год), в отсутствии индивидуального предпринимателя Долженкова Василия Владимировича, заявителя - Прокуратуры Советского района г. Орла и её представителей, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

24.09.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) из Прокуратуры Советского района города Орла для рассмотрения в пределах компетенции на предмет соблюдения законодательства о защите конкуренции поступили материалы проверки соблюдения законодательства при строительстве на территории БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» площадки с установлением на ней изотермических резервуаров для сжиженных атмосферных газов и двух испарителей атмосферного типа ИС 1100-С, в части заключения БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженковым В.В. договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изометрическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» (далее – материалы).

По результатам рассмотрения материалов Управление усмотрело в действиях БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженкова В.В. при заключении договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 признаки антиконкурентных соглашений, направленных на заключение контрактов (договоров), в результате заключения которых не обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарных рынков, что существенным образом влияет на конкуренцию, поскольку определенные хозяйствующие субъекты неправомерно воспользовались предоставленными им преимуществами.

Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В связи с имеющимися признаками нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, был издан приказ Орловского УФАС России от 21.12.2021 № 148 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения бюджетным учреждением здравоохранения Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» (ОГРН:1025700833696, ИНН 5753028501; 302027, г. Орёл, ул. Матвеева, 9) и ИП Долженковым Василием Владимировичем (<…>) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9.

Копия приказа о возбуждении дела № 057/01/11-982/2021 направлена в адрес БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко», ИП Долженкова Василия Владимировича, Прокуратуры Советского района г. Орла письмом Управления от 21.12.2021 № 7172/02.

Определением от 10.01.2022 (исх.№ 12/02 от 10.01.2022) дело № 057/01/11-982/2021 было назначено к рассмотрению на 26.01.2022.

Определением от 10.01.2022 к участию в деле были привлечены: в качестве заявителя: Прокуратура Советского района г. Орла (302028, г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 25), в качестве ответчиков: БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко» (ОГРН:1025700833696, ИНН 5753028501; 302027, г. Орёл, ул. Матвеева, 9), ИП Долженков Василий Владимирович (<…>). Данным Определением у лиц, привлеченных к рассмотрению дела, была запрошена необходимая информация и установлен срок ее представления. Информация была представлена в установленный срок.

Определениями Комиссии от 26.01.2022 (исх.№ 389/02 от 31.01.2022), от 24.02.2022 (исх. № 789/02 28.02.2022), от 17.03.2022 (исх. № 1174/02 от 21.03.2022), от 14.04.2022 (исх. № 1730/02 15.04.2022), от 26.05.2022 (исх. № 2476/02 30.05.2022) рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для всестороннего и полного установления обстоятельств по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению; в случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Трехмесячный срок рассмотрения дела № 057/01/11-982/2021 истек 10.04.2022. Определением от 08.04.2022 (исх.1605/02) срок рассмотрения дела № 057/01/11-982/2021 был продлён до 10.10.2022.

В процессе рассмотрения дела Комиссия усмотрела в действиях БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко», ИП Долженкова Василия Владимировича признаки нарушения антимонопольного законодательства при заключении договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел, ул. Матвеева, д.9.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях Ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (часть 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия учитывая данное обстоятельство, рассмотрев материалы дела и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции отложила рассмотрение дела № 057/01/11-982/2021 в связи с принятием Заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении дела № 057/01/11-982/2021 от 07.07.2022 (исх. № 3124/02 от 08.07.2022) новое рассмотрение дела было назначено на 27.07.2022 в 09 час. 30 мин.

Данным определением лицам, участвующим в деле было предложено представить пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, которые будут изложены в заключении об обстоятельствах дела № 057/01/11-982/2021, а также иную информацию, документы или сведения (в случае наличия и/или необходимости), имеющие значение для рассмотрения настоящего дела по существу.

Копия Заключения об обстоятельствах дела была направлена в адреса Заявителя и Ответчиков письмом от 14.07.2022 № 3189/02, и получена БУЗ ОО «БСМП им Н.А. Семашко» 20.07.2022 (карточка почтового отправления № 80094274391748), ИП Долженковым В.В. 19.07.2022 (карточка почтового отправления № 80094274391724), Прокуратурой Советского района г. Орла 19.07.2022 (карточка почтового отправления № 80094274391731).

Каких либо пояснений, доказательств, доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, которые изложены в заключении об обстоятельствах дела № 057/01/11-982/2021, а также иной информации, документов или сведений, имеющих значение для рассмотрения дела по существу в адрес Управления от Заявителя и Ответчиков не поступало.

27.07.2022 Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, установила.

1. Распоряжением Правительства Орловской области от 17.05.2021 № 263-р Департаменту здравоохранения Орловской области в 2021 году было произведено увеличение бюджетных ассигнований по КБК 811 0909 5220972320 612 на сумму 400 000,00 руб. на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт трубопроводной системы медицинского кислородоснабжения БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко».

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) между БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженковым В.В. был заключен гражданско-правовой договор № 271ц от 21.05.2021 (далее – Договор № 271ц).

В соответствии с поименованным договором Исполнитель (ИП Долженков В.В.) обязуется своевременно выполнить на условиях Договора работу по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт трубопроводной системы медицинского кислородоснабжения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1.1 Договора № 271ц).

Цена Договора № 271ц является твёрдой и определяется на весь срок исполнения Договора № 271ц, не может изменяться в ходе исполнения Договора, за исключением случаев, установленных Договором и (или) предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Цена договора составляет 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается в связи с применением Подрядчиком упрощенной системы налогообложения на основании ст.ст. 346.12, 346.13 Налогового кодекса РФ.

(пункт 2.1 Договора № 271ц).

Оплата производится в безналичном порядке путём перечисления Заказчиком денежных средств на указанный в Договоре расчетный счёт подрядчика (пункт 2.3.1 Договора № 271ц).

Авансовые платежи по договору не предусмотрены (пункт 2.3.3 Договора № 271ц).

Оплата выполненной работы (её результата) осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подписания Сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ на основании представленных Подрядчиком счета и (или) универсального передаточного документа (счёта-фактуры) (при наличии).

В соответствии с разделом 4 Договора № 271ц:

- подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания Договора Сторонами;

- работа должна быть закончена до 31.05.2021 года;

- подрядчик по согласованию с Заказчиком может досрочно сдать выполненную работу, Заказчик вправе досрочно принять и оплатить такую работу в соответствии с условиями Договора.

Договор № 271ц вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 30.06.2021 года или до полного исполнения сторонами своих обязательств по договору.

В соответствии с актом выполненных работ № 20 от 25.05.2021 работы по Договору № 271ц ИП Долженковым В.В. выполнены полностью и в срок, Заказчик претензий по объёму, качеству и срокам оказания услуг не имеет. Работы Заказчиком оплачены в полном объёме, о чём свидетельствует платёжное поручение от 10.06.2021 № 91085.

Как следует из материалов имеющихся в деле, а также пояснений, представленных Заказчиком (письма от 03.02.2022 № 86, от 09.03.2022 № 9) на территории Учреждения осуществлялось строительство площадки газификации кислорода (для бесперебойной подачи кислорода к больничным койкам в специализированных отделениях), возникла необходимость в присоединении хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов. Строительство площадки для установления на ней изотермических резервуаров началось в феврале 2021 года после перепрофилирования учреждения в ковидный госпиталь.

Ввиду того, что на балансе учреждения имелся кислородопровод, введённый в эксплуатацию в 2013 году, Департаментом здравоохранения Орловской области было принято решение о выделении денежных средств на капитальный ремонт трубопроводной системы медицинского кислородоснабжения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко».

Таким образом, учреждением был заключен с ИП Долженковым В.В. гражданско-правовой договор № 271ц от 21.05.2021 на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт трубопроводной системы медицинского кислородоснабжения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко».

На момент заключения Договора № 271ц объект (площадка для установления на ней изотермических резервуаров) находился в стадии завершения бетонных работ.

В конце июня 2021 в следствии обращения в АУ «Орёлгосэкспертиза» Заказчику стало известно, что в комплект документации для прохождения экспертизы входит акт осмотра и дефектная ведомость по имеющемуся трубопроводу. А в связи с тем, что трубопровод расположен под землёй и на него отсутствует документация, Учреждение не смогло подготовить данные документы и обратилось в конце июля 2021 года за консультацией в Департамент здравоохранения Орловской области и Департамент строительства Орловской области, по итогам которых, в начале августа 2021 года было принято решение об изменении вида работ с капитального ремонта на технологическое присоединение.

25.08.2021 БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» в адрес ИП Долженкова В.В. было направлено письмо (от 25.08.2021 № 629) следующего содержания:

«Между БУЗ Орловской области «БСМП им Н.А. Семашко» (далее Заказчик) и ИП Долженков В.В. (далее Исполнитель) заключен Гражданско-правовой договор бюджетного учреждения № 271 ц от 21.05.2021 г. (далее Договор).

В соответствии с п. 1.1. Договора, Исполнитель обязуется своевременно выполнить на условиях Договора работу по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт трубопроводной системы медицинского кислородоснабжения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» (далее - работа) (в соответствии с Приложением № 2 к Договору) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п.2.3.4. Договора, оплата выполненной работы (ее результата) осуществляется в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ на основании представленных Подрядчиком счета и (или) универсального передаточного документа (счета-фактуры) (при наличии).

Платежным поручением № 91085 от 10.06.2021г. (Приложение № 1), в Ваш адрес учреждением были перечислены денежные средства в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек.

Вместе с тем, в настоящий момент установлено, что учреждение в разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы медицинского кислородоснабжения не нуждается, поэтому просим Вас вернуть перечисленные Платежным поручением № 91085 от 10.06.2021г., денежные средства в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей 00 копеек на реквизиты указанные в приложение №2 и расторгнуть Договор по соглашению сторон.»

В соответствии с письмом от 31.08.2021, направленным ИП Долженковым В.В. в адрес Заказчика «ИП Долженков В.В. гарантирует возврат денежных средств по договору № 271ц от 21.05.2021 в размере 400 000 рублей».

Таким образом, в конце августа 2021 гражданско-правовой договор № 271ц от 21.05.2021 был расторгнут по соглашению сторон.

ИП Долженковым В.В. был произведён возврат оплаты по Договору № 271ц в размере 400 000,00 рублей, что подтверждается платёжным поручением № 79 от 13.09.2021.

Из пояснений Заказчика следует, что потребность в присоединении хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов не отпала, и времени на проведение конкурентных способов определения поставщика у учреждения уже не оставалась, учреждением было принято решение провести закупку работ по разработке ПСД в рамках 223-ФЗ.

Поскольку, проектные работы уже были выполнены ИП Долженковым В.В., и необходима была незначительная доработка нескольких разделов, учреждение приняло решение заключить Договоры именно с ИП Долженковым В.В.

27 августа 2021 года между БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженковым В.В. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) и гражданским кодексом РФ были заключены следующие гражданско-правовые договоры:

- Договор № 047-21/ПР/395п. Предмет договора: выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 (раздел КР). Стоимость работ: 99 990,00. Срок выполнения работ – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021.

- Договор 047-21/ПР/397п. Предмет договора: выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 (Разделы ПЗ и ПОС). Стоимость работ: 99 990,00. Срок выполнения работ – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021.

- Договор № 047-21/ПР/398п. Предмет договора: выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 (раздел Смета). Стоимость работ: 99 990,00. Срок выполнения работ – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021.

- Договор № 047-21/ПР/398п/1. Предмет договора: выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 (раздел ТХ). Стоимость работ: 99 990,00. Срок выполнения работ – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021.

- Договор № 047-21/ПР/399п. Предмет договора: выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.,9 (раздел ЭО-заземление). Стоимость работ: 99 940,00. Срок выполнения работ – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021.

Поименованные договоры были исполнены в полном объёме, что подтверждается актами сдачи-приёмки выполненных работ от 06.09.2021 №№ 44, 45, 46, 47, 48 и оплачены Заказчиком.

2. Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии со статьёй 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с разделом 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко», утверждённого в 2018 году Членом Правительства Орловской области – руководителем Департамента здравоохранения Орловской области И.А. Залогиным, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется заказчиком в следующих случаях:

1) требуется закупить товары (работы, услуги) стоимостью не более 100 000,00 (ста тысяч) рублей;

2) требуется закупить товары (работы, услуги), которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и равноценная замена которых невозможна;

3) требуется провести дополнительную закупку товаров или товаров, необходимых для обслуживания, ремонта и (или) обеспечения бесперебойной работы ранее приобретенных товаров, а также товаров, работ и услуг, которые связаны с обслуживанием и сопровождением ранее закупленных товаров;

4) необходимо обеспечить участие в выставке, конференции, семинаре, стажировке, ином мероприятии, необходимом для заказчика;

5) возникла срочная потребность в закупаемых товарах (работах, услугах) и применить другие способы закупки невозможно из-за отсутствия времени, необходимого для их проведения, в следующих случаях:

- возникли чрезвычайные обстоятельства (авария, иная чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, обстоятельства непреодолимой силы), а также угрозы их наступления;

- уполномоченный орган отменил результаты закупки, проведенной конкурентным способом (в ситуации, когда повторное проведение закупки конкурентным способом невозможно);

- расторгнут неисполненный договор и необходимо завершить его исполнение, но невозможно провести конкурентную процедуру закупки с учетом требуемых сроков исполнения;

6) процедура закупки признана несостоявшейся, при условии, что не подано (не допущено к участию) ни одной заявки либо подана (допущена к участию) единственная заявка;

7) возникла потребность в услугах по предоставлению банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по договору с третьим лицом;

8) возникла потребность в товарах (работах, услугах) в процессе исполнения договора, при этом проведение конкурентной процедуры нецелесообразно из-за отсутствия времени либо исходя из условий такого договора;

9) закупаются коммунальные услуги;

10) осуществляется подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения;

11) закупаются услуги по техническому и санитарному содержанию помещений заказчика;

12) закупаются услуги стационарной и мобильной связи;

13) закупаются услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения;

14) заключается договор с субъектами естественных монополий;

15) закупаются услуги государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также подведомственных им юридических лиц;

16) закупаются услуги по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

17) заключается договор (соглашение) с оператором электронной площадки;

18) закупаются услуги по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства;

19) осуществляется закупка на приобретение исключительного права либо на предоставление права использования в отношении интеллектуальной собственности для нужд заказчика, обусловленных производственной необходимостью, если единственному поставщику (подрядчику, исполнителю) принадлежит исключительное право на интеллектуальную собственность или право ее использования, предоставленное на основании лицензионного договора с правом предоставлять сублицензии.

Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика, стоимость которой не превышает 100 000,00 (сто тысяч) рублей с использованием единого агрегатора торговли, оператором которого определено акционерное общество «РТ-Проектные технологии».

3. Комиссией установлено, что 27.08.2021 между БУЗ ОО «БСМП им. Семашко» и ИП Долженковым В.В. заключено 5 договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел, ул. Матвеева, д.9.

Каждый из поименованных выше 5 договоров заключен на сумму, не превышающую 100 000,00 рублей. Однако, работы, выполняемые по договорам идентичны по своему содержанию, взаимосвязаны между собой, договоры заключены в один и тот же день.

Каждый договор предусматривает разработку отдельного раздела единой проектной документации:

- Договор 047-21/ПР/395п от 27.08.2021 – раздел 4. Конструктивные и объёмно-планировочные решения (004-21-ПР-КР);

- Договор 047-21/ПР/397п от 27.08.2021 - раздел 1. Пояснительная записка 004-21-ПР-ПЗ; раздел 6: Проект организации строительства (023-21-ПР-ПОС);

- Договор 047-21/ПР/398п от 27.08.2021 – раздел 11 Смета на строительство объектов капитального строительства (004-21-ПМ-СМ);

- Договор 047-21/ПР/398п/1 от 27.08.2021 – раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 7. Технологические решения (004-21-ПР-ИОС7);

- Договор 047-21/ПР/399п от 27.08.2021 – раздел 5. Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений. Подраздел 5.1. Система электроснабжения (мероприятия по заземлению) (004-21-ПР-ИОС1).

