Решение (комиссия) №ЕД/1939/23 Решение по жалобе от 3 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» 440062, Пензенская обл., г. Пенза, пр-кт Строителей, д. 2 gbuz_pocmp@mail.ru Общество с ограниченной ответственностью «Группа МЕДИАЛАЙН» 603024, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, ул. Невзоровых, д. 87, офис 10 voa@mdlgroup.ru; eremina.irina@mdlgroup.ru МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 440008, г. Пенза, ул. Некрасова, 24 info@merp58.ru;pgz.pnz@obl.penza.net

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-359/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«28» июня 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, руководителя Управления;

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ГБУЗ «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»:

<...> (представитель по доверенности);

<...> (представитель по доверенности),

со стороны уполномоченного органа – Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области – <...> (представитель по доверенности);

со стороны заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Группа МЕДИАЛАЙН» (далее – ООО «Группа МЕДИАЛАЙН», податель жалобы) – <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика –ГБУЗ «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» аукциона в электронной форме «Поставка тест-полосок» (извещение № 0155200000923000322 опубликовано 06.06.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.06.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом для нужд заказчика аукциона в электронной форме «Поставка тест-полосок» (извещение № 0155200000923000322 опубликовано 06.06.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводу жалобы комиссия по осуществлению закупок при наличии условий, предусмотренных пунктом 2 постановления Правительства РФ от 05.02.2015
№ 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановления № 102), неправомерно не отклонила заявки, содержащие предложение к поставке товара
иностранного происхождения.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 27.06.2023 в 15 часов 00 минут.

Представители заказчика, уполномоченного органа, заявителя участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены отзывы на жалобу.

Во время заседания Комиссии Управления представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. Кроме того, представитель подателя жалобы указал, что при подачи заявки на участие в аукционе ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» приложило сертификат происхождения товара по форме СТ-1, подтверждающий страну происхождения предлагаемого товара – Российская Федерация, данный сертификат возможно проверить на официальном сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее – ТПП РФ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу https://verification.tpprf.ru/.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указал, что на участие по рассматриваемой закупке подано 5 заявок, из которых 3 заявки содержали предложение по поставке товара иностранного происхождения, и 2 заявки – российского происхождения, в числе последних была заявка подателя жалобы. ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» в своей заявке предложила к поставке 2 вида медицинских изделий, прилагая к каждому из них сертификат происхождения товара по форме СТ-1. При этом в один из сертификатов в графе № 5, именуемой «Для служебных отметок», внесена запись, не отвечающая требованиям Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий), утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015 № 29 (далее – Положение, утвержденное Приказом ТПП РФ 10.04.2015 № 29). Поскольку ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» надлежащим образом не подтверждена страна происхождения товара, то в силу требований Постановления № 102 предлагаемый к поставке товар приравнен к товару иностранного происхождения. Представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указали, что в рассматриваемом случае заявка ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» была правомерно приравнена к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. Также отметили, что приложенный данным участником сертификат происхождения товара по форме СТ-1 помимо некорректно заполненной графы № 5 «Для служебных отметок», содержал код ОКПД2, не соответствующий объекту закупки.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе в заседании объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 28.06.2023.

В ходе перерыва со стороны подателя жалобы представлены дополнительные письменные пояснения.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

06.06.2023 уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000923000322 об осуществлении аукциона в электронной форме «Поставка тест-полосок».

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 825 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 15.06.2023 09:00.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 19.06.2023.

ИКЗ 232583510860658350100100060022120323.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе в числе прочих приняты Постановление № 102, а также Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н).

Объектом рассматриваемой закупки является «Поставка тест-полосок».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона выбран код ОКПД2 21.20.23.110, который включен в утвержденный Постановлением № 102 Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в Приказ № 126н в группировку 21. В этой связи в извещении были установлены ограничения и условия допуска в соответствии с Постановлением № 102 и Приказом № 126н.

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:

а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1:

  • содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок;

б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень № 2:

  • содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;

  • содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;

  • содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

В силу пункта 2(1) Постановления № 102 в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень № 1 или перечень № 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 3 Постановления № 102 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и перечень № 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.

Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0155200000923000322 от 19.06.2023 на участие в закупке было подано 5 заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении аукциона.

Комиссией Управления установлено, что участниками электронного аукциона с идентификационными номерами заявок 220 (ООО «Группа МЕДИАЛАЙН») и 77 (ООО «Кардея») предложены к поставке товары, страной происхождения которых является Российская Федерация. В составе заявок данными участниками были приложены сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1. Остальными участниками электронного аукциона (с идентификационными номерами заявок № 74, 111, 66) предложен к поставке товар, страной происхождения которого является Китайская Народная Республика, а также Тайвань (Китай).

Комиссией Управления установлено, что ООО «Группа МЕДИАЛАЙН», участвуя в аукционе, предложила к поставке 2 вида товара:

п/п

Наименование товара

Наименование страны

происхождения товара

  1.  

Глюкоза ИВД, реагент / Тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови Gmate Life по ТУ 21.20.23-001-87060442-2018

Российская Федерация

  1.  

Глюкоза ИВД, реагент / Полоски электрохимические однократного применения для измерителя концентрации глюкозы в крови портативного ПКГ-03 "Сателлит Экспресс"

Российская Федерация

С целью подтверждения страны происхождения медицинских изделий по первой позиции ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 № 3017000018 (номер бланка 2579983) от 01.02.2023. В графе № 5 «Для служебных отметок» указано следующее: «Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действителен до 29.01.2024»

В свою очередь, по второй позиции обществом представлен сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 № 3021002876 (номер бланка 2673102) от 28.03.2023. В графе № 5 «Для служебных отметок» прописано следующее: «Для целей представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации».

Комиссия Управления отмечает, что в целях реализации Постановления № 102 Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 № 29 утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий).

В силу пункта 2.1 данного Положения Торгово-промышленные палаты в Российской Федерации выдают сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - сертификаты формы СТ-1) в соответствии с настоящим Положением.

Согласно пункту 3.1 Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015
№ 29,
сертификаты формы СТ-1 выдаются уполномоченными ТПП заинтересованным участникам закупок (заявителям) на товары, указанные в Перечне отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Перечень 1) и Перечне медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее по тексту - Перечень 2), предусмотренных приложением к Постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102.

Разделом 5 Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015 № 29, утвержден императивный порядок заполнения сертификата формы СТ-1, распространяемый в том числе на пункт 5.2 Положения, которым определяется целевое назначение выдаваемого сертификата.

Из пункта 5.2 указанного Положения следует, что сертификат формы СТ-1 заполняется с учетом определенных особенностей, в частности в графу № 5 «Для служебных отметок» вносится следующая запись: «Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд» и, при необходимости, информация о дубликате, вносимая в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 раздела 3 настоящего Положения.

Вместе с тем Приказом ТПП РФ от 30.05.2018 № 52 утверждено Положение о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее – Положение, утвержденное ТПП РФ от 30.05.2018 № 52), предусматривающее собственный порядок оформления сертификата формы СТ-1 (раздел 11). Так, пунктом 11.2 указанного Положения установлено, что в графу № 5 «Для служебных отметок» вносится следующая запись: «Для целей представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации».

В рассматриваемом случае комиссия по осуществлению закупок, рассматривая заявку ООО «Группа МЕДИАЛАЙН», установила, что один из представленных участником сертификатов происхождения товара по форме СТ-1 содержательно не соответствует требованиям Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015
№ 29, поскольку его целевое назначение, прописанное в графе № 5
«Для служебных отметок», отлично от необходимого и подпадает под целевое назначение, устанавливаемое

Положением, утвержденным ТПП РФ от 30.05.2018 № 52. Таким образом, аукционная комиссия правомерно приравняла заявку ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, что исключает в настоящем случае применение положений пункта 2 Постановления № 102.

Заявитель в ходе рассмотрения жалобы также ссылался на пункт 2.7 Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015 № 29, которым установлено, что факт выдачи сертификата формы СТ-1 может быть проверен в информационном порядке на проверочном (верификационном) ресурсе ТПП России, указывая, на возможность проверки соответствия требованиям по надлежащему подтверждению страны происхождения товара со стороны комиссии по осуществлению закупок. Относительно данного довода Комиссия Управления отмечает, что законодательством не предусмотрено императивное требование, предъявляемое к аукционной комиссии, по проверке сертификата формы СТ-1 на проверочном (верификационном) ресурсе ТПП России. Кроме того, пунктом 2.7 Положения, утвержденного Приказом ТПП РФ 10.04.2015 № 29, подчеркивается, что предметом проверки является факт выдачи сертификата, в то же время не оговорено, что в ходе проведения такой проверки может быть установлено его целевое назначение, соответствующее целевому назначению, прописываемому в графе № 5 «Для служебных отметок» в силу пункта 5.2 указанного Положения.

С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о правомерности действий комиссии по осуществлению закупок и, соответственно, необоснованности довода жалобы.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Группа МЕДИАЛАЙН» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» аукциона в электронной форме «Поставка тест-полосок» (извещение № 0155200000923000322 опубликовано 06.06.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

 

<...>

Член комиссии

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2023-1337

 

 

Связанные организации

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
ИНН 5835108606, ОГРН 1145835003709
Общество с ограниченной ответственностью «Группа МЕДИАЛАЙН»
ИНН 5262222144, ОГРН 1085262000042
МЭРП Пензенской области
ИНН 5836013555, ОГРН 1085836000040