Решение №ЕП/2085/23 Решение по жалобе от 11 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3.5-370/2023

 

«10» июля 2023 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127 

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <...> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- <...>.  – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- <...> – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом ЗЕВС» (далее - ООО «Торговый Дом ЗЕВС»):

- <...>. – представителя по доверенности от 01.02.2022 № б/н;

со стороны заказчика - акционерного общества «Нижнеломовский электромеханический завод» (далее – АО «Нижнеломовский электромеханический завод»»:

- <...> - представителя по доверенности от 01.06.2022 № 43,

рассмотрев жалобу ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534, ул. Перовская, д. 31, этаж 2, пом/ком V/14/3, г. Москва, 111141) на действия Заказчика – акционерное общество «Нижнеломовский электромеханический завод» (ИНН 5827901321, ОГРН 1115827001740, ул. Толстого, д. 1, г. Нижний Ломов, Пензенская область, 442151) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку электротоваров (извещение № 230713600153 размещено на сайте www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 23.06.2023 поступила жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534, ул. Перовская, д. 31, этаж 2, пом/ком V/14/3, г. Москва, 111141) на действия Заказчика – акционерное общество «Нижнеломовский электромеханический завод» (ИНН 5827901321, ОГРН 1115827001740, ул. Толстого, д. 1, г. Нижний Ломов, Пензенская область, 442151) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку электротоваров (извещение № 230713600153 размещено на сайте www.astgoz.ru) (далее – Запрос котировок).

Из жалобы заявителя следует, что ООО «Торговый Дом ЗЕВС» необоснованно отказано в допуске к участию в закупке. По мнению подателя жалобы, заявка общества полностью соответствовала требованиям извещения. В Техническом предложении (в п.1) и заявке (таблице, раздел «примечание») при копировании текста возникла опечатка: «Ошибка! Источник ссылки не найден». Вместе с тем, указанная опечатка не меняла сути предложения ООО «Торговый Дом ЗЕВС», а также не влияла на характеристики и смысл предложения.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 28.06.2023 № ЕД/1843/23 назначено и проведено 03.07.2023 в 14 часов 00 минут.

30.06.2023 в Пензенское УФАС России поступил письменный отзыв АО «Нижнеломовский электромеханический завод» (вх. № 2013-ЭП/23) на жалобу, из которого следует, что решение об отказе в допуске ООО «Торговый Дом ЗЕВС» принято в связи с несоответствием поданного Обществом Технического предложения Форме Технического предложения, содержащейся в подразделе 7.4 раздела 7 Извещения.

На заседании Комиссии 03.07.2023 представитель ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поддержал доводы жалобы. Указал, что заявка общества была отклонена по формальным основаниям. При подаче заявки, в частности, подготовке технического предложения, общество выразило согласие на поставку товара в соответствии с требованиями Заказчика, изложенными в разделе 9 Извещения. Пояснил, что при копировании текста из Извещения в заявку и последующем сохранении заявки в формате PDF произошла замена цифр на текст: «Ошибка! Источник ссылки не найден».

На заседании Комиссии 03.07.2023 представитель АО «Нижнеломовский электромеханический завод» поддержал позицию, изложенную в отзыве. Указал, что разделом 7 Извещения предусмотрено, что «документы, заполняемые участниками закупки и включаемые в состав заявки, должны быть подготовлены в строгом соответствии с образцами форм документов, приведенных в извещении, при этом такие образцы не подлежат изменению (редактированию)». Дополнительно пояснил, что требования к поставляемому товару установлены разделом 9 Извещения. В Техническом предложении, поданном обществом, отсутствовала ссылка на указанный раздел, номер раздела заменен фразой: «Ошибка! Источник ссылки не найден», в связи с чем не представлялось возможным понять, какую именно продукцию согласно поставить Общество.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 04.07.2023 исх. № ЕП/1950/23 срок принятия решения по рассмотрению жалобы ООО «Торговый Дом ЗЕВС» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 10.07.2023 в 14 часов 00 минут.

10.07.2023 в Пензенское УФАС России от АО «Нижнеломовский электромеханический завод» поступили дополнительные пояснения, из которых следует, что требования к продукции указаны в разделе 9 Извещения о проведении запроса котировок со ссылкой на приложение 2 «Техническое задание».

На заседании Комиссии Управления представитель ООО «Торговый Дом ЗЕВС» поддержал доводы, изложенные в жалобе, новых доводов не заявлено.

На заседании Комиссии Управления представитель АО «Нижнеломовский электромеханический завод» поддержал позицию, ранее изложенную в отзыве и дополнительных пояснениях.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Торговый Дом ЗЕВС» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 При осуществлении закупочной деятельности АО «Нижнеломовский электромеханический завод» руководствуется Единым положением о закупке государственной корпорации «Ростех», утвержденным Наблюдательным Советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 2) (актуальная редакция с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 22 декабря 2022 № 12) (далее – ЕПоЗ).

Как следует из материалов дела, на сайте www.astgoz.ru 01.06.2023 размещено извещение №230713600153 о проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку электротоваров, а также закупочная документация (далее – Извещение).

Наименование заказчика: АО «Нижнеломовский электромеханический завод».

Дата начала срока подачи заявок: 01.06.2023.

Дата и время срока окончания подачи заявок (по местному времени): 09.06.2023 14:30.

Дата рассмотрения, оценки и сопоставления заявок (подведения итогов закупки): 14.06.2023.

Начальная (максимальная) цена договора: 873 325,98 руб.

Согласно протоколу от 14.06.2023 № 48 (далее – Протокол) на участие в закупке поступило 3 (три) заявки, из которых 2 заявки, в том числе, заявка ООО «Торговый Дом ЗЕВС», не допущена до участия в Запросе котировок.

Как следует из Протокола, Комиссия, рассмотрев заявки участников закупки на соответствие требованиям, установленным документацией, приняла следующее решение по заявке № 20516 - ООО «Торговый Дом ЗЕВС»: «Отказать в допуске к участию в закупке. Нарушение п. 4.12.13(1) Документации о закупке: «непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением № 3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию заявки».

Закупка признана несостоявшейся, принято решение о заключении договора с участником закупки с идентификационным номером 53645.

Как следует из пояснений АО «Нижнеломовский электромеханический завод» нарушение требований закупочной документации выразилось в непредставлении Технического предложения по Форме 4, установленной в подразделе 7.4 раздела 7 Извещения.

Комиссией Управления, оценив представленные в рамках настоящей жалобы документы и информацию, установлено следующее.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 11 Информационной карты требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разделе 9 Извещения. Указанным разделом установлены также требования к количеству товара /объему работ, услуг.

Согласно разделу 9 Извещения технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе Приложения №2 к извещению.

Частью 10 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Порядок подачи заявок на участие в Запросе котировок установлен разделом 12.6 ЕГоЗ.

Пунктом 12.6.1 ЕГоЗ установлено, что участник процедуры закупки формирует заявку в соответствии с требованиями и условиями, указанными в извещении, документации о закупке.

Общие требования к заявке на участие в Запросе котировок содержатся в подразделе 4.5 Извещения о проведении запроса котировок.

Согласно пункту 4.5.1 Извещения, участник процедуры закупки должен подготовить заявку в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 настоящего извещения, предоставив полный комплект документов согласно перечню, определенному в приложении № 3 к информационной карте.

Аналогичные требования к составу заявки на участие в закупке изложены в пункте 19 Информационной карты запроса котировок: «В соответствии с приложением № 3 к информационной карте».

Согласно Приложению № 3 к информационной карте (Требования к составу заявки) заявка на участие в закупке должна включать в себя в числе прочих документов, Техническое предложение по форме, установленной в подразделе 7.4 раздела 7 Извещения (Форма 4) (далее – Форма Технического предложения).

Как установлено, раздел 1 Декларация соответствия Формы Технического предложения включает в себя предложение следующего содержания: «Настоящим мы подтверждаем, что изучили Требования к продукции и согласны поставить товар/выполнить работы/оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в разделе 9 Извещения». Также данный раздел Формы Технического предложения содержит таблицу, включающую в себя наименование каждой единицы продукции, и необходимые к заполнению графы по каждой единицы продукции. 

По результатам анализа представленной Заказчиком заявки ООО «Торговый Дом ЗЕВС» установлено, что в составе заявки Общества содержится Техническое предложение (Приложение 1 к заявке), в разделе 1 «Декларация соответствия» которого указано следующее: «Настоящим мы подтверждаем, что изучили Требования к продукции и согласны поставить товар/выполнить работы/оказать услуги, полностью соответствующие требованиям Заказчика, изложенным в разделе Ошибка! Источник ссылки не найден. извещения».

Кроме того, данный раздел включает в себя таблицу аналогичную по структуре и содержанию таблице, содержащейся в Форме Технического предложения, с заполненными согласно требованиям документации графами. 

В материалы по настоящей жалобе электронной торговой площадкой ООО  Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» также представлена заявка ООО «Торговый Дом ЗЕВС», заполненная посредством функционала ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП и подписанная электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника процедуры закупки, что соответствует требованиям пункту 12.6.7 ЕГоЗ и пунктом 3.4.8 Извещения (Раздел 3.4 Особые положения в связи с проведением закупки в электронной форме).

Анализ данной заявки показал, что Общество путем проставления знака «V» подтверждает свое согласие поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных закупочной документацией.

При изучении закупочной документации Комиссией установлено, что требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены лишь в разделе 9 Извещения, что подразумевает поставку товара в соответствии с указанным разделом и исключает двоякое толкование Технического предложения.

Пункт 4.12.13 Извещения содержит закрытый перечень оснований для отклонения заявки участника процедуры закупки, в том числе:

(1) непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных приложением №3 к информационной карте; нарушение требований подраздела 4.5 к содержанию и составу заявки;

При этом пунктом 4.12.14 Извещения определено, что не допускается отклонение заявки участника процедуры закупки в связи с несоответствием предложения участника в отношении предмета закупки, подготовленного в соответствии с требованиями к описанию продукции, установленными в извещении, и иных предложений об условиях исполнения договора; предложения о цене договора, о цене единицы продукции (в соответствии с требованиями извещения) в случае, если из содержания заявки участника процедуры закупки представляется возможным установить соответствие предложения участника в отношении предмета закупки и иных предложений об условиях исполнения договора, требованиям извещения.

С учетом того, что определенные Заказчиком требования к продукции изложены только в разделе 9 Извещения и в Техническом предложении ООО «Торговый Дом ЗЕВС» заявлено (продекларировано) о поставке каждой единицы продукции, указанной в Форме Технического предложения, путем заполнения соответствующей таблицы, Комиссия управления приходит к выводу о наличии возможности определить числовое значение раздела, замененного на слова: «Ошибка! Источник ссылки не найден».

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.

При указанных обстоятельствах, отклонение заявки ООО «Торговый Дом ЗЕВС» по основанию, указанному в протоколе 14.06.2023 № 48, является неправомерным и не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Заказчика - акционерного общества «Нижнеломовский электромеханический завод» нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, по результатам Запроса котировок договор поставки заключен, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу ООО «Торговый Дом ЗЕВС» (ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534, ул. Перовская, д. 31, этаж 2, пом/ком V/14/3, г. Москва, 111141) на действия Заказчика – акционерного общества «Нижнеломовский электромеханический завод» (ИНН 5827901321, ОГРН 1115827001740, ул. Толстого, д. 1, г. Нижний Ломов, Пензенская область, 442151) при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку электротоваров (извещение № 230713600153 размещено на сайте www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обоснованной.

2.      Признать заказчика – акционерное общество «Нижнеломовский электромеханический завод» (ИНН 5827901321, ОГРН 1115827001740, ул. Толстого, д. 1, г. Нижний Ломов, Пензенская область, 442151) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.      Обязательное для исполнения предписание заказчику – акционерному обществу «Нижнеломовский электромеханический завод» не выдавать.

4.      Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны