Решение №058/06/106-166/2022 жалоба ООО «ЦИФРА» на положения извещения при проведении упо... от 3 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Министерство образования Пензенской области

440034, г. Пенза, ул. Маркина, 2

minobr@edu-penza.ru

 

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 75

pgz.pnz@obl.penza.net

 

Заявитель:

ООО «ЦИФРА»

(ИНН 5837075628 /ОГРН 1195835006971)

cifraltd@yandex.ru

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Максофт»

105005, г. Москва, ул. Бауманская, д. 68/8, строение 1, эт. 2, пом. III, оф. 5

info@maksoft.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-166/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«03» марта 2022 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Министерства образования Пензенской области – <…> (представитель по доверенности);

со стороны уполномоченного органа – Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области – <…> (представитель по доверенности);

со стороны заинтересованного лица – ООО «Максофт» - <…> (представитель по доверенности);

в отсутствие подателя жалобы – представителя ООО «ЦИФРА», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «ЦИФРА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования в образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (шифр 56-2022-нр5210)» (извещение № 0155200000922000024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

 

24.02.2022 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «ЦИФРА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования в образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (шифр 56-2022-нр5210)» (извещение № 0155200000922000024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022).

Согласно доводам жалобы, документы извещения об осуществлении закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку:

1) описание объекта закупки (а именно пункты 1.9, 1.10) позволяет предложить к поставке ноутбук единственного производителя - ГК «Аквариус», что нарушает статью 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, в описание объекта закупки не включен ряд характеристик товара, которые влияют на опции товара и, соответственно, на его стоимость;

2) в извещении неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236;

3) требования к содержанию и составу заявки неправомерно содержат условие, в соответствии с которым, информация, предусмотренная пунктом 1.3, направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным пунктом 1.14, до 31 марта 2022 года включительно при том, что дата подведения итогов электронного аукциона – 03.03.2022;

4) требования к содержанию и составу заявки неправомерно не содержат оговорку о том, что ограничения допуска радиоэлектронной продукции, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применяются «в случае установления в извещение об осуществлении закупки требований к составу заявок на участие в закупке»;

5) в пунктах 10.3 – 10.5 проекта контракта неправомерно отсутствует размер ответственности для случаев, когда цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно). Также, описание объекта закупки не содержит требование к гарантийному сроку на поставляемое оборудование.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «ЦИФРА» принята и назначена к рассмотрению на 02.03.2021 в 14 часов 00 минут.

До заседания Комиссии Управления в адрес Пензенского УФАС России поступило ходатайство от ООО «Максофт», в котором общество просит допустить его к участию в рассмотрении жалобы в связи с тем, что ООО «Максофт» является лицом, подавшим заявку на участие в закупке, права которого могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы.

Согласно пункту 3.1.2 Административного регламента, заинтересованными лицами признаются лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с рассмотрением жалобы. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии (пункт 3.27 Административного регламента). В соответствии с пунктом 3.29 Административного регламента, заинтересованные лица вправе давать свои пояснения по жалобе в устной и (или) письменной форме.

Поскольку права и законные интересы ООО «Максофт» могут быть затронуты в результате рассмотрения жалобы, Комиссия приняла решение о привлечении ООО «Максофт» к рассмотрению жалобы в качестве заинтересованного лица.

Представители заказчика, уполномоченного органа, заинтересованного лица участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы по существу от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ООО «ЦИФРА» в связи с невозможностью обеспечить его явку.

В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 03.03.2022.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу (вх. № 1093э от 02.03.2022), считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Относительно оспариваемой характеристики (прим., в пункте 1.9 указано: «Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1) - ≥ 2») указал, что в скобках указаны варианты характеристик, товар с которыми может быть предложен участниками закупки (участники могут выбрать одно или другое).

На рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу (вх. № 1091э от 02.03.2022), считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица указала, что ООО «Максофт» подало заявку на участие в закупке, пояснила, что по обжалуемому пункту описания объекта закупки участник столкнулся с сомнениями по поводу того, какой порт USB необходимо указать. Требование о наличии у товара порта USB 3.2 отдельно прописано не было. Производителем, товар которого общество предлагает к поставке в рамках аукциона, представлена информация о наличии у оборудования портов USB 3.1, USB 3.2, без указания на Gen. В связи с этим ООО «Максофт» предложило к поставке товар с USB 3.1, поскольку считает, что участникам предоставлена возможность выбора, и если товар имеет один из вариантов поименованных портов в количестве 2 или более, то он может быть предложен участником закупки.

 

Во время перерыва подателем жалобы дополнительно представлены письменные пояснения, согласно которым, исходя из требований описания объекта закупки (пункты 1.7 и 1.9), заказчику необходимо, чтобы у закупаемых ноутбуков было не менее двух портов USB 3.2 Gen 1, USB 3.2 Gen 2 соответственно. В скобках указаны те же порты, имеющие другие наименования разработчиков портов.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

18.02.2022 уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000922000024 о проведении электронного аукциона «Поставка компьютерного оборудования в образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (шифр 56-2022-нр5210)».

Начальная (максимальная) цена контракта – 62 625 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 01.03.2022 11:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 01.03.2022

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 03.03.2022.

ИКЗ 222583601144558370100100450012620244.

КБК 8740709184E452100244.

1) В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пунктами 1 – 23 части 1 настоящей статьи.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Извещение об осуществлении закупки № 0155200000922000024 содержит документ «Приложение 1 Описание объекта закупки» (далее – Описание объекта закупки). Из довода жалобы следует, что «ограничивающими» являются пункты 1.9, 1.10 Описания объекта закупки, которые устанавливают следующие требования к объекту закупки:

 

Наименование товара, характеристики

Значение характеристики

Ед. измерения характеристики

1

Ноутбук

 

 

1.1

Форм-фактор

Ноутбук

 

1.9

Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1)

≥ 2

Штука

1.10

Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2

Type-C

 

Как указано подателем жалобы, описание объекта закупки по указанным пунктам позволяет предложить к поставке ноутбук единственного производителя - ГК «Аквариус». В подтверждение своей позиции заявитель привёл в жалобе ссылки на сайты производителей компьютерного оборудования в сети Интернет.

Вместе с тем, по мнению Комиссии Управления, публикуемая на сайте в сети Интернет информация не всегда может быть актуальной либо полной (исчерпывающей), характеристики продукции на момент изучения сайта производителя могут быть изменены, что своевременно не будет отражено на сайте, либо информация на сайте производителя не будет содержать всех технических характеристик данной продукции.

В настоящем случае Комиссией принято во внимание, что при подготовке к проведению настоящей закупки в рамках обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получено 3 коммерческих предложения в отношении товара с техническими характеристиками, включенными в дальнейшем в Описание объекта закупки. Коммерческие предложения представлены на товар двух различных производителей – ноутбук Aquarius, ноутбук Гравитон. На участие в рассматриваемом электронном аукционе подана единственная заявка участника закупки, который, в свою очередь, в составе заявки представил документы на оборудование третьего производителя – ноутбук ПЭВМ RAYBook.

В рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссией Управления в адрес производителей компьютерного оборудования, поименованных в жалобе, направлены запросы относительно соответствия какого-либо производимого ими ноутбука техническим характеристикам и их значениям, указанным в пунктах 1.9, 1.10 Описания объекта закупки.

Комиссией получен ответ от производителя ноутбука RAYBook – ООО «АЙСИЭЛ ТЕХНО», из которого следует, что в настоящее время производимое ООО «АЙСИЭЛ ТЕХНО» оборудование не соответствует техническим характеристикам, указанным в запросе.

Ответ от производителя ноутбука Гравитон до рассмотрения настоящей жалобы не поступил. При этом на указанное оборудование заказчиком получено коммерческое предложение. У Комиссии отсутствуют какие-либо иные (кроме сайта в сети Интернет) доказательства несоответствия данного ноутбука требованиям заказчика (например, письма производителя относительно технических характеристик оборудования, относительно актуальности сведений, размещенных на официальном сайте, техническая и эксплуатационная документации и т.д.).

Заявитель на заседание Комиссии не явился, иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, не представил.

При указанных обстоятельствах сделать однозначный вывод о том, что Описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя (и не соответствует, например, ноутбук Гравитон), не представляется возможным, в связи с чем Комиссия считает настоящий довод жалобы не нашедшим своего подтверждения.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки при рассмотрении жалобы Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Извещение об осуществлении закупки № 0155200000922000024 содержит документ «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» (далее – Требования к заявке).

Указанный документ содержит порядок подачи заявки и отзыва заявки на закупку, список документов и сведений, подлежащих включению в состав заявки, инструкция по заполнению заявки в документе не содержится.

Комментарии относительно порядка предоставления характеристик предлагаемого участником закупки товара и их значений содержатся в составе документа «Описание объекта закупки», в котором указано следующее:

«Составляя свою заявку, участник закупки должен руководствоваться следующими правилами.

Если в Техническом задании значение показателя сопровождается знаками «≥», «≤», то Участником закупки в предложении указывается конкретное значение.

Если в Техническом задании указаны конкретные значения показателей, то Участником закупки должен быть предложен товар, с заданными значениями, данные значения показателей не изменяются».

Согласно позиции, изложенной участником, подавшим заявку на участие в закупке, по обжалуемому пункту описания объекта закупки (пункт 1.9 Описания объекта закупки) участник столкнулся с сомнениями по поводу того, какой порт USB необходимо указать. Требование о наличии у товара порта USB 3.2 отдельно прописано не было. Производителем, товар которого общество предлагает к поставке в рамках аукциона, представлена информация о наличии у оборудования портов USB 3.1, USB 3.2, без указания на Gen. В связи с этим участник предложил к поставке товар с USB 3.1, поскольку считает, что участникам предоставлена возможность выбора, и если товар имеет один из вариантов поименованных портов в количестве 2 или более, то он может быть предложен участником закупки.

Заказчик пояснил, что все показатели установлены исходя из описания позиции в Каталоге товаров, работ и услуг (далее – КТРУ), при этом в скобках указаны варианты характеристик, товар с которыми может быть предложен участниками закупки (участники могут выбрать одно или другое).

Комиссией принято во внимание, что характеристики, включенные в Описание объекта закупки, их формулировки использованы заказчиком в соответствии с описанием товара (работы, услуги) по позиции КТРУ 26.20.11.110-00000165 «Ноутбук».

Вместе с тем, отсутствие надлежащих пояснений и инструкций для участников закупки относительно того, каким образом следует понимать характеристики при использовании скобок, допускается ли в настоящем случае возможность выбора одного из наименований (вариантов) из скобок, следует ли участнику закупки указывать то или иное наименование (вариант) из нескольких и т.д., может привести к неоднозначному пониманию Описания объекта закупки и к возникновению (как в рассматриваемом случае) сомнений у участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия полагает, что заказчиком допущено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части наличия надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.

Помимо изложенного, как указано в жалобе, Описание объекта закупки не содержит характеристик товара, которые влияют на опции товара и соответственно на ее стоимость, а именно:

Интерфейс накопителя

Использование eSIM-карты

Использование физической SIM-карты

Наличие док-станции в комплекте

Объем памяти видеоадаптера

Наличие сенсорного экрана

По мнению подателя жалобы, неуказание данных характеристик товара, а значит отсутствие параметров и критериев аналогичности товара, заявленного в аукционе, в данном случае может привести к созданию условий для необоснованного отклонения заявок участников закупки исключительно по субъективному мнению членов аукционной комиссии/заказчика.

Комиссия обращает внимание на то, что указанные заявителем характеристики содержатся в разделе описание товара (работы, услуги) по позиции КТРУ 26.20.11.110-00000165 «Ноутбук».

Согласно пункту 4 Правил использования каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров (утв. утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Вместе с тем, названные заявителем характеристики содержатся в позиции КТРУ с пометкой «характеристика не является обязательной для применения».

Необязательные к применению характеристики в описании товаров, работ, услуг могут определять потребность заказчиков в ряде отдельных случаев, в связи с чем могут выбираться при необходимости. Заказчик вправе не использовать указанные в позициях каталога характеристики товаров, работ, услуг, не являющиеся обязательными к применению, при описании объекта закупки.

В настоящем случае заказчиком для описания объекта закупки выбраны те характеристики и их значения, которые необходимы для удовлетворения его потребности, заказчик находит их достаточными для закупаемого компьютерного оборудования, а описание объекта закупки полным.

Неустановление в описании объекта закупки тех или иных характеристик, которые не являются обязательными для применения, само по себе не может рассматриваться как ограничение количество участников закупки и нарушение законодательства о контрактной системе.

Заявителем не представлено сведений о том, каким образом отсутствие названных им характеристик в Описании объекта закупки может оказать влияние на допуск/ отказ в допуске к участию в электронном аукционе участников закупки.

С учетом изложенного, рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.

2) Из второго довода жалобы следует, что в извещении об осуществлении электронного аукциона неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.

Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее – минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.

Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Пунктом 2(1) Постановления № 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением № 1236 определен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Порядок).

Объектом закупки является поставка компьютерного оборудования (ноутбуков).

Согласно описанию объекта закупки, в комплект поставки включается: предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом на русском языке, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений (обусловлено необходимостью обеспечения работоспособности оборудования, а также возможности проверки характеристик при приемке).

Пунктом 6 Порядка установлено, что размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0155200000922000024, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии Постановлением № 1236 не установлен, обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в ЕИС не размещено.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика, не предусмотревшего запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, либо не разместившего обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии Постановлением № 1236, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Таким образом, рассматриваемый довод признается Комиссией обоснованным.

3) Исходя из третьего довода жалобы, требования к содержанию и составу заявки неправомерно содержат условие, в соответствии с которым информация, предусмотренная пунктом 1.3, направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным пунктом 1.14, до 31 марта 2022 года включительно при том, что дата подведения итогов электронного аукциона – 03.03.2022.

Извещение об осуществлении закупки № 0155200000922000024 содержит документ «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ» (далее – Требования к заявке).

Пунктом 1.3 части 2.1 Требований к заявке предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц (соответствует подпункту «в» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1.14 части 2.1 Требований к заявке предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (соответствует подпункту «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Часть 2.1 Требований к заявке содержит следующие примечания:

* Информация и документы, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2, 1.4-1.11 и 1.13, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.

Информация, предусмотренная пунктом 1.3, направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным пунктом 1.14 до 31 марта 2022 года включительно.

Пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами «а» - «л» пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.

При этом в части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ, предусматривающего внесение изменений в Закон о контрактной системе, установлено, что положения пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются по 31 марта 2022 года включительно в отношении информации, предусмотренной подпунктом «в» пункта 1 части 1 указанной статьи. Такая информация направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным подпунктом «о» пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона)

Таким образом, в период проведения настоящего электронного аукциона действуют переходные положения, которые предусматривают включение участником закупки в состав заявки информации об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц до 31 марта 2022 года включительно.

При этом обжалуемым примечанием части 2.1 Требований к заявке учтены указанные переходные положения законодательства о контрактной системе, в связи с чем нарушений при включении данного примечания в Требования к заявке не усмотрено. Довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

4) Из четвертого довода жалобы следует, что требования к содержанию и составу заявки неправомерно не содержат оговорку о том, что ограничения допуска радиоэлектронной продукции, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, применяются «в случае установления в извещение об осуществлении закупки требований к составу заявок на участие в закупке».

 

Требования к заявке в части 3 содержат информацию о порядке применения условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н; ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102; ограничений и условий допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 и т.д. Помимо прочего данная часть содержит информацию о порядке применения ограничений допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленных постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Указанная часть Требований к заявке содержит общую справочную информацию относительно возможных запретов, ограничений, условий допуска товаров (работ, услуг), происходящих из иностранных государств, в зависимости от объекта закупки.

При этом запреты, ограничения, условия допуска, как следует из положений пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, устанавливаются в извещении об осуществлении закупки.

Данное указание содержится в Требованиях к заявке. Так, в части 2.1 Требований к заявке (пункт 5 таблицы 2) указано:

«Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать:

5) Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами».

В связи с изложенным у Комиссии нет оснований полагать, что информация, указанная в части 3 Требований к заявке в отношении порядка применения ограничений допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, могла ввести в заблуждение участника закупки, препятствовать верному пониманию того, какие запреты, ограничения, условия допуска установлены в отношении рассматриваемого объекта закупки, а также того, какие документы и сведения необходимо предоставить для применения к участнику закупки, предлагаемому им товару национального режима.

В связи с изложенным, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

5) Подателем жалобы указано, что в пунктах 10.3 – 10.5 проекта контракта неправомерно отсутствует размер ответственности для случаев, когда цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Извещение об осуществлении закупки № 0155200000922000024 содержит документ «проект контракта» (далее – проект контракта).

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила определения размера штрафа).

Пунктом 5 Правил определения размера штрафа установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:

а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:

10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

В силу пункта 6 Правил определения размера штрафа, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В пункте 9 Правил определения размера штрафа установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 62 625 000,00 рублей. При этом Комиссией установлено, что в пунктах 10.3 – 10.5 проекта контракта, определяющих ответственность сторон в случае неисполнения, ненадлежащего исполнения контракта, соответствующих по своему содержанию пунктам 5, 6 и 9 Правил определения размера штрафа, не содержат размера ответственности для случаев, когда цена контракта превышает 50 млн. рублей (составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Таким образом, в проекте контракта надлежащим образом не установлен порядок определения размера штрафов в соответствии с Правилами определения размера штрафа, что является нарушением частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Требования о предоставлении гарантии, а также о сроке действия гарантии содержатся в разделе 5 проекта контракта.

Так, согласно пункту 5.2 проекта контракта, вместе с товаром предоставляется гарантия качества производителя и гарантия качества Поставщика на товар.

В пункте 5.3 проекта контракта указано следующее:

«5.3. Срок действия гарантии Поставщика и Производителя на Товар составляет _____* месяцев;

Срок действия гарантии Поставщика на Товар составляет не менее гарантийного срока, установленного производителем Товара. Предоставление гарантии осуществляется вместе с товаром. Течение гарантийных сроков устанавливается со дня подписания Заказчиком акта приемки поставленного товара.

* заполняется в соответствии с информацией, предоставляемой победителем электронного аукциона в течение 5 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов / протокола рассмотрения единственной заявки и в соответствии с гарантийными сроками, установленными в части III «Техническая часть документации об аукционе», гарантия не может быть менее 24 месяцев».

Таким образом, в нарушение части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком не установлено однозначное требование к сроку действия гарантии производителя и (или) поставщика товара. Названные положения проекта контракта устанавливают ничем не предусмотренный порядок предоставления дополнительных сведений участником закупки после подведения итогов закупки и до заключения с ним контракта, а также содержат ссылку на часть III «Техническая часть документации об аукционе», которая в извещении об осуществлении электронного аукциона, документах закупки отсутствует.

С учетом изложенного рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

С учетом выявленных Комиссией Управления нарушений Закона о контрактной системе, в целях соблюдения прав и законных интересов участников закупки, Комиссией принято решение о выдаче обязательного для исполнения предписания.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЦИФРА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования в образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (шифр 56-2022-нр5210)» (извещение № 0155200000922000024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022), частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14, частей 5, 8 статьи 34, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

<…>

 

Заказчик:

Министерство образования Пензенской области

440034, г. Пенза, ул. Маркина, 2

minobr@edu-penza.ru

 

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 75

pgz.pnz@obl.penza.net

 

Заявитель:

ООО «ЦИФРА»

(ИНН 5837075628 /ОГРН 1195835006971)

cifraltd@yandex.ru

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Максофт»

105005, г. Москва, ул. Бауманская, д. 68/8, строение 1, эт. 2, пом. III, оф. 5

info@maksoft.ru

 

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

по жалобе № 058/06/106-166/2022

 

03» марта 2022 года                                                                              г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

на основании решения от 03.03.2022 № 058/06/106-166/2022 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЦИФРА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Министерства образования Пензенской области аукциона в электронной форме «Поставка компьютерного оборудования в образовательные организации в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (шифр 56-2022-нр5210)» (извещение № 0155200000922000024 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.02.2022), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 23.03.2022 устранить нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14, частей 5, 8 статьи 34, части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
  • отменить процедуру заключения контракта;
  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
  • внести изменения в извещение об осуществлении закупки (документы извещения) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
  • продлить сроки подачи заявок на участие в закупке;
  • установить новые регламентированные сроки проведения процедуры подачи предложений, подведения итогов определения поставщика;
  • разместить информацию о новых установленных регламентированных сроках;
  • осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и решением Комиссии Управления от 03.03.2022 № 058/06/106-166/2022.
  1. Оператору электронной площадки в срок до 23.03.2022 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий.
  2. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки в срок до 28.03.2022 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru.

 

За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны