Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 049-18/04 РЗ от 29 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаказное с уведомлением о вручении
Руководителю
ООО «ИНМЭЖСтрой»
302006, Орловская область, г.Орел,
ул.Привокзальная д. 28б, оф.24
ИП <…>
гр. <…>
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 049-18/04 РЗ
Резолютивная часть решения оглашена 21 марта 2018 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 марта 2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии – <…>, врио заместителя руководителя управления;
Члены Комиссии – <…>, главный специалист –эксперт;
- <…>, специалист 1 разряда
рассмотрев дело №049-18/04 РЗ, возбужденное в отношении ООО «ИНМЭЖСтрой» (ОГРН 1115742002089, 302006, Орловская область, город Орёл, Привокзальная улица, 28б, оф.24) по признакам нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»),
в присутствии:
-доверенного представителя ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.);
в отсутствие:
- ИП <…> и/или ее доверенного представителя, надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения дела
-гр. <…> и/или его доверенного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе.
Орловским УФАС России в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований Закона «О рекламе» хозяйствующими субъектами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере размещения наружной рекламы на территории г. Орла, 26.01.2018г. был выявлен факт распространения информации, а именно:
На рекламной конструкции в виде двустороннего щита на опоре, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Комсомольская, в районе д. 126, в непосредственной близости от проезжей части размещалась на одной из сторон информация следующего содержания:
Текстовая составляющая рекламы:
«C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Строительная компания. ЖК Ливенский. Квартиры от застройщика от 1057 000 р. Ипотека от 5, 8%.54-13-28. www.inmezhstroy-orel.ru»
Вся указанная информация была выполнена крупным, хорошо читаемым шрифтом.
В правой нижней части рекламного полотна, занимавшей приблизительно 5% площади, вертикально было расположена информация, выполненная мелким, плохо читаемым шрифтом следующего содержания:
«Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ «Связь-Банк». В период с 30.11.2017г. по 30.11.2018г. Программа ипотечного кредитования «Новостройка» предназначена для приобретения квартиры у компании-застройщика ООО «Инмэжстрой». Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 –от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет. Ген.лицензия ЦБ РФ №1470 от 21.11.2014г. Орловский филиал –(4862)43-23-03. Застройщик ООО «ИНМЭЖСТРОЙ». Долевое участие в строительстве. Проектная декларация опубликована на сайте www.inmezhstroy-orel.ru» . Макет рекламодателя.
Графическая составляющая рекламы:
«Изображение трех многоэтажных жилых домов в правой части конструкции. Изображение украшенной новогодней елки в центре рекламного полотна.
(далее – реклама «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека»).
По результатам выезда и наблюдения был составлен акт осмотра и фиксации рекламы от 26.01.2018г.
В рассматриваемой рекламе содержалось указание на возможность приобретения недвижимости (квартир от застройщика –строительной компании «ИНМЭЖСтрой» в ЖК «Ливенский» в г.Орле) потенциальными покупателями, в том числе, посредством ипотеки (ипотечного жилищного кредита), что является рекламой финансовых услуг, в связи с чем указанная реклама должна была соответствовать требованиям статьи 28 Закона «О рекламе».
Указанная рекламная конструкция с информацией расположена в 2-3 метрах от проезжей части с интенсивным дорожным движением. Неопределенным кругом лиц, на который воздействовала данная реклама, являлись не только пешеходы, но, в основном, водители, и пассажиры автотранспортных средств.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламного полотна и ее прочтение возможно было только при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» формально присутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: «Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ «Связь-Банк», однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой нижней части рекламы мелким шрифтом).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» присутствовало одно из существенных условий оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита - размер процентной ставки по ипотеке от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Кроме того, в рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» формально присутствовали иные условия предоставления финансовой услуги, определяющие полную стоимость кредита: Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 –от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет.
Однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением рекламы, формой и размером шрифта на ней.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в ЖК «Ливенский», определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме.
Любой шрифт в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
Таким образом, в рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» содержались признаки нарушений части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации, размер и форма шрифта, которым указаны условия предоставления ипотечного кредита и наименования юридического лица, оказывающего данную услугу, лишали возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.
В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:
- ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель.
- ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель.
30.01.2018г. в отношении рекламодателя- ООО «ИНМЭЖСтрой» (ОГРН 1115742002089) было возбуждено дело №049-18/04РЗ по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».
Рассмотрение дела №049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 19.02.2018г.
19.02.2018г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела №049-18/04РЗ и привлекла к участию в рассмотрении дела ИП <…> и гр. <…>, в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, а также запросила дополнительную информации от сторон по делу.
Рассмотрение дела №049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 05.03.2018г.
Определение об отложении рассмотрения дела №049-18/04РЗ (исх. №687/04 от 20.02.2018) было направлено заказной почтовой корреспонденцией в адрес ООО «ИНМЭЖСтрой» (302006, Орловская область, г.Орел, ул.Привокзальная д. 28б, оф.24), ИП <…>; гр. <…> с уведомлением о вручении почтового отправления.
Указанным Определением у сторон по делу была запрошена необходимая информация, документы и сведения для полного и всестороннего рассмотрения дела. Срок предоставления- 01.03.2018г.
28.02.2018г. в адрес Управления поступили запрашиваемые сведения по делу № 049-18/04 РЗ от ООО «ИНМЭЖСтрой» (вх.№1075 от 28.02.2018г.) и гр. <…> (вх.№1077 от 28.02.2018г.).
Согласно пояснений гр. <…>он является рекламодателем рассматриваемой рекламы, решение о размещении которой им было принято от своего имени и размещена реклама была за свой счет, ввиду того, что <…> является собственником ООО «ИНМЭЖСтрой». Рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» является ИП <…>, с которой был заключен договор №25 от 05.12.2017г. на размещение рекламно-информационных материалов. Внешний облик рекламы согласовался рекламодателем с рекламораспространителем для дальнейшего ее размещения по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, д.126. По мнению гр. <…> указанная информация никого не могла ввести в заблуждение, так как все условия кредитования (ипотеки) необходимо было проговаривать индивидуально (по телефону, указанному на рекламном щите).
05.03.2018г для участия в рассмотрении дела №049-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.).
Гр. <…>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №049-18/04РЗ, в Управление не прибыл.
ИП <…> для участия в рассмотрении дела №049-18/04РЗ в Управление не прибыла, информацию, запрашиваемую Определением об отложении рассмотрения дела №049-178/04РЗ, не представила.
По состоянию на 05.03.2018г. в Управлении отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении ИП <…> о времени и месте рассмотрения дела №049-18/04РЗ.
05.03.2018г. Комиссия, рассмотрев документы, имеющиеся в материалах дела, отложила рассмотрение дела №049-18/04РЗ и запросила информацию у ИП <…>
Рассмотрение дела №049-18/04РЗ по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе было назначено на 21.03.2018г.
14.03.2018г. и 15.03.2018г. в адрес Управления поступили запрашиваемые документы и сведения от ИП <…> (вх.№1376 от 14.03.2018г., вх.№1403 от 15.03.2018г.), а также письменные объяснения по делу, в которых сообщалось, что между ИП <…> и <…> был заключен договор №25 от 05.12.2017г. на размещение рекламно-информационных материалов. В соответствии с п.п. 2.2.4-2.2.5 указанного Договора Заказчик (<…>) обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию, не противоречащую требованиям Закона РФ «О рекламе» и действующему законодательству; самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии третьих лиц, связанные с недостоверностью рекламной информации или ее несоответствием действующему законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления о рекламе, а также с несанкционированным использованием в рекламной информации товарных знаков, фирменных наименований и других средств индивидуализации. Исполнитель не несет ответственность за досрочный демонтаж рекламно-информационных материалов по требованию уполномоченных органов, в случае неисполнения Заказчиком обязательств, указанных в данном пункте. Таким образом, рекламную информацию для размещения по данному Договору, а также всю ответственность за предоставленную рекламную информацию «С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» в случае нарушения законодательства РФ о рекламе несет Заказчик. В настоящее время рассматриваемые рекламно- информационные материалы ИП <…> не распространяются.
21.03.2018г. для участия в рассмотрении дела №049-18/04РЗ прибыл доверенный представитель ООО «ИНМЭЖСтрой» <…> (доверенность б/н от 31.12.2017г.).
ИП <…> и/или ее доверенный представитель, гр. <…> и/или его доверенный представитель, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела №049-18/04РЗ, в Управление не прибыли.
Представитель ООО «ИНМЭЖСтрой» повторил позицию Общества, изложенную в письменных пояснениях по делу №049-18/04 РЗ, представленных в адрес Управления ранее, а именно: ООО «ИНМЭЖСтрой» не является рекламодателем рассматриваемой рекламы, так как решение о ее размещении самостоятельно принял <…>- 100% участник Общества, договоры заключались им самостоятельно, оплата производилась за счет<…>
Комиссия, рассмотрев документы и объяснения, имеющиеся в материалах дела №049-18/04РЗ, заслушав объяснения стороны по делу, пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Факт распространения рекламы «С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» на рекламной конструкции по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 126 на отдельно стоящей рекламной конструкции сторонами по делу не оспаривается.
2. В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» формально присутствовали сведения о лице, предоставляющем финансовую услугу- ипотеку, а именно: «Кредит предоставляется банком-партнером ПАО АКБ «Связь-Банк», однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи со сложностью их прочтения из-за формы и месторасположения рекламы (вертикальное расположение в правой нижней части рекламы мелким шрифтом).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» присутствовало одно из существенных условий оказания финансовой услуги, влияющее на стоимость ипотечного кредита - размер процентной ставки по ипотеке от 5,8% годовых, выполненное крупным, хорошо читаемым шрифтом.
Кроме того, в рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» формально присутствовали иные условия предоставления финансовой услуги, определяющие полную стоимость кредита: Процентная ставка: ставка 1-от 5,8 % годовых, ставка 2 –от 10,9% годовых. Сумма кредита-400 000-30 000000 руб. Первоначальный взнос: от 15% стоимости квартиры. Срок-3-30 лет.
Однако, данные сведения следует считать фактически отсутствующими, в связи с месторасположением рекламы, формой и размером шрифта на ней.
Кроме того, согласно пп.24, 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 8 октября 2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.
Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на стоимость кредита (займа), в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека», условия, влияющие на стоимость ипотечного кредита, следует считать фактически отсутствующими, ввиду особенностей расположения рекламы, формы и размера шрифта на ней.
Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Формальное присутствие в рекламе наименования юридического лица, оказывающего финансовые услуги и всех условий предоставления ипотечного кредита на покупку квартир в ЖК «Ливенский», определяющих его стоимость, не позволяло потребителю воспринимать указанную рекламную информацию должным образом и в полном объеме.
Любой шрифт в рекламном тексте своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» содержалась как информация, выполненная крупным шрифтом, так и информация, напечатанная мелким шрифтом. Она располагалась вертикально в правой нижней части рекламной конструкции и могла быть прочитана при непосредственном к ней приближении на близкое расстояние.
Таким образом, реклама «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», так как совокупность таких особенностей вышеуказанной рекламы, как: месторасположение рекламной конструкции около проезжей части дороги, ограничивающее время считывания рекламной информации, размер и форма шрифта, которым были указаны условия предоставления ипотечного кредита и наименование юридического лица, оказывающего данную услугу, лишало возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только часть текста, выполненную крупным, хорошо заметным шрифтом, что могло ввести потребителей в заблуждение относительно оказываемой услуги и лица, ее предоставляющей.
3. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В рекламе «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» информацию о лице, предоставляющем финансовую услугу – ипотечный кредит, всех условиях, определяющих полную стоимость предоставления ипотечного жилищного кредита на приобретение квартир в доме по адресу: г.Орел, ул.Ливенская, 33 следует считать фактически отсутствующими, что могло ввести потребителей в заблуждение.
Реклама «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» противоречила требованиям части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункту 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе», то есть являлась ненадлежащей.
4.В статье 3 Закона «О рекламе» приведены следующие основные понятия:
- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела установлено, что рекламодателем рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» является <…>, так как именно указанное лицо определило объект рекламирования и содержание рассматриваемой рекламы, заключило договор на размещение рекламы, оплатило производство и распространение рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека».
Указанный факт подтверждается имеющимися в материалах дела письменными пояснениями <…>, ООО «Инмэжстрой», ИП <…>., а также договором №25 от 05.12.2017г., Актом №244 от 31 декабря 2017г, квитанцией от 12 февраля 2018г и др.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» является ИП <…>, которая осуществила разработку макета РИМ, изготовила баннер (3×6) для его дальнейшего размещение и осуществляла распространение вышеуказанной рекламы по адресу: г.Орел, ул.Комсомольская, 126 на отдельно стоящей рекламной конструкции, что подтверждается материалами дела.
5. В соответствии со статьей 38 Закона «О рекламе»:
- ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель и рекламопроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
- ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» несет рекламодатель, рекламораспространитель и рекламорпроизводитель, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
5.1. В действиях ООО «ИНМЭЖСтрой» нарушение требований законодательства РФ о рекламе отсутствует, так как указанное лицо не является ни рекламодателем, ни рекламораспространителем, ни рекламопроизводителем рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека».
5.2. <…>, как рекламодатель, несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона «О рекламе».
5.3. В действиях ИП <…>, как рекламопроизводителя, признаки нарушения законодательства РФ о рекламе отсутствуют, так как указанное лицо осуществило изготовление баннера в соответствии с теми указаниями, которые были получены от рекламодателя –гр. Красова В.И. и согласовало его с ним.
5.4. Вместе с тем, ИП <…>, как рекламораспространитель, несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».
Согласно положений статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае – гр. <…> и ИП <…>.
По мнению ИП <…>, ввиду того, что между нею и <…> был заключен договор №25 от 05.12.2017г. на размещение рекламно-информационных материалов, в соответствии с п.п. 2.2.4-2.2.5 которого Заказчик <…> обязан предоставить Исполнителю достоверную информацию, не противоречащую требованиям Закона РФ «О рекламе» и действующему законодательству; самостоятельно и за свой счет урегулировать претензии третьих лиц, связанные с недостоверностью рекламной информации или ее несоответствием действующему законодательству РФ и нормативным актам органов власти и управления о рекламе, а также с несанкционированным использованием в рекламной информации товарных знаков, фирменных наименований и других средств индивидуализации, то таким образом, всю ответственность за предоставленную рекламную информацию «С Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» в случае нарушения законодательства РФ о рекламе несет Заказчик -<…>
Однако, ответственность, установленная в законе, не может быть изменена договором.
Согласно статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих данные отношения (статья 3 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При этом в силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Отношения в сфере рекламы, в том числе ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе регулирует Закон «О рекламе».
Согласно положений статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе возложена на рекламодателя, в данном случае – <…> Ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» возложена на рекламодателя и рекламораспространителя, в данном случае – <…> и ИП <…>.
Таким образом, Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», является специальной нормой права, регулирующим сферу рекламы, в том числе и ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе» и является приоритетным.
Соответственно, договоры, заключенные между рекламодателем и рекламопроизводителем, рекламодателем и рекламораспространителем, содержащие условия, противоречащие статье 38 Федерального закона «О рекламе», являются недействительными в части таких условий.
Таким образом, рекламораспространитель – ИП <…> несет ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона «О рекламе» вне зависимости от наличия в договоре, заключенном между рекламодателем и рекламораспространителем условий, изменяющих субъекта ответственности.
6. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Комиссией были исследованы представленные материалы и доказательства (фотография) того, что в настоящее время реклама «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека» более не распространяется по адресу: г.Орел, ул. Комсомольская, 126.
Руководствуясь пунктом 2 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».
2. Признать <…>- рекламодателя рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека», лицом, нарушившим требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона «О рекламе».
3. Признать ИП <…>- рекламораспространителя рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека», лицом, нарушившим требования части 1 статьи 28 Закона «О рекламе».
4. Предписание о прекращении нарушения требований законодательства РФ о рекламе <…> и ИП <…> не выдавать, в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы «C Новым годом! ИНМЭЖСтрой. Ипотека».
5. Производство по делу №049-18/04 РЗ в отношении ООО «ИНМЭЖСтрой» прекратить.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Орловского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <…> и ИП <…>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>