Общая сумма всех договоров составляет 499 900 рублей.

По мнению Заказчика, решение о проведении закупки у единственного поставщика по разработке ПСД было принято в связи с ограниченным временем и стремлением повысить эффективность оказания медицинской помощи в короткие сроки. Кроме того, по мнению Учреждения, проведение конкурентной закупки было нецелесообразно, так как длительный срок ее проведения привёл бы к несвоевременному оказанию медицинской помощи пациентам.

Данный довод не принимается Комиссией, в силу следующего.

Решение об изменении вида работ с капитального ремонта на технологическое присоединение было принято в начале августа 2021 года. Срок выполнения работ по договорам, заключенным 27.08.2021 между Больницей и ИП Долженковым В.В. составлял – 10 календарных дней, но не позднее 06.09.2021. Таким образом, Учреждение располагало временем с начала августа для проведения конкурентных процедур.

Кроме того, по мнению Ответчиков, разделы проектной документации (КР, Смета, ТХ, ЭО-заземление, ПЗ и ПОС) технологически не зависимы друг от друга и могут быть использованы отдельно друг от друга, в зависимости от потребностей заказчика.

Данный довод является не состоятельным в силу следующего.

Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» установлено обязательное наличие соответствующих разделов для бюджетных организаций.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» необходимость разработки проектной документации на объект капитального строительства применительно к отдельным этапам строительства устанавливается заказчиком и указывается в задании на проектирование, то есть на усмотрение Заказчика, которое он должен задокументировать и передать Подрядчику. При этом под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Учитывая изложенное, для целей выполнения строительно-монтажных работ по технологическому присоединению хирургических и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 необходимо разработать проектную документацию в объёме необходимом и достаточном для производства работ.

Принимая во внимание тождественность предметов договоров, временной интервал, в течение которого они были заключены, взаимосвязь и единую цель договоров, следует вывод, что данные закупки искусственно были раздроблены на сумму до 100 000 рублей по каждому договору, в целях формального соблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 раздела 7 Положения о закупке, и возможности ухода от конкурентных процедур.

Действия Больницы по заключению договоров с единственным поставщиком могут свидетельствовать об искусственном "дроблении" единой закупки на несколько договоров с ценой менее установленного законом ограничения.

Проведение публичных процедур способствует развитию конкуренции за обладание правом исполнения договора путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к исполнению договора всех заинтересованных лиц. Непроведение публичных процедур, когда это необходимо в силу закона, свидетельствует о предоставлении необоснованных преимуществ при осуществлении хозяйственной деятельности исполнителю и как следствие о достижении соглашения, направленного на ограничение конкуренции.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до определенного положением о закупках ценового предела (в данном случае до 100 тысяч рублей каждая), было применено исключительно в целях их заключения с заранее определенным единственным поставщиком.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам.

Проведение Обществом закупок на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.9 способом «у единственного поставщика» без проведения конкурентных процедур, что не обусловлено характером закупки (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком) и тогда как рынок оказания услуг по выполнению проектной документации является конкурентным товарным рынком, является нарушением принципов закупочной деятельности, установленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также может повлечь ограничение конкуренции по отношению к хозяйствующим субъектам, оказывающим аналогичные услуги.

Выбор неконкурентного способа закупки должен осуществляться исходя из целей правового регулирования в сфере закупочной деятельности и принципов, закрепленных в Законе о закупках (информационная открытость, равноправие, справедливость), в случае отсутствия конкурентного рынка, невозможности или нецелесообразности по объективным причинам применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения законодательства о защите конкуренции. Сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным. Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам, например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы.

Отдавая в отдельных случаях предпочтение такому способу как осуществление закупки у единственного поставщика, заказчик должен иметь разумные и объективные причины, объясняющие, что применение конкурентных процедур либо является неэффективным (например, если товарный рынок ограничен или цены на объект закупки колеблются в узком диапазоне), либо в значительной степени лишают заказчика того результата, которого он намеревался достичь, планируя закупку (осуществление срочного размещения заказа, закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция). В ином случае выбор данного неконкурентного способа размещения заказа представляет собою злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур вопреки принципам осуществления закупок, а также целям правового регулирования в данной сфере (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2021 № 306-ЭС21-13581 по делу № А57-6788/2020).

Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Статьёй 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов.

Частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей на момент заключения анализируемых договоров от 27.08.2021), допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно статьи 5 Закона защите конкуренции (в редакции, действующей на момент заключения анализируемых договоров от 27.08.2021):

- не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником), которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

(часть 2.1),

- не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей (часть 2.2).

Учредителем БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» выступает Департамент здравоохранения Орловской области.

Долженков В.В. является генеральным директором ООО «Стройкомплект» ИНН 5752044589, учредителем ОРОО «Ассоциация предпринимателей Орловской области» ИНН 5751040944, а следовательно ИП Долженков В.В. входит в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, рассматриваемые действия БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженкова В.В. не подпадают под исключения, предусмотренные пунктами 2.1, 2.2 статьи 5 и пунктом 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции, в связи с чем действия указанных лиц могут быть рассмотрены на предмет наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Сама возможность заключения соглашения между хозяйствующими субъектами, если такое соглашение приводит или может привести к ограничению конкуренции, рассматривается законодателем как общественно опасное деяние, имеющее квалифицирующее значение для констатации факта нарушения антимонопольного законодательства. Наличие или угроза наступления негативных последствий в результате заключения такого соглашения презюмируется и не требует отдельного доказывания (указанные выводы также подтверждаются судебными актами по делу № А33-3568/2015).

Законодательством установлен единый порядок проведения закупочных процедур в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Лицо, вступающее в гражданско-правовые отношения, обязано обеспечить соблюдение требований публичного права, в том числе, воздержаться от участия в отношениях, имеющих своей целью ограничение конкуренции, либо имеющих целью обеспечение иному лицу возможности уклониться от исполнения обязанности по проведению торгов в порядке, предусмотренном Законом о закупках.

Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей не должна иметь заведомо противные основам правопорядка цели, а именно – уклонение от исполнения соответствующей обязанности по проведению конкурентных закупок.

Таким образом, непроведение торгов как это требует законодательство, безусловно, направлено на ограничение конкуренции, т.к. исключает конкурентную борьбу между участниками торгов за право заключения договора.

Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела №057/01/11-982/2021 Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по выполнению проектной документации на технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов.

Результаты проведенного анализа показали:

а) Временной интервал исследования определен с августа 2021 года (дата принятия решения об изменении вида работ с капитального ремонта на технологическое присоединение) по 6 сентября (дата завершения исполнения заключённых договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д.,9).

б) Предметом рассматриваемых договоров является - выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел. ул. Матвеева, д;

в) состав хозяйствующих субъектов, участвующих в предоставлении услуги по выполнению проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел, ул. Матвеева, д. 9 – ИП Долженков В.В.

Достигнутое между БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженковым В.В. соглашение посредством осуществления действий, направленных впоследствии на заключение договоров с единственным поставщиком влекут нарушение публичных интересов, поскольку нарушают установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушают права и законные интересы участников рынка оказания услуг по разработке проектных документаций, так как последние лишены возможности заключить договор на оказание требуемых услуг.

Комиссия, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, считает, что БУЗ ОО «БСМП им. Н.А. Семашко» и ИП Долженков В.В. нарушили пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции при заключении договоров на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел, ул. Матвеева, д.9.

Руководствуясь статьёй 11, статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко» и ИП Долженкова Василия Владимировича пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. В связи с тем, что заключённые договоры на выполнение проектной документации на технологическое присоединение хирургического и главного корпусов к изотермическим резервуарам для сжиженных атмосферных газов БУЗ Орловской области «Больница скорой медицинской помощи им. Н. А. Семашко», по адресу: г. Орел, ул. Матвеева, д.9 исполнены, предписание не выдавать.
  3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Орловского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган Федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны