Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 15 июля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместителю директора

филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго»-главному инженеру

ул. Первомайская, 42/44, г. Саратов, 410031

ул. Пушкина,1/2, г. Пенза, 440000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.31-581/2021

об административном правонарушении

 

15 июля 2021 года

г. Пенза

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.31-581/2021, возбужденного в отношении заместителя директора филиала Публичного акционерного общества «Россети Волга»-«Пензаэнерго» (ОГРН 1076450006280 ИНН 6450925977, г. Саратов,                                      ул. Первомайская, д. 42/44, 410031) - главного инженера в связи с принятием Пензенским УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-486/2020 от 22.04.2021 г., которым установлен факт нарушения ПАО «Россети Волга» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в его присутствии

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 058/04/14.31-581/2021 от 06.07.2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), составленный начальником отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – антимонопольный орган, Пензенское УФАС России) в отношении  заместителя директора филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» - главного инженера материалы административного дела № 058/04/14.31-581/2021  и материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-486/2020.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 22.04.2021 г. по делу № 058/01/10-486/2020 действия ПАО «Россети Волга» по нарушению порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 2.1. КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

В соответствии со статьей 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

На рассмотрение дела об административном правонарушении поддержал письменные объяснения, представленные ранее, а также просил учесть то обстоятельство, что ранее не привлекался к ответственности за совершение однородного правонарушения.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.31-581/2021, материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/10-486/2020, учитывая объяснения ПАО «Россети Волга» прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ПАО «Россети Волга» действий, являющихся злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации доказан в ходе рассмотрения дела № 058/01/10-486/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и подтверждается представленными в деле доказательствами.

Правовые основы отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Согласно положениям пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2020 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения № 442) и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).

Обстоятельства, при наступлении которых вводится ограничение режима потребления электроэнергии, определены в пункте 2 Правил № 442.

К числу данных обстоятельств относится необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления (подпункт «и» пункта 2 Правил № 442).

Правилами № 442 установлен Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 442 в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ, о сроках и объемах ограничения режима потребления в связи с их проведением.

При этом если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

В соответствии с пунктом 8(1) Основных положений № 442 с 01.07.2020г. под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, или его направление такому лицу одним из следующих способов (за исключением случаев, когда для отдельных видов уведомлений прямо предусмотрены иные способы):

а) заказное почтовое отправление - если адресатом является гражданин, то уведомление отправляется по адресу регистрации гражданина или месту жительства, или по адресу, который гражданин указал сам в договоре энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии), или, если адресатом является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, то уведомление отправляется по адресу, указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или Едином государственном реестре юридических лиц, или по адресу, указанному индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствующем договоре. Уведомления, направленные по указанным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу, по истечении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции;

б) включение текста уведомления в счет на оплату потребленной электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;

в) электронная почта - по адресу электронной почты, который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

г) направление короткого текстового сообщения (далее - смс-сообщение) на выделенный оператором подвижной радиотелефонной связи абонентский номер (далее - номер мобильного телефона), который указан в соответствующем договоре. При этом уведомление считается полученным в момент его направления;

д) факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи - при условии наличия возможности достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано. При этом уведомление считается полученным в момент его направления.

Функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области с 01.01.2014 на основании Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика» исполняет ООО «ТНС энерго Пенза» (до переименования – ООО «Энерготрейдинг»).

ООО «ТНС энерго Пенза» в рамках исполнения функций гарантирующего поставщика на территории Пензенской области оказывает услуги энергоснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии на основании договоров энергоснабжения и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27 Основных положений № 442).

Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО «Россети Волга» (до переименования – ПАО «МРСК Волги») является передача электрической энергии и технологическое присоединение к электросетям (ОКВЭД 35.12).

Между ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.02.2014 № 1                                  (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Договор от 07.02.2014                       № 1).

Указанный договор регулирует отношения Заказчика (ООО «ТНС энерго Пенза») – гарантирующего поставщика электрической энергии, выступающего в интересах обслуживаемых им Потребителей (Покупателей), и Исполнителя (ПАО «Россети Волга») - вышестоящей сетевой организации, являющихся профессиональными участниками рынка электроэнергетики, с учетом особого статуса договорившихся сторон (пункт 1.1 Договора от 07.02.2014 № 1).

Согласно пункту 2.1 Договора от 07.02.2014 № 1 ПАО «Россети Волга» обязуется оказывать ООО «ТНС энерго Пенза» услуги по передаче электрической энергии до точек поставки Потребителей (Покупателей).

В соответствии с пунктами 8.1 и 8.6 Договора от 07.02.2014 № 1 информационный обмен в части изменения точек поставки электрической энергии осуществляется ежеквартально путем подписания сторонами Дополнительных соглашений.

Пунктом 3.4.13 Договора от 07.02.2014 № 1 предусмотрено, что в случае если проведение ремонтных и профилактических работ на объектах электросетевого хозяйства Исполнителя (ТСО, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении Потребителей (Покупателей) Заказчика, Исполнитель (ТСО, иной владелец) осуществляет введение режима ограничения потребления электроэнергии при условии уведомления Потребителя (Покупателя) напрямую о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением в порядке, определенном действующим законодательством.

По информации, представленной ООО «ТНС энерго Пенза» (письмо от 12.10.2020 Вх. № 2690), сторонами также согласован Регламент взаимодействия Исполнителя и Заказчика при полном и (или) частичном ограничении режима потребления электроэнергии потребителям (покупателям) Заказчика и возобновлении их электроснабжения (Приложение № 3 к Дополнительному соглашению № 6 от 30.09.2014 к Договору от 07.02.2014 № 1) (далее – Регламент).

В соответствии с разделом III пунктом 17 Регламента предусмотрен аналогичный порядок прямого уведомления потребителей о введении режима ограничения потребления электроэнергии на время проведения ремонтных и профилактических работ на объектах электросетевого хозяйства со стороны Исполнителя (ПАО «Россети Волга»).

Установлено, что в соответствии с порядком уведомления потребителей, определенным договором оказания услуг по передаче электрической энергии между                     ООО «ТНС энерго Пенза» и ПАО «Россети Волга», обязанность по уведомлению потребителей о проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (ТСО, иных владельцев) в случае если проведение ремонтных работ невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, возложена на сетевую организацию – ПАО «Россети Волга». Указанный порядок действует на всей территории Пензенской области.

На запрос антимонопольного органа ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» письмом от 12.10.2020 Вх. № 2694 сообщило об уведомлении потребителей об ограничении режима потребления электрической энергии и о сроках ограничения режима потребления в указанных выше случаях посредством направления телефонограмм с отметкой в «Журнале исходящих телефонограмм».

В период с 01.01.2020 по 30.09.2020 со стороны ПАО «Россети Волга» для проведения ремонтных работ производились неплановые отключения электроснабжения объектов, расположенных в том числе, по ул. Арбековская г. Пензы 17.02.2020 (отключение потребителей от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2») и 19.02.2020, 20.03.2020, 11.06.2020, 22.06.2020, 02.07.2020, 14.08.2020 (отключения потребителей от ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2»).

На запрос антимонопольного органа представлен перечень потребителей электрической энергии от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2»,  ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и от ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2».

Согласно представленному перечню преимущественную часть потребителей электрической энергии от указанных объектов электроснабжения составляют физические лица.

В качестве доказательств уведомления потребителей электрической энергии, присоединенных к ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2», о планируемых ограничениях режима потребления электрической энергии для проведения ремонтных работ со стороны ПАО «Россети Волга» представлен «Журнал исходящих телефонограмм», со ссылками на уведомление потребителей путем направления телефонограмм от 14.02.2020 № 27, от 17.02.2020 № 28, от 17.03.2020 № 44, от 09.06.2020 № 103, от 19.06.2020 № 115, от 29.06.2020 № 122 от 12.08.2020г.

Из анализа представленного перечня потребителей, «Журнала исходящих телефонограмм», а также с учетом представленной детализации переговоров, следует, что вышеперечисленные телефонограммы переданы лишь юридическим лицам, предпринимателям и МЧС России.

Согласно представленным материалам у ПАО «Россети Волга» отсутствует информация о контактных номерах телефонов потребителей электрической энергии от ТП 10/0,4 кВ № 326, ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» и ВЛ 10 кВ «Панкратовская-2», ПС 110/10 кВ «Арбеково-2» - физических лиц.

Доказательства уведомления потребителей-физических лиц о планируемых ограничениях режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ посредством направления телефонограмм отсутствуют.

ПАО «Россети Волга» указывает, что уведомление потребителей – физических лиц об ограничении режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ производилось работниками ПАО «Россети Волга» путем вручения письменных сообщений потребителям нарочно либо путем размещения в почтовом ящике, в случае отсутствия потребителя в месте его проживания. Также, ссылается на дополнительное информирование потребителей-физических лиц путем размещения письменных уведомлений в местах общего пользования, на зданиях районных и поселковых администраций (письмо от 22.01.2021 Вх. № 121).

В обоснование пояснений, изложенных в письме от 22.01.2021 Вх. № 121,                            ПАО «Россети Волга» представлено письменное уведомление от 14.08.2020 Исх.               № 101 в адрес потребителя-физического лица о введении ограничения режима потребления электрической энергии на объекте по адресу: Пензенская область, Лунинский район,  с. Родники, ул. Садовая, д. 26 в период с 10 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. 26.08.2020г. в связи с проведением ремонтных работ на объектах сетевой организации. Представленное уведомление содержит подпись потребителя-физического лица, подтверждающую получение уведомления 14.08.2020г.

По информации, представленной ПАО «Россети Волга», на территории Пензенской области в 2020 году произведено 9 882 отключения электрической энергии в целях проведения ремонтных работ, в том числе 358 отключений электрической энергии по ул. Арбековская г. Пензы.

В период с 01.07.2020г. по 31.12.2020г. количество ограничений режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ на территории Пензенской области составило 4 777 отключений, в том числе 353 отключения по ул. Арбековская                     г. Пензы.

Определением Комиссии от 26.01.2021 Исх. № 259-2 у ПАО «Россети Волга» запрошены доказательства уведомления потребителей-физических лиц по ул. Арбековская  г. Пензы о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ 14.08.2020г.

Предоставленные со стороны ПАО «Россети Волга» копии письменных уведомлений потребителей физических лиц о введении ограничения режима потребления электрической энергии потребителей по ул. Арбековская г. Пензы в связи с проведением ремонтных работ 14.08.2020г. в количестве 275 уведомлений не содержат подписей потребителей, подтверждающих получение уведомлений.

ПАО «Россети Волга» указывает на то, что уведомление потребителей производилось работниками сетевой организации путем размещения письменных уведомлений в почтовых ящиках или других доступных местах по месту проживания потребителей-физических лиц. Вручение уведомлений жителям нарочно не представлялось возможным в связи с тем, что размещение уведомлений производилось в период рабочего времени с 8 до 17 часов (Письмо от 10.02.2021 Вх. № 284-э)

Также из представленных пояснений следует, что уведомление со стороны                        ПАО «Россети Волга» потребителей-физических лиц на территории Пензенской области осуществляется аналогичным образом.

Со стороны заявителя в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлено коллективное письмо от 15.02.2021 Вх. № 618э, согласно которому физические лица - потребители электрической энергии по ул. Арбековская г. Пензы сообщают о том, что в течении 2020 года ими не было получено ни одного уведомления о введении ограничения режима потребления электрической энергии нарочно либо путем размещения в почтовых ящиках.

Согласно письму ПАО «Россети Волга» от 10.03.2021 Вх. № 544 уведомление потребителей о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях проведения ремонтных работ на объектах электроэнергетики ПАО «Россети Волга» производилось путем размещения письменных сообщений в почтовом ящике или других доступных местах по месту проживания потребителей-физических лиц, в том числе с 01.07.2020г.

Вместе с тем, в соответствии в пунктом 30 Правил № 442, а также на основании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, ПАО «Россети Волга» обязано осуществлять уведомление потребителей напрямую, в порядке, установленным действующим законодательством.

Как указано выше, в соответствии с пунктом 8(1) Основных положений № 442 под уведомлением понимается вручение уведомления лицу, которому оно адресовано, либо направление одним из следующих способов: заказное почтовое отправление, включение текста уведомления в счет на оплату электрической энергии; по адресу электронной почты, направление смс-сообщения на номер мобильного телефона, факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи.

