Заключение №795-3 заключение от 16 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 058/01/17-938/2020

 

«9» марта 2021 г.                                                                                                     г. Пенза

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

- <...>. – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

членов Комиссии:

- <...>. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

- <...>.. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

в присутствии представителей администрации Шемышейского района Пензенской области (далее – Администрация):

- <...>.– представителя по доверенности от 09.03.2021 № 11;

- <...>.– представителя по доверенности от 09.03.2021 № 12;

- <...>. – представителя по доверенности от 09.03.2021 № 13;

в отсутствие заинтересованного лица Индивидуального предпринимателя <...>., лицо о времени и месте рассмотрения настоящего дела уведомлено надлежаще, 

рассмотрев дело № 058/01/17-938/2020 по признакам нарушения Администрацией Шемышейского района Пензенской области требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

По результатам проводимой Пензенским УФАС России плановой выездной проверки в отношении администрации Шемышейского района Пензенской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, приказом Пензенского УФАС России от 28.12.2020 № 157 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № 058/01/17-938/2020  в отношении администрации Шемышейского района Пензенской области (ИНН 5833003510, ОГРН 1035801900001, 442430, Пензенская область, Шемышейский район, р.п. Шемышейка, ул. Ленина, д.47) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при организации и проведении аукционов в электронной форме «Приобретение  квартиры для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в рабочем поселке Шемышейка Шемышейского района Пензенской области».

В ходе анализа представленных материалов дела установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1, частью 5 статьи 10 Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области", (далее в настоящей части - граждане) жилыми помещениями, в том числе, по приобретению (строительству) жилых помещений в целях их последующего предоставления гражданам.

Отдельными государственными полномочиями, предусмотренными пунктами 1 - 12 части 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления Башмаковского, Бековского, Белинского, Бессоновского, Вадинского, Городищенского, Земетчинского, Иссинского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого, Лопатинского, Лунинского, Малосердобинского, Мокшанского, Наровчатского, Неверкинского, Нижнеломовского, Никольского, Пачелмского, Пензенского, Сердобского, Сосновоборского, Спасского, Тамалинского, Шемышейского муниципальных районов и городских округов городов Заречного, Кузнецка, Пензы.

Администрация Шемышейского района Пензенской области действует на основании Устава Шемышейского района Пензенской области (в редакции решения Собрания представителей Шемышейского района Пензенской области от 28.03.2019 № 186-21/6).

В соответствии со статьями 17, 21 Устава Администрация – местная администрация, исполнительно-распорядительный орган Шемышейского района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Шемышейского района федеральными законами и законами Пензенской области.

Согласно уведомлению от 27.12.2018 № 850-S303-1-30 о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов из бюджета Пензенской области в бюджет Шемышейского района предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта - Субвенции на обеспечение представления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 2 460 810, 00 рублей.

Установлено, что Администрацией 07.06.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355300008719000032 о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение  квартиры для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в рабочем поселке Шемышейка Шемышейского района Пензенской области» (далее – Аукцион) и соответствующая Аукционная документация.

Согласно Информационной карте (раздел 1 Документации об Аукционе):

 - Начальная (максимальная) цена контракта - 1 225 105,00 (один миллион двести двадцать пять тысяч сто пять) рублей 00 копеек, сформирована с учетом расходов на уплату налогов, сборов  и других обязательных платежей (п.6.1).

- Дата проведения Аукциона – 21.06.2019 (п.23).

В пункте 5.6. Информационной карты установлено, что «Жилое помещение должно быть новым».

В соответствии с пунктами 4, 5 Информационной карты информация о количестве товара, объеме выполнения работ, оказания услуг, краткое описание объекта закупки (предмета контракта), характеристики - в соответствии с приложением № 1 к информационной карте электронного аукциона.

В Приложении № 1, размещенном в рамках настоящей закупки, содержится Техническое задание объекта закупки (далее – Техническое задание).

Согласно указанным в Техническом задании характеристикам объектом закупки является жилое помещение (квартира), состоящее из одной жилой комнаты, общей площадью не менее 25,0 кв.м., месторасположение – Пензенская область, Шемышейский район, р.п. Шемышейка.

В пункте 1.6. «Основные требования к помещению» Технического задания предусмотрено, в том числе:

- ванная комната – «потолки должны быть выполнены из панелей ПВХ или натяжные» (пп.а);

- жилая комната, кухня, коридор – «наличие потолочных плинтусов, потолки должны быть натяжные или подвесные, стены должны быть поклеены обоями или стеновыми панелями (МДФ) разного цвета для каждой комнаты» (пп.б);

- обязательное наличие благоустройства придомовой территории, в т.ч. «отмостки по периметру квартиры».

Согласно протоколу от 18.06.2019 № 0355300008719000032-1 на время и дату окончания срока подачи заявок (17.06.2019 до 09 ч. 00. мин.) оператором электронной площадки муниципальному заказчику направлена 1 (одна) заявка на участие в Аукционе от индивидуального предпринимателя <...>, рассмотрев которую аукционной комиссией было принято решение о признании его единственным участником и с которым в последующем был заключен соответствующий контракт.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996                       N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда).

Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым данной части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.

Действующим законодательством РФ требований о приобретении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей с обязательным наличием в жилой комнате, кухне, коридоре потолочных плинтусов, натяжных или подвесных потолков, стен, поклеенных обоями или стеновыми панелями (МДФ) разного цвета для каждой комнаты», в ванной комнате натяжных потолков или из панелей ПВХ, наличие отмостки по периметру квартиры, не установлено.

Кроме того, согласно пункту 1.3. проекта контракта (раздел 3 Аукционной документации) «Жилое помещение» - дом, квартира, которые должны находиться в домах малоэтажной застройки с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Аналогичное понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.

Исходя из содержания пункта 1.3. проекта контракта, предлагаемое к приобретению жилое помещение может быть расположено на 2 и 3 этажах дома малоэтажной застройки.

Вместе с тем, при одновременном установлении в Техническом задании требования об отмостке по периметру квартиры, исключается возможность приобретения жилого помещения выше первого этажа.

Кроме того, требование о наличии отмостки по периметру квартиры предполагает наличие водонепроницаемого покрытия вокруг здания.

Частью 3 статьи 16 ЖК РФ предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Исходя из изложенного, требование о наличии «отмостки по периметру квартиры» является не выполнимым.

Рассматриваемые действия Администрации по установлению вышеуказанных требований к приобретаемому жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей также имели место при проведении аналогичного аукциона в электронной форме, извещение № 0355300008719000033 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru., по результатам проведения которого муниципальный контракт также заключен с ИП <...>.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Установление в аукционной документации вышеуказанных требований, привело (могло привести) к невозможности участия в Аукционе собственников жилых помещений, отвечающим иным требованиям закупки, и имеющих намерение продать данное жилое помещение. 

Доводы представителей Администрации о включении в техническое задание Аукционной документации требования о наличии обоев или стеновых панелей (МДФ) разного цвета для каждой комнаты в соответствии с Руководством по проектированию цветовой отделки интерьеров жилых, лечебных и производственных зданий (1978) (далее – Руководство) являются необоснованными, поскольку данное Руководство не является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения, а носит рекомендательный характер и согласно вводной части Руководства предназначено для архитекторов, проектирующих цветовую отделку интерьеров производственных, жилых и общественных зданий для архитекторов и художников, разрабатывающих новые отделочные материалы.

Правовых оснований установления в Аукционной документации вышеуказанных требований к приобретаемому жилому помещению (квартиры), в антимонопольный орган не представлено.

Установление в Техническом задании Аукционной документации рассматриваемых требований к жилому помещению (квартире), привело (могло привести) к сокращению круга потенциальных участников Аукциона.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования товарного рынка определен 2019 год.

Предметами торгов являются приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.

Состав участников торгов ограничен одним хозяйствующим субъектом – индивидуальным предпринимателем Воробьевым А.Ю., с которым впоследствии заключены муниципальные контракты.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что в действиях Администрации по установлению в Техническом задании Аукционной документации вышеуказанных конкретных требований к объекту закупки усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны