Решение №АК/1905/24 Решение от 31 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказное с уведомлением о вручении

Ответчик: ГУП Орловской области

«Дорожная служба»

302026, Орловская область, г. Орёл, ул. Мопра, д. 42

mail@ods57.ru

Заявитель: ООО АВЗ «КубаньВесСервис»

352450, Краснодарский край, Успенский район,

с. Успенское, ул. Промышленная зона

(92 вблизи жилого дома по ул. Попковского)

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 057/01/17-12/2024

г. Орёл

Резолютивная часть решения оглашена 22.05.2024

В полном объеме решение изготовлено 31.05.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее - Орловское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела № 057/01/17-12/2024 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 057/01/17-12/2024, возбужденное по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Орловской области «Дорожная служба» (ИНН 5720019251, ОГРН 1115741001738; юридический адрес: 302026, Орловская область, г. Орёл, ул. Мопра, д. 42; далее – ГУП ОО «Дорожная служба», Заказчик, Ответчик) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в отсутствие посредством видеоконферецсвязи представителя Ответчика и представителя Заявителя,

УСТАНОВИЛА:

Управлением была рассмотрена жалоба ООО Армавирский весовой завод «КубаньВесСервис» (далее – Заявитель, ООО АВЗ «КубаньВесСервис») на предмет наличия (отсутствия) в действиях ГУП ОО «Дорожная служба» признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение автомобильных весов (извещение № 32312777292, далее - Аукцион), в части установления в документации Аукциона указания на товарный знак, модель и фирменное наименование объекта закупки: весы автомобильные Альфа АВ-А-80 с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте.

Управление усмотрело в действиях ГУП ОО «Дорожная служба» при проведении Аукциона признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в документации Аукциона указания на товарный знак, модель и фирменное наименование объекта закупки: весы автомобильные Альфа АВ-А-80 с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте без использования слов «(или эквивалент)».

Приказом Орловского УФАС России от 11.01.2024 № 3/24 было возбуждено дело № 057/01/17-12/2024 по признакам нарушения антимонопольного законодательства ГУП ОО «Дорожная служба» (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) и создана Комиссия по рассмотрению данного дела.

Копия приказа о возбуждении дела № 057/01/17-12/2024 направлена в адреса ГУП ОО «Дорожная служба» и ООО АВЗ «КубаньВесСервис» письмом Управления от 11.01.2024 № АК/75/24.

Определением от 23.01.2024 (исх.№ АК/190/24) дело № 057/01/17-12/2024 было назначено к рассмотрению на 13.02.2024.

Определением от 23.01.2024 к участию в деле были привлечены в качестве Ответчика: ГУП ОО «Дорожная служба» (ИНН 5720019251, ОГРН 1115741001738; юридический адрес: 302026, Орловская область, г. Орёл, ул. Мопра, д. 42), в качестве Заявителя: ООО АВЗ «КубаньВесСервис» (ИНН 2302062110, ОГРН 1092302001978; юридический адрес: 352451, Краснодарский край, Успенский район, с. Успенское, ул. Промышленная зона (92 вблизи жилого дома по ул. Попковского). Данным Определением у Ответчика была запрошена необходимая информация и установлен срок ее представления. Информация от Ответчика была представлена в установленный срок.

Определениями Комиссии от 13.02.2023 (Исх. № АК/500/24 от 14.02.2024), от 26.03.2024 (Исх. № АК/1150/24 от 27.03.2024) рассмотрение дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительной информации, необходимой для всестороннего и полного установления обстоятельств по существу.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению; в случаях, связанных с необходимостью получения дополнительной информации, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на шесть месяцев.

Трехмесячный срок рассмотрения дела № 057/01/17-12/2024 истек 23.04.2024. Определением от 23.04.2024 (Исх. № АК/1500/23) срок рассмотрения дела № 057/01/17-12/2024 был продлён до 23.07.2024.

В процессе рассмотрения дела Комиссия усмотрела в действиях ГУП ОО «Дорожная служба» нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в документации Аукциона указания на товарный знак, модель и фирменное наименование объекта закупки: весы автомобильные Альфа АВ-А-80 с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте без использования слов «(или эквивалент)».

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях Ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства, Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (часть 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссия, учитывая данное обстоятельство, рассмотрев материалы дела, и руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, отложила рассмотрение дела № 057/01/17-12/2024 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении дела № 057/01/17-12/2024 от 23.04.2024 (Исх. от 24.04.2024 № АК/1509/24) новое рассмотрение дела было назначено на 22.05.2024.

Копия заключения об обстоятельствах дела была направлена в адрес Заявителя и Ответчика письмом от 24.04.2024 № АК/1523/24.

17.05.2024 (Вх. № 2984-ЭП/24) в адрес Управления, в ответ на Заключение об обстоятельствах дела, поступили пояснения ГУП ОО «Дорожная служба», в которых указано, что Ответчик придерживается изложенной ранее позиции, дополнений для приобщения к делу не имеет.

Комиссия, изучив документы и сведения, имеющиеся в материалах дела, пояснения, установила.

1. 19.09.2023 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) было размещено извещение № 32312777292 о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение автомобильных весов.

Объектом Аукциона являлось приобретение весов автомобильных. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 3 624 333,33 рублей.

Согласно размещенному 04.10.2023 на сайте ЕИС протоколу подведения итогов, в связи с тем, что на участие была подана одна заявка, Аукцион был признан несостоявшимся. Договор был заключен с единственным участником Аукциона, в настоящий момент договор исполнен.

Аукцион проводился в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пунктам 2, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

2) требования к участникам такой закупки;

3) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На момент проведения Аукциона, закупочная деятельность Заказчика регулировалась Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП ОО «Дорожная служба» в ред. от 27.04.2023 (далее – Положение о закупках), а также Законом о закупках.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 18 Положения о закупках, при описании в документации по закупке предмета закупки Заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения контрактов/договоров, в которых Предприятие выступает подрядчиком/субподрядчиком;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно Приложению к документации о проведении Аукциона № 2 «Техническое задание на приобретение автомобильных весов», Заказчику были необходимы весы автомобильные Альфа АВ-А-80 с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте со следующими характеристиками:

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики

Значение

1

Весы автомобильные

Альфа АВ-А-80

шт

2

Весы автомобильные предназначены для статического измерения массы автомобилей и автопоездов. Весы позволяют производить взвешивание автотранспорта общей массой до 80 т.

Соответствие

Нормативные документы, устанавливающие требования к весам транспортным:

- ГОСТ OIML К 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»

Документы на поверку ГОСТ OIML R 76-1-2011 Приложение ДА

Соответствие

Соответствие

Класс точности весов ГОСТ OIML R 76-1-2011 «Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания»

Средний (III)

Наибольший предел взвешивания, кг

80000

Наименьший предел взвешивания, кг

400

Дискретность d=e, кг

20/50

Число поверочный делений (n)

2000/1600

Диапазон выборки массы тары: от НмПВ до НПВ

Соответствие

Нагрузка на ось

не ограничена

Пределы допускаемой погрешности при поверке (mpe), кг

- от 0,4 до 10

- от 10 до 40

- от 40 до 80

± 10

± 20

± 50

Параметры электрического питания:

- напряжение, В

- частота, Гц

- потребляемая мощность, ВА, не более

220

50

30

Число модулей в грузоприемном устройстве, не менее

3

Тензодатчики:

- метрологические характеристики датчиков подтверждены сертификатом соответствия и занесены в государственный реестр средств измерений;

- степень защиты, не ниже

Соответствие

IP68

Весовой индикатор:

- выполнен в металлическом корпусе;

- оснащен пленочной клавиатурой с кнопками,

- имеет четкую индикацию регулируемой яркости,

- имеет не менее 2-х параллельных портов с возможностью использования протокола;

- возможность дистанционного обновления встроенного ПО (базовая версия).

Соответствие

Стандартные функции:

 

- выборка массы тары;

Наличие

- установка индикации на нуль;

Наличие

- автоподстройка нуля;

Наличие

- диагностика состояния и отображение возникающих неисправностей;

Наличие

- вывод данных о взвешиваниях на компьютер по интерфейсу RS232/485

Наличие

Габаритные размеры грузоприемного устройства (Д×Ш), м, не менее

18,0×3,2

Рабочие размеры (Д×Ш), м, не менее

18,0×3,0

Верхний настил

Специальное покрытие весовых платформ (цинканол, алинол)

Наличие

Диапазон рабочих температур, С:

- для грузоприемного устройства и весоизмерительных тензодатчиков (нержавеющая сталь)

- для вторичной аппаратуры

- 40 …+ 40

- 10 …+ 40

Комплектность поставки весов:

 

1. Устройство грузоприемное (сборное)

комплект

2. Тензодатчики двухопорный, (IP68) 25т, цифровой

комплект

3. Весоизмерительный прибор

СТТ-SMART (цифровой)

комплект

4. Блок нормирующих усилителей

комплект

5. Кабель соединительный

комплект

6. Приборный блок грозазащиты

комплект

7. Эксплуатационная документация и паспорт на весы

комплект

8. Программное обеспечение для учета на весах

наличие

9. Кабель для подключения прибора к ПК

комплект

10. Внешнее ограждение интегрированое в ГПУ

комплект

11. Устройство для защиты датчиков

комплект

Возможность взвешивангия по осям

Наличие

Гарантийный срок, месяцев, не менее

60

Поставляемый товар должен быть новым, не ранее 2023 года выпуска, (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).

В соответствии с абзацем 3 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, при подаче информации участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей технических и функциональных характеристик) в соответствии с обозначениями, установленными в документации по закупке.

Положениями документации Аукциона не было установлено запрета на поставку эквивалентного товара, при этом, в техническом задании было установлено наименование объекта закупки конкретной марки (весы автомобильные Альфа АВ-А80 с весоизмерительным прибором СТТ-SMART (цифровой) и в документации отсутствовало использование слов «(или эквивалент)».

Так, в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе указано, что заявка № 2 (заявка Заявителя) не была допущена на основании подпункта 2) пункта 1.4 части 7 раздела I, абзаца 3 инструкции по заполнению заявки, а именно:

1) Требование заказчика: Наименование товара весы автомобильные Альфа АВ-А-80; В предложении участника: Наименование товара: Автомобильные весы Титан ВА-с-60/80-3-18-D,

2) Требование заказчика: весоизмерительный прибор CCT-SMART (цифровой); В предложении участника: Весоизмерительный прибор ТИТАН 3ЦС (Цифровой).

В связи с тем, что параметры эквивалентности не были указаны, невозможно установить, по каким критериям допускались и отклонялись заявки участников Аукциона и на каких основаниях Заказчиком сделаны выводы о заявке Заявителя, как не отвечающей техническим требованиям.

В таком случае, рассмотрение заявок участников закупки Заказчиком производилось по своему усмотрению и не в равной степени по отношению ко всем ее участникам, что привело к незаконному отказу Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Согласно представленным пояснениям Заказчика (Вх. № 7562-ЭП/2023 от 14.12.23), определяющим фактором при формировании технического задания и описании объекта закупки является потребность ГУП ОО «Дорожная служба». Исходя из этого, в том числе, Заказчиком в Приложении № 2 «Техническое задание», в части комплектности поставки весов, было установлено требование к такому показателю, как весоизмерительный прибор СТТ- SMART (цифровой).

Автомобильные весы с весоизмерительным прибором ТИТАН 3 ЦС предназначены для статического взвешивания большегрузных автомобилей, в частности, карьерных автосамосвалов, а автомобильные весы с весоизмерительным прибором СТТ-SMART - предназначены для поосного взвешивания автомобильного транспорта и могут быть использованы для весового контроля нагрузки на ось, коммерческого учета различных материалов.

Согласно описанию типа средства измерений с регистрационным номером 88292-23 (весы автомобильные Титан ВА), весы автомобильные Титан ВА предназначены:

1) для измерений массы автотранспортных средств и других грузов в режиме статического взвешивания;

2) для измерений полной массы транспортного средства и нагрузки на одиночную ось или на группу осей в режиме динамического взвешивания.

Таким образом, весы автомобильные Титан ВА, в том числе, предназначены для поосного взвешивания транспортных средств.

Нормативных документов, подтверждающих, что весы автомобильные Титан ВА не могут использоваться для нужд Заказчика, в Управление представлено не было.

Также ГУП ОО «Дорожная служба» указывает, что в Приложении № 2 «Техническое задание», являющимся неотъемлемой частью документации Аукциона, заказчиком было указано наименование товара с указанием марки, с целью лучшего описания потребности Заказчика, в том числе, так как по требованию документации подпункта 1) пункта 2.3 части 6 Раздела I «а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией», для более точного описания потребности в товаре Заказчиком были указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара для определения эквивалентности.

Пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и подпунктом 3 пункта 7 статьи 18 Положения о закупках установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми Заказчик вправе установить указание на товарный знак без указания слов «(или эквивалент)».

При этом обоснования установления требований к закупаемым товарам без указания слов «(или эквивалент)», основанного на норме закона ГУП ОО «Дорожная служба» в адрес Управления представлено не было.

Довод Заказчика о том, что для более точного описания потребности в товаре были указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара для определения эквивалентности не является правомерным, ввиду следующего.

В случае, если Заказчик подразумевал возможность поставки аналоговой продукции, он должен был установить критерии эквивалентности, то есть те значимые характеристики товара, которые обеспечили бы соответствие приобретаемого товара потребностям и нуждам Заказчика в случае замены объекта Аукциона аналогом. Критерии аналогичности товара должны быть отдельно выделены в документации, иметь ясный и недвусмысленный характер (определение Верховного Суда РФ от 10.02.2021 № 305-ЭС20-23141 по делу № А40-234586/2019).

2. В рамках рассмотрения дела, в своих пояснениях ГУП ОО «Дорожная служба (вх. от 08.02.02024 № 733-ЭП/24, вх. от 06.03.2024 № 1350-ЭП/24) указывало следующее.

В части установления в документации аукциона при формировании технического задания и описания объекта закупки указания на товарный знак, модель и фирменное наименование объекта закупки: весы автомобильные Альфа АВ-А-80 (далее – Альфа) с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте, определяющим фактором явились потребности Заказчика.

Основные принципы, закрепленные законом о закупках, для конкурентной закупки были соблюдены, поскольку участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

До проведения аукциона ГУП ОО «Дорожная служба» уже использовались и используются в настоящее время весы автомобильные Альфа.

В 2019 году на предприятии трое весов Альфа уже были введены в эксплуатацию, еще одни весы содержали установленное оборудование завода-изготовителя Альфа, таким образом, для минимизации затрат по обслуживанию уже имеющихся весов, возникла необходимость в приобретении весов Альфа.

С целью нормального функционирования предприятия, обеспечения его бесперебойной работы, выполнения плановых заданий, ГУП ОО «Дорожная служба» заключены договоры на оказание услуг от 05.06.2023 № 319 с <…> по техническому обслуживанию автомобильных электронных весов Альфа, а также договор на оказание услуг от 28.03.2023 № 269 с <…> по техническому обслуживанию весов Альфа.

В этой связи, с целью минимизации затрат на содержание и последующее обслуживание весов (обслуживание одним специалистом нескольких весов обходится дешевле обслуживания одним специалистом одних весов), своевременного обновления программного обеспечения, предприятию требовались автомобильные весы Альфа.

Приобретение весов иных производителей, в том числе Титан BA-C-60/80-318-D, привело бы к необходимости поиска новых специалистов по их обслуживанию, что неминуемо повлекло бы удорожание стоимости их содержания и растягивание сроков этого обслуживания.

Несмотря на то, что весы Альфа не объединены какой-то единой централизованной системой управления, немаловажным является и возможность нормального обмена опытом работы на этих устройствах между операторами из разных дорожных отделов, взаимозаменяемость специалистов.

В соответствие с подпунктом «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, использование в описании предмета закупки указания на товарный знак возможно при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Таким образом, весы иных производителей не соответствовали нуждам ГУП ОО «Дорожная служба», несовместимы с уже имеющимися в эксплуатации устройствами.

Отсутствие в документации аукциона обоснования невозможности поставки эквивалентного товара, было вызвано необходимостью приобретения весов Альфа, поскольку весы других производителей несовместимы с уже имеющимися на предприятии весами, а при ремонте и обслуживании данного вида оборудования потребуются отличные для данной техники запчасти.

При изучении рынка при подготовке технического задания в 2023 году установлено наличие поставщиков иного весоизмерительного оборудования. В этой связи, потребовалось ввести в текст задания наименование Альфа. Вместе с тем, данная мера не была направлена на совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а основана на необходимости эффективного обслуживания этого сложного оборудования.

Одним из приоритетных обязательств поставщика по обеспечению надлежащего качества поставляемого оборудования, предусмотренных статьями 469,518 Гражданского кодекса РФ, было наличие и нахождение организаций, осуществляющих сервисное обслуживание весов Альфа на территории Орловской области. Указанным критериям ООО АВЗ «КубаньВесСервис» не соответствовал.

Доводы Ответчика являются необоснованными, ввиду следующего.

Наличие на предприятии ГУП ОО «Дорожная служба» до проведения Аукциона весов Альфа не подтверждает факт того, что весы другой марки не соответствовали нуждам Заказчика.

Как указывалось ранее, весы, предложенные для поставки Заявителем, согласно описанию типа средства измерений, являются эквивалентом весов Альфа, соответствуют установленным требованиям документации Аукциона.

Ссылаясь на подпункт «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, и говоря о том, что весы иных производителей несовместимы с уже имеющимися в эксплуатации устройствами, Заказчик неверно трактует требования действующего законодательства.

Согласно подпункту «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках  в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Весы Альфа и весы Титан ВА-с-60/80-3-18-D предназначены для взвешивания автомобильного транспорта. Ссылаясь на подпункт «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик должен был доказать несовместимость весов Титан ВА-с-60/80-3-18-D с техникой, которая подлежит взвешиванию, а не с весами, уже имеющимися на предприятии.

Доказательств того, что весы иной марки не применимы для взвешивания техники в ГУП ОО «Дорожная служба» Ответчиком не представлено.

Довод о том, что использование весов иных производителей привело бы к необходимости поиска новых специалистов по их обслуживанию, что неминуемо повлекло бы удорожание стоимости их содержания и растягивание сроков этого обслуживания также не находит своего подтверждения ввиду следующего.

Как указывалось Ответчиком, ГУП ОО «Дорожная служба» заключен, в том числе, договор на оказание услуг от 28.03.2023 № 269 с <…>

В рамках рассмотрения дела Управлением была получена информация о том, что <…> осуществляет техническое обслуживание, ремонт, монтажные и пусконаладочные работы всех весоизмерительных приборов, внесенных в государственный реестр (вх. от 20.02.2024 № 973-ЭП/24).

Весы Титан ВА-с-60/80-3-18-D внесены в государственный реестр (регистрационный номером 88292-23).

Таким образом, с учетом того, что один из индивидуальных предпринимателей, осуществляющий обслуживание в ГУП ОО «Дорожная служба» обслуживает все весоизмерительные приборы, внесенные в государственный реестр, в случае закупки весов другой марки, Заказчику не пришлось бы искать новых специалистов по их обслуживанию.

В рамках рассмотрения дела ООО АВЗ «КубаньВесСервис» в адрес Управления представило следующую информацию (вх. от 02.04..2024 № 2054-ЭП/24): у Заявителя имеются шесть сервисных бригад, находящихся на территории РФ. С учетом расстояния от Заявителя до Заказчика, ООО АВЗ «КубаньВесСервис» обязуется обеспечить прибытие сервисной бригады в течение одного рабочего дня. Также для оперативного принятия решений по обслуживанию имеется практика заключения договоров с сервисными центрами, находящимися на территории Заказчика.

С учетом вышеизложенных доводов, в случае поставки Заказчику весов другой марки, проблем с их сервисным обслуживанием на территории Орловской области не возникло бы.

3. В соответствии со статьей 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчик, в том числе, руководствуется принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рос или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции гласит, что положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 17.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года, включение в документацию о закупке указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влечет сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

В рассматриваемом случае отсутствие в документации Аукциона условия о возможности поставки эквивалентного товара привело к ограничению количества участников закупки, не имеющих договорных правоотношений с производителями товаров, указанных в документации об Аукционе, либо имеющих товар иного производителя, качественные, технические и функциональные характеристики которого удовлетворяют потребности Заказчика.

4.Частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции анализ состояния включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

По итогам анализа составляется краткое описание полученных результатов (краткий отчет/обзор).

В ходе рассмотрения дела № 057/01/17-12/2024 Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по поставке автомобильных весов.

Результаты проведенного анализа показали:

а) Временной интервал исследования определен с 19.09.2023 (дата размещения извещения № 32312777292) по 04.10.2023 (дата размещения протокола рассмотрения и оценки заявок конкурентного отбора № 32312777292-03).

б) Предметом рассмотренной закупочной процедуры является поставка автомобильных весов.

в) состав хозяйствующих субъектов, участвующий в Аукционе, включает в себя лиц, подавших заявки на участие в нем, а также любые субъекты среднего и малого предпринимательства, оказывающие услуги по поставке автомобильных весов, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, претендующие на заключение договора по итогам данного Аукциона.

Комиссия, проанализировав документы и материалы, имеющие в деле, усматривает в действиях ГУП ОО «Дорожная служба» признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении в документации Аукциона указания на товарный знак, модель и фирменное наименование объекта закупки: весы автомобильные Альфа АВ-А-80 с наличием весоизмерительного прибора CTT-SMART (цифровой) в комплекте без использования слов «(или эквивалент)», что привело к созданию необоснованных препятствий для участников закупки и, как следствие, к отказу в допуске ООО АВЗ «КубаньВесСервис» к участию в Аукционе.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведённого Аукциона (извещение № 32312777292) между Ответчиком и единственным участником Аукциона был заключен договор № 970 от 19.10.2023. Исполнение данного договора завершено 30.11.2023.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьёй 17, статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьёй 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать факт нарушения ГУП ОО «Дорожная служба» части 1 статьи 17 закона о защите конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства на приобретение автомобильных весов (извещение № 32312777292).
  2. В связи с наличием договора, заключенного по результатам проведенного аукциона, предписание не выдавать.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии (отпуск) <…>

<…>

(отпуск) <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган Федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны