Решение №547-3 Решение от 24 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/10/18.1-85/2021
«18» февраля 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:
- П<...>– заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;
- К<...> – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;
- В<...> – члена Комиссии, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти;
при участии организатора торгов - финансового управляющего Л<...> (лично);
в отсутствие заявителя – М<...>(о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом);
рассмотрев жалобу М<...> на действия финансового управляющего Л<...> при проведении торгов по продаже имущества банкрота – Т<...>(сообщение № 5933769 от 24.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 09.02.2021 поступила жалоба М<...> на действия финансового управляющего Л<...> при проведении торгов по продаже имущества банкрота – Т<...>(сообщение № 5933769 от 24.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).
Из жалобы заявителя следует, что 12.01.2021 М<...> на электронную почту организатора торгов – финансового управляющего Л<...> для участия в торгах направлены заявка и ценовое предложение. При этом, финансовым управляющим Л<...> указанная заявка не рассмотрена.
Правовая позиция финансового управляющего Л<...> изложена в возражениях на жалобу от 17.02.2021. Финансовый управляющий Л<...> указывает, что в соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях продажи имущества Т <...>, утвержденным Арбитражным судом Ульяновской области, прием заявок на участие в торгах проходит с 09:00 до 18:00 в рабочие дни, по адресу: г. Пенза, ул. Гладкова, д.11, оф.201., порядок подачи заявок посредством электронной почты не предусмотрен. Заявка М<...>, поступившая 12.01.2021 на электронную почту финансового управляющего Л<...>, была не подписана. На основании изложенного, заявка М<...> организатором торгов не рассматривалась.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 12.02.2021 № 289-3э назначено и проведено 18.02.2021 в 15 часов 00 минут.
На рассмотрение жалобы 18.02.2021 М<...> не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
На заседании Комиссии 18.02.2021 финансовый управляющий Л<...> с доводами жалобы не согласился, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержал в полном объеме.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как установлено Комиссией Управления, итоги торгов по продаже имущества банкрота – Т<...> подведены финансовым управляющим Л<...> 29.01.2021 о чем составлен протокол № 5956.
Указанный протокол размещен на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве 30.01.2021 (сообщение № 6075719 от 30.01.2021, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).
Жалоба М<...> поступила в Пензенское УФАС России 09.02.2021.
Учитывая вышеизложенное, жалоба М<...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Положениями статей 110, 138, 139 Закона о банкротстве регламентирован порядок реализации имущества должника путем проведения торгов.
В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.01.2021 по делу
№ А72-16505/2019 Т<...> признан несостоятельным (банкротом), финансовым управляющим гражданина утвержден Л<...>
В соответствии с определением от 17.12.2020 Арбитражным судом Ульяновской области утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества Т<...> (далее – Положение о продаже имущества).
24.12.2020 финансовым управляющим Л<...> на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 5933769 о проведении торгов по продаже имущества банкрота – Т<...>
Дата и время начала подачи заявок – 25.12.2020 в 09:00.
Дата и время окончания подачи заявок – 05.02.2021 в 23:00.
Лот №1: ТС Модель SKODA OCTAVIA. Цвет СЕРЕБРИСТЫЙ. Тип ТС Легковые автомобили. Год 2014. Объем двигателя 1395.0. Номер двигателя 240412. Мощность двигателя 140.0лс. Категория B. VIN номер XW8AC4NE3FH007420. Номер кузова XW8AC4NE3FH007420. Серия и номер ПТС 40НХ765942. Кем выдан ПТС ООО "ФОЛЬКСВАГЕН ГРУП РУС". Владельцев по ПТС 2. С 15.08.2014 по 08.11.2018. Юридическое лицо. С 04.04.2019 по настоящее время.
Начальная цена – 500 000 руб.
Согласно протоколам от 29.01.2021 № 5956 об определении участников торгов и о результатах торгов, на участие в торгах поданы 3 (три) заявки, 2 (две) из которых признаны соответствующими требованиям и допущены до участия в торгах, победителем признан участник с ценовым предложением 360 000 руб.
Продажа имущества должника путем проведения торгов осуществляется в порядке, установленном в соответствии с требованиями статьи 110 Закона о банкротстве.
Частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что организатор торгов выполняет следующие функции:
- опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
- принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
- определяет участников торгов;
- осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
- определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
- уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда (часть 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве).
Положением о продаже имущества банкрота – Т<...>., утвержденным Арбитражным судом Ульяновской области, определен порядок приема организатором торгов заявок на участие в торгах.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения о продаже имущества для приобретения имущества физические и юридические лица подают заявку в установленном порядке, в которой необходимо указать:
– фамилию, имя, отчество (полностью), паспортные данные, сведения о месте жительства (для физических лиц): полное наименование организации и реквизиты, местонахождение и почтовый адрес (для юридических лиц);
– контактный телефон, адрес электронной почты;
– номер п/п, наименование имущества и предложение по цене приобретения имущества, но не ниже цены, установленной для соответствующего периода;
Прием заявок будет проходить с 09:00 до 18:00 в рабочие дни, по адресу: г. Пенза, ул. Гладкова, д.11, оф.201.
Частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве установлен перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия, в том числе информация о порядке, месте, сроках и времени представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия.
Из сообщения о проведении торгов от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) следует, что прием заявок осуществляется организатором торгов с 09:00 до 18:00 в рабочие дни, по адресу: г. Пенза, ул. Гладкова, д.11, оф.201.
Таким образом, установленный порядок подачи заявок при проведении рассматриваемых торгов не предполагает направление потенциальными участниками торгов заявок иным способом, кроме как по адресу: г. Пенза, ул. Гладкова, д.11, оф.201.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что 12.01.2021 М<...> на электронную почту организатора торгов – финансового управляющего Л<...> для участия в торгах направлены заявка и ценовое предложение в электронной форме.
Указанная заявка организатором торгов – финансовым управляющим Л<...> не рассмотрена.
Проанализировав заявку М<...> и требования, установленные Положением о продаже имущества, Комиссия приходит к выводу о том, что заявка М<...> правомерно оставлена организатором торов без рассмотрения, поскольку установленный Положением о продаже имущества порядок подачи претендентами заявок не предусматривает способ подачи заявки в электронной форме на адрес электронной почты организатора торгов.
При указанных обстоятельствах, рассматриваемый довод жалобы заявителя признан Комиссией Управления необоснованным.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Раздел «Правила подачи заявок», а также раздел «Текст» сообщения о проведении торгов от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) содержит следующую информацию: «Заявка на участие в торгах направляется с помощью программно-аппаратных средств сайта электронной площадки, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя».
Кроме того, в соответствии с разделами «Дата и время начала подачи заявок», «Дата и время окончания подачи заявок» сообщения о проведении торгов от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) период приема заявок организатором торгов определен с 25.12.2020 09:00 до 05.02.2021 23:00.
При этом, в тексте сообщения № 5933769 указано, что дата и время начала представления предложений о цене: 8 февраля 2021 г.; заявки принимаются в срок с 24.12.2020 в 09:00 до 05.02.2021 в 23:00.
Из изложенного следует, что организатором торгов в сообщении от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) указана различная информация о порядке, месте, сроках и времени представления заявок на участие в торгах и предложений о цене, что не позволяет потенциальным участникам однозначно сделать вывод об установленном порядке приема заявок организатором торгов, что в свою очередь не соответствует Положению о продаже имущества и является нарушением части 10 статьи 110 Закона о банкротстве.
Согласно части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия.
Из текста сообщения о проведении торгов от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) следует, что продажа имущества банкрота осуществляется путем проведения электронных торгов в форме открытого аукциона с открытой формой представления предложений о цене.
Тем не менее, согласно сообщению от 24.12.2020 № 5933769 прием заявок осуществляется организатором торгов по адресу: г. Пенза, ул. Гладкова, д.11, оф.201. Финансовый управляющий гражданина рассматривает полученные заявки в конце каждого периода. По итогам рассмотрения определяется лицо, предложившее наиболее высокую цену за имущество, но не ниже цены, установленной для соответствующего периода. В случае одинаковых предложений по цене, победителем признается лицо, подавшее заявку ранее других участников.
Из изложенного следует, что продажа имущества банкрота Т<...> проводилась финансовым управляющим не в электронной форме.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления полагает, что указание финансовым управляющим Л<...> в сообщении о проведении торов противоречивой информации относительно порядка, места, сроках и времени представления заявок на участие в торгах и предложений о цене, о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия нарушает принципы проведения честных, открытых и конкурентных торгов, тем самым нарушая законные права и интересы потенциальных участников, ведет к неоднозначному пониманию участниками требований, установленных организатором торгов.
В силу части 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным данным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
В соответствии с сообщением о проведении торгов от 24.12.2020 № 5933769 (размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения:
1) наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);
2) номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя;
3) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.
В соответствии с уведомлением-требованием от 12.02.2021 № 289-3э финансовым управляющим Л<...> в материалы дела представлены копии заявок, поданных на участие в рассматриваемых торгах.
Согласно протоколу от 29.01.2021 № 5956 об определении участников торгов на участие в торгах поданы 3 (три) заявки, 2 (две) из которых признаны соответствующими требованиям и допущены до участия, 1 (одна) заявка признана несоответствующей требованиям сообщения о проведении торгов и Закона о банкротстве.
Сопоставив установленные сообщением о продаже имущества требования к заявке, и сведения, указанные в заявке участника, заявка которого финансовым управляющим Л<...> была не допущена до участия в торгах, Комиссия Управления полагает, что указанная заявка соответствует требованиям сообщения, а также Положения о продаже имущества.
При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что организатором торгов заявка третьего участника отклонена необоснованно.
Исходя из изложенного, при рассмотрении заявок, поданных на участие в торгах, финансовым управляющим Л<...> допущено нарушение части 12 статьи 110 Закона о банкротстве.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, по результатам торгов финансовым управляющим Л<...> и победителем заключен договор купли-продажи имущества, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу М<...> на действия финансового управляющего Л<...> при проведении торгов по продаже имущества банкрота – Т<...> (сообщение № 5933769 от 24.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.
2. Признать организатора торгов – финансового управляющего Л<...> нарушившим часть 10, часть 12 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Обязательное для исполнения предписание организатору торгов – финансовому управляющему Л<...> не выдавать.
4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.