Решение б/н решение от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №058/05/28-775/2023  

 

26 января 2024 года                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2024 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев дело № 058/05/28-775/2023, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фристайл» (ИНН 5836310830; ОГРН 1065836011801; далее – ООО МКК «Фристайл») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»)

 

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральной антимонопольной службой в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее Пензенское УФАС России) 11.12.2023 вх. № 5950-ЭП/23 направлены материалы, представленные Центральным банком Российской Федерации.

Из представленных материалов Центрального банка Российской Федерации следует, что по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 на фасаде здания размещена реклама («003 скорая финансовая помощь. Деньги здесь 50 000 руб. Займы пенсионерам льготные предложения») финансовых услуг с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фристайл» (ИНН 5836310830; ОГРН 1065836011801).

Пензенским УФАС России определением от 28.12.2023 по факту распространения на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 рекламы, возбуждено дело № 058/05/28-775/2023 по признакам нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО МКК «Фристайл» как рекламодателя. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2024.

В адрес Пензенского УФАС России 24.01.2024 ООО МКК «Фристайл» представило письменные пояснения из которых следует, что в октябре 2023 года были разработаны макеты в связи с изменениями законодательства о рекламе, однако разместить их в установленный срок не представлялось возможным в связи с необходимым определенным температурным режимом для замены пленки. В настоящий момент все нарушения устранены.

Представитель ООО МКК «Фристайл» на рассмотрении дела факт нарушения законодательства о рекламе признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Из представленных материалов следует, что по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 на фасаде здания размещен баннер с информацией следующего содержания: «003 скорая финансовая помощь. Деньги здесь 50 000 руб. Займы пенсионерам льготные предложения» (текст указан крупным шрифтом). Внизу мелким шрифтом указано: «Займы предоставляются в размере от 1 000 до 50 000 руб. на срок до 180 календарных дней дееспособным гражданам Российской Федерации (с возможностью возврата займа досрочно). Основная процентная ставка от 182.500% до 292.000% годовых. С правами предоставления займов, условиями проводимых акций и маркетинговых мероприятий, общими условиями займа и информации об условиях предоставления и  использования и возврата займов можно ознакомиться на сайте www.dengi003.ru ООО МКК «Фристайл»…*Процентная ставка 0% в день с 1 дня по 3 день пользования займом, с 4 дня пользования займом процентная ставка составляет 0.8% в день для новых клиентов для займов до 30 000 руб.» (фото приложено в материалы дела).

 В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, распространяемая на баннере по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 («003 скорая финансовая помощь ...»), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к компании, на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуг, оказываемых данной компанией, в том числе на осуществление предоставления займа (финансовая услуга).

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является финансовая услуга (займ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 Федерального закона N 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Соответственно, действующим законодательством определен перечень субъектов, имеющих право осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов. В частности, к ним относятся кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и ломбарды.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

При этом норма части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно с 23.10.2023 требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

Информация, предусмотренная пунктом 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В силу понятия реклама, содержащегося в статье 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Информация о диапазонных значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой рекламе, размещенной на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1, требования пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не соблюдены. Информация о диапазонных значений ПСК не предоставляется до предоставления информации о процентных ставках.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Фристайл».

Таким образом, ООО МКК «Фристайл» нарушило требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В адрес Пензенского УФАС России 24.01.2024 ООО МКК «Фристайл» представило письменные пояснения из которых следует, что в настоящее время по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1 на баннере размещена реклама, не содержащая признаков нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ООО МКК «Фристайл» не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «003 скорая финансовая помощь. Деньги здесь 50 000 руб. Займы пенсионерам льготные предложения», «Займы предоставляются в размере от 1 000 до 50 000 руб. на срок до 180 календарных дней…Основная процентная ставка от 182.500% до 292.000% годовых. С правами предоставления займов, условиями проводимых акций и маркетинговых мероприятий, общими условиями займа и информации об условиях предоставления и  использования и возврата займов можно ознакомиться на сайте www.dengi003.ru ООО МКК «Фристайл»…* Процентная ставка 0% в день с 1 дня по 3 день пользования займом, с 4 дня пользования займом процентная ставка составляет 0.8% в день для новых клиентов для займов до 30 000 руб.», распространяемую ООО МКК «Фристайл» на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Чехова, 73/1, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны