Решение (комиссия) №ЕП/4013/23 Решение от 10 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-622/2023

 

«07» ноября 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие заявителя – Ш<...>, организатора торгов – финансового управляющего Б<...> Р<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы лица уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев жалобу Ш<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего Б<...> Р<...> при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества – транспортного средства - легкового автомобиля марки Honda Accord (сообщение № 12478175 от 18.09.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области из ФАС России 31.10.2023 поступила жалоба Ш<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего Б<...> Р<...>(ИНН 583511132007, а/я 197, г. Пенза, 440008) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества – транспортного средства - легкового автомобиля марки Honda Accord (сообщение № 12478175 от 18.09.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что финансовый управляющий Б<...> Р<...> передала персональные данные и информацию об участии в торгах Ш<...>третьим лицам. Также, заявитель указывает на возможное несоответствие поданных на участие в торгах заявок требованиям Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с несвоевременным поступлением задатков на участие в торгах.

Правовая позиция финансового управляющего Б<...> Р<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 03.11.2023 вх. № 4983-ЭП/23. Из позиции организатора торгов следует, что на участие в торгах поступило 9 (девять) заявок. 24.10.2023 при формировании протокола об определении участников торгов организатором торгов проверена выписка со специального счета № 40817810850167475044 на имя Б<...>Согласно данной выписке с 20.10.2023 по 24.10.2023 на специальный счет поступили задатки на участите в торгах от 7 (семи) участников, которые были допущены до участия в аукционе. Персональные данные и информация об участии в торгах Ш<...>организатором торгов – финансовым управляющим Б<...> Р<...> не разглашались.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 31.10.2023 № ЕД/3863/23 назначено и проведено 07.11.2023 в 16 часов 15 минут.

На рассмотрение жалобы 07.11.2023 представители заявителя и организатора торгов не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства

В свою очередь, в силу пунктов 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 № ГМ/67432/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта «а» пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Ш<...>подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, и принимая во внимание позицию, указанную в вышеприведенном письме ФАС России, жалоба Ш<...>подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Законом о банкротстве.

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

В силу положений статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

Согласно пункту 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.04.2023 по делу № А07-4148/23 Б<...> признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим Б<...> утверждена Р<...>

Конкурсным кредитором АО «Тинькофф Банк» утверждено Положение о порядке, условиях и сроках реализации имущества Б<...> (далее – Положение о продаже).

18.09.2023 организатором торгов – финансовым управляющим Б<...> Р<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено сообщение № 12478175 о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества – транспортного средства - легкового автомобиля марки Honda Accord.

Начальная цена лота – 622 800 руб.

В соответствии с протоколом об определении участников торгов от 24.10.2023 на участие в торгах поступило 9 (девять) заявок, 7 (семь) заявителей допущены до участия в аукционе и признаны его участниками, 2 (двум) заявителям отказано в допуске к участию в торгах по причине не поступления задатка.

Согласно протоколу о результатах торгов от 27.10.2023 победителем торгов признан участник с ценовым предложением в размере 778 500 руб.

28.10.2023 по результатам торгов финансовым управляющим Б<...> Р<...> и победителем аукциона заключен договор купли-продажи имущества.

Согласно абзацу 2 пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

В соответствии с абзацем 8 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным названным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается, в частности, в случае, если поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов (абзац 5 пункта 12 статьи 110 Закона о банкротстве).

Таким образом, одним из условий для участия в торгах является перечисление задатка на счет организатора торгов.

В сообщении о проведении торгов от 18.09.2023 № 12478175 указан следующий порядок внесения задатка: «Задаток в размере 10% начальной стоимости лота вносится не позднее даты окончания срока приема заявок на участие в торгах по реквизитам: Получатель: Б<...>, р/с № 40817810850167475044 в ФИЛИАЛ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ" ПАО "СОВКОМБАНК", БИК 045004763, к/с 30101810150040000763, ИНН Банка 4401116480 (При переводе через Сбербанк Онлайн перевод следует делать через раздел «Перевод другому человеку»). Датой внесения задатка считается дата его зачисления на расчетный счет».

Как следует из материалов дела, 24.10.2023 финансовым управляющим Б<...> Р<...>составлен и подписан протокол об определении участников торгов.

В соответствии с уведомлением-требованием от 31.10.2023 № ЕД/3863/23 финансовым управляющим Б<...> Р<...> в материалы дела представлена копия выписки с расчетного счета Б<...> № 40817810850167475044.

Проанализировав указанную выписку, Комиссией Управления установлено, что денежные средства, перечисленные на счет № 40817810850167475044 в качестве задатков на участие в торгах всеми допущенными до участия в торгах заявителями, поступили в период с 20.10.2023 по 24.10.2023.

Таким образом, допуск финансовым управляющим Б<...> Р<...> 7 (семи) заявителей до участия в аукционе, при поступлении задатков на дату составления протокола об определении участников торгов, является обоснованным.

Представленные заявителем скриншоты переписки не свидетельствуют о передаче финансовым управляющим Б<...>Р<...> персональных данных и информации об участии в торгах Ш<...> третьим лицам. Иные доказательства в материалах дела отсутствуют.

При указанных обстоятельствах, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях организатора торгов – финансового управляющего Б<...>Р<...> нарушения требований Закона о банкротстве.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Ш<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего Б<...> Р<...> (ИНН 583511132007, а/я 197, г. Пенза, 440008) при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества – транспортного средства - легкового автомобиля марки Honda Accord (сообщение № 12478175 от 18.09.2023 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «МЭТС»
ИНН 5751039346, ОГРН 1105742000858