Решение (комиссия) б/н решение от 30 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2024 года.

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2024 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <....>– руководителя управления,

- <...>   – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;

- <...> – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы; 

при участии со стороны заявителя ГАУДО «Многофункциональный туристско-спортивный центр» им.Т.Т.Мартыненко:

- <...>,

при участии со стороны ответчика ООО «Очистные сооружения»:

- <...>– директора ООО «Очистные сооружения»,

рассмотрев дело № 058/01/10-497/2023 по признакам нарушения ООО «Очистные сооружения» (ИНН 5823901120, 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11, далее – Общество, ответчик)  пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение ГАУДО «Многофункциональный туристско-спортивный центр» им.Т.Т.Мартыненко (ИНН 5835006604, 440061, г.Пенза, ул.Герцена, 5, далее – Заявитель, ГАУДО МФТСЦ) в отношении ООО «Очистные сооружения» (ИНН 5823901120, 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11, далее – Общество) по вопросу навязывания невыгодных условий договора об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23.

По результатам рассмотрения обращения в действиях ООО «Очистные сооружения» были усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в навязывании невыгодных условий, не отвечающих требованиям действующего законодательства.

 Пензенское УФАС России, руководствуясь  статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало ООО «Очистные сооружения» предупреждение от 14.07.2023г. №2-01-03/15-2023 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ООО «Очистные сооружения» предупреждение в установленный срок не выполнило.

Приказом от 21.08.2023г. №114/23 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Очистные сооружения» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании невыгодных условий, не отвечающих требованиям действующего законодательства.

Определением от 21.08.2023г. рассмотрение дела назначено на 22.09.2023г.

На заседании Комиссии 22.09.2023г. представитель Заявителя поддержал позицию, изложенную в обращении. Также дополнительно пояснил, что СОК «Звездный» является объектом образования, плавательным бассейном, и под действие положения пункта 203 Правил №644 не подпадает. СОК «Звездный» деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг не предоставляет. Ответчик пробы сточных вод в СОК «Звездный» не брал.

На заседании Комиссии 22.09.2023г. представитель Ответчика пояснил следующее. На территории СОК «Звездный» имеются душевые кабины, что подтверждается актом осмотра от 08.09.2023г., из чего следует факт оказания Заявителем в СОК «Звездный» общегигиенических услуг. Из указанного следует, что у Общества имеются законные основания, предусмотренные положением пункта 203 Правил №644, для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод. Также представитель Ответчика указал, что судебная  практика по делу А49-6572/2021, спор по которому является аналогичным по предмету с рассматриваемым делом, подтверждает законные основания у Общества для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В целях получения дополнительных доказательств определением от 25.09.2023г. рассмотрение дела отложено и назначено на 20.10.2023г.

18.10.2023г. ГАУДО МФТСЦ обратилось с ходатайством об отложении рассмотрения дела, назначенного на 20.10.2023г., ввиду подготовки Заявителем декларации  о составе и свойствах сточных вод на 2024 год на объекте СОК «Звездный».

Комиссия, рассмотрев ходатайство Заявителя от 18.10.2023г., приняла решение о его удовлетворении.

В связи с указанным, а также ввиду необходимости получения дополнительных доказательств по настоящему делу, определением  от 23.10.2023г., рассмотрение дела отложено и назначено на 16.11.2023г.

На заседании Комиссии 16.11.2023г. представитель Заявителя сообщил, что ГАУДО МФТСЦ подготовлена декларация о составе и свойствах сточных вод на 2024г. на объекте СОК «Звездный». Однако, Общество данную декларацию не приняло, по причине выявленных недочетов, о чем уведомило Заявителя письмом от 07.11.2023г. №25.

На заседании Комиссии 16.11.2023г. представитель Ответчика пояснила, что подготовленная Заявителем декларация о составе и свойствах сточных вод за 2024г. не повлечет изменения расчетов платы, начисленных Заявителю за 2023г. Также представитель ответчика относительно подготовленной Заявителем декларации о составе и свойствах сточных вод за 2024г. указало на наличие в ней существенных недочетов. В частности, пояснила, что контрольный колодец, из которого производится отбор проб сточных вод, должен быть определен при обязательном участии представителя ООО «Очистные сооружения». Также указала на недостаточный перечень характеристик (показатель), по которым проводились испытания сточных вод на объекте Заявителя.

В целях получения дополнительных доказательств определением от 17.11.2023г. рассмотрение дела отложено и назначено на 11.12.2023г.

В связи с тем, что срок рассмотрения настоящего дела истекает 21.11.2023г., определением от 17.11.2023г. срок рассмотрения дела продлен до 21.02.2024г.

По причине отсутствия 11.12.2023г. кворума для рассмотрения настоящего дела, определением от 14.12.2023г. рассмотрение дела отложено и назначено на 23.01.2024г.

На заседании Комиссии 23.01.2024г. представитель Заявителя поддержал позицию, изложенную в обращении и дополнениях. Дополнительно пояснил, что СОК «Звездный» является объектом образования и не ведет производственной деятельности, также указал, что перечень характеристик (показателей), перечисленных в протоколе испытаний для объекта СОК «Звездный» является исчерпывающим.

На заседании Комиссии 23.01.2024г. представитель ответчика поддержала позицию, изложенную в возражениях. Дополнительно пояснила, на объекте СОК «Звездный отсутствует контрольный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод от объекта СОК «Звездный» может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

В ходе рассмотрения дела №058/01/10-497/2023 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

В оперативном управлении Заявителя находятся 17 спортивно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами, в том числе ГАУДО МФТСЦ в р.п.Мокшан  СОК «Звездный» по адресу: 442730, Мокшанский район, р.п.Мокшан, ул.Студенческая, 4А.

В 5 комплексах система центрального водоотведения отсутствует, в 12 комплексах для осуществления централизованного водоотведения заключены договоры с обслуживающими организациями.

В 2021-2023гг. в отношении 11 комплексов Заявителя заключены договоры на водоотведение с организациями, осуществляющими водоотведение. Данные договоры предусматривали плату за водоотведение и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).

С января 2023г. ООО «Очистные сооружения» включило в договор об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23 (далее – договор об оказании услуг по приему сточных вод) плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, мотивируя это положением пункта 203 Правил №644 и положением пункта 5.3 «ГОСТ Р 57015-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования»  (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 860-ст), согласно которым деятельность  душевых по предоставлению общегигиенических услуг является основной услугой бассейна.

Заявитель не согласился с вышеуказанными действия Общества, ввиду того, что СОК «Звездный» является объектом образования, плавательным бассейном, и под действие положения пункта 203 Правил №644 не подпадает. ГАУДО МФТСЦ считает, что включение в договор об оказания услуг по приему сточных вод пункта о плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является необоснованным, свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим доминирующим положением на рынке услуг по водоотведению и о нарушении подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 24.11.2022 № 66-т ООО «Очистные сооружения» на период с 01.12.2022 по 31.12.2023гг. установлен тариф на водоотведение на территории Мокшанского района в размере 36 руб.

Таким образом, ООО «Очистные сооружения», осуществляющее деятельность в области оказания услуг по приему сточных вод (водоотведению), является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу указанных норм ресурсоснабжающая организация – ООО «Очистные сооружения» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по приему сточных вод с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей на территории Мокшанского района Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральноый закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»  (далее – Правила №644) .

В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) (далее - нормативы по объему сточных вод) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

По пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.

Пунктом 123(4) Правил N 644 определено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.

По сведениям, полученным от ООО «Очистные сооружения» и ГАУДО МФТСЦ, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у последнего составляет менее 30 куб.м.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором может быть осуществлен отбор проб сточных вод на объекте (СОК «Звездный») Заявителя отсутствует.

Таким образом, в связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.

По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.

Аналогичный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.

В силу пункта 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

Согласно материалам настоящего дела на территории СОК «Звездный» имеются душевые кабины для предоставления общегигиенических услуг.

Действующее законодательство предусматривает возможность расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов по формуле, предусмотренной в пункте 203 Правил N 644, без проведения контроля состава к свойству сточных вод абонентов и подтверждения превышения нормативов в случаях, предусмотренных указанным пунктом. Законодатель установил презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, доказательства того, что у ООО «Очистные сооружения» не имелись основания для начисления Заявителю  платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов не установлены.

Таким образом, нарушение антимонопольного законодательства в действиях ООО «Очистные сооружения», выразившееся в навязывании Заявителю  невыгодных условий, не отвечающих требованиям действующего законодательства, отсутствует.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закон о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении ООО «Очистные сооружения» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Общества.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <...>

 

Члены комиссии                                                                                 <...>

                                                                                                             <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны