Решение б/н Решение от 10 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

АО НПП «РУБИН»

Байдукова ул., д. 2, г. Пенза, 440015

mail@npp-rubin.ru

 

Заказчик:

Министерство образования Пензенской области

Маркина ул., 2, г. Пенза, 440034

minobr@edu-penza.ru

Уполномоченный орган:

Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области

ул. Попова, 34А, г. Пенза, Пензенская область, 440046

pgz.pnz@obl.penza.net

Заинтересованные лица:

ПАО «МЕГАФОН»

Московское шоссе, д. 15, г. Самара, 443080

samara@megafon.ru

ООО «ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»

Пр-кт Ветеранов, д. 30, лит. А, пом 1-н,

г. Санкт-Петербург, 198215

tlkzakaz@mail.ru

ООО «МАКСОФТ»

Бауманская улица, дом 68/8 строение 1,

эт. 2, пом. III, оф. 5, г. Москва, 105005

info@maksoft.ru

Третье лицо (без права давать пояснения):

ПАО «Вымпел-Коммуникации»

8 Марта ул., д. 10, стр. 14, г. Москва, 127083

Vladlen.popenko@beeline.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-502/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

07 июля 2020 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России (после перерыва);
  • … – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Министерства образования Пензенской области:

  • … (доверенность от 03.07.2020 № 2918ин/01-15);
  • … (доверенность от 03.07.2020 № 2919ин/01-15);

со стороны уполномоченного органа – Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:

  • … (доверенность от 20.01.2020 № 8);

со стороны подателя жалобы АО НПП «РУБИН:

  • … (доверенность от 06.07.2020 № 28);
  • … (доверенность от 06.07.2020 № 27);

со стороны заинтересованных лиц:

  • ПАО «Мегафон» - … (доверенность от 22.06.2019 № 5-356/19);
  • ООО «Таможенно-логистическая компания» - … (генерального директора Общества);
  • ООО «Максофт» - … (генерального директора Общества);
  • ПАО «Вымпел-Коммуникации» - … (доверенность от 28.02.2018 № ШК-18-274) (без права давать пояснения),

рассмотрев жалобу АО НПП «РУБИН» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»» (извещение № 0155200002220000399 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 11.06.2020), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

29.06.2020 в Пензенское УФАС России поступила жалоба АО НПП «РУБИН» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»» (извещение
№ 0155200002220000399 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 11.06.2020).

Как следует из жалобы, АО НПП «РУБИН» по итогам участия в электронном аукционе, проанализировав предложения о цене, сделанные в рамках аукциона, пришло к выводу, что участниками закупки, предложившими наиболее низкую цену контракта, возможно в первых частях заявок представлены недостоверные сведения относительного предлагаемого к поставке товара. Данный вывод следовал из проведенного заявителем анализа цен на оборудование, подходящее под условия Технического задания заказчика.

При этом, по мнению подателя жалобы, участники закупки, предложившие наиболее низкую цену контракта, возможно не представили в своих заявках информацию о товарных знаках товаров, предлагаемых к поставке, что позволило бы аукционной комиссии идентифицировать такие товары и осуществить проверку достоверности сведений, указанных в заявках. Также заявитель указывает, что ряд участников мог не указать в заявках сведения о стране происхождения предустановленной операционной системы, требования к которой установлены в Техническом задании. По мнению заявителя, наименование страны происхождения товара в данном случае необходимо представлять на все товары, в том числе, предустановленную операционную систему, являющуюся отдельным товаром, поставляемым заказчику, доказательством чего, по мнению заявителя является наличие установленных в извещении и документации о закупке ограничений в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 06.07.2020 в 16 часов 00 минут.

Во исполнение писем ФАС России от 03.04.2020, 29.05.2020 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции с использованием программного продукта VideoMost. Представители заявителя приняли участие в рассмотрении жалобы очно.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

Уведомление о рассмотрении жалобы направлено Пензенским УФАС России в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа, ПАО «Мегафон», ООО «Таможенно-логистическая компания» (в качестве заинтересованных лиц – как участников закупки занявшим по итогам аукциона первое и второе место в рамках ценовых предложений).

До рассмотрения жалобы по существу в Пензенское УФАС России поступило ходатайство о допуске к участию в рассмотрении жалобы в качестве заинтересованного лица от ПАО «Вымпел-Коммуникации». Данное ходатайство Комиссией Управления удовлетворено только в части присутствия на заседании (в дистанционном режиме) без права представления пояснений, т.к. Общество не принимало участие в закупке, заинтересованным лицом в контексте статьи 106 Закона о контрактной системе не является.

На заседании Комиссии представители АО НПП «РУБИН» поддержали доводы жалобы в полном объеме.

Представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 03.07.2020 № 2917ин/01-15, пояснили, что в связи с отсутствием в части заявок участников закупки информации о товарных знаках осуществление аукционной комиссией проверки достоверности представленных характеристик оборудование не представляется возможным. В тоже время, основания для отклонения таких заявок отсутствовали, т.к. представленные в них показатели соответствовали требованиям Технического задания.

Дополнительно пояснили, что предустановленная на ноутбуки операционная система не рассматривалась заказчиком в качестве отдельного товара, в связи с чем требование о представлении страны происхождения системы отсутствовало.

Представитель уполномоченного органа при рассмотрении жалобы поддержала позицию отзыва от 06.07.2020 № 227, указала, что проверка достоверности представленной участниками закупки информации является правом, а не обязанностью. При этом, при отсутствии сведений о товарных знаках и моделях товаров осуществить такую проверку практически невозможно.

Также пояснила, что в отношении предустановленной на ноутбуки операционной системы представление наименования страны происхождения не было установлено исходя из понимания данной системы в качестве части товара, а не отдельного товара.

Представители заинтересованных лиц ПАО «Мегафон» и ООО «Таможенно-логистическая компания» при рассмотрении жалобы пояснили, что сведения о товарных знаках предлагаемых к поставке товаров не представлялись, однако такие сведения согласно Закону о контрактной системе указываются в заявки при их наличии. По мнению заинтересованных лиц, основания полагать недобросовестное поведение с их стороны в качестве попытки ввести в какое-либо заблуждение заказчика или аукционную комиссию отсутствуют. Представитель ПАО «Мегафон» дополнительно указала, что предустановленная на ноутбуки операционная система Windows не является отдельным товаром в рассматриваемой закупке, поэтому сведения о стране происхождения не требуются.

Для дополнительного анализа материалов жалобы в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в рассмотрении жалоб объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 07.07.2020. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжено.

После перерыва заявителем в адрес Пензенского УФАС России представлено дополнение к жалобе, согласно которому исходя из озвученных в рамках проведения Комиссией Управления внеплановой проверки электронного аукциона положений заявки ПАО «Мегафон», податель жалобы считает допуск данной заявки к участию в аукционе необоснованным.

После перерыва все стороны поддержали ранее озвученные доводы в полном объеме.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

11.06.2020 Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200002220000399, а также документация о проведении электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Начальная (максимальная) цена контракта – 228 176 463,91 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 22.06.2020 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 23.06.2020.

Дата проведения электронного аукциона – 25.06.2020.

ИКЗ 202583601144558370100100240012620244.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Аналогичные требования установлены в пункте 4 второй части информационной карты документации об электронном аукционе.

Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе закреплено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер <...> к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Объектом настоящей закупки является поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда».

Характеристики закупаемого оборудования установлены заказчиком в Техническом задании (Приложение № 1 к информационной карте электронного аукциона).

Согласно Техническому заданию к поставке требуются:

  1. ноутбук для управленческого персонала,
  2. ноутбук учителя,
  3. ноутбук мобильного класса,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением,
  5. многофункциональное устройство (МФУ).

В рамках довода об указании/не указании участниками закупки в первых частях заявок наименования товарных знаков, предлагаемых к поставке товаров, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указание на товарный знак представляется участником закупки при его наличии у товара.

Согласно письму ФАС России от 19.06.2019 № МЕ/51304/19 в соответствии с положениями статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.

Законодательно не закреплена обязанность производителей регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию.

По мнению ФАС России, отклонение заявки в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки неправомерно, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак.

В Техническом задании указано, что товарный знак (в случае наличия) указывается и в отношении ноутбука, и в отношении предустановленной операционной системы. Отсутствие указания на товарный знак означает, что предлагаемый к поставке товар не имеет товарного знака и должен поставляться именно таким (без товарного знака).

В рамках внеплановой проверки электронного аукциона, проводимой Комиссией Управления при рассмотрении жалобы, Комиссией установлено, что первые части заявок участников закупки содержат следующую информацию в отношении товарных знаков предлагаемых к поставке товаров:

№ 69

АО НПП «Рубин»

  1. ноутбук Lenovo в качестве ноутбука для управленческого персонала,
  2. ноутбук Lenovo в качестве ноутбука учителя,
  3. ноутбук мобильного класса Lenovo,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением Smart,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) Pantum.

№ 82

ООО «Максофт»

  1. ноутбук для управленческого персонала Lenovo,
  2. ноутбук учителя Lenovo,
  3. ноутбук мобильного класса Lenovo,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением Smart,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) Pantum.

№ 85

ПАО «Мегафон»

  1. ноутбук для управленческого персонала без указания товарного знака,
  2. ноутбук учителя без указания товарного знака,
  3. ноутбук мобильного класса без указания товарного знака,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением без указания товарного знака,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) без указания товарного знака.

№ 115

ООО «Таможенно-логистическая компания»

  1. ноутбук для управленческого персонала без указания товарного знака,
  2. ноутбук учителя без указания товарного знака,
  3. ноутбук мобильного класса без указания товарного знака,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением без указания товарного знака,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) без указания товарного знака.

№ 166

ООО «Технология машин»

  1. ноутбук для управленческого персонала без указания товарного знака,
  2. ноутбук учителя без указания товарного знака,
  3. ноутбук мобильного класса без указания товарного знака,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением без указания товарного знака,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) без указания товарного знака.

№ 230

  1. ноутбук для управленческого персонала Lenovo,
  2. ноутбук учителя Lenovo,
  3. ноутбук мобильного класса Lenovo,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением Lumien
  5. многофункциональное устройство (МФУ) Pantum.

№ 247

  1. ноутбук для управленческого персонала без указания товарного знака,
  2. ноутбук учителя без указания товарного знака,
  3. ноутбук мобильного класса без указания товарного знака,
  4. интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением без указания товарного знака,
  5. многофункциональное устройство (МФУ) без указания товарного знака.

Таким образом, участники закупки № 85, 115, 247 в составе первых частей заявок не представили информацию о товарных знаках предлагаемых к поставке товаров.

При рассмотрении жалобы представитель ПАО «Мегафон» пояснила, что предлагаемый к поставке в рамках электронного аукциона товар не имеет товарных знаков, в связи с чем, данная информация не была указана в заявке, в тоже время данные товары по своим характеристикам полностью соответствуют показателям, установленным заказчиком в Техническом задании, какие-либо недостоверные сведения участником не представлялись.

Также представитель ПАО «Мегафон» сообщила, что в соответствии с положениями Технического задания в случае определения Общества победителем последнее готово к поставке оборудования согласно поданной заявке.

Учитывая, что Законом о контрактной системе прямо предусмотрена обязанность участников закупки представлять информацию о товарных знаках предлагаемых к поставке товаров только при их наличии, а также тот факт, что участник закупки при подаче заявки на участие в закупке не обязан иметь такой товар в наличии, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в части допуска заявок участников закупки к участию в аукционе при отсутствии информации о товарных знаках.

В рамках довода об указании/не указании участниками закупки в первых частях заявок наименования страны происхождения предустановленной на ноутбуки операционной системы, Комиссия Управления приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе наименование страны происхождения товара указывается в первой части заявки в отношении всего закупаемого товара.

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе, объектом закупки являются:

 

Согласно пункту 3 первой части информационной карты документации об электронном аукционе к предмету закупки относятся:

  1. 26.20.11.110 - Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата;
  2. 26.20.16.190 - Устройства ввода/вывода данных прочие;
  3. 26.20.18.000 - Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений.

Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе согласно пункту 14 первой части информационной карты документации заказчиком установлены ограничения, преимущества допуска в соответствии с:

  • Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Приложения настоящего ограничения не применяются, согласно обоснованию в приложении № 2/1 к информационной карте).
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Приложения настоящего запрета не применяются, согласно обоснованию в приложении № 2 к информационной карте).

Согласно Техническому заданию для позиций № 1 – 3 ноутбуки для управленческого персонала, учителя, мобильного класса установлено требование о наличии предустановленной операционной системы семейства Windows (бессрочная лицензия), версия не ниже 10, с поддержкой работы с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений.

Следует отметить, что предустановленная операционная система не выделена заказчиком в отдельную категорию товара ни в документации о закупке, ни в извещении о проведении электронного аукциона.

Более того, согласно пояснениям представителей заказчика, предустановленная операционная система не предполагается к отдельной поставке и выделению в передаточных документах в качестве товара, а также не будет ставиться на бухгалтерский учет как самостоятельный товар.

Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы в части обязательности оценки аукционной комиссией наличия в заявках участников закупки информации о стране происхождения предустановленной операционной системы.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к составу заявки, а также инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным стандартами).

В главе 2 документации об электронном аукционе указано, что инструкция по представлению показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе согласно Приложению № 1 к информационной карте электронного аукциона.

Как было указано выше, характеристики необходимого к поставке оборудования определены заказчиком в Техническом задании (Приложение № 1 к информационной карте документации об электронном аукционе.

В Техническом задании указано, что составляя свою заявку, участник закупки должен руководствоваться следующими правилами:

Сноска 1: Если в Техническом задании значение показателя сопровождается словами «не менее», «не более», «≥» то Участником закупки в предложении указывается конкретное значение.

Если в Техническом задании указаны конкретные значения показателей, то Участником закупки должен быть предложен товар, с заданными значениями, данные значения показателей не изменяются.

Сноска 2: В связи с установлением условий допуска закупаемых товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, наименование страны происхождения товара указывается (декларируется) для каждого поставляемого товара.

Товарный знак (в случае наличия) также указывается и в отношении ноутбука, и в отношении предустановленной операционной системы. Отсутствие указания на товарный знак означает, что предлагаемый к поставке товар не имеет товарного знака и должен поставляться именно таким (без товарного знака).

Участник закупки несет ответственность за достоверность наименования страны происхождения товара, указанной в первой части заявки.

Обязанность подтверждения наименования страны происхождения предложенного к поставке товара (во всех случаях, когда соответствующее указание повлекло или могло повлечь возникновение юридических последствий в соответствии с законодательством РФ) лежит на участнике закупки.

В случае непредоставления подтверждения наименования страны происхождения предложенного к поставке товара (по мотивированному требованию) заказчик вправе исходить из того, что достоверность наименования страны происхождения не подтверждена.

В Техническом задании определены столбцы:

  • «№ п/п»
  • «наименование товара»,
  • «функциональные, технические и качественные характеристики товара», включающий в себя столбец «показатель» и «значение показателя»,
  • «обоснование необходимости использования характеристики товара».

В столбце «значение показателя» присутствуют значения, которые исходя из инструкции, содержащейся в Техническом задании, не должны изменяться участником закупки при заполнении первой части заявки, например, 14 дюймов, 1920*1080, HDD, ноутбук и пр., а также показатели, в отношении которых участникам необходимо представить конкретный показатель, например, ≥ 8 ГБ, ≥ 1000 ГБ, не менее 640x480 пикселей, не более 15 Вт, не менее 5400 об/мин и пр.

Вместе с тем, в столбце «показатель» Технического задания присутствует ряд следующих характеристик:

  • минимальный размер диагонали (в отношении ноутбуков)
  • сетевой разъем RJ-45 со скоростью передачи не менее 1 Гб/с
  • ноутбук должен иметь встроенный модуль стандарта 802.11ac
  • ноутбук должен иметь встроенный модуль беспроводных персональных сетей
  • предустановленная операционная система семейства Windows (бессрочная лицензия), версия не ниже 10, с поддержкой работы с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений (в отношении ноутбуков)
  • встроенная поддержка сенсорных экранов, включая возможность оперативного переключения между режимами «стандартный интерфейс» и «режим планшета», включая возможность распознавания более 2-ух нажатий одновременно (в отношении ноутбуков)
  • корпус ноутбука должен быть специально подготовлен для безопасного использования в учебном процессе (иметь защитное стекло повышенной прочности, выдерживать падение с высоты не менее 700 мм, сохранять работоспособность при попадании влаги, а также иметь противоскользящие и смягчающие удары элементы на корпусе)
  • экологическая безопасность ноутбука должна быть подтверждена сертификатом (выданным на территории Российской Федерации), являющимся аналогом (в части проводимых тестов) сертификата EPEAT (уровень - не менее «бронзового»)
  • минимальный размер диагонали активной зоны
  • количество HDMI выходов версии не ниже 2.0
  • количество HDMI входов версии не ниже 2.0
  • количество портов USB-А версии не ниже 3.0
  • количество портов USB-В версии не ниже 3.0
  • кабель HDMI для подключения к ПК длиной не менее 3 метров.

Таким образом, в рассматриваемых случаях само наименование показателя, установленное заказчиком, не является конкретным, при этом, инструкция по заполнению заявки не содержит алгоритма действий участников закупки при заполнении таких характеристик.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 23.06.2020 для участия в закупке подано 7 заявок, 6 из которых допущены к участию в аукционе.

При анализе содержания заявок участников закупки Комиссией Управления установлено, что ряд участников (№ 69, 82, 115) при подаче заявок изменяли не только значение показателей, содержащих словосочетания «не менее», «не более», знак «≥», но и сами наименования таких показателей, например,

  • «минимальный размер диагонали» (в отношении ноутбуков) на «размер диагонали»,
  • «сетевой разъем RJ-45 со скоростью передачи не менее 1 Гб/с» на «сетевой разъем RJ-45 со скоростью передачи 1 Гб/с»,
  • «ноутбук должен иметь встроенный модуль стандарта 802.11ac» на «ноутбук имеет встроенный модуль стандарта 802.11ac»,
  • «предустановленная операционная система семейства Windows (бессрочная лицензия), версия не ниже 10, с поддержкой работы с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений» (в отношении ноутбуков) на «предустановленная операционная система семейства Windows (бессрочная лицензия), версия 10, с поддержкой работы с корпоративной службой единого каталога Active Directory Domain Services с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений»,
  • «встроенная поддержка сенсорных экранов, включая возможность оперативного переключения между режимами «стандартный интерфейс» и «режим планшета», включая возможность распознавания более 2-ух нажатий одновременно» (в отношении ноутбуков) на «встроенная поддержка сенсорных экранов, включая возможность оперативного переключения между режимами «стандартный интерфейс» и «режим планшета», включая возможность распознавания 3-х нажатий одновременно», или «встроенная поддержка сенсорных экранов, включая возможность оперативного переключения между режимами «стандартный интерфейс» и «режим планшета», включая возможность распознавания 10-ти нажатий одновременно»
  • «количество портов USB-В версии не ниже 3.0» на «количество портов USB-В версии 3.0» и т.д.

В тоже время, ряд участников (№ 85, 166, 230, 247) при подаче заявок изменяли только значение показателей, содержащих словосочетания «не менее», «не более», знак «≥», как этого требует инструкция Технического задания, но не изменяли наименования таких показателей.

Комиссия Управления отмечает, что, исходя из требований и положений документации об электронном виде подобные действия участников закупки при заполнении заявок не влекут за собой отказ в допуске в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, при указанных обстоятельствах учитывая, что согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, создается некая неопределенность в отношении показателей товара, предлагаемого к поставке.

Так, в случае определения в качестве победителя участника закупки, указавшего в заявке, например, сетевой разъем RJ-45 со скоростью передачи не менее 1 Гб/с – наличие или предустановленная операционная система семейства Windows (бессрочная лицензия), версия не ниже 10 – наличие, при заполнении Спецификации контракта заказчик, руководствуясь требованиями части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, должен будет перенести данные характеристики в контракт без изменения.

При этом в совокупности такие характеристики не будут конкретно определенными, что может привести к затруднениям относительно исполнения контракта, в том числе, в части приемки поставленного товара или предъявления претензий (в случае возникновения).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Постановлением Правительства Пензенской области от 13.03.2019 № 137-пП утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области и государственным казенным учреждением Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Положение).

Согласно пункту 8.2.7 Положения заказчик утверждает документацию о закупке в части документов, предусмотренных пунктами 2.6.1-2.6.9 настоящего Положения (в том числе, в части описания объекта закупки).

При совокупности указанных обстоятельств Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в связи с тем, что инструкция по заполнению заявки участника закупки, не является полной и исчерпывающей и не содержит порядка действий участников закупки для корректного заполнения ряда показателей предлагаемого к поставке товара.

В связи с изложенным, Комиссия считает необходимым в соответствии с пунктом 22 части 99 Закона о контрактной системе выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании изложенного выше Комиссия Управления, оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО НПП «РУБИН» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»» (извещение № 0155200002220000399 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 11.06.2020) необоснованной.
  2. Признать заказчика – Министерство образования Пензенской области нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Заявитель:

АО НПП «РУБИН»

Байдукова ул., д. 2, г. Пенза, 440015

mail@npp-rubin.ru

 

Заказчик:

Министерство образования Пензенской области

Маркина ул., 2, г. Пенза, 440034

minobr@edu-penza.ru

Уполномоченный орган:

Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области

ул. Попова, 34А, г. Пенза, Пензенская область, 440046

pgz.pnz@obl.penza.net

Заинтересованные лица:

ПАО «МЕГАФОН»

Московское шоссе, д. 15, г. Самара, 443080

samara@megafon.ru

ООО «ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»

Пр-кт Ветеранов, д. 30, лит. А, пом 1-н,

г. Санкт-Петербург, 198215

tlkzakaz@mail.ru

ООО «МАКСОФТ»

Бауманская улица, дом 68/8 строение 1,

эт. 2, пом. III, оф. 5, г. Москва, 105005

info@maksoft.ru

Оператор электронной площадки

(для сведения)

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

по жалобе № 058/06/106-502/2020

«27» мая 2020 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России (после перерыва);
  • … – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

на основании решения от 07.07.2020 № 058/06/106-502/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы АО НПП «РУБИН» на действия аукционной комиссии при проведении уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в 2020 году в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»» (извещение № 0155200002220000399 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 11.06.2020), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 24.07.2020 устранить нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
  • возвратить участникам заявки на участие в закупке;
  • внести изменения в положения документации об электронном аукционе;
  • продолжить осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе;
  • в срок до 30.07.2020 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru;
  1. Оператору электронной площадки:
  • в срок до 24.07.2020 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
  • в срок до 30.07.2020 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте: to58@fas.gov.ru.

За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны