Письмо №ЕК/970/23 Решение по жалобе от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Постановление Администрации г. Пензы от 11.12.2013 N 1469(ред. от 03.03.2022)"О создании муниципального казенного учреждения "Центр закупок города Пензы"(вместе с "Перечнем и источниками финансирования мероприятий по созданию МКУ ЦЗ г. Пензы", "Перечнем заказчиков, для нужд которых реализуются полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", "Положением о порядке взаимодействия МКУ ЦЗ г. Пензы с заказчиками")


Решение по жалобе


Общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» наб.Тараса Шевченко, д.23А, этаж 25, пом.1, г.Москва, 121151 ko@rts-tender.ru ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПРИОРИТЕТ-СВ" 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Е.И. Пугачева, д. 98/100 prioritet-sv@mail.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 Г. ПЕНЗЫ 440031, г. Пенза, ул. Кижеватова, 13 school32@guoedu.ru МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ЗАКУПОК ГОРОДА ПЕНЗЫ" 440600, Пензенская обл, Пенза г, УЛИЦА МОСКОВСКАЯ, 110 zakupki-penza@mail.ru


РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-204/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе


«24» апреля 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • Казаковой Е.А. – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;

  • Фроловой А.А. – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

  • Кудасова А.В. – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии

со стороны заявителя ООО ЧОО «Приоритет-СВ» - Дуденковой Н.С. (директора),

со стороны уполномоченного учреждения МКУ «Центр закупок города Пензы» - Бодровой Л.А., Леонтьевой В.В. (представителей по доверенности),

со стороны заказчика МБОУ СОШ № 32 г. Пензы - Синенковой О.Н. (директора),

рассмотрев жалобу ООО ЧОО «Приоритет-СВ» на действия комиссии при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Центр закупок города Пензы» для нужд учреждений образования совместного электронного конкурса «Оказание охранных услуг» (извещение № 0855300002823000177 от 21.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,


УСТАНОВИЛА:


17.04.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрированы шесть жалоб ООО ЧОО «Приоритет-СВ» на действия комиссии при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Центр закупок города Пензы» для нужд учреждений образования электронного конкурса «Оказание охранных услуг» (извещение № 0855300002823000177 от 21.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалобы принята и назначена к рассмотрению на 24.04.2023 в 11 часов 30 минут.

При этом данные жалобы поданы в отношении одной совместной закупки, содержание жалоб идентичное, в связи с чем рассматриваются Комиссией одновременно и принимается единое решение.

Для представления необходимых документов и информации, а также дополнительного анализа материалов по жалобе Комиссией Управления объявлялся перерыв в рассмотрении жалобы до 24.04.2023 17 часов 00 минут.

Согласно доводу жалобы комиссия по осуществлению закупки ненадлежащим образом осуществила оценку заявок на участие в конкурсе, а именно комиссия должна была принимать к оценке по критерию «квалификация участников» договоры, сопоставимые с предметом заключаемого контракта с учетом того, что в рассматриваемом случае предполагается охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Однако, по мнению заявителя комиссия приняла к оценке договор, представленный победителем закупке в отношении охраны объекта, не связанного с обеспечением внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

При рассмотрении жалобы представитель заявителя дополнила доводы жалобы, указав, что согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, для подтверждения показателя оценки принимается исполненный договор (договоры), предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Однако по данным подателя жалобы победителем представлен договор охраны объектов РЖД, не относящимся к образовательным и научным организациям.

При рассмотрении жалобы представитель уполномоченного учреждения просила признать жалобу необоснованной в соответствии с возражениями, изложенными в отзыве на жалобу, пояснила, что комиссией оценивались договоры, сопоставимые с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), что полностью соответствует Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604.

Представитель заказчика также указала, что считает жалобу необоснованной, а установление дополнительного ограничения по предмету оцениваемых договоров с точки зрения охраны объектов и обеспечением внутриобъектового и пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, возможным необоснованным нарушением прав и интересов участников закупки.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

21.03.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением размещено извещение № 0855300002823000177 о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме «Оказание охранных услуг».

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 321 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 06.04.2023 10:00 (МСК)

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 10.04.2023

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 11.04.2023

ИКЗ

233583700177858370100100090018010244

233583700064758370100100050018010244

233583700045358370100100110018010244

233583601203058370100100070018010244

233583700581458370100100130018010244

233583700942458370100100070018010244

Комиссия Управления отмечает, что в силу части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Т.е. рассмотрение жалобы не осуществляется в том числе в отношении результатов оценки заявок по критерию «квалификация участников».

При этом при рассмотрении жалобы проводится обязательная внеплановая проверка закупки, в том числе положений извещения.

Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее – Положение об оценке).

В силу пункта 3 Положения об оценке, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Согласно подпунктам «а», «в» пункта 5 Положения об оценке при проведении конкурсов:

  • с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 настоящего Положения;

  • значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению № 2.

Приложением № 2 к Положению об оценке установлено, что предельная величина значимости критерия «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» для услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) составляет 40%, критерия «квалификация участников закупки» составляет 60%.

Установлено, что в составе извещения в виде электронного документа размещен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее – Порядок оценки).

Согласно Порядку оценки установлены следующие критерии и величины их значимости:

Критерии оценки

Значимость критерия оценки, процентов

1

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

40

2

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

60

В соответствии с пунктом 24 Положения об оценке, для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Подпунктом «а» пункта 28 Положения об оценке установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;

  • общее количество исполненных участником закупки договоров;

  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Пунктом 35 Положения об оценке установлено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий)

а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;

б) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Согласно Порядку оценки в рамках критерия «квалификация участников закупки» установлены показатели оценки:

1. Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров),

2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (Количество сотрудников, имеющих право осуществлять частную охранную деятельность).

В соответствии с разделом 3 Порядка оценки для подтверждения показателя оценки принимается исполненный договор (договоры), предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ.

К оценке принимается исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Лучшим является наибольшее значение показателя.

Таким образом, Положение об оценке содержит специальные нормы относительно установления критериев и порядка оценки заявок при осуществлении закупок услуг по охране, при этом в Положении четко указано, что документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей является исполненный договор (договоры), предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Без уточнения в отношении каких именно организаций оказываются данные услуги.

Вместе с тем, в рамках рассматриваемой закупки в Порядке оценки одновременно указаны положения о том, что принимается исполненный договор (договоры), предусматривающие оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, а также, что оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).

Следует отметить, что в редакции Положения об оценке, действующем до 16.11.2022 действительно было предусмотрено в пункте 35 исключение о закупках услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, однако в действующей редакции данное уточнение исключено.

Таким образом, установление в Порядке оценки заявок одновременно условий о приемке к оценке исполненных договоров на услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, а также «просто» объектов (территорий), является нарушением требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 35 Положения об оценке, утвержденного постановлением Правительства № 2604, что содержит признаки нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия Управления отмечает, что доводы жалобы в отношении оценки комиссией заявок участников по критерию «квалификация участников» признаются необоснованными в связи с положениями части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе.

При этом дополнения, озвученные подателем жалобы в отношении того, что согласно Порядку рассмотрения заявок для подтверждения показателя оценки принимается исполненный договор на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, не могут быть рассмотрены Комиссией Управления в силу того, что поданы по истечении срока, предусмотренного на обжалование действий комиссии и положений извещения.

Однако нарушение в отношении установления Порядка оценки заявок, несоответствующего требованиям пункта 35 Положения об оценке, утвержденного постановлением Правительства № 2604, установлено Комиссией в рамках проводимой при рассмотрении жалобы внеплановой проверки.

Согласно пунктам 3.8, 4.1 Положения о порядке взаимодействия МКУ «Центр закупок города Пензы» с заказчиками, утвержденного постановление Администрации г. Пензы от 11.12.2013 1469 заказчики определяют критерии оценки заявок участников закупки, величины значимости этих критериев в соответствии с требованиями, установленными статьей 32 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе с определением критериев оценки, величины значимости этих критериев.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленное нарушение допущено заказчиками (основной заказчик согласно материалам по жалобе МБОУ СОШ № 32 г. Пензы).

При рассмотрении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания Комиссией Управление принято во внимание, что согласно пояснениям заявителя его ввело в заблуждение установленное условие в Порядке оценки, и он полагал, что по критерию «квалификация участников» следует представлять для оценки исключительно договоры в отношении образовательных или научных организаций, при этом у подателя жалобы имеются иные договоры, которые могли быть представлены для оценки в отношении иных объектов и с подтвержденной суммой, которая могла оказать значительное влияние на результат определения победителя.

В связи с изложенным Комиссия считает необходимым выдать обязательное предписание об устранении выявленного нарушения.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления


РЕШИЛА:


1. Признать жалобу ООО ЧОО «Приоритет-СВ» на действия комиссии при проведении уполномоченным учреждением МКУ «Центр закупок города Пензы» для нужд учреждений образования совместного электронного конкурса «Оказание охранных услуг» (извещение № 0855300002823000177 от 21.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 35 Положения об оценке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.


В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.



Заместитель председателя Комиссии Е.А. Казакова


Члены Комиссии А.А. Фролова


А.В. Кудасов









2023-158


Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПРИОРИТЕТ-СВ"
ИНН 6451405480, ОГРН 1046405101973
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32 Г. ПЕНЗЫ
ИНН 5837000453, ОГРН 1025801441270
Муниципальное казенное учреждение «Центр закупок города Пензы»
ИНН 5836655859, ОГРН 1135836001289
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666