В связи с изложенным, при невозможности вручения уведомления потребителю, которому оно адресовано, ПАО «Россети Волга» необходимо избрать один из способов уведомления потребителя, установленных требованиями действующего законодательства.

Доводы ПАО «Россети Волга», изложенные в том числе в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, относительно уведомления потребителей-физических лиц путем размещения письменных сообщений в почтовом ящике или других доступных местах по месту проживания в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и действием санитарно-эпидемиологических мер по социальному дистанцированию граждан, Комиссией не принимаются.

Способы уведомления потребителей, установленные действующим законодательством - заказное почтовое отправление, включение текста уведомления в счет на оплату электрической энергии, по адресу электронной почты, направление смс-сообщения на номер мобильного телефона, факсимильная или другие телекоммуникационные каналы связи, позволяют обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Доказательства, подтверждающие невозможность применения вышеуказанных установленных законодательством способов уведомления потребителей ввиду распространения новой коронавирусной инфекции, со стороны ПАО «Россети Волга» не представлены.

Ввиду указанного ссылки ПАО «Россети Волга» на невозможность применения установленных законом способов уведомления потребителей подлежат отклонению.

Положения Правил, Основных положений № 442 не предусматривают права сетевой организации определять порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии по собственному усмотрению без учета требований этих Правил, Основных положений № 442.

Со стороны ПАО «Россети Волга» представлены сведения о публикациях в средствах массовой информации от 06.11.2020г. и 08.12.2020г. об отключениях эклектической энергии в целях проведения ремонтных работ на объектах сетевой организации на территории Пензенской области.

Представленные публикации относятся к отключениям потребителей от электроснабжения 07.11.2020г. и 11.12.2020г., вместе с тем, на территории Пензенской области с 01.07.2021г. по 31.12.2020г. количество ограничений режима потребления эклектической энергии в отношении потребителей составило 4 777 отключений. При этом, ПАО «Россети Волга» размещение публикаций в средствах массовой информации обо всех произведенных отключениях электрической энергии, связанных с проведением ремонтных работ, не осуществляло.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства получены сведения от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области относительно того, что сайт ПАО «Россети Волга» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.rossetivolga.ru/ отсутствует в Общероссийском Перечне наименований зарегистрированных средств массовой информации и в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» средством массовой информации не является (письмо от 19.02.2021 Вх. № 729э).

Также, в ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России направлены запросы в адрес администраций муниципальных образований Пензенской области в целях получения информации, подтверждающей исполнение ПАО «Россети Волга» обязанности по уведомлению потребителей об отключениях электрической энергии в целях проведения ремонтных работ.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие доведение информации до администраций, однако документы, подтверждающие уведомление потребителей-физических лиц со стороны администраций отсутствуют.

Кроме того, на ПАО «Россети» возложена обязанность по уведомлению потребителей напрямую.

Согласно пункту 30 Правил № 442 именно на ПАО «Россети Волга» в соответствии с положениями заключенного с гарантирующим поставщиком договора оказания услуг по передаче электрической энергии возложена обязанность по уведомлению потребителей напрямую, в порядке, определенном действующим законодательством.

Доказательства соблюдения в полном объеме со стороны ПАО «Россети Волга» порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии в порядке, установленном действующим законодательством, а также в соответствии с положениями заключенного договора оказания услуг по передаче электрической энергии, отсутствуют.

Законодательно установлено право сетевой организации на введение ограничения режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ при условии заблаговременного уведомления потребителей в соответствии с установленными требованиями законодательства.

ПАО «Россети Волга» не соблюдает установленный порядок уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, что влечет риск наступления негативных последствий для потребителей электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.06.2008 № 237-э                          ПАО «Россети Волга» включено в Реестр субъектов естественных монополий в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в топливно-энергетическом комплексе по передаче электрической энергии под регистрационным номером № 64.1.50.

Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области и положения ПАО «Россети Волга» на данном товарном рынке.

По результатам анализа товарного рынка установлено, что ПАО «Россети Волга» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Пензенской области в рамках границ присоединенных электрических сетей.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в области оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Установлено, что ПАО «Россети Волга» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей, в том числе на территории Пензенской области, и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Действия ПАО «Россети Волга» по нарушению порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Установлено, что ПАО «Россети Волга» злоупотребило доминирующим положением, что выразилось в нарушении порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, которое привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 22.04.2021 г. по делу № 058/01/10-486/2020 действия ПАО «Россети Волга» по нарушению порядка уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, которые приводят (могут привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, признаны злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании указанного Решения ПАО «Россети Волга» выдано Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 27.05.2021г. Указанное Предписание исполнено ПАО «Россети Волга», о чем ПАО «Россети Волга» сообщено в Пензенское УФАС России 26.05.2021г.

В соответствии с пунктом 1.1 трудового договора № 36 от 31.12.2019 обязуется выполнять работу в должности заместителя директора – главного инженера филиала ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» (после переименования – ПАО «Россети Волга»).

В соответствии с пунктами 2.1., 2.5.1 Приложения к Приказу № 521 от 20.09.2016 г. (в редакции Приказа № 241-П от 31.08.2017г.) о распределении обязанностей между руководителями ПАО «МРСК Волга»-«Пензаэнерго» с Приложением в обязанности заместителя директора – главного инженера входит: организация контроля за деятельностью ПО (производственных отделений) по ремонту оборудования, координация и контроль за сроками проведения ремонтных работ.

В соответствии с письмом ПАО «Россети Волга» от 18.06.2021 № МР6-124/ИТ/1433 (Вх. № 1660 от 18.06.2021) выполнение указанных обязанностей заместителя директора – главного инженера включает в себя также обязанности по соблюдению порядка уведомления потребителей при проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства.

Таким образом, на заместителя директора филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» - главного инженера возложена обязанность по обеспечению соблюдения ПАО «Россети Волга» требований действующего законодательства при проведении ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства, в том числе запретов, установленных Законом о защите конкуренции.

Заместителем директора филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» - главным инженером совершены действия, повлекшие за собой злоупотребление доминирующим положением и нарушение ПАО «Россети Волга» требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлено, что совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Таким образом, в действиях заместителя директора филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» - главного инженера содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а именно, совершение ПАО «Россети Волга», являющегося субъектом естественной монополии и занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, признанных злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Место совершения правонарушения – Пензенская область.

Время совершения правонарушения – с 01.07.2020г. по 26.05.2021г.

   В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, является то, что ранее не подвергался административному наказанию за совершение однородного правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно
статье 4.3 КоАП РФ при рассмотрении дела не установлены.

Сведения о тяжелом имущественном положении при рассмотрении административного дела не поступали.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 названной статьи должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

У имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного              административного нарушения и освобождении от административной ответственности, по статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является злоупотреблением доминирующим положением и совершением недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Данное административное правонарушение посягает на интересы потребителей электрической энергии – физических лиц. Государственный контроль за соблюдением запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества оказанных услуг.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей. Следовательно, опасность совершенного правонарушения заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении к установленному государством запрету на совершение действий, запрещенных антимонопольным законодательством.

ПАО «Россети Волга», злоупотребив доминирующим положением, нарушило порядок уведомления потребителей электрической энергии – физических лиц о прекращении подачи электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, о сроках и объемах ограничения режима потребления электрической энергии, что привело (могло привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей.

Исходя из характера, совершенного заместителем директора филиала ПАО «Россети Волга»-«Пензаэнерго» - главным инженером административного правонарушения, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 стати 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Сумму штрафа надлежит уплатить согласно реквизитам на перечисление штрафных санкций, налагаемых антимонопольными органами в соответствии КоАП РФ.

 

Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001

УФК по Пензенской области

(Управление Федеральной антимонопольной

службы по Пензенской области, л/с 04551456870)

КБК 161 116 01141 01 0031 140

ОКТМО 56701000

ОГРН 1025801359539

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНЗА БАНКА РОССИИ// УФК по Пензенской области г. Пенза

БИК 015655003

Единый казначейский счет (ЕКС): 40102810045370000047

Казначейский счет: 03100643000000015500

УИН 16100500000001039409

 

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (to58@fas.gov.ru).

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Руководитель управления

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны