Постановление №4651/02 о назначении административного наказания по делу № 057/04/14... от 27 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

 

<…>

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 144

о назначении административного наказания
по делу № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении

 

«26» сентября 2019 г.                                                                                          г. Орёл

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее – Орловское УФАС России, Управление) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица – <…>, занимающей в период с 16.12.2016 по 08.11.2018, который включает момент совершения правонарушения, должность ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» (далее – ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Университет),

по допущенному нарушению пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупок у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения», что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Решением Орловского УФАС России от 25.06.2019 по делу № 309-18/02АЗ о нарушении пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях ФГБОУ ВО Орловский ГАУ выявлены факты, свидетельствующие о признаках административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Решение по делу № 309-18/02АЗ направлено в адрес ФГБОУ ВО Орловский ГАУ почтовой корреспонденцией (письмо от 25.06.2019 № 3042/02) и получено 04.07.2019, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № <…>.

Из решения от 25.06.2019 по делу № 309-18/02АЗ о нарушении антимонопольного законодательства, а также материалов данного дела, следует, что нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях ФГБОУ ВО Орловский ГАУ привели или могли привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции на товарном рынке услуг  по технической поддержке информационных технологий, информационному обеспечению, консультативной деятельности и работы в области компьютерных технологий.

27.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) ФГБОУ ВО Орловский ГАУ разместило:

- извещение № 31806763710 о проведении закупки у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» с начальной (максимальной) ценой договора (цена лота) в размере 399 900 руб., и кодом классификации по ОКВЭД2 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», по ОКПД2 62.02.30.000 «Услуги по технической поддержке информационных технологий»;

- извещение № 31806763671 о проведении закупки у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» с начальной (максимальной) ценой договора (цена лота) в размере 399 900 руб., и кодом классификации по ОКВЭД2 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», по ОКПД2 62.02.30.000 «Услуги по технической поддержке информационных технологий».

В указанных извещениях (№ 31806763710, № 31806763671) ФГБОУ ВО Орловский ГАУ были указаны единые Общероссийские классификаторы по видам деятельности: ОКПД2 – 62.02.30.000 Услуги по технической поддержке информационных технологий; ОКВЭД 2 – 62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий.

Классификация по ОКПД2 – 62.02.30.000, где 62 – класс: продукты программные и услуги по разработке программного обеспечения; консультационные и аналогичные услуги в области информационных технологий 62.02 – это группа: услуги консультативные, связанные с компьютерной техникой; 63.02.30 – вид: услуги по технической поддержке информационных технологий; 62.02.30.000 – категория: услуги по технической поддержке информационных технологий. Классификация по ОКВЭД2 – 62.02, где 62 – класс: разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги; 62.02 – группа: деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий.

При осуществлении закупок у единственного поставщика на услуги по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ руководствовалось разработанным Положением о закупке товаров, работ, услуг, которое утверждено распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2017 № 209-р (далее – Положение о закупках) в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Решения о данных закупках (протоколы) были приняты и утверждены ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ 27.07.2018. Согласно указанным протоколам, размещенным в ЕИС 27.07.2018, обоснованием выбора данного способа закупок (закупка у единственного поставщика) послужила возникшая срочная производственная необходимость.

27.07.2018 ФГБОУ ВО Орловский ГАУ были заключены договоры
№ 4-18-вн-зкгу и № 5-18-вн-бгу на оказание указанных услуг с единственным поставщиком ООО «Софтлайн Аутсорсинг». Данные договоры были подписаны ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ <…>.

В Приложении № 3-ЗБУ к заключенному договору № 4-18-вн-зкгу на оказание услуг по внедрению автоматизированной системы для расчета заработной платы и в Приложении № 3-БГУ к заключенному договору № 5-18-вн-бгу по внедрению автоматизированной системы для ведения бухгалтерского учета указан идентичный перечень оказываемых услуг, и один и тот же размер стоимости по каждому этапу оказываемых услуг.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В Положении о закупках ФГБОУ ВО Орловский ГАУ также указал, что под одноименной продукцией понимаются идентичные, однородные, аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому значению.

Согласно нормам статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Таким образом, указанные договоры (№ 4-18-вн-зкгу, № 5-18-вн-бгу) согласно классификациям по ОКПД2 и ОКВЭД2, а также приложениям № 3-ЗБУ к договору
№ 4-18-вн-зкгу и № 3-БГУ к договору № 5-18-вн-бгу, образуют единые сделки по перечню оказываемых услуг, оформленные самостоятельными договорами, согласно которым предоставляются услуги по конвертации из имеющихся программных продуктов («Парус 8.0» и «1С: Предприятие») в программы «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» и «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» с использованием одинаковых методик, технологий (подходов) и выполняемые исполнителями (подрядчиками) с сопоставимой квалификацией, не являясь отдельными программными продуктами, но являясь программными компонентами программного комплекса «1С: Предприятие», которые могут функционировать как самостоятельно, так и в связке одной программы.

Раздробленные и оформленные самостоятельными договорами, услуги по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу
«1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» имели своей целью уйти от соблюдения процедур проведения торгов.

Данные действия должностного лица ФГБОУ ВО Орловский ГАУ по выбору способа закупки по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С» в форме единственного поставщика привели или могли привести к ограничению конкуренции и нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

По результатам рассмотрения дела № 309-18/02АЗ Комиссия Орловского УФАС России признала в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при осуществлении закупок у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения».

За нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Уведомлением от 19.07.2019 (исх. № 3508/02) о составлении протокола должностное лицо – врио ректора ФГБОУ ВО Орловский ГАУ <…>, по вине которого было совершено рассматриваемое правонарушение, было уведомлено о необходимости прибыть «06» августа 2019 года в 10 часов 00 минут по адресу:
г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб. 15 для составления и подписания протокола об административном правонарушении и дачи объяснений по содержанию протокола, либо направить для этих целей законного представителя, с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5. КоАП РФ.

26.07.2019 уведомление о составлении протокола было получено ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении
№ <…>, а также отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № <…>.

Уведомление о составлении протокола, направленное Управлением по месту регистрации должностного лица (<…>), на момент составления протокола <…> не было получено: «Неудачная попытка вручения» (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № <…>).

06.08.2019 протокол по делу об административном правонарушении составлен не был в связи с тем, что должностное лицо – <…> и/или законный представитель, с надлежащим образом оформленными полномочиями (доверенностью) на участие в административном производстве, не явились для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

Письмом от 06.08.2019 № 3716/02 должностное лицо – <…> была повторно уведомлена о необходимости прибыть «12» сентября 2019 года в 10 часов 00 минут в Орловское УФАС России по адресу: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 21, 3-й этаж, каб. 15 для составления и подписания протокола об административном правонарушении и дачи объяснений по содержанию протокола, либо направить для этих целей законного представителя, с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5. КоАП РФ.

Одновременно указанным письмом <…> надлежало представить в Орловское УФАС России следующие сведения (надлежащим образом заверенные копии документов и информацию):

1.      Паспортные данные должностного лица – <…> (дата, год и место рождения, адрес места жительства, серия <...> номер паспорта, когда и кем выдан; отметка о детях, о семейном положении);

2.      Копию приказа об освобождении от занимаемой должности ректора ФГБОУ ВО Орловский ГАУ – <…>;

3.      Информацию об адресе (в том числе электронном), на который необходимо высылать корреспонденцию для должностного лица – <…>;

4.      Иную информацию, подтверждающую виновность (невиновность) должностного лица – <…>.

Информация и сведения, запрошенные Управлением, <…> были представлены.

Из поступившей информации следует, что позиция об отсутствии нарушения требований Закона о защите конкуренции была ранее направлена в адрес Управления в рамках рассмотрения дела № 309-18/02АЗ письмом от 19.10.2018 № 01/1-2945, а также, что «должностным лицом, ответственным за соблюдение требований Закона о защите конкуренции, является обученное лицо – начальник отдела закупок и регистрации договоров по финансово-хозяйственной деятельности <…>».

Документов, подтверждающих право <…> выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции ФГБОУ ВО Орловский ГАУ в соответствии с статьей 2.4 КоАП РФ, в Управление не было представлено.

12.09.2019, на момент составления протокола, повторное уведомление о составлении протокола было получено ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором  <…>.

Повторное уведомление о составлении протокола, направленное Управлением по месту регистрации должностного лица (<…>), на момент составления протокола, <…> не было получено: «Неудачная попытка вручения» (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № <…>).

12.09.2019 протокол № 057/04/14.9-751/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом Орловского УФАС России в присутствии <…>.

Копия протокола № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении была вручена <…> под расписку 12.09.2019.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении от 12.09.2019 (далее – Определение от 12.09.2019), вынесенное Орловским УФАС России, рассмотрение дела № 057/04/14.9-751/2019 было назначено на «26» сентября 2019 в 09 часов 30 минут.

Копия Определения от 12.09.2019 была направлена <…> (исх. № 4390/02).

Определение от 12.09.2019 было получено <…> по адресу: <…>, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении <…>, а также отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором  <…>.

В соответствии с Определением от 12.09.2019 должностному лицу – <…> необходимо было представить в адрес Управления следующую информацию:

- Сведения о доходах должностного лица – <…> за первое полугодие 2019 года с приложением документального подтверждения информации;

- Информацию о количестве лиц, находящихся на иждивении у должностного лица – <…>;

-Иную информацию, подтверждающую виновность (невиновность) должностного лица – <…>.

18.09.2019 <…> представила запрашиваемые Определением от 12.09.2019 сведения о доходах за первое полугодие 2019 года, а также копию доверенности на представителя <…> и копии решений о закупках (протоколы) от 27.07.2018, утвержденные ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ <…>.

26.09.2019 в 09 часов 30 минут состоялось рассмотрение дела
№ 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении.

В назначенную дату и время на рассмотрение дела прибыл представитель <…>. по доверенности <…> .

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении
<…> пояснил, что ранее в адрес Управления были представлены письменные доводы о том, что закупки услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» являются разнородными по своему назначению. Один из заключенных ФГБОУ ВО Орловский ГАУ договоров
(№ 4-18-вн-зкгу) был расторгнут без оказания соответствующих услуг.

 

В ходе рассмотрения дела № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении должностным лицом Управления было установлено следующее.

  1. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами установлены статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 2 данной статьи при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ разработано Положение о закупке товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, которое утверждено распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.12.2017 № 209-р.

Главой 9 Положения о закупках предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (статья 55).

Так, в части 1 статьи 55 Положения о закупках указаны случаи закупки Заказчиком у единственного поставщика, в том числе:

- осуществляется закупка на сумму, не превышающую 400 000, 00 рублей по одной сделке (договору).

27.07.2018 на официальном сайте ЕИС ФГБОУ ВО Орловский ГАУ разместило:

- извещение № 31806763710 о проведении закупки у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» с начальной (максимальной) ценой договора (цена лота) в размере 399 900 руб., и кодом классификации по ОКВЭД2 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», по ОКПД2 62.02.30.000 «Услуги по технической поддержке информационных технологий»;

- извещение № 31806763671 о проведении закупки у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» с начальной (максимальной) ценой договора (цена лота) в размере 399 900 руб., и кодом классификации по ОКВЭД2 62.02 «Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий», по ОКПД2 62.02.30.000 «Услуги по технической поддержке информационных технологий».

Решения о данных закупках (протоколы) были приняты и утверждены ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ 27.07.2018.

 

  1. 27.07.2018 ФГБОУ ВО Орловский ГАУ были заключены договоры
    № 4-18-вн-зкгу и № 5-18-вн-бгу на оказание указанных услуг с единственным поставщиком ООО «Софтлайн Аутсорсинг», согласно которым предоставляются услуги по конвертации из имеющихся программных продуктов («Парус 8.0» и
    «1С: Предприятие») в программы «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» и
    «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения».

Данные договоры были подписаны ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ <…>.

В Приложениях № 1-ЗБУ и № 3-ЗБУ к заключенному договору № 4-18-вн-зкгу на оказание услуг по внедрению автоматизированной системы для расчета заработной платы и в Приложениях № 1-БГУ и № 3-БГУ к заключенному договору № 5-18-вн-бгу по внедрению автоматизированной системы для ведения бухгалтерского учета приведен идентичный перечень оказываемых услуг, с одним и тем же размером стоимости по каждому этапу оказываемых услуг.

Таким образом, указанные договоры (№ 4-18-вн-зкгу, № 5-18-вн-бгу) образуют единые сделки по перечню оказываемых услуг, оформленные самостоятельными договорами, и могут выполняться одними и теми же исполнителями (подрядчиками) с сопоставимой квалификацией.

Программы «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» и «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» являются программными компонентами одного программного комплекса «1С: Предприятие», которые могут функционировать как самостоятельно, так и в связке одной программы.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 № 567, идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

Раздробленные и оформленные самостоятельными договорами, услуги по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу
«1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» имели своей целью уйти от соблюдения процедур проведения торгов, предусмотренных Законом о закупках и Положением о закупках.

Единственный поставщик получил преимущественное положение, так как другие хозяйствующие субъекты были лишены возможности поучаствовать в этих закупках.

Согласно нормам статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Следовательно, действия должностного лица ФГБОУ ВО Орловский ГАУ –<…> по выбору способа закупки по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С» в форме единственного поставщика привели или могли привести к ограничению конкуренции и нарушению принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости закупки.

  1. Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения предусмотрено, что нормы стати 17 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Решением Комиссии Орловского УФАС России от 25.06.2019 по делу № 309-18/02АЗ о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ФГБОУ ВО Орловский ГАУ признан факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при осуществлении закупок у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения», что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции на товарном рынке услуг по технической поддержке информационных технологий, информационному обеспечению, консультативной деятельности и работы в области компьютерных технологий.

Решение Комиссии Орловского УФАС России от 25.06.2019 по делу
№ 309-18/02АЗ о признании факта нарушения антимонопольного законодательства вступило в силу и не было обжаловано.

  1. За нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 14.9 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  1. Довод доверенного представителя <…> о том, что ответственным должностным лицом за соблюдение требований Закона о защите конкуренции при осуществлении закупок является обученное лицо – начальник отдела закупок и регистрации договоров по финансово-хозяйственной деятельности <…>, который также с другими сотрудниками ФГБОУ ВО Орловский ГАУ подписал протоколы о закупках у единственного поставщика, является несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 5.5 раздела 5 Устава ФГБОУ ВО Орловский ГАУ единоличным исполнительным органом ФГБОУ ВО Орловский ГАУ является Ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Университета.

Пунктом 6 раздела 2 Трудового договора, заключенного <…> между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и <…>, определено, что <…> является единоличным исполнительным органом Университета, осуществляющее текущее руководство его деятельностью.

Согласно приказу Минсельхоза России от 08.11.2018 № 176-кр Трудовой договор с <…> был расторгнут.

Решения о закупках (протоколы) на услуги по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения» были приняты и утверждены ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ 27.07.2018, что подтверждается материалами дела.

27.07.2018 договоры № 4-18-вн-зкгу и № 5-18-вн-бгу на оказание указанных услуг с единственным поставщиком ООО «Софтлайн Аутсорсинг» были подписаны ректором ФГБОУ ВО Орловский ГАУ <…>.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Таким образом, должностное лицо – <…>, на момент совершения правонарушения, была наделена в установленном законом порядке распорядительными полномочиями и выполняла организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Документы, свидетельствующие о том, что <…> в установленном порядке наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, не представлены.

  1. Согласно статье 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.9 КоАП РФ.
  2. В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
  3. В результате рассмотрения материалов дела № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 29.2 КоАП РФ, не установлено.
  4. Согласно статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
  5. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
  6. Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

В соответствии с разделом 5 Устава ФГБОУ ВО Орловский ГАУ Университет обладает автономией и несет ответственность за свою деятельность перед каждым обучающимся, обществом и государством. Единоличным исполнительным органом ФГБОУ ВО Орловский ГАУ является Ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Университета.

Согласно пункту 4 приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) от 01.03.2018 № 259-у об изменениях в Устав ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Ректор Университета назначается Минсельхозом России в установленном порядке из числа кандидатов, прошедших аттестацию, срок до пяти лет.

16.12.2016 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и <…> был заключен Трудовой договор, регулирующий отношения, связанные с выполнением обязанностей по должности Ректора Университета.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 раздела 1 Трудового договора <…> приступила к исполнению своих обязанностей с 16.12.2016.

Пунктом 6 раздела 2 Трудового договора от 16.12.2016 определено, что <…> является единоличным исполнительным органом Университета, осуществляющее текущее руководство его деятельностью.

Согласно приказу Минсельхоза России от 08.11.2018 № 176-кр Трудовой договор с <…> был расторгнут.

Таким образом, в период с 16.12.2016 по 08.11.2018, который включает момент совершения правонарушения, <…> занимала должность ректора ФГБОУ ВО Орловский ГАУ и была наделена в установленном законом порядке организационно-распорядительными полномочиями и административно-хозяйственными функциями.

В настоящее время <…> является временно исполняющей обязанности ректора ФГБОУ ВО Орловский ГАУ на основании приказа Минсельхоза России от 16.11.2018 № 181-кр.

При указанных обстоятельствах в действиях должностного лица – <…>, <…> (<…>), занимающей в период с 16.12.2016 по 08.11.2018, который включает момент совершения правонарушения, должность ректора ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  1. В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
  2. В соответствии с частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  3. Время совершения административного правонарушения – 27.07.2018.
  4. Место совершения административного правонарушения – Орловская область, город Орёл, ФГБОУ ВО Орловский ГАУ (ИНН: 5753000457, ОГРН: 1025700824698; адрес: 302019, г. Орёл, ул. Генерала Родина, д. 69).
  5. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, складывающиеся в связи с обеспечением свободы экономической деятельности, необходимым условием которой является развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен прямой запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, в том числе, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.

Совершение запрещенных действий, указанных в статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

  1. Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившим установленное правило, и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность.

Действия должностного лица – <…>, выразившиеся в осуществлении закупок у единственного поставщика услуг по переводу компьютерных баз данных из имеющейся системы в программу 1С: Зарплата и кадры государственного учреждения» и программу «1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения», что привело или могло привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, решением Комиссии Орловского УФАС России от 25.06.2019 по делу № 309-18/02АЗ квалифицированы как нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  1. Субъектом административного правонарушения является <…>, <…> (<…>).
  2. Субъективная сторона характеризуется наличием вины, которая, исходя из положений, закрепленных в статье 2.2 КоАП РФ, определяется в форме умысла или неосторожности.

Данное правонарушение, в силу оценки конкретных обстоятельств его совершения, можно квалифицировать как совершенное умышленно, поскольку такое обстоятельство подчеркивает, что должностное лицо – <…>, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1 статьи 2.2 КоАП РФ).

Вина должностного лица – <…> заключается в том, что, исполняя полномочия ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина» должна была обеспечить соблюдение законности деятельности ФГБОУ ВО Орловский ГАУ требованиям антимонопольного законодательства, однако не предприняла меры по соблюдению действующего законодательства.

Выбор должностным лицом – <…> способа закупки в форме единственного поставщика двух идентичных услуг, реализуемых с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, привели или могли привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии <…> своевременных и достаточных мер, направленных на недопущение правонарушения, в материалах дела не имеется.

  1. Виновность должностного лица – <…> в совершенном административном правонарушении доказана и подтверждается следующим:

- решением Орловского УФАС России от 25.06.2019 по делу № 309-18/02АЗ о нарушении антимонопольного законодательства (решение на момент рассмотрения настоящего дела <…> в установленном порядке обжаловано не было);

-  протоколом № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении;

- иными материалами дела № 057/04/14.9-751/2019 об административном правонарушении.

  1. Срок давности привлечения <…> к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления, не истек.
  2. В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

  1.  Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела 057/04/14.9-751/2019 в отношении <…> не установлено.
  2. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (признание малозначительности совершенного административного правонарушения) не установлено.
  3. При назначении меры административной ответственности принято во внимание характер правонарушения (противоправное, виновное действие (бездействие)), а также имущественное и семейное положение <…>

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 14.9, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать должностное лицо – <…> (<…>) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

КБК – 161 116 02010 01 6000 140

ИНН – 5753018207

КПП – 575301001

Получатель: Управление Федерального казначейства по Орловской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области)

ОКТМО – 54701000

Банк получателя: Отделение Орел.

БИК – 045402001

Р/с – 40101810845250010006

 

Назначение платежа: Административный штраф за нарушение части 1 статьи 14.9 КоАП РФ, (Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления) согласно Постановлению № 144 от 26.09.2019 Орловского УФАС России.

2.        В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

3.        При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока указанного в пункте 2 резолютивной части настоящего постановления, согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

4. В соответствии со статьей 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящих инстанциях и судебных органах в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Примечание: в 3-х дневный срок со дня уплаты штрафа должностное лицо –<…> должна представить в Орловское УФАС России документы, подтверждающие уплату штрафа.

Руководитель управления                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны